Дом, семья, быт

Учетная политика для целей. Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения. Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг

В пункте 2 ст. 11 НК РФ указано: «Учетная политика для целей налогообложения-выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

Таким образом, учётная политика для целей налогового учёта формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Она является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения рассматриваются следующие основные вопросы:

  • 1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:
    • - метод начисления -- доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
    • - кассовый метод - доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке.
  • 2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:
    • - по стоимости единицы запасов (товара);
    • - по средней стоимости;
    • - по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
    • - по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
  • 3. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:
    • - линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);
    • - нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно

уменьшаясь). Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

  • 4. Возможность формирования резервов, регулируя тем самым исчисление налога на прибыль:
    • - резерв по сомнительным долгам;
    • - резерв по гарантийному ремонту;
    • - резерв по ремонту основных средств;
    • - резерв на оплату отпусков и вознаграждений;
    • - резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
  • 5. Метод исчисления налога на добавленную стоимость покупателю:
    • - «по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты.

Учетная политика для целей налогообложения организации представляет собой легальный способ минимизации налогооблагаемых величин.

Основная часть учетной политики касается налога на прибыль. Рассмотрим, что следует учесть при ее формировании.

Статьей 313 НК РФ установлены основные требования к системе налогового учета организаций. В частности, в налоговом учете должны быть отражены:

  • а) порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • б) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • в) сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению к расходам в следующих налоговых периодах;
  • г) порядок формирования резервов.

Самым показательным элементом налоговой политики является выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей исчисления, например, налога на добавленную стоимость. Отдельным большим разделом учетной политики любого предприятия можно считать систему налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Учетная политика для целей налогообложения оформляется в виде отдельного положения и утверждается приказом руководителя, также она может быть составной частью общего положения. В данном разделе следует указать все правила и методы, которыми автономное учреждение будет руководствоваться при исчислении и уплате налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ. При раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых НК РФ методов.

В соответствии с п.1 ст.318 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Расходы, которые не относятся к прямым и внереализационным - считаются косвенными расходами.

В соответствии с п.2 суммы косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

К прямым расходам относятся:

  • 1) материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • 2) расходы на оплату труда работников, участвующих в выпуске готовой продукции, а также суммы страховых взносов и расходы на обязательное пенсионное страхование, предназначенные для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии и начисленные на указанные суммы оплаты труда;
  • 3) амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при выпуске готовой продукции.

К косвенным относятся все иные расходы, за исключением прочих, произведенные в течение отчетного (налогового) периода:

  • - расходы на сертификацию продукции;
  • - суммы комиссионных сборов;
  • - расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством, на обслуживание пожарно-охранной сигнализации, на услуги по охране имущества;
  • - расходы по набору персонала;
  • - арендные платежи за арендуемое имущество;
  • - компенсация за использование личного транспорта в служебных целях в пределах норм;
  • - командировочные расходы в пределах норм;
  • - расходы на канцелярские товары;
  • - расходы на услуги связи;
  • - платежи за регистрацию права на имущество;
  • - другие перечисленные в ст. 254 НК РФ виды расходов.

Если организация выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги (работы), то в учетной политике следует установить порядок распределения общехозяйственных расходов, связанных с выполнением управленческих функций, являющихся накладными расходами. Таким образом, накладные расходы также могут распределяться пропорционально:

  • - заработной плате работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг);
  • - стоимости израсходованных материалов;
  • - всей сумме прямых расходов.

Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления предприятиями и организациями соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения - это закрепляемые в предусмотренных НК РФ случаях в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по налогу.

Строго говоря, обязанность налогоплательщиков принять определенную учетную политику для целей налогообложения косвенно установлена только в главе 25 НК РФ. То есть, определена обязанность ведения налогового учета, необходимого для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и порядок ведения которого устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя. Для других налогов, установленных НК РФ, такой обязанности нет. Вместе с тем утвердить учетную политику для целей налогообложения не только для налогового учета по налогу на прибыль, но и для других налогов необходимо в первую очередь для налогоплательщика.

Во-первых, утвержденная приказом учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах, так или иначе корректировать налоговые платежи.

Во-вторых, она выполняет функцию доведения до сведения налоговых органов информации, необходимой для контроля за правильностью исчисления и уплаты сумм налога, и позволит избежать многих ненужных споров.

В-третьих, учетная политика дает налогоплательщику возможность систематизировать и закрепить в едином документе те методы и способы, которые он посчитает необходимым применять при исчислении налогов (разумеется, в рамках, установленных НК РФ).

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, содержится в главе 25 НК РФ. Однако и другие налоги предполагают выбор определенных положений, которые могут быть включены в учетную политику. Таким образом, на сегодняшний день из всех налогов, установленных частью второй НК РФ, элементы учетной политики для целей налогообложения предусмотрены: для НДС; налога на прибыль организаций; налога на добычу полезных ископаемых; налога с продаж.

В первую очередь рассмотрим такой элемент учетной политики для целей налогообложения, как момент определения налоговой базы по НДС. Налогоплательщики вправе выбрать один из двух следующих вариантов:

  • - по первому варианту в учетной политике для целей налогообложения утверждают момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, то есть как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
  • - по второму варианту - момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, то есть как день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Определить, какой вариант выбрать для более рационального использования рассматриваемой нормы, возможно только после тщательного анализа условий деятельности налогоплательщика.

Вариант учетной политики «по оплате» позволяет осуществлять налоговые платежи только по операциям, по которым уже поступили денежные средства. Это важно для небольших организаций с ограниченными оборотными средствами. В то же время вариант учетной политики «по отгрузке» более простой и, используя его, можно исключить различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять дату оплаты. Видимо, этим и объясняется его популярность, несмотря на то, что метод «по оплате» явно выгоднее, так как позволяет отсрочить налоговые платежи и более экономно и рационально распределять денежные средства. Кроме того, метод учета «по отгрузке» имеет смысл применять, когда моменты отгрузки и оплаты совпадают (например, розничная торговля).

Если налогоплательщик не определит в своей учетной политике, какой метод он будет использовать, то, как установлено п. 12 ст. 167 НК РФ, будет применяться способ определения момента определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, то есть как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Во избежание ошибок рекомендуется все же закрепить один из методов в учетной политике для целей налогообложения.

Налог на прибыль установлен главой 25 НК РФ, которая на сегодняшний день содержит наибольшее количество альтернативных норм, позволяющих налогоплательщикам сделать выбор между теми или иным способом учета для целей налогообложения.

Прежде всего, в учетной политике нужно закрепить порядок ведения налогового учета, который не имеет жесткой регламентации и может быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. В частности, налогоплательщик вправе самостоятельно решить, ввести ли ему к применяемым регистрам бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Решая эти вопросы, налогоплательщик должен понимать, что полного совмещения бухгалтерского и налогового учета достичь невозможно. Кроме того, у них различные задачи. Смешивая их, можно, ненамного облегчив себе работу, в итоге получить ошибки либо в налоговом учете, либо в бухгалтерском. Это же относится и к другим элементам учетной политики для целей налогообложения, которые совсем необязательно должны быть одинаковыми с принятыми для бухгалтерского учета. Во многих случаях, чтобы избежать ошибок и неточностей, в первую очередь в данных бухгалтерского учета, разумнее утвердить самостоятельные регистры налогового учета. Налогоплательщик, выбравший этот вариант, утверждает в качестве приложений к учетной политике: формы регистров налогового учета; порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций требуется установить момент признания доходов и расходов (определение даты получения дохода/расхода). Законодатель позволил налогоплательщикам, за некоторым изъятием, самостоятельно определить, какой метод они будут использовать: метод начисления или кассовый метод.

При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Кассовый метод могут выбрать только налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал (в среднем за предыдущие четыре квартала). Остальные налогоплательщики должны применять только метод начисления.

Конечно, кассовый метод удобен тем, что доход от хозяйственных операций, как правило, возникает только после реального получения денежных средств. Но его применение сопряжено со значительными рисками. В частности, при превышении предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного п. 1 ст. 273 НК РФ, в течение налогового периода налогоплательщик обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого допущено такое превышение.

Налогоплательщики вправе самостоятельно определить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных расходов и метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров.

В статье 252 НК РФ дано понятие «расходы», а также порядок их группировки. При этом законодатель допускает существование затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. В этом случае налогоплательщику предоставляется право самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы. Представляется, что налогоплательщикам, имеющим такую категорию затрат, удобнее всего сделать свой выбор и закрепить его в учетной политике.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления

Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. В данной статье раскрыты основные моменты составления учетной политики, а также типичные ошибки, допускаемые организациями при этом.

Формирование учетной политики не право, а обязанность!

Ошибка! На практике среди организаций, применяющих специальный налоговый режим в виде УСНО, бытует мнение: поскольку Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) освобождает упрощенцев от ведения бухгалтерского учета, то они вправе не формировать свой внутренний локальный акт, то есть не составлять учетную политику.

Действующее законодательство на самом деле освобождает от ведения бухучета налогоплательщиков, применяющих УСНО (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете). Однако при всем этом "упрощенцы" обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(1) и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(2) . Данные нормативные документы предусматривают различные способы начисления амортизации, которые требуется зафиксировать в учетной политике организации. Кроме того, именно в этом внутреннем локальном акте должен быть указан лимит стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов. Помимо перечисленных факторов не следует забывать и о порядке ведения "упрощенцами" Книги учета доходов и расходов, который также надо прописать в учетной политике. Более того, в октябре текущего года Минфин устранил все сомнения по поводу "составлять или не составлять" учетную политику "упрощенцам". Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106 "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" утверждено ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), которое в части формирования учетной политики распространяется на все организации.

Что подсказывает практика проверок? Необходимость формирования учетной политики возрастает, если организация совмещает два спецрежима - УСНО и ЕНВД.

Единый налог на вмененный доход предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов (п. 1 ст. 18 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В случаях, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с другими режимами (в данном случае УСНО), он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом заметим, что законодательство не описывает порядок раздельного учета. Налогоплательщик должен самостоятельно определить его объекты и организовать учет. В случае совмещения таких специальных режимов налогообложения, как УСНО и ЕНВД, необходимо разделить практически все хозяйственные операции. В связи с тем, что при ЕНВД бухгалтерский учет ведется в полном объеме, при совмещении такого режима с УСНО необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме по всем видам деятельности (письма Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 , от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230 , от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156). Налогоплательщик должен составить положение о раздельном учете, которое будет предусматривать правила раздельного учета имущества, хозяйственных операций, обязательств и т.д. В положении должен быть определен принцип ведения раздельного учета, а также правила распределения показателей, одновременно задействованных в нескольких видах деятельности, - этот принцип нужно отразить в учетной политике.

Говорить о целесообразности составления учетной политики для организаций, находящихся на общей системе налогообложения, нет необходимости. Это та группа налогоплательщиков, которые просто обязаны составлять учетную политику. Обобщим вышеперечисленные доводы. Итак, в соответствии со ст. 23 НК РФ все налогоплательщики должны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (ст. 23 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следует из приведенного определения, в учетной политике должны найти отражение все используемые налогоплательщиком при исчислении налогов способы (методы) расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство содержит пробелы, налогоплательщик для формирования полной и всеобъемлющей учетной политики в целях правильного и достоверного исчисления налогов вправе самостоятельно разработать методику того или иного расчета, закрепив ее в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Вывод! Действующее законодательство обязывает все организации и учреждения составлять учетную политику в целях ведения как бухгалтерского, так и налогового учета и исключений не предоставляет.

Какие основные задачи должна решать учетная политика?

Ошибка! Опыт проверок показывает, что главные бухгалтеры чаще всего разрабатывают учетную политику для проформы, используя готовые шаблоны, размещенные в Интернете или справочно-информационных системах. Такой подход является в корне неверным. Ни одна типовая форма, как бы хорошо ни была она разработана, не может учесть всех особенностей каждого учреждения и организации. Это одна из причин, по которым не существует подобных форм, утвержденных законодательно.

Вывод! Утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если она детально продумана и решает задачи:

Выбора одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве;

Отказа от метода учета, предусмотренного по умолчанию, если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным налоговым законодательством;

Сближения бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, уменьшения объема работы бухгалтера;

Минимизации ожидаемых (прогнозируемых) налогов.

В чем заключаются основные правила формирования учетной политики?

Ошибка! Бытует мнение, что учетную политику для целей бухгалтерского учета можно изменять каждый год. Эта ошибка является следствием не всегда правильного толкования норм отдельных правовых актов. Рассмотрим их более внимательно.

Что говорит законодательство? В соответствии с Законом о бухгалтерском учете надо не забывать о следующих правилах формирования учетной политики:

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6);

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6);

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).

Вывод! Во-первых, учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз, "на века" и применяют последовательно из года в год, ее не нужно утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях.

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно. Само понятие "учетная политика для целей налогообложения" было введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006, а принципы ее построения "разбросаны" по различным главам НК РФ. Поэтому не все наши читатели представляют целостную картину и возможности, предоставляемые НК РФ для экономии на налогах. В статье И.А. Баймаковой, эксперта по вопросам налогообложения обобщены положения законодательства о налогах и сборах, влияющие на формирование учетной политики в части налогообложения и предусматривающие налогоплательщику возможность выбора при организации налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения: немного истории

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской. Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика в целях налогообложения: ее роль и значение

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно. Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимы. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

Учетная политика: порядок оформления приказа

При подготовке приказа речь идет об акте руководителя организации, направленного на решение вопросов организационно-распорядительного характера, и, соответственно, форма данного документа зависит от самого руководителя. Кроме того, порядок формирования учетной политики в области бухгалтерского учета и налогообложения регламентирован различными нормативными правовыми актами, в которых не определен порядок оформления документа.

Таким образом, может быть составлен как единый документ, содержащий положения, регулирующие порядок организации бухгалтерского и налогового учетов, так и подготовлены два документа - приказ об учетной политике в части бухгалтерского учета и приказ об учетной политике в части налогообложения.

Приступая к составлению учетной политики в части налогообложения, следует обратить внимание, что нормы законодательства о налогах и сборах не содержат общих требований к ее формированию и раскрытию. Также нормами НК РФ не предусмотрен порядок ее оформления и утверждения.

Только главой 21 НК РФ (п. 12 ст. 167 НК РФ) определен минимальный "набор правил", подлежащих выполнению при формировании учетной политики. В частности, рассматриваемой нормой определено, что учетная политика:

  • утверждается приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;
  • является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Как нетрудно заметить, перечисленные выше требования в целом дублируют нормы, содержащиеся в ПБУ 1/2008 (а ранее - в ПБУ 1/98) в отношении порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета, в связи с чем можно сделать вывод, что построение учетной политики как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учетов следует осуществлять по единым правилам.

Рассмотрим основные положения, подлежащие раскрытию в учетной политике в зависимости от применяемых систем налогообложения и видов налогов.

Общий режим налогообложения

Налог на добавленную стоимость

В отношении порядка исчисления и уплаты НДС у налогоплательщиков есть право выбора в случаях, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

Применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей

1. Применяется.
2. Не применяется.

п. 1 ст. 145 НК РФ

Отказ от использования или приостановление использования освобождения от НДС в отношении операций, поименованных в пункте 3 статьи 149 НК РФ

1. Применяется.
2. Не применяется.

п. 3 и 5 ст. 149 НК РФ

Порядок определения входящего НДС в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %

Подлежит установлению порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 %.

п. 10 ст. 165 НК РФ

Момент определения налоговой базы налогоплательщиком-изготовителем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468), при наличии раздельного учета

1. День отгрузки товаров (работ, услуг).
2. День оплаты, частичной оплаты товаров (работ, услуг).

п. 13. ст. 167 НК РФ

Порядок организации раздельного учета при наличии операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ, а также порядок вычета НДС в данном случае

Подлежат установлению преимущественные виды расходов, связанные с осуществлением только облагаемых и только необлагаемых операций. В отношении прочих товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС принимаются к вычету (учитываются в их стоимости) с учетом пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ

Порядок применения вычета по НДС в случае, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, за налоговый период не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство

1. Налог распределяется пропорционально отгрузке.
2. Сумма НДС подлежит вычету в полном объеме.

п. 4 ст. 170 НК РФ

Выбор иностранными организациями подразделения, по месту налоговой регистрации которого будут представляться налоговые декларации и уплачиваться НДС в целом по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений (представительств, отделений) иностранной организации

По выбору иностранной организации.

п. 3 ст. 144 НК РФ

Порядок ведения книги покупок и продаж

1. На бумажном носителе.
2. В электронном виде.

п. 28 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Налог на прибыль

В обязательном порядке в учетной политике организации в части исчисления и уплаты налога на прибыль должны быть отражены элементы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

В части доходов

Порядок признания доходов и расходов

1. По методу начисления.
2. По кассовому методу. Применение кассового метода допустимо только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

ст. 271-273 НК РФ

Порядок налогового учета доходов по производствам с длительными (более одного года) технологическими циклами

1. Доход признается пропорционально понесенным в отчетном (налоговом) периоде расходам в общих расходах на производство продукта (выполнение работы, оказание услуги).
2. Иным способом.

ст. 316 НК РФ

Порядок признания доходов от сдачи имущества в аренду

1. В качестве реализации товаров (работ, услуг).
2. В составе внереализационных доходов.

ст. 249, 250 НК РФ

В части расходов

Перечень расходов, признаваемых прямыми

Перечень прямых расходов формируется самостоятельно по выбору налогоплательщика исходя из осуществляемого вида деятельности и иных факторов, оказывающих влияние на порядок формирования налоговой базы.

п. 1 ст. 318 НК РФ

Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Самостоятельно устанавливается налогоплательщиком исходя из осуществляемого вида деятельности и с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

п. 1 ст. 319 НК РФ

Метод оценки сырья и материалов при их списании


2. По средней стоимости.

п. 8 ст. 154 НК РФ

Метод начисления амортизации

1. Линейный метод. Всегда (даже если в учетной политике предусмотрен нелинейный метод) применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую-десятую амортизационные группы.
2. Нелинейный метод.

п. 1 ст. 259, ст. 259.1, ст. 259.2 НК РФ

Начисление амортизации по нормам ниже установленных

1. Применяется.
2. Не применяется.

п. 4 ст. 259 НК РФ

Порядок отнесения на расходы электронно-вычислительной техники для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий

1. Начисление амортизации в общем порядке, предусмотренном для основных средств.
2. Признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

п. 6 ст. 259 НК РФ

Включение в состав расходов не более 10 % от стоимости капитальных вложений в отношении основных средств, относящихся к I, II и VIII-X амортизационным группам и не более 30 % в отношении основных средств, включенных в III-VII амортизационные группы

1. Применяется (необходимо указывать как конкретный размер процентов, так и категории объектов, в отношении которых премия применяется).
2. Не применяется.

п. 9 ст. 258 НК РФ

Применение специальных коэффициентов к основной норме амортизации:

ст. 259. 3 НК РФ

Не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (за исключением основных средств, относящихся к I-III амортизационным группам, при применении нелинейного метода начисления амортизации)

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты)

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды/договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам)

1. Применяется.
2. Не применяется.

Не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности

1. Применяется.
2. Не применяется.

Порядок учета расходов на приобретение права на земельные участки

1. Признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет.
2. Признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 % исчисленной в соответствии со статьей 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

п. 3 ст. 264.1 НК РФ

Порядок учета расходов по участию в конкурсе по приобретению лицензий на право пользования недрами

1. В качестве нематериальных активов.
2. В течение двух лет в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

п. 1 ст. 325 НК РФ

Порядок оценки покупных товаров



3. По средней стоимости.

подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

Порядок формирования стоимости приобретаемых товаров в части расходов на доставку

1. Включаются в цену приобретения товара.
2. Подлежат учету в составе прямых расходов.

ст. 320 НК РФ

Резерв по сомнительным долгам

1. Создается.
2. Не создается.

ст. 266 НК РФ

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

1. Создается.
2. Не создается.

ст. 267 НК РФ

Резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, для общественных организаций инвалидов и организаций, указанных в абзаце первом подпункта 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ

1. Создается.
2. Не создается.

ст. 267.1 НК РФ

Порядок определения доли налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения

1. С учетом среднесписочной численности работников.
2. С учетом суммы расходов на оплату труда.

п. 2 ст. 280 НК РФ

Налогоплательщиком разрабатываются формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов. Указанные формы устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

ст. 314 НК РФ

Согласно статье 313 НК РФ система налогового учета в целях исчисления налога на прибыль организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. При этом налогоплательщиком разрабатываются формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов. Указанные формы устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Учитывая, что согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, бухгалтерский порядок учета основных средств оказывает непосредственное влияние на сумму налога на имущество, подлежащую уплату в бюджет. Напомним, что порядок учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Таким образом, при формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета следует обратить внимание на следующие аспекты, позволяющие оказать влияние на сумму исчисляемого налога на имущество (см. табл. 3).

Таблица 3

Элемент учетной политики

Варианты

Норма ПБУ 6/01

Установление стоимостного критерия для признания имущества в качестве основного средства

В составе основных средств учитываются объекты стоимостью:
1. Свыше 20 000 руб. за единицу.
2. Менее 20 000 руб. за единицу.

Проведение переоценки

1. Проводится.
2. Не проводится.

Способ начисления амортизации

1. Линейный способ.
2. Способ уменьшаемого остатка.
3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Определение срока полезного использования

1. Исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.
2. Исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.
3. Исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы также представляет налогоплательщикам определенную степень свободы. В таблице 4 рассмотрено, какие варианты поведения для "упрощенцев" допускает глава 26.2 НК РФ.

Таблица 4

Элемент учетной политики

Варианты

Норма НК РФ

Объект налогообложения (за исключением лиц, являющихся участниками договора простого товарищества)

1. Доходы.
2. Доходы, уменьшенные на величину расходов.

ст. 346.16 НК РФ

Порядок ведения книги учета доходов и расходов

1. На бумажном носителе.
2. В электронном виде.

ст. 346.24 НК РФ, п. 1.4 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (утв. приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н)

Метод оценки сырья и материалов

1. По стоимости единицы запасов.
2. По средней стоимости.
3. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
4. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

п. 2. ст. 346.16, п. 8 ст. 254 НК РФ

Метод оценки покупных товаров

1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).
3. По средней стоимости.
4. По стоимости единицы товара.

п. 2.2 ст. 346.17 НК РФ

Кроме того, не следует забывать, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы", вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Также данной категории налогоплательщиков, уплатившим минимальный налог в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ, предоставлено право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее, в порядке, предусмотренном пунктом 7 рассматриваемой статьи.

Система налогообложения в виде ЕНВД

Говорить о порядке формирования учетной политики при применении системы налогообложении в виде ЕНВД, на первый взгляд, крайне просто, так как особо выбирать нечего. Действительно, ведь сумма налога, подлежащая уплате, зависит от вида осуществляемой деятельности, физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также базовой доходности и коэффициентов, предусмотренных главой 26.3 НК РФ. Соответственно, в подавляющем большинстве случаев необходимость формирования данного приказа в части налогообложения отсутствует.

Вместе с тем, данное утверждение в основном справедливо лишь для организаций, не осуществляющих иных видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД.

При совмещении ЕНВД с иными режимами налогообложения ситуация меняется в корне.

Во-первых, в соответствии с пунктом 8 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Во-вторых, согласно пункту 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, Следовательно, необходима разработка методики раздельного учета доходов, расходов и иного имущества, подлежащая отражению в приказе об учетной политике. Действующим законодательством данная методика не определена. Лишь в пункте 9 статьи 274 НК РФ сказано, что при совмещении налоговых режимов в случае невозможности разделения расходов организации по видам деятельности они определяются (распределяются) пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Однако вопросы возникают не только в части распределения расходов, но и уплаты налога на имущество, а также единого социального налога.

Налог на имущество при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД

При совмещении общего режима налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход необходимо распределить движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, на три группы:

  1. имущество, используемое только в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД (по данным основным средствам налог на имущество не уплачивается);
  2. имущество, используемое только в деятельности, по которой уплачиваются налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (по данным основным средствам налог на имущество уплачивается в полном объеме);
  3. имущество, используемое как в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, так и в иной деятельности (налог на имущество подлежит уплате в части, определенной исходя из соотношения доходов, полученных при осуществлении деятельности, по которой налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения к общей сумме доходов). Таким образом, в учетной политике подлежит установлению не только порядок раздельного учета имущества, но и метод распределения стоимости имущества, используемого при осуществлении различных видов деятельности, как переведенных, так и непереведенных на ЕНВД.

Следует обратить внимание, что в письме Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/147 разъяснено, что в случае, если имущество организации используется в сферах деятельности как переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных на уплату этого налога, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, стоимость имущества следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.

Однако в письме Минфина России от 14.02.2007 № 03-03-06/2/25 финансовое ведомство допускает возможность распределения стоимости имущества в целях определения налога на имущество иным образом. В частности, в письме отмечено, что "методы распределения стоимости имущества между различными видами деятельности организации, в том числе деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, основанные как на показателях выручки, так и на физических измерителях различных объектов, допускаются в целях налогообложения имущества в связи с отсутствием соответствующего регулирования в Кодексе" . Таким образом, налогоплательщик в учетной политике вправе установить порядок определения стоимости имущества, учитываемого для целей исчисления налога на имущество, с учетом особенностей осуществляемой деятельности и фактического использования имущества.

ЕСН при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД

Еще одним из сложных вопросов является определение налоговой базы по единому социальному налогу при совмещении общего режима налогообложения и специального налогового режима, предусматривающего уплату ЕНВД.

Так как в такой ситуации часть работников (как правило, административно-управленческий и обслуживающий персонал) будет задействована как в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, так и в иной деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках общего налогового режима.

Выплаты в отношении данной категории работников необходимо распределять на две составляющие - выплаты, производимые в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, и выплаты, производимые в связи с деятельностью, не переведенной на уплату ЕНВД. Как правило, методом прямого учета данные выплаты определить не представляется возможным.

В письме Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/147 разъяснен следующий порядок распределения:

"Если с помощью прямого учета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам (административно-управленческий персонал, младший обслуживающий и другой вспомогательный персонал), занятым в нескольких видах деятельности, то расчет выплат, начисленных таким работникам, производится пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.

В таких случаях налоговая база по единому социальному налогу в виде сумм выплат и вознаграждений, исчисленных по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, определяется каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по единому социальному налогу за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода (года). При этом для исчисления данного удельного веса используются показатели выручки, определяемые за соответствующий месяц".

Данный порядок распределения заработной платы представляется вполне логичным.

Однако учитывая, что предлагаемая методика не регламентирована законодательством, организация вправе применять собственный экономически обоснованный вариант распределения заработной платы в целях исчисления ЕСН.

С учетом изложенного выше, в приказе об учетной политике подлежат установлению:

  • категории работников, занятых исключительно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, в отношении которых ЕСН не исчисляется;
  • категории работников, занятых исключительно в деятельности, не переведенной на уплату ЕНВД, в отношении которых ЕСН исчисляется в полном объеме;
  • порядок распределения выплат с целью определения суммы ЕСН в отношении работников, занятых в нескольких видах деятельности, как переведенных, так и непереведенных на уплату ЕНВД.

Учетная политика в целях налогообложения: итоги

В заключение необходимо отметить, что "стандартного набора вариантов" элементов учетной политики, оптимального для каждого налогоплательщика, не существует. Во многих случаях выбор метода, позволяющего сэкономить на налогах, влечет за собой усложнение ведения учета - необходимости ведения раздельного бухгалтерского и налогового учетов. Например, такая ситуация будет иметь место в случае применения амортизационной премии в налоговом учете. Следует учитывать, что на формирование учетной политики в целях налогообложения может оказывать влияние целый ряд факторов, к которым могут быть отнесены:

  • размеры ставок налогов, установленных субъектами РФ;
  • вид и/или виды деятельности организации;
  • договорная политика организации;
  • объем производства и реализации;
  • наличие технических возможностей и квалификации бухгалтера, связанных с необходимостью ведения раздельных бухгалтерского и налогового учетов;
  • наличие обособленных подразделений.

Таким образом, "оптимальная" учетная политика для конкретной организации может быть составлена после проведения анализа ее деятельности, постановки перспективных целей и задач, решение которых может быть достигнуто разрабатываемым документом, а также в результате рассмотрения каждого из возможных способов (методов) учета применительно к данной организации.

Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ, как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

Учетную политику организации в целях налогообложения можно назвать «программным документом, направленным на выполнение задач, поставленных перед налоговым учетом в целом».

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения. Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1. если организация решила изменить применяемые методы учета;

2. если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

· общие и организационно-технические вопросы;

· методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

· распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

· применение аналитических регистров налогового учета;

· технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

· срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

· перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

· порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении