Дом, семья, быт

Фразеологизмы со словом «хлеб» и их значение (с примерами). Значение слова хлеб-соль Значение фразеологизма хлеб да соль

С росы и воды

Древние славяне на Ивана Купала (7 июля) отмечали праздник росы. Они верили, что на рассвете этого дня роса обладает целебными свойствами, оказывает красоты и здоровья, поэтому ею умывались, промывая больные глаза, катались в росе, считая, что она передает земной плодовитость. Существует поговорка: "Дети - это Божья роса". По народным приметам, когда роса - это хорошая погода, а когда нет - будет дождь. Часто молоко называют "Божьей росой", потому что оно питает, добавляет здоровья.

Роса - единственная форма природной воды, которая оживляет землю, делает ее плодородной, смывает все нечистое, болезнетворное и плохо: недаром огонь и воду использовали как средства магического очистки. Поэтому наши предки искренне желали друг другу: "Будь богатым, как земля, а здоровым, как вода".

Выражение "с росы и воды Вам" означает пожелание хорошего здоровья, богатства, хорошего урожая.

Встречать хлебом-солью

Хлеб и соль в украинском издавна были знаком чистоты и благородства намерений, гостеприимства. С хлебом старосты приходили сватать девушку. Когда впервые бывали в гостях, обязательно дарили хозяевам хлеб. Хлебосольными хозяевами называли людей, которые умели принимать гостей.

Со времен Киевской Руси сохранился ритуал торжественно встречать хлебом-солью уважаемых людей.

В современном языке фразеологизм "встречать хлебом-солью" приобрел символическое значение: встречать гостеприимно, торжественно, чистосердечно.

Встреча за круглым столом

Корни этого фразеологизма уходит в глубину истории на полторы тысячи лет.

По легенде, отец британского короля Артура создал рыцарский орден Круглого Стола, к которому принадлежали двенадцать благородных и храбрых рыцарей. На советах и пирах они сидели за круглым столом, причем на каждой встрече рыцари передвигались на одно место по часовой стрелке, чтобы не показаться, что кому-то король проявляет больше или меньше уважения. Круглая форма стола означала равноправие, независимость тех, кто за ним сидел.

Итак, встреча за круглым столом - это встреча на равных правах, условие для обсуждения чего-то, переговоры по поводу чего-то.

Иду на вы

О прошлом Киевской Руси можно узнать из летописей - исторических сведений, в которых записи вели по годам. Кроме исторических фактов, в летописях содержится много народных преданий, легенд, а также высказываний известных людей. Сохранилась и фраза киевского князя Святослава "иду на вы", которой он объявлял войну врагам. Князь не нападал неожиданно, так как считал это подлостью. Он посылал своему противнику гонца, которому велел перевести эти слова.

Теперь выражение "иду на вы" чаще употребляют в ироническом, шутливом смысле: выступать "войной".

Иван безродный

Появление этого высказывания обусловлена общественно-историческими обстоятельствами. По времен крепостничества люди бежали из-под панского гнета. Когда они нанимались на заработки, то должны были скрывать свое имя, чтобы не быть пойманными и возвращенными господину. Поэтому крестьяне называли себя Иванами безродными, непамьятущимы. Позже так стали называть людей, которые умышленно забывали свой род, страну. Это люди духовно нищие, без принципов, традиций, убеждений. В народе их часто называют сиротами или манкуртами.

Имя им - легион

Это библейский фразеологизм. В Евангелии от Луки (8:30) рассказывается, как Иисус Христос вышел на берег и увидел человека, имевшего в своем теле бесов. Мужчина упал к Его ногам, демон его устами умолял, чтобы Спаситель не мучил его, потому что Иисус велел нечистому выйти из мужчины. Тогда Христос спросил: "Как тебя по имени?". Он сказал: "Легион имя моей", много-то бесов было в том человеке. Вышли демоны из супругов вселились в стадо свиней, а те бросились с крутизны и утонули.

В переносном смысле фразеологизм "имя им - легион" означает огромное количество, очень много.

Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита, так ведь?

А в далекие времена на Руси говорили: хлеб да соль вашему дому.

И, должна сказать, смысл выражения в былые времена был намного полнее, чем наши с вами пожелания приятного аппетита.

Спросите почему?

Давайте вместе разберемся.

Все мы знаем народную традицию подавать молодоженам каравай с солью. Если вы думаете, что это делается для красоты или просто, чтоб народ повеселить, то вы ошибаетесь.

Этой традиции очень много лет. Хлебом-солью всегда встречали самых дорогих гостей на Руси. Если с хлебом все более-менее понятно, то возникает вопрос: а зачем соль? Почему нужно аккуратно отломить кусочек хлеба и, макнув его в соль, съесть? В чем тут скрывается потаенный смысл?

Оказывается, подношением хлеба-соли хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб, как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль, как символ чистоты души). С солью вообще связано очень много народных примет. Например, .

Некоторые источники утверждают, что предложением попробовать соль, хозяева проверяли гостей, живые ли они люди, а не морок насланный.

Гости обязаны были принять дар хозяев, т. е. попробовать кусочек хлеба с солью. И только тогда между ними устанавливались дружеские отношения.

Если гость отказывался принять этот дар, в дом его не пускали, боялись занесенной нечести, дурных помыслов и злого глаза.

Поэтому самых гостеприимных хозяев до сих пор называют хлебосольными, т.е. умеющими не только радушно принять и вкусно покормить, но и подарить свет душевной беседой и сердечным теплом. Не зря существует .

Теперь немного о свадебной традиции подавать молодоженам хлеб-соль.

Это делают родители молодоженов, встречая их на пороге дома. Сейчас каждый из молодых старается откусить кусок побольше, так как есть такая примета, чей кусок больше, тот и хозяин в доме, тот и будет рулить семейной лодкой.

А в былые времена, полагалось хлеб отламывать не спеша, степенно – хлеб требует уважения и внутренней уверенности в своих силах.

Так вот, отламывался кусочек, макался в соль и съедался.

После того, как каждый из молодых съедал кусочек хлеба с солью, жених брал в руки каравай, разламывал на две части. Одну оставлял себе, а вторую вручал невесте. И они шли по кругу и угощали приглашенных гостей.

Т.е. со всеми приглашенными заключался молчаливый хлебосольный договор о дружбе и поддержке.

На следующий день со стола собиралась оставшаяся еда и относилась в церковь, для нищих. Хлеб при этом присаливался. Так молодожены делились со всем людом своим душевным богатством и своим счастьем.

Хлеб и соль издавна были соединены вместе в русской речи, что нашло отражение в пословице: «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно». А само выражение «хлеб-соль» сначала означало просто еду, пищу, а позже - угощение. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать - будет твоему дому достаток и полнота.

Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а соли - редкой в те времена специи- приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль».

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию.

Стол, по обыкновению ломящийся от блюд, располагался в «красном углу» рядом с лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.

После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.


Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между гостем и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!»


В 17 в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб - первое, что клали на стол за трапезой царя.

Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось пристальное внимание. Рассыплется соль - к беде, ссоре, ведь соль - символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».


По старинному русскому обычаю родители встречают молодоженов с хлебом солью и приглашают всех гостей к праздничному столу.


Молодожены обязательно откусывают от каравая, выясняя, кто из них будет "первым" в семье, и принимая благословение своей семье.


Поговорки о хлебе и соли

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • Хлеб-соль взаимное дело
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки свое(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь

Фразеологизм «Халатное отношение» употребляют в значении - небрежное, невнимательное отношение к кому-либо, чему-либо. Халатный - производное от халат «домашняя одежда». Человек в домашней одежде не расположен к серьезным мыслям и не может качественно, аккуратно выполнять важную работу. Фразеологизм «Халатное отношение» является крылатым выражением.

2. Фразеологизм Хам трамвайный

Фразеологизм «Хам трамвайный» употребляют в значении - изначально «человек, грубо и нагло ведущий себя в трамвае, в общественном транспорте». Употребление прилагательного трамвайный связано с тем, что трамвай был одним из первых (и наиболее загруженных) видов общественного транспорта. Хам трамвайный - невоспитанный «человек, по своим манерам схожий с теми людьми, которые нагло и грубо себя ведут в общественном транспорте.

3. Фразеологизм Хамелеон

Фразеологизм «Хамелеон» - о двуличном, лицемерном человеке, который всегда меняет модели своего поведения и свое собственное мировоззрение в зависимости от того, в какое окружение попадает.

Хамелеон - вид ящерицы, которая способна менять цвет своей кожи.

4. Фразеологизм Хватит ковырять в носу

Фразеологизм «Хватит ковырять в носу употребляют в значении - прекрати заниматься пустым делом!

5. Фразеологизм Хером перечеркнуть

Фразеологизм «Хером перечеркнуть» употребляют в значении - положить конец чему-либо, совершенно покончить с чем-либо. В основе образа - внешнее сходство буквы Х («херъ») с крестом, двумя перекрещивающимися линиями, которыми перечёркивают написанное за ненадобностью (ср. крест поставить, похерить «ликвидировать, уничтожить»)

6. Фразеологизм Хлеба и зрелищ

Фразеологизм «Хлеба и зрелищ». Автор выражения римский поэт-сатирик Ювенал (Децим Юний Ювенал, ок. 60 - ок. 127), который, обличая своих современников (времена императора Августа), в своей 7-й сатире пишет, что их можно купить довольно дешево: дать им хлеба и зрелищ (буквально: цирковых игр).

Уже в античное время (период правления императора Нерона) эти слова стали восприниматься как символическое выражение интересов плебейской массы, толпы. Фразеологизм «Хлеба и зрелищ» является крылатым выражением.

7. Фразеологизм Хлебом не корми

Фразеологизм «Хлебом не корми» употребляют в значении - энтузиаст. Фразеологизм «Хлебом не корми» является крылатым выражением.

8. Фразеологизм Хлеб-соль

Фразеологизм «Хлеб-соль» употребляют в значении - гостеприимство, радушие. Фразеологизм «Хлеб-соль» является крылатым выражением.

9. Фразеологизм Хляби небесные (разверзлись)

Фразеологизм «Хляби небесные» употребляют в значении - о сильном дожде, ливне. Фраза восходит к библейскому повествованию о Всемирном потопе, который сопровождался ливнями сорок дней и ночей. Хлябь (устар.) - бездна, глубина.

10. Фразеологизм Ход конем

Фразеологизм «Ход конем» употребляют в значении - решительное средство, которое пускается в ход в крайнем случае; находчивый и хитрый поступок, вносящий неожиданные изменения в сложную ситуацию. Оборот - калька с французского jouer le cavalier. Связан с речью шахматистов. Движение коня - по ломаной линии - резко отличается от движения остальных фигур; это осложняет наблюдение за ним, делает его удары менее предвидимыми, как бы коварными, что создает на доске неожиданную ситуацию. Фразеологизм «Ход конем» является крылатым выражением.

11. Фразеологизм Ходить вокруг да около

Фразеологизм «Ходить вокруг да около» употребляют в значении - не касаться сути. Фразеологизм «Ходить вокруг да около» является крылатым выражением.

12. Фразеологизм Ходить гоголем

Фразеологизм «Ходить гоголем» имеет значения: 1) о молодцевато, подчеркнуто бодро и самоуверенно расхаживающем человеке; 2) (народн., неодобр.) о горделиво, подбоченясь расхаживающем бездельнике. Оборот образовался путем сравнения человека с уткой-нырком (дилектное гоголь), которая на суше ходит медленно, вперевалку, закинув назад голову.

13. Фразеологизм Ходить на задних лапах

Фразеологизм «Ходить на задних лапах» употребляют в значении - холопски угождать, выслуживаться, угодничать перед кем-либо (обычно перед «нужными» людьми). Выражение - один из многих фразеологизмов русского языка, связанных с собакой. Восходит к басне Крылова «Две собаки». Переносное значение оборота вытекает из сюжета басни, в которой собака, угождающая хозяину, получает от него гораздо большую любовь и блага, чем верный сторожевой пёс, несущий трудную службу. Фразеологизм «Ходить на задних лапах» является крылатым выражением.

14. Фразеологизм Ходить налево

Фразеологизм «Ходить налево» употребляют в значении - блудить. Фразеологизм «Ходить налево» является крылатым выражением.

15. Фразеологизм Ходить по острию ножа

Фразеологизм «Ходить по острию ножа» употребляют в значении - рисковать. Фразеологизм «Ходить по острию ножа» является крылатым выражением.

16. Фразеологизм Ходить по струнке

Фразеологизм «Ходить по струнке» употребляют в значении - строгая дисциплина. Фразеологизм «Ходить по струнке» является крылатым выражением.

17. Фразеологизм Ходить фертом

Фразеологизм «Ходить фертом» употребляют в значении - важничать.

18. Фразеологизм Хорошенького помаленьку

Фразеологизм «Хорошенького помаленьку» употребляют в значении - умереность в удовольствиях. Фразеологизм «Хорошенького помаленьку» является крылатым выражением.

19. Фразеологизм Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуры

Фразеологизм «Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуры» употребляется как напоминание руководству страны о том, что налоговая политика в стране должна быть умеренной и не переходить границы разумного.

Возникновение фразеологизма - ответ римского императора Тиберия (42 г. до н. э. - 37 г. н. э.) наместникам Рима в провинциях, которые обратились к императору с просьбой об очередном повышении налогов для населения.

Фразеологизм на латыни: «Bоni pastores est tondere pecus, non deglubere».

20. Фразеологизм Хорошо смеется тот, кто смеется последним

Фразеологизм «Хорошо смеется тот, кто смеется последним» используется как предупреждение человеку, который высмеивает и критикует других людей, но в итоге рискует сам оказаться неправым.

Возникновение фразеологизма - из басни французского писателя и баснописца Жана Пьера Флориана (1755-1794 гг.) «Два крестьянина и туча». На французском: «Rira bien qui rira le dernier», что буквально можно перевести: «Хорошо будет смеяться тот, кто будет смеяться последним».

Популярность в России выражение приобретает после постановки оперы французского композитора Адольфа Шарля Адана (1803-1856 гг.) «Почтальон из Лонжюмо», в которой эта фраза встречается.

В английском языке есть аналогичные поговорки: «He who laughs last laughs best» («Кто смеется последним, смеется лучше всех») и «He laughs best who laughs last» («Смеется лучше всех тот, кто смеется последним»), а также производный от них фразеологизм «Last laugh, have the» («Смеяться последним»).

21. Фразеологизм Хотели как лучше, а получилось как всегда

Фразеологизм «Хотели как лучше, а получилось как всегда» используется для обозначения каких либо предпринимаемых действий, которые совершаются из положительные намерений, но либо не дают никакого эффекта, либо вовсе приводят к еще более худшим последствиям.

Схожая по смыслу фраза: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Возникновение фразеологизма - слова, произнесенные Председателем правительства РФ Виктором Степановичем Черномырдиным (1938-2010 гг.) в телеинтервью (август 1993 г.) по поводу проведения денежной реформы 1993 года. В оригинале фраза звучала: В оригинале: «Мы хотели как лучше, а вышло как всегда».

Несмотря на то, что Черномырдин прославился как «говоритель афоризмов», авторство этой конкретной фразы многими ставится под сомнение, дескать, она была известна еще задолго до этого, а Виктор Степанович его лишь перефразировал.

22. Фразеологизм Хотите верьте, хотите нет

Фразеологизм «Хотите верьте, хотите нет» употребляют в значении - информация к размышлению. Фразеологизм «Хотите верьте, хотите нет» является крылатым выражением. Возникновение фразеологизма - название сборника курьезных случаев американского журналиста Роберта Лероя Рипли (1893-1949 гг.), который пользуется в Америке большой популярностью.

23. Фразеологизм Хоть бы хны

Фразеологизм «Хоть бы хны» употребляют в значении - не больно, безразлично. Фразеологизм «Хоть бы хны» является крылатым выражением.

24. Фразеологизм Хоть кол на голове теши

Фразеологизм «Хоть кол на голове теши» употребляют в значении - ооб упрямом, не поддающемся уговорам человеке. Фразеологизм исконно русский, выступает как образная и шутливая характеристика крепкости, твердости головы упрямого человека: тесать кол - «заострять палку (кол) при помощи топора». Фразеологизм «Хоть кол на голове теши» является крылатым выражением.

25. Фразеологизм Хоть пруд пруди

Фразеологизм «Хоть пруд пруди» употребляют в значении - много. Фразеологизм «Хоть пруд пруди» является крылатым выражением.

26. Фразеологизм Хоть святых выноси

Фразеологизм «Хоть святых выноси» употребляют в значении - нет сил терпеть что-либо; нестерпимо, невыносимо для окружающих. Святые - это иконы в древнерусском обиходе. Суть поговорки хоть святых выноси в убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или от присутствия при неприличных событиях. Выносить святых или хотя бы задергивать икону в углу особой занавеской, как это было принято у старообрядцев, - такие меры принимались, чтобы святые не видели творимых людьми безобразий: пьянства, драк, домашних дрязг.

27. Фразеологизм Хоть трава не расти

Фразеологизм «Хоть трава не расти» употребляют в значении - безразличие к последствиям. Фразеологизм «Хоть трава не расти» является крылатым выражением.

28. Фразеологизм Хоть убей, не знаю

Фразеологизм «Хоть убей, не знаю» употребляют в значении - точно не знаю. Фразеологизм «Хоть убей, не знаю» является крылатым выражением.

29. Фразеологизм Хранить как зеницу ока

Фразеологизм «Хранить как зеницу ока» употребляют в значении - тщательно что-либо оберегать. Выражение старославянское, из Библии: «Храни меня как зеницу ока» (Псалмы 16, 8 - византийского писателя Климака). Зеница - зрачок. Фразеологизм «Хранить как зеницу ока» является крылатым выражением.

30. Фразеологизм Хуже горькой редьки

Фразеологизм «Хуже горькой редьки» употребляют в значении - очень сильно, невыносимо (надоесть). На Руси редька, как и репа, была одним из повседневных кушаний. Особенно часто редьку ели в долгие посты, и тогда редька особенно надоедала. Фразеологизм «Хуже горькой редьки» является крылатым выражением.

Фразеология – очень интересный и увлекательный раздел языка. Знакомясь с происхождением отдельных фразеологизмов, удивляешься мудрости народа, гибкости его ума и образности мышления. Давайте посмотрим некоторые примеры такого коллективного творчества народа.

Сморозить

В дореволюционной России преподавался греческий язык. Недовольные ответами учеников учителя часто произносили слово «морос», что означало по-русски «глупость». В обиход это слово вошло, преобразовавшись в «сморозить» – «сказать глупость» (именно «сказать», а не «сделать»).

Во всю Ивановскую

На колокольне Ивана Великого в Москве в церковные праздники звонили все её тридцать колоколов, звон был слышен на пол-Москвы. «Во всю Ивановскую» стало означать «звонить (кричать, шуметь) очень громко, во всю мочь».

Впросак попасть

В чесальной машине просак – барабан с зубьями. Чесальщицы шерсти, зазевавшись, могли попасть рукой в просак, и это были крайне неприятные ощущения, можно было даже лишиться руки. «Попасть в просак» со временем видоизменилось не только в правописании (существительное с предлогом преобразовалось в производное наречие «впросак» и стало писаться слитно с приставкой), но и обрело несколько смягчённое, не столь жёсткое значение: «попасть впросак» значит сейчас просто «попасть в неловкое положение», а не в беду.

Где раки зимуют

Из нескольких версий о происхождении этого фразеологизма наиболее достоверной выглядит та, что за деликатесными раками зимой посылали особо провинившихся, так как была велика вероятность получить воспаление лёгких. «Показать, где раки зимуют» значило заставить лезть в зимний водоём. При этом человек не имел возможности отговориться, дескать, искал, но не нашёл таких мест.

Гол как сокол

Этот фразеологизм у многих вызывает недоумение: почему «сокол гол», ощипан, что ли? А разгадка проста: «сокол» здесь вовсе не птица, а гладко зачищенное бревно, стенобитное орудие. На нём не допускалось сучков, зазубрин, бугорков – в пылу битвы воины могли бы поранить руки.

Переосмысление выражения таково, что оно обозначает бедность кого-либо, отсутствие даже необходимого.

Долгий ящик

Царь Алексей Михайлович, желая прослыть добрым и отзывчивым, завёл специальный длинный по форме ящик для прошений (челобитных) у фасада дворца в Коломенском, чтобы просители могли опускать в него свои записки. За доставку прошений царю отвечали бояре. Они не только задерживали прошения, но нередко и вовсе «теряли» некоторые, если в них содержались жалобы на них самих.
Если решение дела затягивается, теперь говорят «отложили дело в долгий ящик».

Дело табак

Фразеологизм имеет значение угрозы провала какого-то дела. Восходит он ко временам бурлачества на Руси. Бурлаки привязывали на шею кисет с табаком, чтобы не намок, когда они тянули баржу. Если уровень воды у берега реки повышался и доходил до груди, раздавались тревожные крики: «Таба-а-ак!»

Лясы (балясы) точить, балясничать

Балясины, балясы, лясы – это всё названия фигурных столбиков для лестничных перил, которые изготовлялись на токарных станках. Работа была несложной, мастеру не требовалось особого внимания для её выполнения, поэтому он мог позволить себе одновременно и работать, и шутить, балагурить.
Поэтому в обиход вошло устойчивое выражение «лясы точить, балясничать» именно как «весело балагурить».

За пояс заткнуть

На Руси пояс был обязательной деталью одежды как для мужчин, так и для женщин. Что касается рабочего люда, то для него это было не только данью моды, но и потребностью ловко управляться с инструментом, временно ненужное затыкать за пояс, чтобы в нужную минуту опять воспользоваться им, не тратя времени на поиски.
Дополнительно появился пренебрежительный смысл у этого выражения тогда, когда его стали применять по отношению к менее ловким и умелым в каком-либо деле, приравнивая его к ненужной вещи: «Я тебя за пояс заткну!»

Затрапезный вид

На первый взгляд, значение этого фразеологизма напрямую связано с неизбежным пачканьем одежды за обедом (трапезой) – даже очень аккуратные люди хоть однажды сталкивались с этой неприятностью. Но есть совершенно другая версия, связанная с историческим фактом передачи основанной Петром I ткацкой фабрики купцу Затрапезникову. Фабрика выпускала дешёвую ткань для бедных людей и для хозяйственных нужд.
Позже выражение «У него затрапезный вид» стало характеризовать неопрятных людей в мятой и неухоженной одежде.

Казанские сироты

После завоевания Казани царю Ивану Грозному необходимо было снискать лояльность татар, и он много средств потратил на их задабривание, многих щедро одарил. После этого некоторые обделённые стали назойливо требовать и себе наград, прикидываясь бедными.
Это и дало повод насмешливо называть их «казанскими сиротами», что позже «прилепилось» ко всем попрошайкам.

Калачом не заманишь

На Руси до XVII в. основным продуктом для выпечки хлеба была ржаная мука. Ржаной хлеб ели как бедные, так и богатые. Пшеничная мука использовалась только для выпечки калачей и куличей на праздники, что было доступно лишь богатым, для бедных это было недоступное лакомство.
Не отступиться от принятого решения даже при щедрых посулах – значит быть непреклонным, не поддаваться на уговоры ни при каких условиях, если даже «заманивают калачом».

Канитель тянуть

Канителью в старину называли золотые, серебряные и медные нити для вышивания. Они изготовлялась тогда вручную. Из раскалённого металла медленно и крайне осторожно вытягивали нити, которые должны были по мере застывания иметь одинаковую толщину и однородную структуру. Добиться этого можно было только ювелирной работой в медленном темпе.
Поэтому «канитель тянуть», «канителиться» в иносказательном смысле означает «медлить», «мешкать». Вероятно, аналогичным образом появилась и идиома «тянуть резину».

На воре шапка горит

Этот фразеологизм имеет свою подоплёку: старинный анекдот. В нём идёт речь о случае на базаре, когда, желая найти вора, люди обратились за помощью к знахарю. Знахарь неожиданно крикнул: «Посмотрите, на воре шапка горит!». Один из присутствующих невольно схватился за голову. Это его и выдало. Он и был вором.
Выражение «На воре шапка горит!» теперь обозначает человека, который неосторожным действием или словом выдал свои неблаговидные поступки или намерения.

Не солоно хлебавши

В древней Руси соль была дорогим продуктом, её возили издалека и очень ею дорожили, расходовали бережно, экономно. Солилась еда непосредственно за столом и часто с руки хозяина. И поскольку «своя рука владыка», хозяин щедро солил пищу тем гостям, которые сидели ближе к нему и были, понятно, знатнее. А тем, кто сидел на дальнем краю, порой соли не доставалось вовсе. И уходил такой гость, выходит, «не солоно хлебавши».
Теперь так говорят о неудачном визите, где гостю не было оказано должного внимания и он не добился желаемого результата от своего визита.

Не в своей тарелке

Пример того, как фразеологизм может увести от своего смысла совсем в неожиданную сторону. Это калька с французского языка, где n’est pas dans son assiette переводится как «быть в плохом расположении духа, не в настроении». Но слово assiette имеет и второе значение – «тарелка». Однако нам и в голову не приходит думать о какой-то посуде, когда мы употребляем это выражение. Мы прекрасно понимаем, что речь идёт о какой-то неловкости или плохом настроении, а также других неудобствах.

Опростоволоситься

Характерными чертами русского народа в прошлые века были скромность и стеснительность. Непокрытая голова и у мужчин, и у женщин считалась недопустимой вольностью и позором, особенно если шапку или платок с человека срывали «на миру». Отсюда и негативное значение выражения «опростоволоситься» – «попасть в неловкое положение», «опозориться».

От доски до доски

Выполнить какую-то работу от начала до конца – всё равно, что книгу прочесть «от корки до корки», то есть от обложки до обложки. А в древней Руси первые книги, ещё рукописные, имели не кожаные или картонные, а именно деревянные обложки.
Отсюда и «от доски до доски».

Подноготную узнать

В старину для дознания в тюрьмах применялись жестокие пытки. Одной из самых изощрённых была та, когда под ногти забивались гвозди. Мало кто мог выдержать такие мучения и выдавал то, чего от него добивались. Иными словами, информация как бы добывалась «из-под ногтей», то есть была «подноготной», а её оттуда извлекли.

С красной строки

Первые русские книги писались вручную, а начальные буквы разделов разрисовывали орнаментами красной краской, иногда включая другие цвета. Каждый новый абзац начинался с буквы красного цвета. Такая строка стала называться «красной строкой». Фразеологизм имеет значение «начать что-то новое», «начать сначала».

С панталыку сбиться

Значение этой идиомы связано с названием греческой горы Пантелик. В многочисленных пещерах и гротах, образованных от работы добытчиков мрамора, порой можно было заблудиться. Поэтому данное выражение употребляется в значении «отклониться от намеченного курса», но не в прямом, а в переносном смысле, например, «потерять нить рассуждений» и тому подобное.

Чудеса в решете

Первоначально выражение имело вид удивительного явления: «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда». Потом удивительным образом сократилось и приобрело ироничный смысл: «ну какие могут быть чудеса в решете? Разве что воду попробовать носить?».

Ходить козырем

На ум приходит преимущество в карточной игре. Ан нет! Дело в боярском вороте, который они пришивали себе на праздничный кафтан, чтобы отличаться от простолюдинов. Такие вороты были расшиты жемчугами, золотом и серебром, внушительно торчали вверх, придавая важность особе, делая её осанку горделивой, и назывались «козырем». Отсюда «ходить козырем» – «важничать», а «козырять» – хвастаться чем-либо.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении