Дом, семья, быт

«Конспект индивидуального занятия постановка звука. Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Звук. Постановка Постановка звука л поэтапно занятия

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОСТАВИЛА И. П. ФЕДОТОВА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД МОУ « Белозерская СКОШ- интернат VIII вида Индивидуальное занятие класс ГУО Тема: «Звук (л)» Этап: Постановка звука (л)

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно. Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых слогах. 2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков. Развивать фонематический слух. Развивать фонематическое восприятие. Развитие памяти, внимания, мышления. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировать положительную мотивацию на занятии. Воспитывать самоконтроль за речью.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение «ХОБОТ»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение « Качели»

Предварительный просмотр:

МОУ « Белозерская СКОШ- интернат VIII вида»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО

ТЕМА: « ЗВУК [ Л ]

ЭТАП: Постановка звука (л)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОСТАВИЛА И. П. ФЕДОТОВА,

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

ТЕМА: Постановка звука (л)

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно.

Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых слогах.

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков.

Развивать фонематический слух.

Развивать фонематическое восприятие.

Развитие памяти, внимания, мышления.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Формировать положительную мотивацию на занятии.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

Схемы, сигнальные карточки, зеркало.

Картинка клоуна.

Предметные картинки:

Компьютер

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Организационный момент:

Правило занятия.

Речевая разминка.

Друг весёлый,мячик мой

Всюду, всюду он со иной,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с мячом играть.

Придумай слово, начинающееся со звука (м).

Какой месяц? День недели? Число? Время года?

Произношение гласных звуков с разной интонацией.

2 Основная часть.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯИЯ

К нам в гости пришёл клоун, чтобы сделать наше занятие весёлым и принёс интересные задания. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком (л). Будем стараться произносить его правильно и красиво в слогах и будем учиться слышать этот звук в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас клоун нас приглашает в цирк, чтобы посмотреть на тех, кто там выступает. Скажи, ты знаешь, что такое арена. Арена-это место, где идёт цирковое представление. А поможет нам в этом наш рот и язычок.

Язычок – циркач у нас,

Нам покажет высший класс

В цирк пойдем мы с ним теперь,

Открываем шире дверь,

Улыбнемся широко,

Очень ловко и легко!

Улыбка-заборчик

Нас встречает добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

Дрессирован лихо слон,

Хоботом вертеть учен!

Трубочка

Облизнулся тигр Фред,

Завтрак ждет он и обед.

Вкусное варенье

До свиданья, скажем мы

И помашем раз, два, три!

Качели

Молодец!

Погладим язычок и сделаем небольшой массаж.

Физкультминутка

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

И тихонечко садись.

  • Постановка звука

Ты, наверное, знаешь, что все клоуны часто ездят на гастроли. Гастроли-это выступления артиста или коллектива в другом городе или стране. Нашему клоуну нравится отправляться в путешествие на пароходе. Давай послушаем, как гудит пароход, отправляясь в дальний путь.

А сейчас давай мы покажем как гудит пароход.

(прикусить кончик языка и произносим ыыы, потом разжать зубы и опять прикусить, продолжая гудеть)

  • Анализ артикуляции

Когда мы произносим звук (л) :

  • Губы в улыбке
  • Язычок находится между передними зубами.
  • Голосовые связки напряжены.
  • Игра « Поймай мышек»

Клоун предлагает поиграть в игру. Будем ловить мышей и нам опять поможет наш язычок.

На арене цирка мыши.

Произнося звук а, будем кусать зубами кончик языка и опять отпускать, как будто ловим мышек за хвостики.

Ал,ол,ул,ыл. Молодец! Всех мышек поймали.

  • Игра « Поймай звук»

Посмотри, у клоуна в руках конверт. Давай посмотрим, что там.

Логопед называет изолированно звуки, слоги, названия картинок, а ребёнок, если услышит звук (л) хлопает в ладоши.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л: Л, Р, И, М, Л, Ж, Д, Л, Ч, Р, Л

Опознание из слогов

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в слогах: ЛА, РУ, ЛЫ, СА, АЛ, ЛО, ЛЕ, РО

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в словах: ЛАМПА, РУКА, НОРА, ПОЛКА, ЛАДОНЬ, ДОМ, ШОКОЛАД, ПИОН, СЛОН, СТОЛ, СТУЛ.

  • Работа в тетради.

Подписать число.

Клоун предлагает нам стать фокусниками. Ты любишь фокусы?

Нам даны 3 слова. Слон, слова, глаз. Но так как мы с тобой ещё не учились произносить звук в словах, то клоун предлагает этот звук убрать из этих слов. Давай прочитаем, что у нас получится.

Сон, сова, газ. Вот такой у нас получился фокус.

Запись слов в тетрадь.

3 Итог занятия

Чем занимались на занятии? Что больше всего тебе понравилось?

Подарок от клоуна-раскраска.


Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Василюк Лиза (5 лет)

Дефект: дизартрия (стертая форма)

Тема: Звук [л] (отсутствие звука)

Этап: постановка звука [л]

Цели:

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Развивать мимическую мускулатуру.

    Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.

    Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.

    Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];

    Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.

    Упражнять в определении наличия звука в слогах.

    Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.

Ход занятия:

    Организационный момент

    Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.

    Ты согласна? Отлично, тогда за дело!

    Развитие общей моторики

Игра «Угадай движение».

    Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.

    Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик погулять».

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышел дождик погулять,
    Шел неспешно, по привычке,
    А куда ему спешить?
    Вдруг читает на табличке:
    «По газонам не ходить!»
    Дождь вздохнул тихонько:
    «Ох!» И ушел… Газон засох!

(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).

    Самомассаж лица по показу логопеда

«Снова туча прилетела!».

    Выполняй вместе со мной движения:

    Струйкой дождик побежал
    На лоб, на нос, на щечки,
    Капал долго и играл:
    На щечках капли-точки

(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).

    Формирование плавной, направленной воздушной струи

«Прогоним тучу!»

    Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).

    Развитие мимических мышц

«Любуемся собой» (по показу логопеда)

    Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:

    Возмутились!

    Нахмурились!

    Удивились!

    Обрадовались!

    Развитие артикуляционной моторики.

    Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.

    Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!

Упражнение «Непослушный язычок».

Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.

Упражнение «Иголочка».

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.

Упражнение «Маляр».

Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!

Упражнение «Парус».

Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.

    Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:

    Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?

    Вот послушай «л-л-л».

    Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.

    А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].

    Работа над развитием фонематических процессов

    Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.

Игра «Что есть в доме у Аллы».

    Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.

    Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).

    Закрепление изолированного произношения звука [л]

    Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].

    Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.

    Домашнее задание

    Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков

    А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.

    Итог занятия

    Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.

    Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!

    Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.

Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

Неправильное произношение звуков

Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

Самые распространенные звуковые ошибки:

  • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
  • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Причины неправильного произношения «л»

Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

  • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
  • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

  1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
  3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
  5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

Как постановить звук «л»

Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

Артикуляция «л»

Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

Ошибки при попытке произнести «л»

В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

Причины, при которых не удается произнести «л»:

  • неправильное расположение губ;
  • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
  • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Задания на развитие речевого дыхания.
  2. Упражнения по автоматизации произношения.

Тренировка артикуляционной гимнастики

Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

«Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

«Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

«Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

«Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

Твердый «л»

Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

  1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
  2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
    После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

Автоматизация

Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

Помощь логопеда

Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

  • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
  • при неврологических заболеваниях;
  • при психических заболеваниях.

В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

Заключение

Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.

Тема: «Постановка звука [л]».

Цель:

Продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

Закрепить знания о механизме образования звука [л];

Показать и объяснить артикуляцию звука [л];

Учить соотносить звук с буквой;

Развивать фонематическое восприятие, память;

Воспитывать стремление совершенствовать свою речь.

Оборудование:

Материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;

Дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;

Предметные картинки из «Логопедического лото» автор - А.С.Галанов;

Картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;

Бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.

Ход занятия:

I . Артикуляционная гимнастика

1. Статическое упражнение «окошечко».

Цель : научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения : улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.

2. Статическое упражнение «заборчик».

Цель : Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.

3. Статическое упражнение «иголочка».

Цель : вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.

4. Статическое упражнение «парус».

Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубами,

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.

5. Динамическое упражнение «маятник».

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

6. Динамическое упражнение «качели».

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

7. Динамическое упражнение «маленькие качели».

Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.

8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз(не из стороны в сторону) .

9. Динамическое упражнение «почистим зубы».

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо ны в сторону, потом снизу вверх.

II . Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;

При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [ л ] . Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

1. Повтори за мной следующие звуки.

Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]

Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й

2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].

Упражнение для выделения на слух вызывае мого звука [ Л ] в потоке прочих звуков.

Примерный звуковой ряд: М-Н -Л --А-У -О-Л-В -3-ЛЬ- В-МЬ-Л-X-Н- М -Н -Л-А-У-О-Л-В-3-ЛЬ- В -М-Л - X -НЬ -Б -З

3. Картинка с изображением Л ожки и Л ампы . Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно - нет.

ложка

ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка

лампа

ряд произносимых слов: вампа, ампа, лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа , дампа, шампа, лампа, бампа, рампа, чампа, нампа

4 . Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].

Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).

III . Домашнее задание:

Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.

Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два

упражнения.

«иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .

«вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.

«парус» . Удерживать позиции на счет до 5.

«змейка» .Выполнять 10 раз.

Дидактический материал к уроку

1

2

3

4

5

6


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении