Дом, семья, быт

Непростое время для вуза: интервью с главой "политеха" Андреем Марковым. Коммерсант: Одна из главнейших задач ректора — обеспечить создание и соблюдение правил Интервью с ректором

В интервью РИА Новости рассказал о том, как будет трансформироваться один из ведущих инженерных вузов России.

‒ Ученый совет ТПУ недавно принял решение о реструктуризации вуза. Петр Савельевич, чем вызвана необходимость радикальных перемен?

‒ Прежде всего, мне бы не хотелось, чтобы происходящие сегодня изменения в университете воспринимались только как «механическая» замена одной структуры на другую. Реструктуризация - не самоцель, а инструмент достаточно глубокой трансформации университета.

Речь идет о новом содержании образовательной деятельности, изменении самой парадигмы инженерного образования. Это касается всех уровней нынешней системы подготовки квалифицированных инженерных кадров - бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Каждый из этих уровней должен быть модернизирован в соответствии с требованиями времени.

‒ Скорее, не проблемы, а ограничения: чтобы за четыре года подготовить достаточно хорошего специалиста для реального сектора экономики, вузы вынуждены «экономить» на таких базовых для инженерного образования дисциплинах, как математика, физика, химия, информатика, а также дисциплинах социально-гуманитарного блока.

Между тем, высококвалифицированный инженер XXI века ‒ мультиспециалист, способный быстро реагировать на новые технологические вызовы, обладающий глубокими знаниями и эрудицией по широкому спектру дисциплин. Он должен уметь работать с большими объемами информации, анализировать эту информацию, стыковать различные дисциплины и направления деятельности для решения сложных технических задач.

Кстати, один из переводов французского слова «инженер» - «вдумываться». Неслучайно, до революции инженер представлял собой универсального специалиста, готового практически к любому виду деятельности - он был подготовлен к этому системой фундаментальной теоретической подготовки.

‒ Как вы видите процесс подготовки бакалавров?

Реализацию этой программы мы сосредотачиваем в одной структуре - Школе базовой инженерной подготовки, состоящей из семи отделений (математики и информатики, естественных наук, социально-гуманитарных наук, общетехнических дисциплин, иностранных языков, русского языка и физической культуры).

Если сформулировать главную задачу этой Школы предельно кратко, то это «подготовка широко образованного человека будущего» настолько, насколько это возможно сделать за два года.

‒ Не большая ли это роскошь, отдавать два года из четырех под базовую подготовку?

‒ Не из четырех, а из шести и больше (плюс магистратура и аспирантура). Факты таковы: подавляющее большинство выпускников бакалавриата ТПУ хотят продолжить обучение в магистратуре. Это соответствует нашим устремлениям трансформироваться в университет преимущественно магистерско-аспирантского типа. ТПУ как один из ведущих инженерных вузов России имеет и опыт, и кадры, и материальную базу для подготовки инженерной элиты.

Средний балл ЕГЭ абитуриентов-2017 составил 78,3 - это лучший результат среди нестоличных технических вузов. Система элитного технического образования (ЭТО) действует в университете с 2004 года: 10-15 процентов студентов с первого курса параллельно с основными образовательными программами получают дополнительные знания и навыки, помогающие им стать лидерами инженерной профессии. Мы созрели для того, чтобы распространить систему ЭТО на весь университет.

Бакалавриат в ТПУ - это только первая ступень в подготовке инженеров нового поколения. В будущем высококвалифицированном специалисте два года закладывается фундамент, на 3-м и 4-м курсах у него появляется возможность обучения по своей персональной образовательной траектории.

Этот этап мы условно называем «спецбакалавриатом». Помимо изучения специальных дисциплин по тому направлению, которое студент выбрал при поступлении в вуз, в «спецбакалавриате» он должен самостоятельно выбрать до двух дисциплин в семестр из других направлений подготовки. Условно говоря, физик-ядерщик дополнительно прослушает курс материаловедения, нефтяник - курс по энергетике и т.д. У каждого из них появляются свои уникальные компетенции и дополнительные плюсы в портфолио для потенциального работодателя.

‒ Как в целом будет выглядеть образовательная структура обновленного университета?

‒ На базе нынешних семи научно-образовательных институтов и ряда учебных подразделений создаются шесть Инженерных школ: ядерных технологий, неразрушающего контроля и безопасности, информационных технологий и робототехники, природных ресурсов, энергетики, новых производственных технологий.

Плюс Школа базовой инженерной подготовки и Школа инженерного предпринимательства. В Инженерных школах для формирования междисциплинарной среды вместо кафедр созданы более крупные структуры - отделения.

В определенном смысле, это эксперимент, задача которого сломать имеющиеся «перегородки» внутри направлений подготовки, расширить возможности пересечений, взаимодополнений, совместного научно-педагогического творчества преподавателей.

‒ Приоритетные научные направления в ТПУ остаются прежними?

‒ Доля науки в деятельности нашего вуза всегда была высокой. Достаточно сказать, что по общему объему выполняемых НИОКР (свыше 2 млрд руб.) ТПУ находится на втором месте среди вузов страны. Можно было бы успокоиться, продолжив в том же духе, но практика участия в Проекте 5-100 заставила нас пересмотреть научные приоритеты.

Объективная оценка (публикации, цитируемость, защиты диссертаций, результаты предметных рейтингов международных рейтинговых агентств и др.) показала, что наилучшие достижения у нас сосредоточены в двух основных направлениях. Этот анализ побудил создать в ТПУ две Исследовательские школы - Школу физики высокоэнергетических процессов и Школу химических и биомедицинских технологий. Их главная задача - проведение прорывных научных работ и подготовка исследователей - кандидатов наук.

Предусмотрены также структуры переходного типа - именные Научно-образовательные центры в Инженерных школах, которые со временем должны перерасти в самостоятельные Исследовательские школы или влиться в уже действующие.

‒ Почему именные?

‒ Они носят имена выдающихся ученых-политехников: химика Кижнера, физика Вейнберга, энергетика Бутакова.

Мы концентрируем в этих центрах материальные и финансовые ресурсы на наиболее перспективных исследовательских направлениях, там, где способны совершить научные прорывы.

Более того, мы объединяем лучшие кадры, вдвое снижая им учебную нагрузку и делая главным показателем эффективности деятельности даже не количество публикаций, их цитируемость, а успешную подготовку кандидатов наук, то есть взращивание нового поколения исследователей.

‒ ТПУ пятый год участвует в Проекте 5-100. Общий объем полученных в рамках этой программы субсидий составил 3 151 млн рублей. Результат есть?

‒ Цель сегодняшней трансформации вуза - в существенном повышении качества нашей научно-образовательной деятельности, выведение ее на уровень лучших мировых образцов. На это нацеливает нас и Проект 5-100. Вектор тот же.

Но госпрограмма поддержки ведущих университетов страны имеет и более конкретную цель - вхождение к 2020 году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетских рейтингов. Мы отчетливо осознаем, что задуманные нами изменения не дадут сиюминутной, немедленной отдачи, их позитив проявится за чертой 2020 года.

Участие в Проекте 5-100 подкрепляет наши намерения меняться к лучшему: с одной стороны, мы получаем поддержку со стороны государства в этом движении, а с другой ‒ постоянно ощущаем повышенные требования к нашей работе. С участников Проекта и спрос особый. На мой взгляд, Проект 5-100 - превосходный инструмент для реализации амбиций того, кто хочет добиться большего, чем имеет сейчас.

Что касается результативности участия ТПУ в Проекте 5-100, то индикатором здесь может служить динамика нашего продвижения в мировых университетских рейтингах. С 2013 года в рейтинге Times Higher Education Томский политех прошел путь с нулевой позиции до места в группе 301-350, это третий показатель среди российских университетов после МГУ и МФТИ. В рейтинге QS World University Rankings мы находимся на 386 месте.

Для нас особенно важно, что в последнее время мы добились существенного прогресса в предметных рейтингах. В 2017 году ТПУ впервые вошел в предметный рейтинг ARWU (Шанхайский рейтинг университетов) по направлению «Машиностроение», в предметные рейтинги QS и THE по направлению «Инженерные науки и технологии», причем в последнем мы заняли позицию, близкую к топ-100 ведущих вузов мира, а среди российских вузов находимся на втором месте после МГУ.

‒ Какие проблемы назрели в российском инженерном образовании? Где требуется пересмотр образовательных парадигм?

‒ Мы по-прежнему массово готовим инженеров вчерашнего дня, не соответствующих потребностям новой экономики. Нет такого понятия «инженер вообще». Сегодня нужны инженеры разных типов: линейные инженеры-технологи, встроенные в определенную технологическую цепочку и отвечающие за бесперебойное функционирование производства на уровне участка или цеха. Нужны инженеры-разработчики, инженеры-конструкторы, инженеры-исследователи. Нужны системные инженеры, которые занимаются созданием сложных технических систем и решением многомерных инженерных задач. Нужны инженеры-предприниматели, умеющие управлять высокотехнологичным бизнесом.

Есть ли что-нибудь подобное в дипломах выпускников технических вузов? Нет. Наши технические вузы, в основном, выпускают узких специалистов, обученных своему узкому направлению, за границами которого они, как рыба, выброшенная на берег, могут только глотать воздух.

Я убежден в необходимости дифференциации системы подготовки российских инженеров. Я считаю, что ведущим техническим вузам государство должно дать задание на подготовку преимущественно инженеров высокой квалификации. Таким вузам надо выставлять требования готовить инженеров нового поколения. Распространять же эти требования на всех - значит заниматься самообманом.

Самому старому вузу республики – Коми государственному педагогическому институту – в феврале 2007 года исполняется 75 лет. Сегодня мы встретились с ректором вуза Валерьяном Исаковым.

Скоро институту исполнится 75 лет. Какие цели ставит сегодня перед собой вуз?

В преддверии 75-летнего юбилея мы проводим довольно большую работу над тем, чтобы осмыслить роль пединститута в системе профессионального образования Республики Коми. Мы стремимся повысить качество подготовки специалистов для сферы образования. Это и есть наша главная задача.

Расскажите, пожалуйста, как выглядит институт сегодня? Кто обучает будущих учителей?

Пединститут имеет большую историю. Конечно, здесь работает много людей, которые практически всю жизнь отдали этому вузу. Средний возраст нашего преподавателя - это 47-48 лет. Более 57% имеют степень кандидатов или докторов наук. Молодых специалистов у нас примерно 20 процентов. На мой взгляд, это очень хороший показатель, ведь в центральных вузах преподаватели намного старше. Я бы сказал, что наш педсостав - это сплав молодости и опыта. Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является модернизация материально-технической базы. Идут ремонтные работы, мы приобретаем новое компьютерное и аудиовизуальное оборудование, внедряем в учебный процесс новые педагогические технологии, в частности, информационные.

Знаменательным событием этого года явилось открытие Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». С помощью его программ мы воспитываем студентов, будущих учителей, даем им хорошую культурно-гумманистическую подготовку.

Сегодня много говорят об инноватике. Какие работы ведутся в Вашем институте в этом направлении?

Здесь нужно сразу сказать, что педагогическое образование по своей сути всегда было инновационным. В последнее время в школах происходят серьезные преобразования: претерпевает изменения базисный учебный план, появляются новые методики и технологии в обучении, по ним создаются новые учебники, школьники изучают дополнительные дисциплины. Поэтому педвуз должен быстро реагировать на такие изменения, мы же стараемся это делать с опережением. В связи с этим мы всячески поддерживаем командировки наших преподавателей в другие вузы, где уже имеются новинки, чтобы изучить их опыт. Особо тесно налажено наше сотрудничество с педвузами Северо-Запада.

Входит ли Коми пединститут в Ассоциацию педагогических вузов Северо-Запада?

Не просто входит. Эта Ассоциация была создана по инициативе ректоров трех педвузов: Коми пединститута, Мурманского и Карельского педуниверситетов. Произошло это событие в 2005 году при полной поддержке Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Кроме того, мы собираемся открыть при пединституте научный Центр Северо-Западного отделения Российской академии образования. Для наших студентов это может послужить повышением качества их подготовки.

Не секрет, что далеко не все выпускники пединститута устраиваются на работу в школы. На Ваш взгляд, почему они здесь учатся?

Пусть не все идут в школы, но большинство – в сферу образования и воспитания. Почему учатся у нас? Вы знаете, такой вопрос я сам задаю тем, кто не желает быть педагогом, когда провожу предварительное трудоустройство. Многие мне отвечают, что для них важно сначала получить подготовку у нас, поскольку педагогический вуз дает уникальные знания и навыки, которые ни один другой вуз дать не может. К примеру, Вы изучаете математику в нашем институте. Во-первых, Вы познаете предмет, его суть. Во-вторых, учитесь его излагать, обучать других, так как владеете методикой преподавания. В-третьих, Вы учитесь общаться и анализировать поступки людей, а зачастую даже понимать непонятные на первый взгляд недоразумения, потому что наши студенты не просто знакомятся с педагогикой и психологией личности, а основательно изучают их. Во время педпрактики Вы учитесь держаться перед аудиторией, ведь учитель – это артист, который постоянно играет разные роли. Кроме того, Вы приобретаете навыки организаторской и руководящей деятельности. Согласитесь, для динамично меняющегося рынка труда очень важна такая комплексная подготовка. Выпускник педвуза может лучше оценить, где и кем ему будет лучше работать. Также это фундамент для дальнейшего научного, карьерного и даже личностного развития.

Как Вы оцениваете приоритетный национальный проект «Образование»?

Нацпроект всколыхнул интерес к учительству. Общество стало понимать значение педагога, его роль в подготовке абитуриентов и будущих специалистов. Отрадно также, что из 77 республиканских учителей, получивших Президентские гранты, 34 являются выпускниками нашего пединститута.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей недавней поездке в Карелию и Финляндию.

Сначала я как член Президиума, участвовал в заседании учебно-методического объединения педвузов России (по направлениям). Оно было посвящено 75-летию Карельского педуниверситета и прошло в этом вузе. Коллеги делились опытом на тему «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».

Затем мы прибыли в Финляндию для проведения совместных конференций. На них обсуждались такие вопросы, как инновации в образовании, задачи и проблемы педагогического образования. Мы узнали опыт финских коллег, можно было соотнести то, что делаем мы и то, что делается в Финляндии. Ведь финская система образования является одной из самых лучших в Европе.

Однако моей главной задачей было налаживание взаимоотношений с вузами Финляндии. В настоящее время готовится договор с одним из институтов этой страны по экологическому образованию школьников нашей республики. Кроме того, была достигнута договоренность о направлении специалистов нашего института в Карелию и Финляндию для определения конкретных направлений сотрудничества. Поездка запланирована на январь-февраль следующего года.

Каковы планы вуза на будущее?

В настоящее время идет работа над повышением престижа института. В связи с этим мы планируем преобразовать его в педагогическую академию. Предположительно на подготовку уйдет года два-три. Мы уже были близки к реализации поставленной цели, но в прошлом году резко усилились требования к академии. Поэтому сейчас нам нужно повысить свои показатели с тем, чтобы соответствовать статусу академии. Что касается студентов, то они будут получать те же специальности, вырастет только статус вуза.

В прошлом году мы открыли новую специальность в аспирантуре, в следующем – появятся еще две. В скором времени расширится и спектр специальностей для поступающих в институт. К ним добавятся «Логопедия» и «Безопасность жизнедеятельности». Почему именно эти? К сожалению, сейчас довольно много людей, которые имеют различные нарушения речи. Проблема безопасности также становится острой. Надо готовить школьников к жизни в нынешних условиях, а учителей по этой дисциплине практически нет.

Беседовала Валентина Гончарова.

Президент планирует всерьез взяться за повышение престижа инженерных кадров. Об этом Дмитрий Медведев заявил на встрече со студентами технических вузов в Магнитогорске. Для главы государства стало очевидным, что "без квалифицированных инженеров у России нет будущего". Насколько высок спрос на выпускников инженерных специальностей сегодня и каков он будет завтра? Об этом мы беседуем с ректором Вятского государственного университета Валентином Пугачем.

- Валентин Николаевич, долгие годы об инженерах не вспоминали. Из-за нищенской зарплаты они уходили в коммерцию. Сегодня глава государства лично взялся за повышение престижа профессии. Неужели все так плохо?

Действительно, в последние десятилетия государство не сформировало заказа на подготовку инженеров. Кто герои нынешних газет и ТВ? Кто угодно, только не инженеры. Шоу-бизнес, трейдеры, юристы… А ведь когда-то в России дипломированные инженеры были частью элиты общества! Тем временем мы то и дело сталкиваемся с авариями на производстве и техногенными катастрофами, причинами которых является так называемый "человеческий фактор". Никакая модернизация страны невозможна без квалифицированных инженеров, специалистов точных наук.
Чтобы повысить престиж профессии, нужны кадровые лифты, привлекательные зарплаты. К сожалению, сегодня очень низкая активность со стороны большинства руководителей предприятий, которые не готовы четко сформулировать, что же им необходимо, сформировать свой спрос. Университет готов идти навстречу: мы инициируем встречи с главными инженерами и руководителями предприятий по вопросам развития инженерного образования.

- Говоря о существующем дефиците квалифицированных инженеров, на которых есть высокий спрос, Медведев заметил: лишь треть их устраивается на работу по специальности, а "две трети растворяются неизвестно где"…

Что значит "неизвестно где"? По нашим данным трудоустройство выпускников ВятГУ инженерных специальностей очень высокое - 80-90%. При этом определенный процент людей, не желающих работать по полученной специальности, будет всегда. Еще в школе люди сделали неправильный выбор, но вуз все-таки окончили - ради получения "корочек". Это вопрос грамотной профориентации в школах, которым мы стремимся помогать: регулярно проводим бесплатные открытые уроки по химии, физике и другим предметам. В то же время за лучшими выпускниками-инженерами предприятия к нам выстраиваются в очередь. И это как раз те специальности, которые может и не слишком популярны, но у работодателей весьма востребованы.

- Например?

С 70-х годов "политех" сотрудничает с екатеринбургским заводом "Уралэластотехника", который производит уплотнители для окон, дверей, в том числе для автопрома. Нашими выпускниками там очень довольны. И ежегодно с 4 курса на практику берут по пять человек, а потом лучших - на постоянную работу. Сразу предоставляют квартиру и зарплату под 20 тысяч рублей. Кстати, должность главного технолога завода занимает наш выпускник, который сегодня работает над проектом совместно с Renault-Nissan.
Или возьмем энергетиков: без работы такие выпускники не останутся. Здесь целые династии: дети идут по стопам родителей зная, что смогут обеспечить себя и свою молодую семью.

- Вопрос по поводу подготовки специалистов, которых на рынке труда переизбыток. Министр образования Андрей Фурсенко заверил, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено...

Мы не готовим юристов. Как классическому университету нам заманчиво было бы иметь юридический факультет. Но, зная высокие требования, которые предъявляет Дмитрий Медведев (сам юрист по образованию) и требования министерства, мы не форсируем движение в эту сторону. Более логично было бы присоединить к университету филиал МГЮА, что позволит повысить качество юридического образования и сохранить важное направление подготовки для области. Эти предложения озвучивались губернатору и ректору академии, вопрос в стадии проработки.
Что касается экономистов, то мы готовим в первую очередь специалистов, связанных с производством и управлением на производстве. Например, выпускники по профилям обучения "Управление инновациями в промышленности", "Архитектура предприятий"", "Прикладная информатика в экономике", "Производственный менеджмент" - это будущие управленцы, понимающие производственные процессы.

- А как насчет "осовременивания" специальностей? Наверное, в недалеком будущем будут востребованы специалисты по производству органов, генной инженерии, космические гиды…

Университет просто обязан смотреть в будущее, открывать специальности, которые еще только ожидает признание и популярность. Среди немногих вузов в стране мы сегодня готовим биотехнологов и микробиологов. На выпускающей кафедре микробиологии - 11 профессоров, докторов наук и 8 доцентов, кандидатов наук. За три последних года - 85 научно-исследовательских работ, которые стали основой дипломов студентов. По грантам нефтяных, медицинских и фармацевтических компаний ученые ищут новые способы очистки окружающей среды, создают пробиотики, вакцины, кормовые добавки, изучают наночастицы и многое другое.
Из перспективных специальностей могу назвать такие, как "Мехатроника и робототехника". За этим будущее. Кстати, у нас есть направление "Сервис", а сервис сейчас везде, чего не коснись - в том числе и будущего космического туризма. Полный спектр направлений подготовки можно посмотреть на сайте (www.. Ред.).

- Как вуз интегрирован в международную систему высшего образования?

Наши преподаватели выезжают на научные конференции за рубеж, обмениваются опытом. Мы планируем более активно приглашать интересных лекторов из-за границы, имеющих передовой опыт инжиниринга.
Иностранные студенты учатся на специальностях "Городское строительство и хозяйство", "Технология машиностроения", "Управление и информатика в технических системах", "Сети связи и системы коммуникации", "Безопасность технических процессов и производств", "Микробиология", а наибольшей популярностью пользуется направление "Электрические станции".
Наши студенты побеждают на международных олимпиадах. Например, недавно студенты факультета прикладной математики и телекоммуникаций привезли серебряную медаль с международной командной математической олимпиады в Израиле, где соревновались представители 17 стран.

- Сейчас модно стало говорить о создании кампусов на манер западных университетов. Как вы думаете, для ВятГУ это реально?

У нас уже есть свой студенческий городок в районе ул. Московской и Производственной, который планируем расширять. Это не только 4 общежития, но и столовая, кафе, спорткомплекс, профилакторий. В общежитиях мы недавно сделали ремонт и закупили в комнаты новую мебель (чего не делалось ранее многие годы). Кроме того, у нас по городу десять учебных корпусов, из них пять - в самом центре.

- Президент призвал технические вузы минимизировать непрофильное обучение и пообещал помощь… ВятГУ - классический или технический вуз?

Многие классические университеты являются преемниками гуманитарных или технических вузов. Являясь сегодня классическим университетом, мы развиваем все направления. По факту у нас больше технических специальностей. Но пока мы финансируемся государством по подготовке технических специалистов лишь на 70%, мы вынуждены иметь и платные формы обучения. А больше всего платников - на неинженерных специальностях. С момента создания гуманитарного факультета (где есть и бюджетные места) выросли кафедры иностранных языков, физвоспитания, истории, психологии, политологии, философии. Сегодня хорошее знание английского обязательно для всех, кто планирует карьерный рост: это открывает двери мировых автоконцернов, совместных предприятий и т.д. С этого года мы заявили набор по специальности "тележурналистика" и будем готовить профессионалов, способных разбираться в проблемах производства, в специфике бизнеса, готовить качественные аналитические материалы. Кстати, у нас есть собственное студенческое телевидение, где можно практиковаться.

- Думаю, выпускники журфака ВятГУ сыграют свою роль и в повышении престижа профессии инженера. К слову о пропаганде: университет продвигает свои научные разработки? На встрече со студентами Медведев укорял студентов и ученых, что они не занимаются своей "раскруткой".

На базе ВятГУ ежегодно проводится Всероссийская научно-техническая конференция "Общество. Наука. Инновации", где сотрудники и студенты представляют свои наработки за год. В этом году такая конференция будет проходить с 18 по 24 апреля. На нее уже подано более 600 заявок.
У нас есть патенты на изобретения, полезные модели и свидетельства на программы и базы данных. В 2010 году получено 16 охранных документов, в текущем году уже подготовлено три заявки на изобретения и более семи на программы, готовятся еще несколько заявок на базы данных и изобретения. Три ноу-хау от вуза сейчас передаются в качестве уставного капитала в малые совместные предприятия. Регулярны публикации в научных журналах ВАК (Высшей аттестационной комиссии минобразования). У нас несколько научных школ, которые возглавляют доктора и кандидаты наук, участвующих в конкурсах различных фондов и государственных. Это дает возможность практического применения своих разработок. Для упрощения доступа обучающихся к электронной библиотеке, к преподавателям и консультантам в вузе сделаны бесплатные Wi-Fi-точки доступа к интернет.

- Глава государства не согласился с мнением, что слабые абитуриенты идут учиться на инженеров. Цитирую: "тот, кто понимает, что не способен совладать с формулами, идет на гуманитария, а люди высокоталантливые идут как раз учиться на инженера". Вы согласны с этим утверждением?

Все люди разные: одному даются точные науки, другому нет. Кто-то способен хорошо писать и рассуждать на философские темы, а кому-то ближе язык цифр. Другое дело, что иногда на некоторые технические специальности в силу их непрестижности конкурс в вузе оказывается ниже, чем на гуманитарные специальности - типа экономиста, менеджера.

Но есть и такие инженерные специальности, на которые конкурс традиционно очень высок. Например, это ФАВТ, который окончили топ-менеджеры многих крупнейших НИИ и предприятий региона. В том числе это завод "Маяк", фирма "Квадрат", Екатеринбургская фондовая биржа и т.д. В таких случаях экономическое образование добавляется к базовому инженерному - это основа, фундамент.

- Как вы думаете, есть ли будущее у инженеров?

Судя по сегодняшнему "провалу" в инженерной сфере, я думаю, что лет через пять на специалистов инженерных специальностей будет высочайший спрос. Это будут самые высокооплачиваемые специалисты, а само инженерное образование станет супердорогим. Мир ежедневно меняется, новые технологии захватывают все больше отраслей, и в центре этих преобразований будут стоять представители точных наук.

"Источник новостей"

Ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

А разговор с Алексеем Владимировичем мы начали с обсуждения его участия в недавно прошедшем круглом столе в формате видеомоста Москва – Казань на тему: «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Тогда его участники говорили о том, что должна включать в себя Национальная система учительского роста и каков проект уровневого профессионального стандарта педагога.

- В России уже давно назрела острая необходимость постоянного совершенствования подготовки и переподготовки учителей и организация национальной системы учительского роста. Совершенно очевиден целый ряд проблем региональной системы повышения квалификации, требующих своего разрешения. Главная из них - ответственность за систему повышения квалификации учителей замыкалась и замыкается на региональной власти. А это приводит к тому, что зачастую и само содержание курсов, и организационные моменты переданы образовательным организациям, которые недостаточно заинтересованы в совершенствовании системы.

Главная задача сегодня состоит в том, чтобы федеральные университеты стали центрами непрерывного педагогического образования. Именно здесь должно произойти создание единого образовательного пространства России с системно выстроенными отношениями между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием.

И такие возможности мы видим у крупнейшего федерального университета, каким является КФУ.

По словам Алексея Лубкова, взаимосвязь и преемственность подготовки и повышения квалификации педагогов позволяет КФУ создать устойчивую систему непрерывного педагогического образования с действующим механизмом обратной связи.

- Благодаря высокой концентрации научных и образовательных ресурсов, полимодельности педагогического образования, новых подходов к содержанию подготовки и повышению квалификации, широкой сети базовых образовательных учреждений Институт психологии и образования может быть представлен и для региона, и для республики, и для страны для того, чтобы сделать реальной непрерывную модель педагогического образования.

Образовательная среда не может обойтись без квалифицированного, подготовленного учителя, считает ректор МПГУ. И здесь, помимо создания условий для профессионального и творческого роста, реализации новаторских педагогических подходов и инициатив, важна нематериальная сторона жизни педагога.

- Ключевой показатель творческого роста, социальных гарантий труда, отдыха, здоровья учителя - зарплата. Сегодня по большинству регионов страны она либо соответствует, либо приближается к средним показателям по экономике – а это значит, что у учителей есть стимул работать честно, с полной отдачей, а не халтурить, забывая порой о своих учениках, своем самообразовании и саморазвитии.

Отметил Алексей Лубков и рост престижа профессии педагога.

- Благодаря усилиям руководства страны по повышению привлекательности профессии учителя в виде комплекса мер, таких как ежемесячные выплаты, гранты для молодых педагогов, в педагогику стала возвращаться молодежь. В некоторых регионах страны отмечен значимый приток молодых учителей в школы - от 5 до 10%.

Кстати, у нас в республике (единственном на сегодняшний день регионе РФ) организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

- Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. Теперь надо понять, как выстроить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом и как и, самое главное, кто может оценить профессиональную квалификацию учителя.

Завершилась приемная кампания. По словам ректора МПГУ, в 2017 году по всей России заметен рост конкурса в педагогические вузы.

- Вот такой факт - в этом году к нам пришли абитуриенты, у которых нет проблем с профессиональной ориентацией. Почти треть поступающих сразу принесли подлинники аттестатов, раньше этот показатель был значительно ниже.

По мнению Алексея Владимировича, учитель – это не профессия в привычном смысле слова, а миссия.

- Ольга Васильева с первых дней нахождения на посту министра образования и науки РФ заявила о приоритетности педагогического образования и профессии учителя. А как иначе может быть? Ведь учитель – вечная профессия, всегда востребованная в обществе. И государство, и власть, и общество должны повернуться лицом к учителю.

Гость не исключил, что некоторые из увиденных в КФУ «ноу-хау» будут перениматься в московском вузе.

Наша встреча плодотворна не столько для Казанского университета, а прежде всего для нашего МПГУ, которому я, как ректор, хочу вернуть статус флагмана педагогического образования страны.

Совместно мы сможем решить, что же такое современное российское образование, каковы должны быть его перспективные модели и гармонизируем единство общекультурного, психолого-педагогического и других компонентов в процессе подготовки будущего учителя.

Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

18 ноября 2016 года назначен и.о. ректора Московского педагогического государственного университета (с 22 ноября 2016 года). 23 мая 2017 года на конференции работников и обучающихся МПГУ был избран ректором федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет». В соответствии с приказом Минобрнауки России от 08 июня 2017 г. № 12-07-03/79 Лубков Алексей Владимирович утвержден в должности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» с 15 июня 2017 г.

За последние годы произошло значительное развитие материально-технической базы университета. В университете было построено более 40 тыс. кв. м площадей. Сейчас серьезное внимание уделяется информационно-техническому обеспечению учебного процесса. Обеспечен Wi-Fi доступ в Интернет на всей территории университета. Имеется полный компьютерный сервис в залах библиотеки. Сегодня мы занимаемся так называемой электронной библиотекой и при этом довольно много усилий тратим на создание серьезной виртуальной среды, где есть возможность доступа к различным российским и иностранным ресурсам. В завершающей стадии находится подготовка сетей автоматизации деканатов.

Как и прежде большое внимание уделяется гуманитарной составляющей подготовки выпускников, что особенно важно для менеджеров, которым предстоит работать с людьми. Мы стремимся предоставить нашим студентам возможностьживого общения, учим приобретать навыки деловой культуры, понимать важность решения социальных программ в организации.

В ГУУ очень дорожат своим преподавательским составом. Мы стремимся сохранить опытные кадры, и молодым сотрудникам университета есть у кого перенять опыт научной и педагогической работы.

Алексей Михайлович, ГУУ принимал участие в разработке проекта федеральных образовательных стандартов по направлению «Менеджмент». Что принципиально нового в стандартах третьего поколения?

Прежде всего, расширяются полномочия ученых советов университетов. Зарубежные университеты активно вводят новые учебные дисциплины, а наши университеты не могут, так как рискуют потерять лицензию. Согласно старом у стандарту университеты могли определять самостоятельно до четверти дисциплин. В новом предусматривается, что ученые советы университетов смогут определять 50% дисциплин учебного плана. И это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности и, в конечном счете, эффективности их деятельности как менеджеров в условиях реальной экономики.

Как скажется на эффективности работы выпускников университета переход на подготовку бакалавров и магистров?

Многие считают, что магистр, который обучался 6 лет, имеет больший потенциал, чем бакалавр. Возможно, конкретизация учебных планов и разработка новых тарифно-квалификационных справочников поможет внести ясность. Самое главное сегодня – привести в соответствие представления двух сторон «университет-работодатель» относительно подготовки выпускников различных уровней для работы. К сожалению, стандарты второго поколения не предоставляли возможности образовательному учреждению учитывать запросы компаний. Сейчас картина, видимо, изменится. Тем не менее, наш университет имеет устойчивые связи с работодателями.

Более 60% наших выпускников ориентированы на конкретный объект. До 30% наших абитуриентов нашего университета до последнего времени составлял так называемый целевой прием. Эти студенты приходят к нам по направлению предприятий и организаций, им гарантировано рабочее место после пяти лет обучения, а соответственно и база прохождения практики. Вуз имеет крепкие связи с такими крупными компаниями как «Аэрофлот», «Мострансавто», «Мосэнерго», Рао ЕЭС, «Главмосстрой» и т.д. Совсем недавно мы получили свидетельство о сотрудничестве с бизнесом от Торгово-промышленной Палаты и стремимся установить прочные отношения с бизнес-сообществом через Российский союз промышленников и предпринимателей.

Какие инновационные формы обучения используются в университете или, возможно, появятся в ГУУ в ближайшее время?

Есть намерение в качестве эксперимента начать подготовку команды специалистов. Предположим, мы по запросу организации подготовим команду, состоящую из специалистов в области социологии, финансового менеджмента, юриспруденции и т.д. Такая группа, состоящая, например, из десяти – одинналцати человек, обучается по определенному учебному плану, имеет взаимодополняющие знания и психологическую совместимость, приходит в компанию и образует необходимое ядро для открытия нового направления бизнеса.

Студентам университета предоставлена возможность, обучаясь по определенной специализации, дополнительно прослушать курсы по информационным технологиям. Это курсы по выбору. Они могут быть включены как дополнение к учебному плану студента. Впоследствии, при получении государственного диплома, в документе будет записано, что иыпускник дополнительно освоил ряд дтсциплин и положительно аттестован по ним. Конечно, это дает нашему выпускнику преимущества на рынке труда.

Многие абитуриенты и их родители считают, что престижный диплом – необходимое условие успешной карьеры. Вы разделяете эту точку зрения?

Да, пожалуй, это так. Диплом об окончании соответствующего вуза – это та визитная карточка, с которойначинается карьера выпускника. Работодатель знает все ведущие университеты страны и отдает предпочтение выпускникам этих вузов. Однако, самое главное, чтобы выпускник был заинтересован в получении как базовых, так и дополнительных знаний. Активная, целеустремленная позиция человека – основа развития карьеры. Диплом – это необходимое, но недостаточное условие успешной карьеры.

Полный текст интервью см. в журнале «Бизнес-образование», №1, 2010.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении