Дом, семья, быт

Что такое студенческий совет. Чем занимается студенческий совет? Зачем нужен студенческий совет

Поднявшись под купол, на самую высокую точку Университета, понимаешь, где вся студенческая энергия МГУУ Правительства Москвы может найти выход и применение. Внутренняя жизнь вуза не ограничивается лекциями, общением с однокурсниками и походами «за булочкой в столовую». Самые активные и инициативные ребята собираются здесь, чтобы управлять студенческой жизнью.

Попасть на Олимп студенчества не так уж и сложно – достаточно иметь активную жизненную позицию, желание помогать, проявлять свои и чужие таланты. Истинных активистов – организаторов и инициаторов всех студенческих событий — в Университете 40. Особых привилегий, однако, у них нет – только ответственность.

«Главное для нас – это возможность самореализации и развитие управленческих навыков, – говорит председатель студсовета Игорь Зверев . – Но активные студенты всегда поощряются. В этом году, например, пять человек стали обладателями именной стипендии имени Т. В. Ужвы «Честь и призвание». Это Этери Каджая, Валентина Воробьева, Димитрий Торопов, Евгения Слепак и Александр Мацак. Они продемонстрировали высокие результаты в учебе и общественной жизни».

Коротко о председателе

Студенту III курса направления подготовки «Юриспруденция» Игорю Звереву 20 лет. Почти год он занимает должность председателя. На вопрос «Не желание ли это управлять и властвовать всеми студентами?» Игорь отвечает спокойно и кратко: «Это приятная ответственность, за которую мало кто берется».
15 сентября, по правилам Университета, его должен будет заменить кто-то другой. «Последний год в вузе надо посвятить только учебе и работе над дипломным проектом», – говорит Игорь.
По правилам студенческого совета в конце каждого учебного года его состав должен пополняться новичками. Возможно, среди этих ребят уже есть будущий председатель. Чтобы определить нового лидера, студенты проведут выборы. Кандидаты, подавшие заявки, представят свои программы развития студенческой жизни в вузе, примут участие в дебатах. Завершится все голосованием.

Чем занимается студсовет?

Праздники, конкурсы, фестивали, концерты – естественная составляющая жизни вуза. Ежегодно из 50 мероприятий Университета, за 30 отвечает студсовет. Спортивные соревнования, праздники, выезды, дни первокурсника, КВН – это всё заслуга ребят-активистов.
На очередном собрании членов совета Игорь Зверев представил новую стратегию развития на 2015 год и взял за ориентир повышение качества работы, популяризацию вуза и деятельности студенческого актива.

«Вектор развития был не очень обозначен. Для нас важно знать, какова конечная цель, к которой мы с вами стремимся», – говорит председатель. Поэтому на повестке дня – совершенствование системы старших наставников, пополнение состава совета новыми активистами, увеличение количества мероприятий и волонтерских акций, развитие проекта «Доступная наука» от студенческого научного общества.
Несмотря на всю серьезность работ, встреча за встречей проходят в очень дружеской обстановке. Это единый сплоченный коллектив, который сам по себе уже для многих является мотиватором активной жизни. В этом году в копилке студсовета появятся новые проекты. «Мы хотим развивать международные связи: делать телемосты, благотворительные акции со студентами зарубежных вузов. В приоритете, конечно, Пражский экономический университет, так как программа двойного диплома реализуется совместно с ним. Хотим вернуть Новогодний бал в список наших мероприятий, запустить проект «Голос в стенах Университета», – рассказывает Игорь.

Что обсуждают?

«По собственной инициативе? Кто возьмет инициативу? Инициатива должна быть от каждого. Живее», – сыпется со всех сторон во время дискуссий студсовета. Главное, что отличает этих ребят, – обилие идей и желаний действовать. Идеи здесь обязательно должны быть высказаны – из них может вырасти целый проект для Университета или даже общегородская программа. Масштабировать можно все – главное, чтобы была инициатива, целеустремленность и творческий подход.

Сегодня в топе обсуждений ежегодный весенний танцевальный конкурс, а также «Мисс и мистер МГУУ Правительства Москвы», который пройдет уже в апреле. Городские мероприятия тоже не остаются без внимания студентов. Интересы своего родного вуза необходимо представлять на высоком уровне, считают ребята. Поэтому с удовольствием выступают на концертах, участвуют в конкурсах «Фестос» и «Студенческая Весна», в окружном и городском конкурсах «Мисс и Мистер».

Но не только творчеством едины. В МГУУ Правительства Москвы есть и свое студенческое научное общество. Ребята организуют дискуссии и симпозиумы на научные темы. А еще студенты работают волонтерами, посещают детские дома, берут шефство над воспитанниками школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо и проводят благотворительные акции.

Студенты регулярно проходят практику в Правительстве Москвы и принимают участие в кадровых проектах: «Фотография рабочего дня», «Ночь карьеры» и «День карьеры». Помогают на выставках образовательных услуг, совместных благотворительных акциях с Московским Студенческим Центром, мероприятиях с патриотическими организациями, районным и городским советами ветеранов.
Кураторство первокурсников члены студсовета в один голос называют самым лучшим опытом. Взять под крыло новичков – дело благородное, надо прививать им идеи Университета. Если студент закреплен за группой первокурсников в этом году, то в следующем он будет уже старшим наставником в группе кураторов.

Бывает так, что первокурсник хочет предложить интересный проект, ищет материалы для работы, из-за неопытности не знает, как поступить. Для таких случаев студсовет держит свои двери открытыми. «Если ты считаешь, что в сентябре надо сажать сирень, – пожалуйста, это тоже благотворительная акция, это тоже наша работа», – шутят ребята.

С первокурсниками активисты работают серьезно. Каждую осень организуют для них выезд за город. Выходные дни проходят в дружеской обстановке.

Фёдор Домбек , II курс, «Государственное и муниципальное управление»: «Наши выезды – это не просто развлечение. Мы делаем ставку на образовательную часть и проводим тренинги, мастер-классы, квесты и полосу препятствий. Главные темы: повышение личной эффективности, развитие навыков публичных выступлений, создание и управление проектами».
Димитрий Торопов , III курс, «Юриспруденция»: «Каждое мероприятие и подготовка к ним – это особенный опыт. Благодаря им ты узнаешь не только себя, но и других».
Анастасия Фирсакова , II курс, «Государственное и муниципальное управление»: «Студенческий совет – отличное место для всех, кто желает развивать свои качества лидера. Я получаю большой опыт общения, развиваю свои творческие способности».
Артем Джеглав , II курс, «Менеджмент»: «Командная работа – это всегда здорово. Понимать, что ты можешь чем-то помочь, сделать вклад в общее дело – бесценно».

Подробнее о жизни студсовета вы можете узнать или в социальных сетях.

Ответ:

1. Почему СтудСовет? В чём смысл? Зачем оно существует?
Смысл в том, чтобы студент сам мог влиять на то, как проводится молодёжная политика в Университете – то есть политика в отношении его самого, студента.
Молодёжная политика проводится в Университете так или иначе. Если студент не скажет никому о том, что ему интересно, что ему хочется, что его беспокоит – тогда кто-то решит за него, в каком общежитии он будет жить, чем питаться в столовой и в какой клуб пойдёт на Новый Год. Образно говоря, если молодёжь не берётся за политику, политика берётся за молодёжь.
Не интересно жить, когда какой-то дядя всё сам решает за тебя? - Вот затем и существует СтудСовет. Любой студент через орган студенческого самоуправления – то есть через Студенческий Совет – может буквально лоббировать свои интересы. Для этого достаточно прийти к нам и рассказать о проблеме или внести предложение. Ни один вопрос не останется без ответа.

Ответ:

Участие в деятельности Студенческого Совета даёт, прежде всего, сильный толчок к личностному росту и развитию. В Университете, зачастую, не учат практической деятельности – как работать в команде, как выступить перед залом в 200 человек, как организовать мероприятие, как сделать свой проект, как стать лидером. Но все эти навыки понадобятся универсанту потом, после получения диплома.
Статистика факультетов, где Студенческие Советы существуют уже давно (Истфак и Экономический), говорит о следующем: абсолютное большинство активистов СтудСоветов в дальнейшей жизни становятся успешными в профессиональной деятельности.
Если говорить о материальных сторонах вопроса, то для активистов есть ряд бонусов;) , как-то: чай с печеньками в 222 аудитории, регулярные тренинги и обучение, выезды на базы и – периодически – надбавки к стипендии. Ну и, конечно, общение и дружная команда коллег-социологов.

Ответ:

Тоже один из наиболее часто задаваемых вопросов. Вступать в Студенческий Совет Факультета социологии очень просто... Для этого надо сдать вступительные экзамены и стать студентом факультета.
Другими словами, каждый студент Факультета социологии АПРИОРИ является членом Студенческого Совета с тех самых пор, как поступает на факультет, независимо от формы обучения.
Не надо платить взносы, заполнять анкеты и получать корочки.
Нет деления на «членов»-избранных и не-членов – всех остальных.
Всеобщее членство – отсутствие членства? Возможно, и так. Это принципиальная позиция, от которой мы не собираемся отказываться.
Мы полагаем, что отказ от членства – это отказ от кастовости и замкнутости организации, то есть своеобразный антикризисный механизм.
Благодаря тому, что каждый студент свободно может участвовать во всех делах Студенческого Совета, происходит постоянный приток новых кадров и идей, не происходит застоя, когда блага начинают доставаться только избранным членам организации.
Это один из базовых принципов нашей работы.

Ответ:

Исторически так сложилось, что в каждой группе есть староста.
Также с недавних пор всеобщим голосованием по курсам на факультете начали избирать старост курсов – то есть людей, выполняющих функции старосты в масштабах курса.
Старосты - в определённом смысле доверенные лица своих студентов. Поэтому как минимум раз в семестр мы созываем Большой Студенческий Совет, на который приходят старосты курсов дневного и вечернего отделений и старосты групп дневного отделения. Перед старостами председатель и главы комитетов СтудСовета отчитываются о проделанной работе и вместе с ними планируют дела на следующий семестр.
Таким образом, старосты фактически контролируют студенческое самоуправление на факультете.
Большой Студенческий Совет – собрание всех старост – проходит всего лишь один (несколько) раз в семестр. В промежутках между ним необходимо решать локально возникающие вопросы. Для этого по вторникам в 222 аудитории собирается Малый СтудСовет, куда приходят председатель, главы комитетов и старосты курсов дневного отделения.
Как на Большой, так и на Малый Студенческие Советы с правом совещательного голоса может прийти любой студент факультета. Это также базовый принцип нашей работы. Мы всегда рады услышать конструктивную критику и предложения в свой адрес.
Если говорить о Председателе Студенческого Совета – то это выборная должность. Выборы проводятся ежегодно, весной. Голосование – прямое, тайное и равное, то есть Председателя избирают все студенты факультета. Выдвинуть свою кандидатуру на пост Председателя Студенческого Совета может любой студент, «не имеющий академической задолженности на момент регистрации кандидатов».
В предыдущем предложении был процитирован Устав Студенческого Совета. Он регламентирует всё, что касается нашей деятельности, и изменить его могут только старосты на Большом Студенческом Совете.

5. Какие у нас направления деятельности?

Ответ:

У нас на сегодняшний момент функционирует пять комитетов:
- Комитет по культурно-массовой работе (досуг, праздники, массовые и развлекательные мероприятия)
- Комитет по спортивной работе (весь спорт на факультете)
- Комитет по социально-бытовым вопросам (аптечка на факультете, общежития, питание, талоны, путёвки в профилакторий и т.д.)
- Комитет по внешним связям и связям с общественностью (имидж факультета и СтудСовета, сайт, газета, объявления, и т.д.)
- Комитет по работе с кадрами (поддержание связи со старостами, тренинги и обучение, организация коллективных выездов на университетские базы отдыха)
О том, как мы планируем развиваться, можно прочитать в ответе на следующий вопрос.

6. Что мы уже сделали? И каковы наши ближайшие планы?

Ответ:

На счету Студенческого Совета уже целый ряд мероприятий.
Мы организовали День Первокурсника в октябре 2007 (экскурсия по Университету, тренинги и посвящение) и День Социолога в ноябре 2007 (впервые за много лет его так масштабно отметили именно в стенах факультета).
Наша работа – выезд на базу «Голубое Озеро» в декабре 2007 года для сотни студентов, организация тренингов и игр для студентов на базе.
В 2008 году так же нами был проведен выезд для 100 первокурсников на базу «Голубое Озеро» и ряд треннингов и коммандных игр по их сплочению, День Социолога в ноябре 2008 года, по итогам которого самые активные студенты так же получили возможность провести два дня перед сессией на базе «Голубое Озеро».
Социально-бытовой комитет героически ведёт работу по устройству аптечки для социологов на факультете (на вахте) и на Очаковской ул. (где проходят занятия физкультурой). Его усилиями были повешены часы в столовой. Благодаря его стараниям столовая некоторое время работала до 20:00, чтобы накормить всех голодных вечерников – впрочем, из-за низкой активности вечерников столовая вернулась в прежний режим работы.
Студенческий Совет выпустил первую за всю историю факультета газету, регулярно выпускает информационную афишу «Две Недели» о самом интересном на факультете и в Университете.
Мы смогли предоставить возможность отправить валентинки на День всех влюблённых и представили на факультете программу международных обменов «Campus Europae» (февраль 2008).
Одни из последних мероприятий - вечеринка на корабле Кронверке в феврале 2009 года, посвященная Дню святого Валентина. Проведение брейн-рингов, Школа Тренеров, Кино Клуб и многое другое.
Это лишь самые крупные и заметные наши дела. Постоянная мелкая работа идёт практически ежедневно, а ряд проектов находится на том или ином этапе реализации. (Это можно сказать о создании команды чирлидинга – группы поддержки спортсменов, установки WiFi и банкомата ПСБ на факультете и т.д.)

Мы стараемся равномерно развивать все направления нашей деятельности. Но есть также пространство для дальнейшего роста и развития.
Так, сейчас весьма актуальным представляется развитие международных связей на факультете (с возможным выделением в качестве отдельного комитета).
Также мы считаем весьма перспективной областью нашей работы студенческую науку на факультете.

Что такое студенческий совет?

Студенческий совет - это своеобразный орган студенческого самоуправления. В него в обязательном порядке должны входить деканы факультетов, Председатель студсовета, Председатель общежития для студентов, Председатель научного общества учащихся, а также представители различных студенческих организаций, например, группы КВН.

Студенческий совет решает целый ряд вопрос. Например, если в аудиториях летом нечем дышать - этот вопрос может решить студсовет. А точнее - Председатель студсовета. Объединение решать как текущие проблемы студентов, так и те проблемы, которые могут подстерегать учащихся после выпуска.

О второй категории проблем стоит сказать отдельно. Многие студенты туманно представляют себе выпуск и работу, а у кого-то завышены ожидания. В дальнейшем это может стать причиной профессионального краха. В студенческом совете эту проблему могут решить, организуя различные мероприятия для учащихся. Такие мероприятия направлены на просвещение студентов.

Кроме того, участвуя в студенческом самоуправлении, студент приобретает ряд полезных навыков. Он учится общаться, решать проблемы, завязывать деловые и полезные контакты. Все это точно пригодится после выпуска. Впрочем, всегда ли студсовет дает что-то полезное?

Студенческий совет не всегда представляет собой реальную силу. Если это объединение в крупном университете большого города, то тогда организация может стать отличным помощником для студента. В будущем студент, который участвовал в студенческом самоуправлении, может лучше проявить себя. К тому же у него будет много знакомых.

А вот студсовет в маленьком городке в глубинке - совсем другое дело. Здесь обычно создаются такие обхединения просто для того, «чтоб было». В результате в студсовет принимают практически всех. Причем на встречах членов объединения проходят не полезные беседы, а в основном дружеская болтовня. Вряд ли молодой человек получит пользу от участия в таком совете, особенно если он планирует покинуть город.

Если у студента есть возможность вступить в студсовет в солидном вузе - это превосходно. Не стоит отказываться от такой возможности. Более того, к ней нужно стремиться. А вот в глухой провинции можно не прилагать усилий и не тратить время напрасно. Лучше найти другие полезные объединения, которые могут оказать поддержку.

Ну что, первокурсники, дождались 1 сентября?! Теперь вы – полноправные представители особой социальной группы – студенчества. И чтобы оставаться студентами ещё лет пять, а , рекомендуем намотать на ус или на что вы там наматываете советы старших товарищей.

Особенности учебного процесса, или почему вуз – не школа

  1. Запомни, студент, главную вещь, отличающую вуз от школы: твой диплом – твои проблемы. Да, мы знаем, что в школах повсеместно натягивают тройки гоминидам, не достигшим даже уровня эректуса. Потому что учителя, завучи и директоры, во-первых, клепают отчёты об успеваемости школьного поголовья, а во-вторых, получают бабло за каждого барана из школьного стада. Среднюю школу не зря называют «отстойником» и «загоном», в котором держат тинейджеров до армии, чтобы те не шатались по улицам. Ты привык, что тебя тянули за уши? Забудь об этом.

В вузах отчисляют нещадно и эректусов, и неандертальцев, и даже некоторых недоэволюционировавших кроманьонцев. Потому что возраст уже позволяет сплавить их в армию! Или отправить раскладывать товары на полках супермаркета. Причём самый мощный поток отчисленных сливается в канализацию после первого семестра.

Вузовским преподам глубоко фиолетово, доползёшь ли ты до диплома. Никто не будет за тобой бегать с просьбами сдать, наконец, зачёт. И родителей в деканат вызывать не будут.

Заруби на носу: вуз – не школа! Ты стал взрослым!

  1. Но посещать нужно. К сожалению, гипотеза о том, что «студент – взрослый человек, самостоятельно контролирующий личный учебный процесс», не выдерживает проверки практикой. Практика показывает, что большинство студентов остаются великовозрастными школьниками. И если не контролировать посещения оными недорослями лекций и семинаров, в аудитории будет сидеть пяток «ботанов». Поэтому, как бы ни противоречил принцип проверки присутствующих принципам вузовского обучения, большинство преподавателей его практикуют.

Прогуливая лекции, можно попасть в «чёрный список» преподавателя, что чревато особо пристальным вниманием на экзамене. Некоторые преподы даже требуют показать конспекты пробакланеных лекций.

А прогулянные семинары, коллоквиумы, практические, лабораторные и контрольные отрабатывать придётся в 99% случаев.

  1. Выясни сразу, что нужно для допуска к сессии. К некоторым зачётам и экзаменам допускают только при условии написания реферата, доклада, эссе, контрольных. Это ещё полбеды, «макулатуру» можно в ноябре – декабре заказать у студлансеров. Хуже, если в вузе действует балльная система допуска к сессии. Баллы надо собирать прямо с сентября.
  1. Засунь учебник… ну, куда-нибудь на заднюю полку. Не надейся, что учебник тебе поможет подготовиться к экзамену. Это ещё одно ключевое отличие от школы. Учебник – вспомогательный инструмент, а основными источниками знаний в вузе являются лекции и литература, с помощью которой ты будешь готовиться к семинарам. Совсем уж выбрасывать учебник, конечно, не надо – как база, основа, вполне сгодится. Только учти, что учебники, который вам выдадут, чаще всего устаревшие. Новые нужно искать в библиотеке, покупать или скачивать в сети (если удастся). А ещё есть преподаватели, которые специально гоняют на экзаменах по своим лекциям. Впрочем, есть и такие, что лекции читают по учебнику – с этими проще.
  1. Готовься самостоятельно работать с литературой. Если ты думаешь, что цель вуза – напичкать тебя знаниями, то глубоко ошибаешься. Цель вуза – научить тебя самостоятельно получать информацию, дать навыки самообразования и, желательно, сформировать у тебя научное мышление. Учебник даёт базис, лекции структурируют материал и помогают разложить его в твоей башке по полочкам, а рулит самостоятельный поиск материалов среди статей и монографий.

Часть материалов ты найдёшь в интернете (спасибо оцифровке!), но многое ещё не попало во всемирную паутину. Поэтому придётся топать в вузовскую, областную или специализированную библиотеку, делать выписки и ксерокопии. Ужас-ужас? Ничего, потом скажешь спасибо за то, что научили тебя учиться самостоятельно. В информационную эпоху знания устаревают очень быстро. Профессионалу нужно учиться и учиться, чтобы оставаться востребованным, а для этого нужно обладать навыками самообразования.

Один из способов измерить скорость устаревания фактов - посмотреть индекс цитирования научных статей. Если публикацию не цитируют, это с большой вероятностью означает, что она нерелевантна или устарела. Так, например, в результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а, скажем, в ядерной физике - уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике - 9,4 года, в математике - 9,1 года, а в истории и психологии - и вовсе около 7 лет.

  1. Выясни, что такое семинары, коллоквиумы, рефераты, конспекты, зачёты, курсовики и прочая таинственная фигня. На первокурсника обрушиваются мегатонны малознакомых или вовсе незнакомых слов, под которыми скрываются новые способы проверки знаний. Да, бро, тут всё не так, как в школе. Начинай разбираться со всем этим прямо с сентября.
  1. Настройся на новый ритм обучения. Уроки по 40 минут и длинные перемены остались в прошлом. Теперь придётся сидеть на парах, а перерыва хватит только на то, чтобы перебежать из аудитории в аудиторию (в столовую лучше отправляться во время «окон»). С другой стороны, есть и плюсы: возможно, в расписании будут дни, когда можно являться на вторую или даже на третью пару. Цени «окна»: вместо того, чтобы просто тупо шататься в ожидании следующей пары, сходи в библиотеку или в столовую.
  1. Запомни, что недели бывают верхними и нижними. Ещё одно новшество. Занеси данные в гаджет, которые носишь при себе. Всё-таки запутался? Подойди к расписанию – это простейший способ выяснить, какая сейчас неделя.
  1. Узнай, когда начинается сессия, а также (на всякий пожарный) правила предоставления академотпуска. И выясни всё это не в декабре, а как можно раньше.
  1. Не забывай о том, что из вуза можно вылететь за нарушение дисциплины. Жизнь студента гораздо свободней, чем у школьника, но на некоторые выбрыки деканат закрывать глаза не станет. А если дело дойдёт до ректората – сам понимаешь. Поводом для исключения может стать и особо бурная пьянка в общаге (например, с вышвыриванием холодильника в окно), и нарушение закона, и даже излишне активная политическая деятельность (например, одиночный пикет перед административным корпусом с требованием отставки ректора). Если не отчислят прямо, то создадут условия, при которых сдать сессию будет очень проблематично. Так что держи себя в руках.
  1. Попытайся понять, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за результаты обучения в вузе. Учти, никто за тобой гоняться с напоминаниями о лекциях и семинарах не станет. И звонков родителям с вопросом: «Где ваше чадо, заболело или прогуливает?» – тоже не будет. Становись самостоятельным.
  1. Работай на зачётку. По крайней мере первые две сессии выкладывайся на все сто. Потом будет легче: чем лучше твой имидж, тем лояльней к тебе относятся преподаватели. И наоборот: к троеничкам и «хвостистам» преподы относятся с предубеждением. В общем, работай на зачётку, потом она будет работать на тебя.

Голова пухнет от советов, первокурсник? Погоди, это только начало. Если ещё не сломался, читай рекомендации, которые помогут тебе дожить до сессии и пережить оную.

Советы первокурсникам по плаванию в учебных водах

  1. Научись извлекать пользу даже из скучных лекций. Для этого нужно научиться 1) слушать (и слышать), 2) сосредотачиваться. Полезные навыки, которые тебе пригодятся в жизни.
  1. Овладей навыками имитации интереса. Это на тот случай, если препод – зверь, а лекции у него ну совсем уж тупые и бессмысленные. Но не злоупотребляй этим навыком, иначе вся твоя будущая карьера сведётся к офисной ИБД (имитации бурной деятельности). Используй скилл в исключительных случаях.
  1. Научись конспектировать. Не нужно стенографировать лекции слово в слово. Вычленяй главное, разработай свою, понятную для мозга систему сокращений и условных знаков. Конспектируй логично, структурно.
  1. Используй диктофон и прочие гаджеты с умом. Не полагайся на достижения цивилизации на все 100%. Во-первых, расшифровывать лекцию с диктофона – муторный труд. Представь: ты отсидел лекцию, а потом ещё должен потратить столько же времени на расшифровку записи! Это что, разумно? Запись на диктофон подходит только аудиалам (людям, которые лучше всего воспринимают информацию на слух). Во-вторых, преподаватели очень не любят студентов, которые включают диктофон и дальше сидят с отсутствующим взглядом.

Что касается планшетов, ноутбуков и нетбуков, то они могут здорово помочь, особенно в библиотеке. Но не забывай о том, что запись ручкой активизирует процессы запоминания в мозге. Помни о преподавателях, которым нужно сдавать конспект, написанный от руки.

  1. Запасись общими тетрадями, ручками, разноцветными маркерами. Носи с собой запасную ручку. Используй цветные маркеры для того, чтобы выделять главное, структурировать записи.
  1. Иди в вузовскую библиотеку за учебниками в числе первых. Да, учебники в вузе – не главное, но они всё равно нужны. В большинстве вузов учебников на всех не хватает. Особенно новых.
  1. Выясни, где находятся нужные тебе библиотеки и читальные залы. Записывайся и учись работать с каталогом. К сожалению, пока в интернете нет всех материалов, которые тебе понадобятся.
  1. Запиши расписание, запомни расположение корпусов и аудиторий. Можно просто ходить хвостиком вслед за своей группой, но лучше быть независимым. Стоит записать также часы работы библиотек, спортзалов, лабораторий и других мест, которые ты будешь посещать.
  1. Собери информацию о преподавателях и учитывай их индивидуальные особенности. Запиши и запомни ФИО преподов – это раз! Узнай их в лицо – два. Нет ничего глупее, чем знакомиться с преподавателем на экзамене. Узнай о характере и привычках каждого (в этом помогут старшекурсники). Выясни, кто как относится к посещениям лекций, у кого какие требования на семинарах, зачётах, экзаменах.
  1. Выбери научрука. Правильно выбранный научный руководитель не только поможет в написании курсовых и доведёт до диплома, но и будет защищать тебя перед кафедрой и даже перед деканатом. Советуем, первокурсник, .
  1. Почитай о принципах тайм-менеджментента. Научись распределять время так, чтобы его хватало и на посещение вуза, и на самостоятельную подготовку, и на отдых.
  1. Раздели предметы на важные и маловажные. Профильные – важные, в них зарывайся с головой. Всякие непрофильные учи так, чтобы получить зачёт – этого достаточно. Нет смысла погружаться в изучение аналога школьного ОБЖ в ущерб профильному предмету.
  1. Старайся получать «автоматы» по максимуму. Принятие зачёта или экзамена «автоматом», за активную учебную деятельность в течение семестра, избавит тебя от нервотрёпки перед экзаменом. У некоторых преподавателей бывают ещё и «полуавтоматы», тоже неплохая штука: из двух вопросов на экзамене сможешь выбрать один.
  1. Не садись на «камчатку». Это место для тех, кто хочет заниматься своими делами, а не учёбой. Многие преподаватели относятся к «камчатке» с предубеждением (особенно если слышат грохот пивных бутылок, случайно задетых чьей-то ногой). Кроме того, на «камчатке» обычно плохо слышно, что говорит преподаватель. Лекции лучше записывать, сидя на первых партах или в середине аудитории.

Середина, пожалуй, самое комфортное место. Слышно нормально, а в случае чего – можно немного посачковать. Первые парты любят отличники, они позволяют установить визуальный контакт с преподавателем, а также продемонстрировать трудолюбие и заинтересованность.

  1. Не стесняйся задавать вопросы преподавателю. Если что-то непонятно – спрашивай смело. Преподаватели любят активных студентов. Но не переусердствуй, имитация заинтересованности создаст тебе имидж подлизы. Или ещё хуже – имидж глупого подлизы.
  1. Лекции бывают бесполезными, на них нет смысла тратить свои силы. Если препод отмечает прогульщиков, садись в середину и имитируй занятость. Если, конечно, этот зверь не требует предоставить конспекты своей пурги.
  1. Если препод пофигист, и его лекции никто не пишет – тебе их лучше записывать. Почему? Потому что потом их фиг у кого достанешь! Учти, что пофигистичное отношение преподавателя к посещениям и записям его лекций может обернуться жесткачом на экзамене. У некоторых преподавателей пофигистичность выборочна: они считают, что студента не нужно принуждать к учёбе, это его личное дело – учиться или не учиться. Экзамен расставит все точки над «i»…
  1. Активничай на семинарах! Это прямой путь к «автомату». Или, по крайней мере, снижение риска отработок перед сессией.
  1. Боишься выступать перед аудиторией? Парадоксальный совет: выступай как можно чаще. Навык публичных выступлений здорово пригодится в жизни (не говоря уж о том, что сессию будет сдать проще).
  1. Если препод раздал всем темы докладов, постарайся свой прочитать как можно раньше. Иначе времени может не хватить, и либо «автомат» накроется, либо придётся нести доклад прямо на зачёт или экзамен, либо будешь искать преподавателя, чтобы познакомить его с плодами своего труда во внеурочное время.
  1. Практические, лабораторные, контрольные нужно сдавать вовремя. Не прогуливай их, не копи мини-хвосты. Сдавать всё равно придётся. Постепенно это делать легче, чем разбираться с грудой отработок перед самой сессией.
  1. Приступай к написанию курсовой и рефератов как можно раньше. Если собираешься заказывать их у студлансеров – тоже не затягивай. Почему – детально разъяснено в статье .
  1. Перед тем, как сдавать заказанную или скачанную работу, прочти её! Не давай повода преподавателю поймать тебя на халяве.
  1. Если твои однокурсники гоняют балду, не равняйся на них. Ты же не хочешь попасть в те 20% бездельников, что вылетят в первую же сессию?

Зачем первокурснику общественная, культурная и научная деятельность?

  1. Общественная активность – это не только интересно, но и полезно. Активность в социальных и культурных проектах повышает шанс получить именную стипендию.
  1. Если у тебя есть склонность к научной деятельности, не сдерживай себя. Участвуй в вузовских и международных конференциях, записывайся в студенческое научное общество. Это полезно для зачётки и открывает путь в аспирантуру. А то и к вкусным грантам.
  1. Международный обмен, зарубежные конференции и участие в международных студенческих проектах – шанс побывать за границей на халяву. Учи языки и будь активней!
  1. Если факультет проводит олимпиады, викторины, конкурсы – участвуй. Призом могут быть автоматы по всем предметам в зачётке, именная стипендия, разовое денежное поощрение… В общем, всякие ништяки плюс уважение преподавателей.
  1. Участие в молодёжных политических проектах тоже полезно. Именно с этого может начаться твой путь в политику – если, конечно, тебе это интересно. Но учти, что не вся политика полезна для студента. Оппозиционная политическая активность в нашей стране, к сожалению, может довести до исключения из вуза. Так что выбирай проекты, одобренные вузом.
  1. Если ты – прирождённый администратор, становись старостой или финоргом, а ещё лучше – делай карьеру в профкоме. Путь не для всех, но если это твоё – дерзай. Чувство власти и денежные ништяки прилагаются.
  1. Студенту с журналистской, публицистической жилкой есть смысл уже на первом курсе направиться в редакцию студенческой газеты. Можно завести самому или вместе с единомышленниками альтернативный блог, сайт или наладить выпуск факультетской газеты. Только будь адекватен – не нужно вываливать даже в личный блог всё, что ты думаешь о «тупаке Денисове» и «стерве Кубаревой». Они ведь тоже умеют читать.
  1. Участвуй в художественной самодеятельности. Во-первых, капустники и КВН – это весело! Во-вторых, если ты претендуешь на именную стипендию, эта активность тоже пойдёт в зачёт. В-третьих, ценные творческие кадры могут рассчитывать на поблажки от деканата при проблемах с сессией. Но в разумных пределах, конечно.
  1. Художникам, поэтам, писателям и прочим ну очень творческим личностям есть смысл участвовать в конкурсах, записываться в студенческие профильные сообщества. Иногда творчество студентов публикуют вузовские газеты. Ну а в интернете для самопрезентации вообще раздолье. Эти таланты очень востребованы и при подготовке всяческих мероприятий.
  1. Умникам и умницам стоит записаться в команду ЧГК. Если не берут, создайте свою команду и порвите соперников на клочки!
  1. Участвуй в спортивных соревнованиях. Волейбольные, баскетбольные и даже шахматные турниры – не только способ самореализации, но и шанс получения «автомата» по физре. Возможны денежные поощрения. В США даже очень тупые спортсмены настолько ценятся колледжами и вузами, что сдают сессии даже при полной атрофии мозга. У нас поблажки не такие шикарные, но на них тоже можно рассчитывать.
  1. Думай о будущем. Уже с первого курса стоит задуматься о том, как ты будешь строить свою карьеру после выпуска. Будешь ли работать по специальности? Собираешься ли идти на красный диплом? Интересует ли тебя аспирантура? Нужен ли для твоей карьеры иностранный язык? Собираешься и искать рабочее место по специальности во время учёбы в вузе? Чем чётче будут твои планы – чем больше шансов, что к выпуску ты подойдёшь с точным знанием того, где будешь работать и, возможно, даже с предложениями от работодателей.

Полезные контакты

  1. Вливайся в коллектив. Не будь высокомерен, не провоцируй конфликты с первых же дней в вузе. Не бойся однокурсников – им тоже страшно
  1. Веди себя с достоинством. Не стелись перед «сильными», не становись «шестёркой». Не бойся быть изгоем, если не сошёлся с доминирующей на курсе группировкой. Ищи единомышленников. Будь самим собой.
  1. Не интригуй, избегай враждующих микрогрупп. Это позволит избежать многих неприятностей.
  1. Обменяйся контактами с однокурсниками. В случае чего будешь знать, кому позвонить, написать или стукнуться в скайп, чтобы уточнить расписание или задание на семинар.
  1. Если любишь прогуливать, закорешись со старостой. Хорошие отношения со старостой уменьшат число значков «Н» напротив твоей фамилии в журнале посещений. Шоколадки рулят.
  1. Контакты со старшекурсниками – реально полезны. Старшие товарищи помогут конспектами и материалами, расскажут о характере преподавателей.
  1. Дружи с теми, кто живёт в общаге. Во-первых, у них весело. Во-вторых, в общаге всегда есть конспекты. У кого-нибудь.
  1. Заведи полезных знакомых. Это могут быть студлансеры, которые помогут написать учебные работы или сотрудники медучреждений, которые могут выписать нужную справку. Не факт, что эти знакомства пригодятся, но в форс-мажорной ситуации ты будешь знать, к кому обратиться.
  1. Создай сообщество поддержки с однокурсниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны). А или ответы на тесты, упражнения по латыни или английскому вскладчину дешевле.
  1. Отсеивай халявщиков и пиявок. Взаимовыгодная помощь – это хорошо, наглость – плохо. Помогай друзьям, но не в ущерб себе. Помни: кто везёт, на том и едут. Пока ты пишешь рефераты халявщикам бесплатно, .
  1. Постарайся получить контакты научного руководителя и других преподавателей. Возможно, понадобится с ними связаться. Но не заваливай преподов сообщениями, не доставай людей. Это контакты на крайний случай. Впрочем, с адекватным научруком можно связываться в процессе написания курсовой регулярно. Многие преподы перешли на консультации по скайпу.
  1. Познакомься с куратором курса, возьми контакты деканата. Тоже, возможно, пригодятся.
  1. Завязывая контакты с преподами, не влюбляйся Этот совет адресован прежде всего прекрасному полу. Влюблённость в преподавателя – известный психологический феномен. Опасная штука!

Правила безопасности

  1. В первые же дни оформи все нужные документы. Прежде всего – студенческий и читательский. Принеси справки, которые требует деканат.
  1. Не зли охранника. Не забывай пропуск (студенческий билет), не пытайся прошмыгнуть мимо, не ной и не раздражай человека. Особенно если у него есть дубинка.
  1. Продумай маршрут до вуза. Учитывай расписание транспорта и пробки. Выходи из дома на 10 – 15 минут раньше, чтобы иметь запас времени.
  1. Не храпи на лекциях
  1. Не складируй пивные бутылки под партой. И тем более их не роняй!

О деньгах

  1. Разузнай правила предоставления стипендии в своём вузе. Выясни, в каких случаях можно лишиться стипухи и постарайся в эти ситуации не попадать.
  1. Уточни, в каком банкомате снимать стипендию. Ошибка обойдётся в несколько сотен, которые ты отдашь «чужому» банку. Если стипендия минимальная, можно потерять 30%.
  1. Узнай о том, как получить губернаторскую, президентскую стипендию (есть и другие виды). Возможно, ты сможешь претендовать на одну из них. Для этого нужно хорошо учиться, активно участвовать в научной и общественной деятельности.
  1. Загляни в профком. Узнай всё о получении социальной стипендии и материальной помощи. Если подходишь под условия – собирай справки, не затягивай.
  1. В профкоме распределяют льготные путёвки и билеты на всякие мероприятия. Пользуйся! Многие студенты даже не знают, что могут что-нибудь получить в профкоме. Значит, больше достанется тем, кто не ленится ходить на разведку.
  1. Не поленись узнать обо всех льготах, которые полагаются студенту. Они касаются проезда, бесплатного посещения некоторых музеев и т. д. Регулярно отслеживай изменения в законодательстве, касающиеся студенческих льгот.
  1. Подумай о том, как ты можешь заработать. Грузить вагоны? Мыть полы? На каникулах можно записаться в студотряд, поучаствовать в строительстве какого-нибудь космодрома. Правда, говорят, что в этом году из-за финансовых трудностей студентам заплатили меньше, чем они рассчитывали. В любом случае, работа не должна мешать учёбе. У нас нет ограничений на работу студентов, как в Европе (там студенту можно работать только определённое число часов в неделю), поэтому рассчитывай свои силы сам.

О здоровье, порядке, дресс-коде и отдыхе

  1. Береги печень. Забудь о стереотипном представлении о студенте как о вечно бухающем существе. По крайней мере, если собираешься дожить до второго курса, а тем более – до пятого.
  1. Подружись с физкультурой. Не прогуливай пары физры, запишись дополнительно в спортзал, в бассейн, на йогу или на фитнес. Физическая активность не только укрепляет здоровье и помогает поддерживать вес в норме, но и улучшает деятельность мозга.
  1. Питайся правильно. Не давись бутерами всухомятку. Выбирай продукты, полезные для тела и мозга. Кстати, можешь почитать статью о .
  1. Разведай, где находятся кафе и столовые, где лучше кормят и где дешевле. Это, конечно, на тот случай, если в корпусе и поблизости их несколько. Чтобы не опаздывать на лекции и не стоять в дикой очереди, выясни не только часы работы, но и время, когда наплыв голодных спадает.
  1. Одевайся в деловом стиле или в стиле casual. Не эпатируй преподавателей дредами, цветными ирокезами и голыми ягодицами (это совет первокурсницам, обожающим мини-юбки). Индивидуальность в почёте, но помни об адекватности. Особенно при выборе одежды на экзамен.
  1. Приведи в порядок рабочее место. Не оправдывай бардак склонностью к творческому беспорядку. Читай статью . Прикинь, приведение в порядок места, где работаешь – прочищает мозги!
  1. Отдыхай! Погрузившись в учёбу, регулярно выныривай на поверхность. Отдых помогает мозгу бороться со стрессами. Учёба без отдыха – путь к срывам, истощению нервной системы и хронической усталости. Работая на красный диплом, не заработай себе астению.
  1. Помни о том, что студенческие годы – отличное время! Дружи, веселись, развлекайся! В меру, конечно Но так, чтобы было, что вспомнить!

Наверняка каждый знает о существовании на нашем факультете студенческого совета. Но далеко не все имеют представление о том, для чего же этот студсовет существует и чем он занимается. Эта статья – своеобразный ликбез, рассказывающий о том, зачем же все-таки нужна такая студенческая организация.

Студсовет существует для решения самых важных вопросов, начиная от учебных, заканчивая бытовыми, связанными с жизнью в общаге. К примеру, поселили вас в комнату, а старшекуры, которые раньше там жили, не торопятся выселяться. Можно конечно, по-разному поступить: замки поменять, вещи чужие выбросить, дверь снести... Но прежде чем делать что-то радикальное, можно поговорить со студсоветом, и ребята помогут вам решить проблему более мирным путём. Да и вообще, можно обращаться во всех сложных случаях, как минимум дельным советом вам помогут, а иногда это может в корне изменить ситуацию.

Попробуем классифицировать направления деятельности студсовета непосредственно в общежитии, а затем остановимся на каждом пункте в отдельности:

1. Организация поселения студентов;

2. Поддержание сохранности материально-технической базы общежития, а именно:

Ремонт и установка нового оборудования;

Облагораживание территории;

Назначение дежурных и ответственных;

3. Организация культурно-массовых мероприятий;

4. Отстаивание интересов студентов;

5. Другое.

Прежде всего, хочется отметить, что вопросы связанные с общежитиями для студентов Физтеха являются крайне важными, поскольку более 70% учащихся – иногородние!

Уже более десяти лет поселение в студгородке Физтеха организовано при непосредственном участии студенческих советов, а в частности поселяющих, которые каждый год выбираются из состава студсовета. Весной каждый студент (аспирант, молодой преподаватель) заполняет заявление, в котором указывает свои пожелания относительно того, где и с кем он хотел бы жить на следующий год. Все заявления собираются и обрабатываются поселяющими факультетов. После чего они распределяют студентов по комнатам, стараясь удовлетворить большинство пожеланий. Привлечение студентов для этой работы помогает сделать процесс поселения более открытым и прозрачным. На данный момент в процессе разработки находится система электронного поселения (уже функционирует на нескольких факультетах), которая позволит каждому студенту зайти на сайт, ввести минимальную информацию и практически сразу получить номер комнаты, в которой он будет поселен на следующий год. Мы надеемся, что это позволит сократить многие бюрократические издержки, ускорив процесс поселения.

(Вообще система поселения - очень мощный инструмент! С его помощью можно влиять на очень большую массу студентов. К примеру, наши коллеги с другого факультета поставили амбициозную задачу сокращения числа курящих студентов. Т.к. очевидно, что очень многие ребята начинают курить именно в институте, во время сессии, приближающихся зачетов и экзаменов…)

Поскольку многие общежития были построены более 40 лет назад, вопрос поддержания и сохранения материально технической базы является крайне важным. К сожалению, финансирование государственных вузов домстаточно скользкий вопрос и, как правило, институт не может позволить себе отремонтировать все и сразу. Необходимо понять, как правильнее будет потратить доставшиеся деньги. (Опционально стоит вопрос поиска внебюджетного финансирования: от различных организаций, компаний, выпускников). Никто не ответит на этот вопрос лучше студентов, живущих в общежитии. Таким образом, фактически любой ремонт начинается с составления студсоветом некого подобия технического задания, начиная от того, что ремонтировать, и заканчивая тем, какие материалы использовать (поскольку большинство строительных подрядчиков не представляют, какие нагрузки приходятся на оборудования в общежитии). Также важен вопрос поиска ответственных и надежных подрядчиков…

Общежитие и прилегающая территория - это непосредственная зона ответственности студентов, а значит, и студенческого совета. Помимо того, что можно закупить новое снаряжение в спортивную комнату, оборудование в клуб, починить столы в читальном зале, повесить зеркала и дозаторы для жидкого мыла в умывальных комнатах, необходимо поддерживать в порядке (красоте) прилегающую территорию. И это одна из целей нашего студсовета на ближайший год.

Какой бы хороший ремонт ни был проведен в общежитии, всё может прийти в упадок, если не уделить внимание поддержанию порядка. Этой цели можно достигнуть несколькими путями. Во-первых, назначить ответственных и дежурных за каждое крыло этажа общежития, умывальные комнаты, кухни, клуб, спортивную комнату и читальный зал. Во-вторых, проводить разъяснительную работу среди студентов. Для этого был создан целый институт кураторства: каждой группе первокурсников с начала обучения помогают один или два студента-старшекурсника, которые на личном примере рассказывают про жизнь в общежитии, существующие права и обязанности проживающих, удачную организацию праздников или любых других мероприятий. В-третьих, отслеживать и своевременно уведомлять институтские административно-хозяйственные службы о возможных проблемах с оборудованием.

Очень важно поддерживать различные инициативы студентов, касающиеся их культурной, внеучебной жизни. Что это может быть? Проведение праздников, дискотек в клубах общежитий, спортивных мероприятий, кулинарных поединков, балов, конкурсов исторического моделирования, ролевых игр и различных других мероприятий. У нас, как правило, для организации того или иного мероприятия объединяются силы всех факультетов, чтобы достичь наибольшей эффективности и привлечь как можно больше студентов. Базой для этих праздников (за исключением спортивных) зачастую и являются общежития.

Студсовет ставит перед собой задачу регулирования спорных моментов жизни студентов в общежитии, отстаивания интересов студентов на уровне факультета и института, а так же других молодежных и студенческих организациях.

Ну и в завершении, о другом, что мы ещё смогли сделать. Была организована доставка почты и корреспонденции в общежитие, с последующим распределением по именным ячейкам в почтовом ящике. Всячески стараемся поддерживать функционирование компьютерных сетей в общежитии и предоставление высокоскоростного доступа в Интернет; была организована Wi-fi сеть во всем общежитии. При содействии студсовета была улучшена стиральная комната (в два раза увеличено количество стиральных машин).

Разумеется, не стоит сваливать на студсовет все проблемы. Если вы порезались - перевяжите палец, заболели - возьмите справку у врача, а если вам нужен новый стол или шкаф, то это скорее к коменданту. Но когда появилась проблема, которую вы не знаете, как решить, то именно в студсовете сидят люди, всегда готовые с пониманием выслушать и помочь.

Если вы дочитали эту статью до конца, и вам не безразлично место, где вы живете; вы горите желанием сделать что-либо на благо общежития и факультета в целом, добро пожаловать в студсовет!

Положение о студенческом совете можно прочитать


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении