Дом, семья, быт

Сообщение о начале 20 века. Изменения в XX веке. Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Мне показалось что участники дискусии в основном обращали внимание на довольно частные вещи, и макроскопической картины так и не получилось.

Ниже я предлагаю свой вариант - около 15 важнейших изменений в образе жизни, мышлении, культуре, которые произошли в течении прошлого века. Несколько пунктов подробно, остальные - тезисно, будут развёрнуты в следующем посте.

Итак, предыдущий, XX век:

1. Радикальное сокращение детской смертности и увеличение продолжительности жизни
Смерть, её ожидание и вероятность, и связанные с ней ритуалы занимают центральное место в любой культуре. В XX веке произошли невероятные изменения в этой области. Впервые в истории человек с большой вероятностью может дожить до возраста биологической старости (60-80 лет).

Ещё в Древней Греции V века до н.э. мужчина, доживший до 30 лет, имел хороший шанс дожить и до 60. Но при этом 2/3 людей не доживали до 30 лет, и 30-40% умирали в младенчестве и раннем детстве. Эта ситуация, с флуктуациями и небольшими улучшениями, продолжалась до XIX века, и тогда продолжительность жизни начала необратимо расти. Но основные изменения произошли в течении XX века, и навряд ли такие же радикальные изменения повторятся в нынешнем столетии.

Основные изменения продолжительности жизни связаны с уменьшением детской смертности почти до нуля (в развитых странах), а так же радикальным сокращением смертности от инфекционных заболеваний. Поскольку это происходило очень быстро в историческом смысле, но всё-таки в течении нескольких поколений, трудно осознать огромный культурный шок явившийся результатом этого: обычный человек может вполне рассчитывать что доживёт до зрелого возраста (до 50 лет с вероятностью около 90%). Нам совсем непросто осознать ситуацию 100-летней давности когда этого ещё не было.

2. Демографический взрыв
XX век стал центральным периодом большого демографического скачка начавшегося в конце XVIII века и, видимо, в основном завершающегося в XXI веке. Как и предыдущие "великие демографические взрывы" (неолитической революции, начала бронзового века, и "осевого времени" VI-I веков до н.э.) численность населения Земли за время такого скачка возрастала примерно в 10 раз, в то время как между скачками изменения были во много раз меньше. В последнем случае - от 1 миллиарда около 1800 до примерно 10 млрд. ожидающихся к концу XXI века. Основной скачок (несмотря на самые кровопролитные войны в истории) приходится именно на XX век.

Этот скачок нельзя сводить только к простому следствию пункта (1). Предыдущие великие демографические взрывы происходили несмотря на то что детская смертность оставалась практически постоянной. На этот раз именно радикальное сокращение детской (и инфекционной) смертности стало главной составной частью этого структурного скачка.

3. Исчезновение голода, выход из "мальтузианской ловушки"
На протяжении всей истории популяция населения изменялась по законам близким к экологическим: периоды роста достигали насыщения "ёмкости среды" (carrying capacity), и после этого начинался голод, эпидемии, затяжные войны и население данного региона существенно уменьшалось. Голод постоянно присутствовал в человеческой истории, но распределялся очень неравномерно: иногда целые десятилетия на большой территории проходили в относительном продовольственном достатке, но в другие периоды голодные годы следовали один за другим.

Один раз в истории человечества, в зрелой Римской Империи, I-II века н.э. (и ещё в IV веке) общество подошло устойчивому продовольственному достатку: для большинства жителей империи голод остался в прошлом, диета стала разнообразной и насыщенной, и даже появилась проблема ожирения. С падением империи традиционное состояние отсутствия продовольственной безопасности и бедности диеты вернулось, до XVIII века.

В XIX веке наконец голод почти исчез из самых развитых стран, а XX - почти у всего человечества. Основные количественные изменения пришлись именно на прошлый век. Трудно переоценить культурное значение этой революции - когда вдруг забота о "хлебе насущином" отступила на второй план и более важной стала проблема ожирения, потери веса и "правильной" диеты.

4. Электрификация, круглосуточный образ жизни
Если бы инопланетяне в тарелочках на протяжении тысяч лет наблюдали за Землёй из космоса, они бы заметили что макроскопические изменения, за исключением сезонных колебаний, происходят довольно постепенно: немного смещаются климатические зоны, варьируется цвет растительности, кое-где заметны результаты человеческой деятельности. Но с конца XIX века можно было увидеть нечто поразительное: в тёмной, ночной половине Земли вдруг начали разрастаться огромные пятна света. Вокруг больших пятен появлялись маленькие точки, они разрастались, соединялись линиями, и целые большие территории покрывались сплошным световым фоном.

Если механизация, радикальное уменьшение доли мускульной энергии человека и животных - явление ХIX века, то массовая, доступная электрификация - важнейшее технологическое достижение XX века. Она привела к радикальному изменению образа жизни, "отступлению темноты" и возможности фактически 24-часового функционирования общества.

5. Исчезновение сословных привилегий
аристократия, рабство, сословия

6. Политическая эмансипация
Всеобщее избирательное право

7. Сокращение расстояний
1800: вокруг света - 500 дней
1900: 80 дней
2000: 2 дня

8. Резкое возрастание роли государства в экономике

9. Новый тип политической элиты
"Партия нового типа" зародившаяся в СССР, как альтернатива традиционной аристократии, партийной демократии англо-саксонского типа или колониальной администрации

10 Диетическая революция:
холодильники и морозильники, фаст-фуд, полуфабрикаты, пластиковые упаковки, микроволновые печи, круглогодичная доступность всех видов еды.

11. "Закат Европы"
В 1900 году мировая политика - на 80% это европейская политика. 65% мировой экономики сосредоточено в Западной Европе. 2000 год - подчинённое положение к сверхдержаве США, наиболее быстрорастущий регион - Азия.

12. "Общество потребления"

13. Новый вид массовой культуры
Традиционная массовая культура - карнавалы, ярмарки, шествия, "крёстные ходы" и т.д.
Новая масскультура - командный спорт на стадионах, рок-концерты, "рэйвы", "тусовки".

14. Мгновенные, массово доступные новости
Радио, телевизор в каждом доме, в каждом баре.

15. Массовые совместные ощущения (shared experience)

16. Революция вертикали
Это не то что вы думаете, не о "вертикали власти" или общественной стратификации.
Речь идёт об этажности, о высоких домах, "росте в 3-м измерении", о роли лестниц, лифтов, этажей, балконов в бытовой культуре.

Все мы знаем, какую важную роль в жизни любого человека играет внешность. И так было во все времена в любом месте на планете. В этой подборке мы расскажем вам о том, как менялись представления о физической привлекательности на протяжении 20-го века. В зависимости от десятилетия идеальный мужчина и идеальная женщина выглядели по-разному. Просто помните: красота - в глазах смотрящего.

1. В начале 1900-х годов в моде были аппетитные формы и стильные костюмы

На протяжении начала 1900-х годов женщины носили S-образные корсеты, которые подчёркивали их фигуру. Цель состояла в том, чтобы сделать акцент на пышных бёдрах и подтянуть грудь. Иллюстратор Чарльз Гибсон популяризировал этот образ, который известен, как «девушка Гибсона». Женщины носили объёмные блузки, украшенные кружевом и лентами. Их головы покрывали большие широкополые шляпы, волосы были разделены пробором по центру.

Молодые люди предпочитали сбривать усы и коротко стричь волосы. Более взрослые джентльмены в начале 1900-х и в 1910-е годы носили бороды. Были распространены костюмы их трёх предметов, а также узкие жакеты и накрахмаленные воротники. После начала Первой мировой войны мужчины часто позировали в военной форме.

2. Пышные формы вышли из моды в 1920-е годы


В 1920-е годы в моду вошли платья в стиле «флэппер» с прямыми силуэтами и более коротким подолом. Женщины выбирали более повседневную одежду. Цель состояла в том, чтобы приблизить фигуру к мальчишеской. Самые отважные женщины также начали носить короткие стрижки. Это была эпоха джаза и вечеринок. В женском образе приветствовалось больше обнажённой кожи и непосредственности.

Мужчины той эпохи носили брюки с манжетами. Обувь той эпохи украшала бахрома. Так же, как и женщины, мужчины той эпохи стремились быть худыми.

Шляпы были безумно популярны в 1920-е годы


В начале 1900-х годов женщины предпочитали широкополые шляпы. К 20-м годам они начали носить шляпки-клош («колокол»), которые идеально подходили для женщин с короткими волосами. Они часто сочетали эти шляпки с шикарными платьями в стиле «флэппер». Мужчины в 1920-е годы носили разные шляпы в зависимости от случая: соломенные шляпы, панамы и котелки и федоры. Шляпки-котелки были особенно популярны. К концу десятилетия мужские шляпы стали ярче.

3. В 1930-е годы в моде был гламур, несмотря на Великую Депрессию


4. В 40-х годах в моду вошли широкие плечи и грудь


В 1940-е годы женщины начали носить платья длиной по колено и надевать подплечники под платья, блузки и куртки, создавая мужественный образ. Женщинам нередко приходилось переделывать мужские костюмы в женскую одежду в то время, пока мужчины сражались с противником во время Второй мировой войны. Разрезы на юбках не приветствовались, но от красивых вырезов на одежде никто не отказался. Одежда той эпохи была меньше ориентирована на моду и больше на долговечность. В течение 40-х годов мужчины обычно носили костюмы, спортивные пальто, брюки и свитера. Типичный наряд состоял из штанов и рубашки. Мужчины также часто носили жилеты. Одежда должна была подчёркивать их фигуру. Актёры, например, Кларк Гейбл и Чарльз Атлас вдохновляли мужчин на занятия спортом и построение красивого мускулистого тела.

5. В 1950-е годы идеалом женского тела считалась фигура «песочные часы»


Звёзды Голливуда, такие, как Мэрилин Монро, оказали большое влияние на женские стандарты красоты в 1950-е годы. В моде были фигуры типа «песочные часы» и идеальная кожа. После строгих правил военного времени пошла повальная мода на гиперсексуальность и женственность. Женщины носили платья, свитера и юбки. Платья были с широкими юбками с кринолином и воротниками с рисунками на них. Платья более облегающих фасонов стали более популярны в этом десятилетии. Мужчины в 1950-е годы предпочитали более свободный стиль. Они носили гавайские рубашки, брюки и лоферы. Рубашки поло носили не только на поле для гольфа, но и в обычной жизни. Молодые люди носили свитера и бейсбольные куртки. Стильный образ «плохого парня», который воплотил Джеймс Дин – кожаная куртка, белая футболка и джинсы – был очень популярен.

6. Андрогинный образ был наиболее популярен в начале 60-х годов


В начале 1960-х годы в США был экономический подъём, и многие женщины стремились покупать одежду, а не шить её сами. Одежда, которую носили люди, часто указывала на их социальный класс. В моду вошла одежда в стиле «casual». Женщины стремились быть худыми, как модель Twiggi. В моде была андрогинность. Женщины носили мини-юбки и стремились подражать стилю британской молодёжной субкультуры «моды». И мужчины и женщины выбирали яркие цвета и одежду с геометрическими узорами. Мужчины носили расклешённые брюки, трикотажные рубашки и свитера.

7. Хиппи нарушили все модные правила в поздние 60-е


Районы Хейт-Эшбери в Сан-Франциско и Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке были населены хиппи в 1960-е годы, которые носили одежду, которая полностью контрастировала с тем, что было в моде в то время. Женщины отказывались от макияжа и утягивающих предметов гардероба, таких, как пояса, бюстгальтеры и чулки. Вместо этого они надевали крестьянские рубашки, расклешенные джинсы и юбки-макси. И мужчины и женщины предпочитали носить сандалии и отращивать волосы. Мужчины также отращивали бороды.

8. Индивидуализм победил в 70-е годы


К 1970-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

9. Идеал 80-х: супермодели и накаченные парни


К 1980-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

11. Все стремились быть худыми в 90-е


В начале 90-х в моде была чрезмерная худоба. Очень стройные модели покоряли подиумы. Женщины носили тонкие платья и более свободные фасоны, были популярны расклешённые джинсы. Мужчины стремились выглядеть как обычные парни – не слишком толстые и не слишком худые. Был очень популярен узор шотландка, повседневные силуэты, свитера, комбинезоны и брюки.

  • Только что в «Новом литературном обозрении» вышел заключительный, третий том «Истории тела», посвященный тому, как минувший век радикально изменил его восприятие в Европе и США. На протяжении столетия человеческое тело было многократно унижено и возвеличено, обезличено и выделено. Общество все гуманнее относилось к телесным недостаткам — вплоть до утверждения полного равноправия здорового тела и инвалидного — и в то же время миллионы людей жестоко уничтожались во время многочисленных войн. Разумеется, важные изменения в отношении к телу происходили и вне трагических аспектов. Большое влияние на представления об идеальном теле оказало развитие спорта. В XX веке из аристократического досуга он превратился в массовую и сверхприбыльную индустрию, выковывающую экстремальных рекордсменов и жестокую к проигравшим. Каноны человеческой красоты стремительно меняются под натиском образов моды и кино, свобода сексуальных отношений влечет за собой небывалое раскрепощение и одновременно увеличивает опасность тяжелых заболеваний, а медицина, по праву гордясь победой над одними недугами, десятилетиями буксует в попытке одолеть другие. Следуя логике авторов «Истории тела», мы покажем эволюцию отношения к телу в разных аспектах.

    Медицина XX века

    Вакцинация от таких заболеваний, как полиомиелит и оспа, позволила практически искоренить их. Если раньше риск умереть был примерно равным для любого возраста, то в XX столетии он стал увеличиваться только к старости. Тем не менее, история медицины XX века оказалась далека от мечтаний о полной победе над болезнями.

    Фото: John Vachon/United States Farm Security Administration Вакцинация от брюшного тифа в американской школе, 1943 год
    Фото: Stop Transmission of Polio Teams Вакцинация от полиомиелита в Индии, 2002

    XX век благодаря развитию медицинских технологий позволил совершать немыслимые ранее операции — например, пересадку органов. Трансплантация почек начинается с 1930-х, далее следуют поджелудочная железа, печень, сердце, легкие, конечности. Такие смельчаки, как итальянский врач Серджо Канаверо, утверждают, что возможна даже пересадка головы.


    Фото: Pavol Podolay Первая пересадка сердца в Чехословакии, 1968

    Первый в истории рентгеновский снимок — рука жены Вильгельма Рентгена Анны Берты Людвиг, 1895. Новые технологии поначалу вызывали испуг. Посмотрев на снимок, жена Рентгена воскликнула: «Я увидела мою смерть!»


    Томография, эхография — новые, появившиеся в XX веке методы медицинского обследования. Недоверие к ним сменилось их вхождением в моду.


    Фото: Hellerhoff МРТ-снимок головного мозга

    Сегодня при беременности УЗИ не просто сообщает родителям о состоянии плода, но является важным событием в жизни семьи, потому что позволяет заранее определить пол ребенка.


    Нагота, секс, гендер

    Пляж в XX веке превращается из места, где люди кратковременно купаются в полном облачении, прикрывающем все «неприличные» места, в место одновременной естественной открытости и приватности: границы устанавливаются сами, принимая все более откровенную пляжную моду.


    Фото: Joachim Spremberg/Bundesarchiv Пляж в Германии, 1975
    Фото: Miguel Discart Пляж в Доминиканской Республике, 2015

    В течение XX века порог толерантности к порнографии постоянно повышался. В 1970-е в области порнографического кино, до того остававшегося маргинальным жанром, наступил свой «Золотой век».

    Фильм 1972 года «Глубокая глотка» — один из главных представителей «золотого века» порно 1970-х.


    Саша Грей и Стоя — порнозвезды 2010-х, задавшие тренд на образ порноактрисы-интеллектуалки и успешно легитимизировавшие свою профессию в публичном поле



    Обнажение может быть формой протеста.


    Фото: Joseph Paris Акция международной организации FEMEN перед Министерством юстиции Франции, 2012

    Гей-парады начинаются как акции немногочисленных смелых геев и лесбиянок, протестующих против дискриминации, и сталкиваются с негативной реакцией окружающих. К рубежу веков они превращаются в Европе и Америке в красочные и многолюдные шествия, в которых в знак солидарности принимают участие и гетеросексуалы.



    В целом западное общество, по-прежнему живущее сообразно маскулинным стереотипам, терпимее относится к лесбиянкам, чем к геям. В 1956 году любовный роман Ги Де Кара с характерным названием «Проклятая» рассказывает о «странной», но подлинной страсти женщины к женщине.


    XX век позволил людям, всю жизнь ощущавшим психологическое несоответствие своему биологическому полу, исправить «ошибку природы»: операции по смене пола стали обычным делом. Самый известный транссексуал начала XXI века — бывший олимпийский чемпион Брюс Дженнер, ставший Кейтлин Дженнер.


    Фото: Wikimedia Брюс Дженнер с президентом Либерии Уильямом Толбертом и президентом США Джеральдом Фордом после Олимпийских игр 1976 года
    Фото: Mike Mozart Кейтлин Дженнер на обложке Vanity Fair, 2015

    Эстетика тела

    Развившаяся в XX веке эстетическая пластическая хирургия не служит никаким иным целям, кроме достижения (в глазах пациента) телесного совершенства, соответствия идеальному образу себя. Сегодня пластическая хирургия — многомиллиардный бизнес, прочно вошедший в повседневность: операции вроде лифтинга или увеличения груди стали рутиной


    Еще один способ достижения желанного телесного облика — физические упражнения, доходящие до крайности в практике бодибилдинга, в которой читается желание довести тело до состояния идеального и мощного механизма.


    Татуировки выходят из маргинальной зоны и становятся явлением поп-культуры в 1970-е годы. Ремесло татуировщика все больше претендует на статус самостоятельного искусства.


    Некоторые в погоне за совершенством стремятся покрыть татуировками как можно большую площадь тела — как, например, Лаки Даймонд Рич, включенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый татуированный человек в мире.


Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.



Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Литература

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. – М., 1994. - 239 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192 с.

8. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 408 с.

9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.


Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

План

4. Становление и развитие советской педагогики. Известные советские педагоги.

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

11 декабря 1917 г. было принято постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению". Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские.

20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравность женщин в области образования, как и в других областях общественной жизни. В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса во всех учебных заведения было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в введение Народного Комиссариата по просвещению, всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Это обеспечило единство школьной реформы. Большое значение для улучшения учебной работы школы и обеспечения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 г.), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.

На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.

В течении 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Пантелея Николаевича Лепешинского шла усиленная разработка "Основных принципов единой трудовой школы". Затем они были опубликованы под названием "Декларация о единой трудовой школе". В этой декларации были провозглашены новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Основное внимание "Декларация" уделяла вопросам демократизации школы, устанавливалась общедоступность и бесплатность школы.

Утверждалось научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Большое место отводилось всестороннему развитию личности: физическому, эстетическому, нравственному.

26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.

2. Этапы развития советской школы до 1941г.

На первом этапе развития советской школы были приняты "Декреты", "Постановления" по переустройству общества, по ликвидации старой системы образования и созданию новой советской школы. Следующий этап (1921-1930) Закончилась Гражданская война, и хотя кругом царила нищета, и разруха советское правительство считало одной из важнейших задач – развитие народного просвещения. Учебным учреждениям, школам, учительству отводилась важная роль воспитания молодого советского поколения, стояла задача подготовки квалифицированных рабочих, специалистов в которых очень нуждалось молодое советское государство. К 1922 году сложилась более гибкая система по сравнению с принятой в 1918г.: начальная школа (4 г. обучения, основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представлял ступень, ведущую по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа 1 ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, учебно-производственных мастерских. Семилетняя школа – для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и др. техникумов; девяти, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего высшего образования.

С1923г. в сельской местности на базе школы 1 ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (Ш КМ), позже появились фабрично-заводские семилетки (ФЗС), фабрично-заводские ученичества (ФЗУ), рабочие факультеты, игравшие важную роль в подготовке молодежи к поступлению в ВУЗы. Школьная система в Беларуси строилась по-иному. После семилетки следовало профессиональное образование –профшкола, техникум. В 1930г. на 16-м съезде была поставлена задача: обязательное первоначальное образование, ликвидация безграмотности. Хотя к этому времени грамотность населения взросла вдвое по сравнению с 1916г. Закон обязывал в начальную школу принимать детей с 8, 9, 10, 11, 12 л., на родителях лежала ответственность за посещение ребенком школы. В основу построения учебных программ был положен принцип концентризма: учащиеся получали законченный круг знаний к 4 и 7 классам. Работа по совершенствованию учебных программ продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны. Усилия ученных и методистов были направлены на преодоление перегрузки программ, на более последовательную реализацию основных дидактических принципов, установление рациональных межпредметных связей. Основной формой организации учебной работы в школе становился урок со строго определенным расписанием и твердым составом учащихся при ведущей роли учителя (в этот период были открыты экспериментальные, опытные станции, школы, студийные системы, методы проектов, работа по методике "Дальтон-план", но к концу 20-х эти нововведения подверглись критике, были объявлены буржуазными и не соответствующими духу времени.) После долгого перерыва была признана дифференцированная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок - отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Второй этап (1931-1941) (можно условно выделить) Проходивший в январе 17 съезд Коммунистической партии в своем решении о втором пятилетнем плане поставил задачу: "завершение во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обязательного начального обучения, но и осуществление всеобщего обязательного политехнического обучения в обьеме семилетки, впервую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже раз решена на протяжении первой пятилетки." В 1931-32г. были введены в действие новые программы на основе предметного преподавания, это способствовало систематизации знаний учащихся. Принятие этих программ, вызвало необходимость издать новые учебники. К составлению учебников были привлечены педагоги и крупные ученые по всем отраслям знаний, был объявлен конкурс на создание лучших учебников в СССР. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были утверждены должности групповодов (с1934г.- классных руководителей). Весной 1933г. во всех школах впервые проведены проверочные испытания, и с того года вошли в распорядок школьной жизни. В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских людей. Но учебно- воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер; не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937г. было отменено. Первая половина 40-х характеризовалась резким усилением политизации идеологизации школы, отменялось самоуправление, демократическое начало.

В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранилась в общих чертах до конца 80-х, в целом явилась, как бы там ни было, одной из лучших в мире.

3. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны.

В чрезвычайносложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны, школу не посещало 25% детей в России, в Беларуси этот процент был намного выше. Школы стали казармами, госпиталями, многие были разрушены. В военные годы всеобуч правительством не отменялся. Корректировались и сокращались учебные планы и программы, вводились военно-образовательные темы, военно-физическая подготовка, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. В военные годы были приняты правительственные решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7 лет, об открытии вечерних школ рабочей и сельской молодежи, о введении пятибальной системы оценок успеваемости и поведения, об установлении выпускных экзаменов по окончанию начальной, семилетней и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы, принятие "Правил для учащихся".

Многие школы, детские сады, детские дома были эвакуированы (особенно в России). В России и Беларуси открывались подпольные партизанские (лесные школы). В Беларуси фашисты в больших городах открывали так называемые народные школы, заставляли их посещать (немецкие учителя обучали и воспитывали белорусскую молодежь.). Дети и подростки трудились в тылу (сельхозработы, производство, строительство оборонных сооружений). Тысячи учителей и детей участвовали в боях за Родину, совершая героические подвиги.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Выдающийся советский государственный деятель, первый народный комиссар по просвещению. Сыграл большую роль в развитии дела народного образования в молодой советской стране. Вместе с Н.К. Крупской, Лепешинским разрабатывал основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования. Он один из составителей программных документов о школе "Положения о единой трудовой школе.", Основных принципов единой трудовой школы" Большое внимание уделял эстетическому воспитанию. Ставил перед учителями задачу учить детей находить красоту в самой жизни, в учении, в труде, в поступках человека, с малых лет приобщать детей к истинно прекрасном, учить их создавать, творить прекрасное. Высоко ценил профессию учителя, его роль в строительстве нового общества. "Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве. Он источник радостного перерождения для маленьких. Много ценных высказываний в работах Луначарского о нравственном и физическом воспитании. Большой заслугой Луначарского было сплочение лучших представителей науки и искусства на созидание новой школы и культуры.

Труды А. В.Луначарского: "Что такое образование", "О связи обучения с воспитанием", "О воспитании нового человека", "Социологические предпосылки советской педагогики" и др.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) оказал заметное воздействие на становление русской педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа"(1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х.гг.

П.П. Блонский – автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. В предреволюционные годы были изданы труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. Блонский не ограничивался созданием теоретических работ, а активно участвовал и в разработке новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-хгг., теоретические интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП(б) "О педологических извращениях…"(1936) началась политическая травля Блонского, и его имя надолго было предано забвению. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Работы П.П. Блонского: "Педагогика", "Основы педагогики", первый учебник "Педология".

Литература.

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. и психолог. соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С.39-86.

7. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. – Т.1. – М., 1980. – 501 с. – Т. 4. – М., 1980. – 630 с. – Т. 5. – 687 с.

8. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976. – 640 с.

9. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. – М., 1983 – 1985.

10. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. – Т. 1. – М., 1980. – 304 с. – Т. 2. – М., 1980. – 416 с.

План.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века.

1. Педагогические течения 20 века на Западе и в России.

2. Вклад русских ученых в педагогику начала 20 века. (Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, Василий Порфирьевич Вахтеров и др.)

3. Педагогическая система Селестена Френе, Вольдорфская школа Рудольфа Штейнера, гуманистическая педагогика Януша Корчака.

Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.



Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. – М., 1994. - 239 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1991. – 192 с.

8. Френе С. Новая французская школа: Избр. пед. соч. – М., 1990. – 408 с.

9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М., 1993. – 75 с.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении