Дом, семья, быт

Великая "яса" чингисхана. Великая Яса (уложения) Чингисхана Любопытные факты из личной жизни

Известный монгольский полководец Чингисхан является одним из самых одиозных правителей в мировой истории. Он отличался не только отважным характером, но и был мудрым правителем. Яркий тому пример - его наследие. Оно состоит из свода правил, основу которых составили моральные принципы.

Законы Чингисхана - Великая Яса

Психологи советуют растить детей в любви и окружить заботой. Но если взглянуть в историю, самые выдающиеся люди в юном возрасте проходили серьезные испытания. Например, каково это, когда правитель умирает, когда его наследнику было всего 13 лет, и тут же власть фактически переходит в руки вождя вражеского племени? В последующие 4 года наследник с семьей был вынужден прятаться по горам, оставаясь в голоде и холоде. Из огромного 40-тысячного племени, регулярной десятины, земель и несчетного количества живности осталось всего 8 лошадей, которых тоже угнали воры.

Каково это: не имея за душой ничего, собирать армию вокруг себя и в 17 лет выдержать первую битву, где его 13-тысячное войско уничтожило 40-тысячную армию врага за одну ночь? Или история знает еще одного полководца, чья армия была способна за 1 час истребить полтора миллиона людей? По мнению историков, у него нет аналогов. И имя ему - Чингис хан.

Чингис - это титул, а не имя. Звали его Тимучином. По поводу национальной принадлежности до сих пор не утихают споры. Время правления - начало 11 века, в Монголии. Не владея письмом и не видев ни одной книги в своей суровой юности, он сумел покорить значительную часть мира и передать свою власть сыну, который правил после него около четверти века.

Масштабы захвата земель сравнивают с Наполеоном. Но все знают, что его империя распалась еще при его жизни, а сын был лишен возможности участвовать в государственных делах. Чингисхан прожил 65 лет.

Чем отличался?

Он был глубоко верующим человеком. Законы Чингисхана, построенные на принципах справедливости, прямо свидетельствуют об этом. Каждый день, иногда несколько раз в день, он поднимался на возвышенное место рядом со своей юртой и возводил руки к небесам. Так он просил Бога помочь собрать преданных людей вокруг него.

Историки также отмечают небывалую жестокость правителя. Законы Чингисхана гласят, что предатели, прелюбодеи и воры заслуживают самого строгого наказания. Также есть факты, когда он велел бросать предателей в кипящую жидкость живьем. Но позже он отступает от практики мучительных наказаний и даже запрещает пытки. Но смертная казнь действовала. Она должна была быть исполнена таким образом, чтобы наказанный не мучился, а умер быстрой смертью.

Великий Курултай

В 1206 году прошел великий Курултай - собрание представителей со всех владений Чингисхана. Это было почти полмира: Россия, Китай, тюркские и монгольские племена и множество других мелких государств. Он был единственным правителем, который собрал все монгольские племена воедино.

Держать все под контролем, при этом соблюдать твердую дисциплину, помогала армия, состоящая из ветеранов-воинов. Законы Чингисхана назывались Яса. Яса затрагивала почти все аспекты жизни. В нем можно встретить как советы философского толка, так и простые рекомендации мужчинам о том, как важно не пытаться понимать женщину умом.

О Боге

Монголы в то время были язычниками. Чингисхан создал империю, в которую входили народы не только различной национальности, но и вероисповедования. Свод законов Чингисхана призывал верить в единого Бога, который создал Землю и Небеса, который дарит жизнь всем живым существам и отнимает ее в определенный час. Таким образом, подчеркивается абсолютность и единство в Бога.

Кроме того, определенная категория, имеющая отношение к ритуальной религиозной деятельности, и религиозные служители различных конфессий были освобождены от налогов. В эту категорию входили монахи, священники, муэдзины, народные целители и те, кто занимался погребальными услугами. Тем не менее религиозные служители, наряду со всеми остальными, должны были непрекословно подчиняться императору. Запрещалось присваивание титулов и званий кому бы то ни было, если он таковым не избирался народом.

О военных

Возможно, законы Ясы Чингисхана не вызывали бы столько удивления со стороны современных специалистов-историков, если бы в них не было мудрых законов относительно военной деятельности. Он придумал и внедрил систему деления армии на тумены - группы по 10, 100, 1000 и 10 000 воинов с командиром во главе. Такая классификация позволяла легко вести учет и быстро мобилизовать армию при необходимости.

Поведение на территории врага

Законы Чингисхана урегулировали поведение воинов не только в пределах собственного племени. Был введен ряд правил, касающихся земель, богатств и людей, находящихся на завоеванных ими территориях. Прежде всего, запрещались грабежи до получения соответствующей команды. Если такая команда прозвучала, то воин имел право взять то, что ему нравится, но с условием выплаты десятины в пользу ханской казны. Для сбора средств и вещей назначался отдельный человек.

Законы Чингисхана отличались глубиной и мудростью. Например, он рекомендовал командующим армией всегда учитывать потенциал воинов, думать о них и заботиться об их здоровье. Например, у Чингисхана был воин, который управлял десяткой воинов, но был не прочь показать себя в более широких масштабах, управляя сотней людей или тысячной армией. Сам воин отличался невероятной выносливостью. Мог сутки напролет вести активный бой, невзирая на холод, голод или рану на теле.

Однако Чингисхан отказал ему в повышении. Мотив примерно следующий: он силен, но никогда не понимал, что другие воины не обладают такой выносливостью. Пользуясь властью, он мог сильно нагружать свою армию испытаниями, что приводило к утрате их сил и неспособности эффективно воевать.

Большая охота

Особое внимание уделялось питанию и подготовке воинов. Как известно по урокам истории, монголы употребляли в пищу мясо и молоко животных. Охота была способом добычи мяса. Поэтому в весенне-летнее время запрещалось убивать животных в лесу, мясо которых ценилось в качестве еды. К таким видам животных относились: зайцы, козлы, олени и косули.

Законы Чингисхана - свод законов Яса местами содержит странные правила. Например, запрещается перерезать горло трофею, если он предназначен для употребления в пищу. Охотник должен был поймать животное, привязать, разрезать грудину и извлечь сердце вручную. По мнению психологов, такой подход скорее имел психологическое значение, чем практическое.

Также с внедрением Ясы можно было употреблять в пищу внутренности и кровь животных, что раньше было запрещено.

Порядок рабовладения

Несмотря на то что законы Чингисхана назывались одними из мудрейших законов в истории, элементы феодализма в них сохранялись. Рабами могли быть представители других народов, потерпевших поражение в битве и принявших подданство Но монгол не мог быть рабом ни в коем случае.

Рабы привозились из завоеванных территорий. Основной принцип рабовладения и всего общественного устройства сводился к одному принципу: беспощадно приносить в жертву всех в пользу монголов.

Монголам запрещалось укрывать, кормить, помогать рабам. В случае неповиновения ожидала смертная казнь. Такой подход должен был предотвратить бегство рабов.

Дисциплина

Дисциплина поощрялась во всем. Но все требования выдвигались в отношении мужчин. Они должны были воевать. Юноши призывались к военной службе с 13 лет и почти всю оставшуюся жизнь проводили на битвах. Тот, кто не хотел воевать, должен был работать в пользу государства бесплатно.

Военные подчинялись строго установленным правилам. Смертная казнь ожидала тех военнослужащих, которые не откликнулись на призыв хана. Это было особо актуально для дальних частей империи.

Доспехи военных в мирное время обслуживались специально нанятыми людьми. Военные сдавали все после битвы. Оружие надежно охранялось, а другие нанятые люди чистили и приводили его в порядок. В мирное время военным не разрешалось носить оружие с собой. Чингисхан понимал опасность явления, когда сотни тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов могут разгуливать по нескончаемым просторам его владений.

Семейные отношения

Законы Чингисхана кратко рассматривают и вопросы брака и семьи. Каждый юноша, по достижении определенного возраста (обычно это 15-17), должен был найти себе невесту. Но невеста не должна быть родственницей первого или второго круга. Также разрешалось многоженство.

Обязательствами мужчин были только охота и военное дело. Женщины были вольны в своих действиях. В основном, они занимались обустройством семейного очага, могли торговать на свое усмотрение и воспитывать детей. Одному мужчине разрешалось брать в жены сразу двух сестер. Также женами считались наложницы.

Если наложница рожает ребенка, то он признается наравне с детьми, рожденными от жен. Но право наследства имели дети только от первого брака. Наследство не делилось между другими детьми.

Как указывают законы великой Ясы Чингисхана, судьбы детей в отношении брака могли решать родители. Они сватались, когда мальчик и девочка были совсем маленькими, и женили их, когда те достигали совершеннолетия. Брачный договор между родителями действовал, даже если жених погибал на войне, не дожидаясь свадьбы - его родители могли забирать девушку к себе домой.

Границы морали

Существовал список тяжелых проступков, за которые полагалась смертная казнь. Например, это:

  • прелюбодеяние;
  • воровство коня или его уздечки;
  • воровство общего плана;
  • предательство в отношении императора;
  • колдовство;
  • ослушание военных начальников.

При этом историки отмечают особый подход к исполнению строгих законов. «Справедливость выше закона» - Чингисхан придерживался такого подхода. Он мог кого-то помиловать, если обстоятельства вынудили совершить преступление, но в целом законы соблюдались неукоснительно.

Гроза, вода и монголы

До эпохи правления Чингисхана монголы имели странную особенность - они прыгали в воду во время грозы, так как сильно боялись. Свод законов, принятых Чингисханом, запрещал им это делать. Спустя значительное время, на другом континенте научно обосновали, что мощный разряд электричества, выделяемый во время грозы, имеет высокую вероятность приземления в воду, нежели на сушу. Но как мог знать об этом вождь кочевнических племен, который не умел писать и читать? Правда, письменность появилась у монголов во время правления Чингисхана. Но науки как таковой не было.

Любопытные факты из личной жизни

Недавно группа ученых сделала любопытное заявление: каждый 200 современный житель земли является потомком Чингисхана, так как имеет идентичную структуру ДНК. Другие ученые подсчитали необходимое количество жен, чтобы спустя 800 лет его потомки населяли всю планету. Оказалось, Чингисхану нужно было иметь около 1800 жен. Но история сообщает только о 3 женщинах, находящихся с ним в официальном супружестве. Остается только предполагать, что остальные дети могли родиться от наложниц. Согласно другой версии ученых, количество его детей было около 20 000.

Реферат

Тема: Великая «Яса» Чингисхана

ВВЕДЕНИЕ

1 История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана

2 Значение «Ясы» по нормам международного права

3 Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»

4 Нормы уголовного права по Ясе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В 1204-1205 гг. некий Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана - «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. С утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.

Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.

Деятельность Чингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, пока она соответствовала объективно-историческому процессу консолидации монгольской народности и формированию феодального государства.

В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник, изданный Чингисханом. Академик В.В. Бартольд в труде «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» дал следующее научное пояснение этого слова: «Яса - постановление, закон, более полная форма ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак)». Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922) писал: «Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях - Билике. По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов. Современные исследователи Чингисхана полагают, что Яса не являлась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки - приказы, ясак - законы, билик - поучения. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.57. Несомненно, есть и другие высказывания и суждения по этому вопросу, но каждое из них заслуживает внимания и, бесспорно, может существовать как научная точка зрения.

Рассмотрим Ясу как источник сведений и феодальном государстве и праве.

1 История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана

Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В 12 веке на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве. Кляшторный С. Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. - СПб.: АиСТ, 2000, С.72-73.

«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.

В Ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия.

Так же вероятно, на Ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса была утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.58.

Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха.

По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.

Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.

Мы должны отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи.

2 Значение «Ясы» по нормам международного права

Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки: «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станете сопротивляться - что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200 Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом (монголы), - замечает Абуль Фарадж, - показали уверенность, возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают». Там же. Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно был проникнут глубоким религиозным чувством. Он подолгу беседовал с мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например, достоверно известно о его беседах с даосским монахом Чан-Чуем.

Задачи международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, или своими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения. Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана.- М.: Восточная литература, 2006, С.47.

Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи. Там же, С.49.

3 Управление государством и административные распоряжения по «Ясе»

Верховная власть, по Ясе, сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титул приличествует - Хан или Каан».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным должен быть в наибольшей мереспособный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае.

С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел.

Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов.

Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

Этот принцип крепости лица государству можно сравнить с Московским царством 16-17 веков.

В компиляции Ясы Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы:

«Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на Хана». Там же.

Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга.

Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв.

Прикрепление к службе соединятся с другим началом - равенства в несении служебных тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягот.

Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.

Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники).

Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом.

О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. В ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу.

Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан.- СПб.: ООО «Академ», 1998, С.88-95.

Общая задача управления, согласно Ясе,- поддержание мира и порядка: «…подчинились Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как например воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить из такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

Согласно с этими целями, одной из важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участке дороги.

В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов:

Указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику.

Указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями.

Указы, предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. Мотивы, обусловившие издание этих указов, двоякого характера. С одной стороны, здесь оказывается ритуалистический страх перед природой - боязнь осквернения человеком одной из основных стихий, что могло бы оскорбить Верховное Существо.

С другой стороны, тут действовали весьма практические - можно сказать, научные - соображения: желание избежать поражения людей молнией, в случаи если они соприкоснуться с водой во время грозы. Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь на время грозы.

Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголов и турок задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться относительно коней, фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи.

При этом по мере расширения монгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обжалования. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный податной устав, но у Джувейна находим лишь краткую заметку об этом. «После того как страна и народы подчинены были владычеству (монголов), установлена была перепись и назначены податные титулы согласно участкам десятков, сотен и тысяч; также определены: набор армии, ямская служба повинности и фураж для скота, не говоря о денежных податях, да сверх всего наложен был еще копчур». Ала ад-дин Ата - Мелик Джувейни. История покорителя Вселенной // Родина.- 1997. -№ 3.- С.17.

К вышеозначенным податным титулам следует прибавить еще тьмы, о которых говорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания.

Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность населения.

Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи.

Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный фонд.

Государство по ясе было военно-феодальным и управлялось военной силой. Командиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины были разверстаны по десяткам, сотням и тысячам и были обязаны служить с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов- «багатуров».

Наказаний было установлено два: смертная казнь и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевому товарищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) был назначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменном людском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегда требуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа в наибольшей мерепроверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несли круглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялись только ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный выше армейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу выше тысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском.

В Ясе особое место отведено правилам охоты. «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова - учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.

Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных - хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры сегодня.

Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку.

Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менее разработанный торговый устав. «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать.

В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения необходимо три свидетеля. При наличии письменных документов правила были вероятно, другие.

4 Нормы разного вида права по Ясе

Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Эта задача обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

Основной своей идеальной задачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.

Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.

Главным видом этих преступлений против государства признается нарушение крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников. К этому же разряду следует отнести то, что запрещалось употреблять монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинности государству. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.61.

Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится об убийстве по отношению к специальным категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и увод скота, злостное банкротство.

В законе говорится: «Если дети не уважают родителей, младшие старших, жена не послушает мужа, подданный - управляющего, их следует серьезно наказать… Тех, кто распутствует с женами других, а мужчины между собой, их следует наказать казнью» .

Чингисхан установил общественный порядок для укрепления господства монгольской империи и утвердил закон, который удерживал нацию кочевников в рамках твердого закона. Было указано: «Те, кто обманом уходят из дома (как будто для учебы в армию) и тайно бегут от уплаты налогов, то о них следует сообщить по службе и наказать совершившего преступление, чтобы таким образом прекратились случаи хитрого обмана и недостойного поведения» . Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

Процитируем вкратце те положения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшего раба и последовавших за ним, кто погубил других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, кто лгал, кто третий раз растратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, что нашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие, найденное в битве.

Эта строгость закона оказала благоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени, претворение закона было четким.

Дипломат Мин Хун Нанхядов в период правления Чингисхана не увидел внутри Монголии ссор и борьбы. Один писатель из далекой Аравии писал: «В Монголии не существовало краж лошадей» . Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, очень редко возникают какие-либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сундуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя» .

Уголовное право монгольского государства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носило конкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужили в будущем основой для более поздних законодательств.

Сведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.

В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц».

Сохранился фрагмент Ясы, согласно которому «по смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их за другого». Среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что не входят». «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетом у отца».Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

В вопросы наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну. Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения, даже в случае если у умершего не было родственников. «Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (перед смертью)».

Заключение

Исторически неправомерно смотреть на Ясу лишь как на кодификацию норм обычного права монгольских племен. Рассмотренные выше факты приводят к совершенно иным выводам.

Из всего сказанного выше ясно, что задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которой прежнее родовое государство было лишь исходным пунктом.

Большинства вопросов так называемого обычного права - родового и племенного - Яса даже не касается. Не в этом было ее назначение. В жизни рода и семьи Яса почти не вмешивается и в этом отношении не кодифицирует, а лишь подтверждает - большей частью молчаливо - существующие нормы. В ряде других случаев, как например по отношению к уголовному праву, Яса, наоборот, явным образом отменяет действие прежних норм.

Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, это было необходимо для приспособления ханского законодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расширявшейся империи.

Основной задачей Чингизхана при издании Ясы, таким образом, создать новую систему права - право ханское или имперское, которое должно было утвердиться как надстройка над прежним обычным правом. В действительности новое ханское право во многих отношениях явилось результатом слияния новых понятий о Хане-Императоре с прежними понятиями о Хане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство и в Ясе продолжает до некоторой степени рассматриваться как ханский улус, вотчина.

С другой стороны, однако, в Ясе проявляется отчетливо и новая имперская идея. И сам Чингисхан, и его ближайшие преемники сознательно стремились к тому, чтобы превратить монгольское государство в мировую империю. Это устремление ясно видно во всем замысле Ясы.

Список использованной литературы

1. Ала ад-дин Ата - Мелик Джувейни. История покорителя Вселенной // Родина.- 1997. -№ 3-4.

2. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. - Тверь: Леан, 2000.- 456 с.

3. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан.- СПб.: ООО «Академ», 1998.- 389 с.

4. Груссе Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной / Пер. с персидского В. Ф. Минорского. - М.: Молодая гвардия, 2000.- 435 с.

5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. - СПб.: АиСТ, 2000.- 478 с.

6. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана.- М.: Восточная литература, 2006.- 456 с.

7. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.56-69.

8. Плано Карпини Дж. Дель История монголов.- М.: Взгляд, 1997.- 357 с.

9. Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //http://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

10. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. / http://gumilevica.kulichki.net

Основным законом для империи Чингисхана служила яса (уложение), т.е. запись различных приказов, которые в разное время устно отдавались великим ханом. Яса до настоящего времени не сохранилась.

Яса включала в себя нормы международного права, государственного и административного права (верховная власть, крепостной устав, тарханные иммунитеты, воинский устав, устав о лове, податной устав и т.д.), уголовного права, торгового права и процессуального права.

Основной целью международного права согласно Ясе является установление вселенского мира. Этой цели можно было достигнуть двумя путями: или путем международных переговоров, или путем войны.

Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения. Другим важным началом в международном праве монголы считали неприкосновенность послов. Большинство походов Чингисхан совершал, мстя за убийство своих послов (поход в Туркестан 1219 г., поход в половецкие степи в 1223 г.).

С точки зрения монгольского права только монгольский народ мог участвовать в выборах нового хана, потому что кроме монголов никто в империи не обладал полной дееспособностью. Всякий новый хан по рождению должен был принадлежать к дому Чингиса. Избранным мог быть только наиболее способный из потомков Чингисхана. Избрание нового хана утверждалось на курултае, в котором могли принимать участие все члены правящего ханского рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины.

Курултаи могли собираться не только по поводу выборов нового хана, но и по различным вопросам во время царствования отдельных ханов. В этом случае курултаи являлись совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана но различным делам.

Империя Чингисхана была основана на всеобщей обязанности населения служить государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места не мог уйти. Все были равны при несении служебных тягот. Строгая дисциплина утверждалась во всех отраслях службы, от каждого требовалось равное напряжение, и не позволялось ни на кого возлагать чрезмерных тягостей.

Равенство в труде требовало равенства в пище. Яса запрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе никто не должен был есть более другого.

Некоторые группы населения могли быть освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда но религиозным соображениям, иногда же по соображениям особой ценности для государства (врачи, ремесленники), ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом. Данное правило проявлялось, например, в том, что Русская церковь получала ханские ярлыки, по которым русское духовенство освобождалось от воинской службы и иных податей.

Военное управление являлось основой монгольского управления вообще. Воинский устав был главным из разделов Ясы и основными положениями его были следующие:

  • - военная подготовка: упражнения в бою саблями, копьями и стрельба из лука;
  • - организация армии: ее строгое единообразие; армия состояла из десятков, сотен, тысяч и туменов; начальник каждого отряда нес ответственность за своих подчиненных;
  • - мобилизация: воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов; за каждое упущение положено взыскание; если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его юрта; перед началом похода хан лично осматривает войско и наказывает начальников, в отряде которых найден беспорядок;
  • - строгое поддержание дисциплины; каждый военачальник должен беспрекословно подчиниться приказу хана, будь то приказ о смертной казни его самого;
  • - справедливое распределение работы между людьми;
  • - категорическое запрещение самовольно переходить из одной воинской части в другую.

Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов.

Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных - хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что и большие маневры в настоящее время.

Вся облава иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальников и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники и, наконец, рядовые воины. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на волю.

Одной из важнейших задач управления стало устройство почтовых станций - ямов - по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны. Каждый ям должен был быть снабжен лошадьми, фуражом, едой и питьем для проезжающих. Пользование ямской службой являлось бесплатным для послов и ханских гонцов, но чрезмерные претензии с их стороны не должны были приниматься во внимание.

По ряду вопросов узкого значения издавались особые указы, некоторые из них были включены в Ясу. В дошедших до нас фрагментах Ясы упомянуты три вида таких указов:

Указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику;

указы, предписывающие соблюдение правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями;

Указы, предписывающие соблюдение правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. (Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь во время грозы.)

Благодаря преобладанию натурального хозяйства задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами заботиться о конях, фураже и съестных припасах для войска. Во время похода довольство монгольского войска составляла военная добыча.

По мере расширения Монгольской империи содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обложения. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно хорошо разработанный Податной устав.

Установлены были подати двоякого рода - натурой и деньгами. В расчет должна была приниматься и трудовая повинность населения. Важным источником дохода являлась военная добыча, особенно в первое время расширения империи. Было создано три отдельных налоговых ведомства: для Китая - в Яньцзиие; для Средней Азии - в районе Аму-Дарьи; для Семиречья, Кашгарии и прилегающих территорий - в Бешбалыке. Все население было переписано. Основной налогооблагаемой единицей было хозяйство - дом. Кочевое население империи платило единый налог - кои чур - в размере одного процента от поголовья скота в год. Кроме того, существовал военный налог (тагар) и чрезвычайный налог (аваиз). Оседлое население платило поземельный налог - харадж.

Основная задача уголовного права Ясы - обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Яса предписывала, "во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти". Яса считала преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) против религии, нравственности и установленных обычаев; б) против хана и государства; в) против жизни и интересов частных лиц. Преступлениями против религии, нравственности и установленных обычаев, согласно Ясе, признавались притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (лжесвидетельство); оскорбление ритуального характера: осквернение воды и пепла; убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия.

Преступлениями против хана и государства являлись нарушение указа, воспрещающего употреблять свободного монгола в качестве подневольного слуги, а также злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников, в особенности со стороны областных наместников, нарушение воинской дисциплины, нарушение Ясы.

Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству: в нем говорится об убийстве по отношению к специальным категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главные из них следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и увод скота, злостное банкротство.

Основной целью наказания в понятии Ясы является физическое уничтожение преступников, вследствие чего смертная казнь играет такую большую роль в уголовном праве Ясы.

В качестве дополнительных целей наказания Яса признавала временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе и устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени).

Следует при этом иметь в виду, что за совершенное деяние отвечал не только лично преступник, но в известных случаях и члены его семьи (жена и дети).

Смертная казнь полагалась за большинство преступлений: за оскорбление религии, нравственности или установленных обычаев; за большинство преступлений государственных; за некоторые преступления против собственности; за третье оанкротство; за конокрадство, в случае если виновный не в состоянии уплатить пени.

За нарушение Ясы лицам ханской крови назначалось наказание заключением и ссылкой.

Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части.

Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава.

Штраф налагался за убийство. Полагалось платить 40 золотых монет за убийство мусульманина. За убийство китайца преступник платил цену осла.

Штраф и возмещение убытков назначались также за конокрадство. Несостоятельный преступник подвергался смерти.

Сведения о частном праве в Ясе весьма скудны. Это, вероятно, объясняется тем, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.

Согласно закону о браке мужчина должен покупать себе жену, никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался. Многоженство было позволено; допускалось использование рабынь в качестве наложниц. После смерти отца сын имел право распоряжаться судьбой сто жен, за исключением своей матери, мог жениться на них или выдать за другого.

Жена была ответственна за содержание дома в порядке. Дети, рожденные от рабынь, считались такими же законными, как и рожденные от жен; но дети жен, и в особенности дети первой жены, пользовались особым уважением отца.

В вопросах наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну.

Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь), считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжение отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигающегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.

Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения даже в случае, если у умершего не было родственников.

Надо думать, что устройство суда и судопроизводства было оставлено Чингисханом на усмотрение родовых старейшин, религиозных общин, торговых и городских братств (где таковые существовали) и областных наместников.

Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решать, что с ним делать.

В отношении общего судопроизводства сохранился лишь один фрагмент Ясы, по которому для силы словесного утверждения требовались три свидетеля. При наличии письменных документов правила были, вероятно, другие.

По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингисхан назначил своего старшего сына Джагатая. Впоследствии именно Джагатай, согласно воле отца, формально возвел на престол своего брата Угедея.

Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование с подтверждения Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. "Кто нарушит Я су, лишится головы" - таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности законотворчества преемников Чингисхана. Однако это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, частью известных под названием ярлыков, которые прямо ссылались на Великую Ясу как основной источник указной правоспособности ханов.

После распада Монгольской империи Великая Яса долго признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав империи, несмотря на наличие местных яс (судебников) улусного значения.

Русские земли переживали период феодальной раздробленности, когда подверглись монгольскому завоеванию. После падения Рязанского и Суздальского княжеств, захвата Москвы и Южной Руси монголо-татары двинулись на Галицкую Русь и дошли до Польши. И хотя сопротивление было всеобщим, оно оказалось безуспешным: Русь на долгие годы попаїа под монголо-татарское иго.

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья были обращены в подданных наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья, наместники хана, были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Монголы собирали дань с населения, живущего на завоеванных землях, для чего татарские численники (писцы) переписали в 1259 г. население Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской земель. С этого времени древние акты именуют таких людей "численными", т.е. переписанными. Все крестьяне, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

Все люди, платившие дань (черные люди, численные люди, городские люди, гости), и земли этих людей как собственность завоевателя были изъяты из гражданского оборота, т.е. не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию.

Во времена Золотой Орды сохранялись сельские общины, каждая из которых знала свои границы и жила на основе круговой поруки по уплате податей и отбыванию повинностей, лежащих на общине. Обыкновенно общину составляли от четырех до десяти селений, между которыми одно служило центром, но общиной могло быть и одно многочисленное селение.

Размер земельного участка каждого общинника ("выть", или "жеребий") зависел от его состояния. В связи с этим черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. Владелец земельного участка мог передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия всей общины и с условием, что "наемщик, наследник и покупщик" принимает на себя тягло , лежавшее на приобретаемом участке черной земли.

Община имела право принимать на свободные участки тяглой земли новых поселенцев из вольных людей "не тяглых и не письменных". Новый поселенец освобождался на время от всех податей и повинностей, лежащих на общине, для того чтобы новый член общины "мог встать на ноги". Новые поселенцы по истечении льготного срока делались полноправными членами общины и теряли право самовольного выхода из ее среды.

Безвытные люди черных общин, т.е. не владевшие наследственными земельными наделами, назывались подсуседями, захребетниками, батраками, казаками, молодшими людьми. Они жили во дворах вытных людей, помогали обрабатывать им свои жеребья (наделы) как вольнонаемные работники и домашние слуги.

Черные люди обязаны были содержать княжеских чиновников, приезжавших но служебным обязанностям, давать им корм и подводы (ям). Сверх дани, корма и яма черные люди должны были платить разного рода пошлины на содержание в исправности городов-крепостей, за совершение юридических сделок.

Самовольный выход из черной общины запрещался. Междукняжеские договоры давали право перехода только вольным людям по следующей формуле: "боярам, детям боярским, слугам и христианам меж нас вольным воля".

В эпоху монгольского владычества увеличилось количество вольных людей, т.е. людей, лишенных средств к существованию. Отпуская на свободу своих дворовых без земли, князья и бояре расширяли категорию безземельных вольных людей, из которых счастлив был тот, кто просил и получал холопство или выпрашивал где-нибудь себе "подмогу", обзаводился хозяйством на чужой земле, становясь закупом, исполовником своего господина-кредитора.

Правовое положение горожан, признавших над собою власть завоевателя, определялось их обязанностями по отношению к последнему, по которым они должны были: 1) платить дань; 2) строить и поддерживать городские укрепления; 3) содержать княжескую дружину; 4) содержать служилых людей князя, назначаемых последним в подвластные города для администрации и суда; 5) платить в казну князя пошлины за совершение юридических сделок и актов.

По закону Чингисхана его потомки обязаны были соблюдать полную веротерпимость в подвластных им владениях и оказывать уважение и покровительство всем религиям и духовным лицам, состоящим под властью хана. Русская православная церковь получила ханский ярлык, предоставивший следующие права: непрекословность веры, богослужения, законов Русской церкви, неподсудность лиц духовного звания суду светскому, за исключением разбоя и убийства; освобождение от податей, повинностей и пошлины в пользу ханов всего русского духовенства, ближайших родственников духовных лиц, всех церковных людей и всех церковных имуществ. За нарушение ярлыков татарским князьям, вельможам, баскакам, послам, всем людям татарского царства ханы угрожали "гневом божьим на небе и казнью на земле".

Духовенство на Руси сохранило свою организацию. Во главе Русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. В духовном состоянии различались высшее и низшее, белое и черное духовенство. К высшему духовенству принадлежали иерархи, стоявшие во главе церкви, начальники церковных округов (епархий) и монастырей; к низшему - священно- и церковнослужители приходов и низшее черное духовенство, состоявшее из монахов и монахинь. Русская митрополия делилась на епархии, управление которыми находилось в руках епископов или архиепископов. Во времена татар было 12 епархий. Низшую единицу церковного деления составлял приход со священником, дьяконом, дьячком и пономарем другими, составлявшими церковный причт.

Митрополиту, как и всем епархиям, принадлежала десятина - десятая часть от всех княжеских даней и пошлин, доходы с приходских церквей и с церковного суда. Приходское духовенство "кормилось" добровольными приношениями прихожан за исполнение церковных треб.

После разгрома монголами русские княжества в первой половине XIII в. попали в зависимое положение от Золотой Орды. Удельным русским князьям были вручены ханские ярлыки на их же вотчины на правах владений. Ханские ярлыки давали право на титул князя, а также на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Прежде самостоятельные князья были превращены в подданных, посадников - слуг своего завоевателя.

На территории Руси завоевателями была создана особая структура - баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. В распоряжении баскаков находились военные отряды, часто формируемые из местного населения. Баскаки жили по княжествам и подчинялись главному баскаку, находившемуся во Владимире.

В Монголию и Орду русские князья были обязаны поставлять дань и рекрутов для ханского войска. Русские воины встречались на службе правителей Китая, Египта и других стран.

Власть князя была ограничена властью монгольского хана. Князь имел только собственную вооруженную свиту и судить своих подданных. Хаи мог предоставить князьям право самостоятельно собирать налоги, часть которых оставалась в казне самого князя. Таким образом князья начинали богатеть за счет собственных людей.

Хан не всегда руководствовался русскими обычаями в решении спорных вопросов, часто выбирая между претендентами того, кто успел расположить его к себе подарками, лестью, родственными связями.

В 1304 г. Орда решила спор о великом княжении между тверским князем Михаилом и московским князем Юрием в пользу первого. После длительной борьбы между этими князьями, используя все средства воздействия на хана Узбека, московский князь Юрий Данилович возвратился из Орды великим князем. В этой связи нельзя не отметить и гибкую дипломатию, проводимую великими князьями. Так, хан Узбек (1313-1342 гг.) выдал свою сестру Кончаку за московского князя Юрия Даниловича, продемонстрировав свое уважение к вассалу, а следующий хан Джанибек (1342-1357 гг.) находился в тесной дружбе с одним из выдающихся деятелей Руси того времени митрополитом всея Руси Алексием, который в 1431 г. был причислен к лику святых.

После смерти Юрия московское княжение наследовал его брат - Иван Калита (1325 г.). Со времени Калиты право и обязанность взимания и доставки дани в Орду предоставлялось только московским великим князьям, что послужило основанием возвышения Москвы над удельными княжествами. Исполняя обязанности посадника и пользуясь правами бывших откупщиков татарской дани, московские великие князья богатели и получали возможность приобретать в свою собственность села в разных уездах. Появились две формы волостей, отличающихся по своему устройству и органам управления.

  • 1. Черные волости, описанные татарскими чиновниками, обложенные татарской данью, пользующиеся административной и судебной автономией под условием исправного платежа ордынской дани и княжеского корма и пошлин.
  • 2. Дворцовые волости - собственность князей, где последние являлись наследственными владельцами на правах вотчинников. Управление дворцовыми волостями осуществлялось вне какой-либо зависимости от Орды. Здесь можно было встретить высшие чины - дворецких, конюших, окольничьих, которым подчинялись волостные и сельские судьи и многочисленные управители: тиуны, дьяки, ключники, стольники, мясники, рыбники, ловчие, сокольники, бортники, садовники, приказчики и др.

Великое Московское княжество делилось на уезды, находившиеся под властью князей. Уезды подразделялись на станы или черные волости, где правили княжеские ста- новщики или волостели. Станы подразделялись на "вари", которые управлялись выборными старостами или сотниками.

В татарскую эпоху при князьях и волостелях состояли слуги разных назначений, соответствовавших характеру их деятельности: писцы, даныцики, таможенники, перевозчики и сборщики пошлин с разного рода торговых сделок; тиуны, вирники - помощники князей и волостелей в делах суда и по сбору судебных штрафов и пошлин.

  • К тягловому населению относились, во-первых, крестьяне, которые платили так называемое полное тягло, т.е. за две души; во-вторых, работники, которые платили подати, оброк и другие повинности и владеющие земельным наделом в полном размере (т.е. не подвергавшимся дроблению). Обычно крестьяне находились в "тягловом состоянии" от женитьбы и до 60 лет, после чего они переводились на половину или четверть тягла или полностью освобождались от него.

Приказано, законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;
2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;
3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;
4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;
5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;
6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;
7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;
8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;
9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;
10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;
11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;
12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения;
13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;
14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;
15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;
16. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;
17. Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто - все вещи чисты одинаково;
18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;
19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;
20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер;
21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;
22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;
23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;
24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;
25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию;
26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;
27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;
28. За провозглашение вождем не избранного людьми, на общем совете - смерть;
29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;
30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался. За убийство посла - ответит смертью все племя убийцы;
31. В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется.
31. За превышение должностных полномочий любому, не зависимо от заслуг и должности- смерть.
32. Если командир отберёт добычу у воина - смерть.
33. Если воин струсил и покинул поле боя, а его десятка его не уничтожила - смерть всем десяти!
34. Неподчинение приказу - смерть.

П. А. Кучер

Великая Яса Чингис-хана

Вступительное слово

Один-два раза в тысячелетие человечество бывает захвачено Великим Проектом принципиального переустройства. Миллионы судеб горят в огне очередного пожара за торжество Справедливого Порядка. Двадцатый век дал последний пример такого катаклизма. Кажется, что наши потомки его не забудут во веки веков. Это ошибка. История никого и ничему не учит. Отличным тому примером служит прошлый рывок за горизонт. Империя Чингис-хана в считанные десятилетия подчинила себе весь громадный континент. Вся огромная Евразия свалилась под копыта вчерашних дикарей и кочевников. Даже через 800 лет(!) мировые элиты содрогаются от ненависти к наследию этого проекта. Продолжают лить на него потоки грязи и лжи. Вероятно, мы никогда не узнаем, чего хотели и к чему НА САМОМ ДЕЛЕ стремились его отцы-основатели. Достоверная информация о Чингис-хане и его соратниках искажена до неузнаваемости. Методы, которыми он поднял на дыбы и погнал вперед "клячу истории" слишком эффективны, чтобы выставлять их на общее обозрение. Только большевикам в ХХ веке удалось произвести сходное возмущение основ геополитики.

Память о "Монгольском Проекте" стирали так старательно, что сегодня утрачен даже полный текст его основного закона "Великой Ясы". Почему? Это короткий документ, который был специально предназначен для заучивания наизусть. Он был доступен для понимания каждому неграмотному пастуху. Он привлекал к монголам "людей длинной воли" всех наций и вероисповеданий, он направлял их "к последнему морю", как символу ВЕЛИКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ. Не верьте лгунам! В монгольском войске никому не полагалось никакого жалования, люди Чингис-хана шли в бой и умирали "за идею". Память об этой идее так же омерзительна для любой аристократии, как память о идее, ради которой наши деды по собственным трупам шагали на штурм Перекопа и брали Берлин. Те же самые моральные уроды ныне глумятся над "Красным проектом" и совершенно нет гарантий, что Конституция СССР достанется потомкам в сколько-то доступном для понимания виде.

Статьи "Великой Ясы", представленные ниже, надо читать с обязательным учетом трёх моментов:

1. Все положения первоисточника формулировались так, чтобы каждая фраза произносилась на одном дыхании. Это типичное требование для законодательных актов, заучиваемых наизусть. Признак оригинала.

2. Любая фраза первоисточника не допускает двойного толкования. "Яса" - закон прямого действия.

3. Если известная фраза "Ясы" записана иначе, она должна быть переформулирована кратко и точно. Канонического варианта нет, её исходный текст - это стихи(!) на старомонгольском.

Это к тому, что читать полный курс "источниковедения" тут неуместно, а понимать, что "Ясу" много раз дописывали и правили под текущие нужды, надо обязательно. Чингис-хан, согласно звучанию термина, был человек "с душой широкой, как море". Он никогда не опускался до мелочной регламентации. Полагаю, что положения этого великого памятника человеческой культуры ещё пригодятся. Не нам, так после нас.

Обращаю особое внимание, что выполнение любых положений "Великой Ясы" возлагалось на каждого. Не было возможности "свалить ответственность на государство". Монгольский Проект опирался на сетевую систему "равной ответственности людей" за дела ближних и дальних. Иерархия там была только на поле боя. Никто никого не тащил в суд, не доказывал меру его вины, не нанимал адвокатов. Преступников убивали на месте сами свидетели или обличители, именем Великого Синего Неба. Право на это имел всякий живущий.

Как это выглядело на практике? Для современников - жутко. Столкновение сетевой системы "вооруженного народа", созданной Чингис-ханом, и традиционного иерархического общества оставило в архивах тоскливые вопли, более подобающие советским диссидентам времен застоя - "Они всех убивают!". А почему всех? В каких случаях - всех? Оказывается, бойцы Чингис-хана искренне считали, что люди должны отвечать за свои слова и дела лично, полностью, без всяких выкрутасов. Поэтому, если властитель города, надеясь на крепость стен и борзость дружины, казнил монгольских послов (вопиющее нарушение дипломатических норм), то монголы брали этот город и, независимо от его стратегической ценности, вырезали поголовно. Ну дикари же! Звери, сущие звери... Разве можно им объяснить, что виноват только отдавший приказ? Что все, выполнявшие преступные приказы - невинные овечки, всего-то старавшиеся заработать копеечку семье? Что все, кто смотрел на беспредел князя и молчал, вообще ни в чем не виноваты? Что принцип коллективной ответственности за соучастие в преступлениях для жителей сословного общества как гром небесный? Что подданные не отвечают за дела повелителя? Монголы считали, что как раз наоборот. И вбивали эту науку в тупые головы холуёв. Предметно доказывали, что все люди равны и за дела урода отвечают все, кто не схватил его за руку. Есть опасение, что в новые демократические времена, когда государственная власть стала формально выборная, принципы "Ясы" ударят по любителям валить ответственность на начальство гораздо больнее. Примерно как по немцам времен Третьего Рейха. Сами выбрали себе в правители садистов и людоедов? Тогда и не обижайтесь! Правосудие прямого действия - штука простая и беспощадная. Чистый большевизм.

Восстановленный по правилам современного русского языка текст "Великой Ясы" с комментариями:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю без различия возраста и знатности - смерть;

(Главный принцип солидарного общества. Очень похож на главный закон империи Инков "Не будь трусом, не будь лентяем, не будь прелюбодеем, не будь вором, не будь лгуном, работай сам или умри".)

2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;

(Статья уничтожает состязательность судебного процесса и судебную власть вообще, все люди по "Ясе" абсолютно равны между собой и должны решать любые конфликты самостоятельно, без адвокатов. Мир "Ясы" - это живущее по обычному праву общество тотального самосуда.)

3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;

(Статьи отражают огромную ценность для степных кочевников любых источников питьевой воды, до обыкновенной лужи включительно. Пепел от костра служил им заменой соли или же лекарством. Вода и огонь, кроме того, считаются в понимании монголов очистительными началами и потому священны.)

6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;

(Статья отражает ограничение кредитоспособности физического лица на необеспеченном доверии.)


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении