Дом, семья, быт

Лишенный звания героя. как летчик, герой советского союза капитан бычков стал майором ввс фашистской германии. Виртуальный музей тагинской школы - летчик-истребитель петр исаев Штурмовая авиация ссср времен вов

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной.

Свою войну лейтенант Покрышкин начал в июне 41-го и начал, надо сказать, с инцидента – сбил советский самолет Су-2. Тогда машина только стала поступать в части, и мало кто из пилотов был с ней знаком. Повстречав самолет в небе Молдавии , Покрышкин подумал, что он – фашистский и сбил «Сушку». Уже на следующий день Александр Иванович реабилитировался – на его счет был записан первый Мессершмит-109, а сколько их еще будет…

Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже на американской «Аэрокобре »,

поставленной по ленд -лизу, на ней он и одержал большинство своих воздушных побед.

Быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию.

Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника лично и 6 - в группе, еще 15 официальных побед, одержанных в 1941 году, не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка. Парад Победы прославленный летчик встретил в Берлине – он был почетным знаменосцем 1-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.

Мы вспомнили еще несколько известнейших советских летчиков-асов и готовы рассказать про них.

Самый результативный Иван Кожедуб

Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне

родился в 1920 году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина.

С детства Ивана "тянуло к небу": сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую

авиашколу и остался в ней в качестве инструктора. В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но вынужден был летать на чем придется, на любых свободных самолетах в эскадрилье. Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал. На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, через день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя. Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина - сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области, вот такие нищие там были колхозники.

Всего Трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний

Маршала авиации.

Белая Лилия Сталинграда: Лидия Литвяк

С 14 лет москвичка Лидия Литвяк занималась в аэроклубе, там совершила свой первый

полет, а после окончания Херсонской авиашколы стала летчиком-инструктором. В 1942

году девушку с такими многообещающими данными призвали в армию и зачислили в

один из многочисленных истребительных полков. Отличался 586 ИАП только одним – это был целиком женский авиаполк. Лидия Литвяк.Дальше судьба Лидии Владимировны целиком связана со Сталинградом . В не бывало тяжелой борьбе в небе над городом она не только выжила, она побеждала. 13 сентября во втором боевом вылете сбила истребитель и бомбардировщик, причем одним из сбитых летчиков оказался известный немецкий воздушный ас. Затем снова победа – сбит бомбардировщик Ю-88. Лидия попросила нарисовать на капоте своего самолета нестандартный опознавательный знак - белую лилию, из-за чего в войсках, как советских, так и немецких, получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда».


В небе ей необыкновенно везло. 11 февраля 1943 года ее самолет был сбит, она совершила вынужденную посадку на немецкой территории. Фашисты уже было попытались захватить ее в плен. Выручил знакомый летчик-штурмовик: огнем бортовых пулеметов он отогнал немецких солдат, приземлился на поле и спас Лидию.

Война – вещь жестокая, но и там находится время для любви. Именно на фронте Лидия познакомилась с Героем Советского Союза Алексеем Соломатиным . 21 мая 1943 года Алексей был тяжело ранен в воздушном бою, довел свой самолет до аэродрома, но приземлиться уже не сумел – разбился на глазах сослуживцев и любимой. С тех пор «Белая Лилия Сталинграда» не знала покоя, она ввязывалась в самые яростные схватки то ли, чтобы отомстить, то ли, чтобы погибнуть. Смерть нашла 21-летнюю Лидию Литвяк 1 августа 1943 года, над рекой Миус. К тому времени на счету Лидии было 16 сбитых вражеских самолетов – 12 лично и 4 в группе.

Его забраковали в 41-м. Григорий Речкалов

Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди,

люди препятствовали, как могли. Григорий Речкалов .Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году, и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета - эскулапы все же обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно. Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года двадцатидвухлетнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно в свой полк, на фронт. Звездным часом истребителя Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань , разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины , Польши , Германии , сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета сбитые в 41-м году не были подтверждены: документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).


После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта.

Он не увидел Победы. Александр Клубов


Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе . Первый бой младший

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского

Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался

об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 - в группе.

До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб. И не в бою,

а из-за несчастного случая. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

"Расстреливайте сейчас!" Арсений Ворожейкин

Будущий герой Халхин-Гола и Великой Отечественной Арсений Ворожейкин родился в

1912 году в Городецком уезде Нижегородской губернии. Летом 1939 года 22 авиационный полк вместе с его комиссаром Ворожейкиным был отправлен в далекую Монголию на реку Халхин-Гол. Там пограничный конфликт перерос в настоящую войну между японцами с одной стороны, монгольскими и советским войсками - с другой. Арсений Ворожейкин.Накал воздушных боев был жесток – в некоторые периоды в небе над небольшим участком


конфликта поднималось до 200 самолетов с обеих сторон. Кампания оказалась скоротечной – июль-август 1939-го, но за это время Ворожейкин сбил 6 японских самолетов, и едва не был расстрелян. Произошло это вот как. Только прибывший новый командующий Георгий Жуков остался недоволен ходом боев и начал, что называется, «заворачивать гайки». Угораздило и Арсения Васильевича попасть под горячую руку. Летел он с задания в сумерках и увидел пылящую по дороге колонну. Своя, чужая - не разобрать, подлететь поближе – топливо на исходе. Сел Ворожейкин и доложил, что видел. Вызвали Арсения Васильевича к Георгию Константиновичу, а тот ему с ходу и в лоб: "Если колонна наша, не вражеская, то за введение в заблуждение командования мы вас расстреляем". Не таковский человек был Арсений Ворожейкин, чтоб такую несправедливость стерпеть. Подтянулся, гимнастерку оправил, мол, если такая песня-пляска пошла, чего тянуть-то, расстреливайте сейчас. Жуков хмыкнул и в знак одобрения (настоящий мужик, мол) угостил Ворожейкина коньяком. А наутро выяснилось, что это были японцы и вышла летчику награда. То голову с плеч, то пляши изба и печь.

В Великой Отечественной наш герой участвовал с августа 1942 года и до самого конца.

Всего на счету Ворожейкина 52 лично сбитых самолета противника и 6 самолетов сбито в группе, став пятым по результативности советским летчиком-истребителем.

Жизнь и судьба: Амет-Хан Султан

Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и

инсинуаций. Все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские

настроения были крайне сильны, и очень многие после оккупации Крыма пошли служить

немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну. Амет-Хан Султан.Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова -на-Дону , а с весны 1942 – Ярославля . Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но


самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с

парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы.

освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя , родного Крыма. После освобождения

полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя

Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции. Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву , стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов.

Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком

завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём

согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о

своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против».

Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов

истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил

свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-

испытателей оставили прежними.

Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 во время испытаний нового самолета. Ему был 51 год.

29-летний генерал Павел Рычагов

Карьера улыбалась Павлу Васильевичу. Родился он в 1911 году в Подмосковье . В возрасте 25 лет военный летчик Рычагов был направлен в Испанию , где шла Гражданская война. Небо там было неспокойным – немцы, поддерживающие Франко прислали в Испанию отборных летчиков – Легион «Кондор». Советские добровольцы, воевавшие на стороне республиканского правительства, не ударили в грязь лицом и, что называется, задали немцам жару. За небольшой промежуток времени отличился и Рычагов – он сбил шесть вражеских самолетов лично и 14 в группе. Под новый год 31 декабря 1936 Павлу Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


С декабря 1937 года – новое назначение, опять на фронт, в Китай . На этот раз Рычагова – старшим военным советником по использованию советской авиации. При правительстве Чан Кай Ши, который в это время вел тяжелую войну с японцами. Затем перебросили командовать Приморской группой ВВС. И опять война – конфликт у озера Хасан . Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным организовать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и руководить их массированным применением на поле боя.

В 1939-1940 молодой «ветеран» командует военно-воздушными силами 9-й армии в Финской войне. В августе 1940 в возрасте 29 лет генерал-лейтенант Рычагов становится командующим ВВС страны. Такой карьерный взлет не прошел даром - многого товарищ не знал, многому предстояло научиться, а впереди – великая война. В апреле 1941 года Рычагова сняли с должности и послали доучиваться в Военную академию Генштаба.

Великая Отечественная стала концом карьеры Павла Рычагова. Еще при нем наша

авиация была перебазирована ближе к границе и 22 июня погибла почти вся под первым ударом немцев. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован и 28 октября 1941 года вместе со многими другими авиационными генералами расстрелян без суда в поселке Барбыш Куйбышевской области.

Сергей Литаврин родился в 1921 году в селе Двуречки Грязинского района, в семье крестьянина. В 1928 году отец Сергея поступил работать на Липецкие железные рудники и перевез семью в Липецк. В 1938 году, окончив 8 классов средней школы №5, Литаврин поступил учиться в Воронежский радиотехникум. Но вскоре вернулся в Липецк и стал учиться в аэроклубе. Через год был зачислен курсантом школы летчиков-истребителей. По окончании школы служил командиром авиазвена.

С июня 1941 года Литаврин на фронтах Великой Отечественной войны. С первых дней, он хотел побыстрее встретиться с воздушным противником, чтобы сурово наказать врага за все его злодеяния. Но пока таких встреч не было. В первый раз, когда Сергей со своими друзьями был поднят по тревоге и вылетел наперехват вражеских бомбардировщиков, те успели уйти, оставив после себя пожары и следы разрушений. Во второй раз наши лётчики увидели только точки удалявшихся самолётов...

Свой боевой счёт Младший лейтенант Литаврин открыл 27 Июня 1941 года, когда вылетев на задание паре с командиром звена Лейтенантом В. Едкиным, уничтожил бомбардировщик Ju-88. Через несколько дней Сергей свалил второй бомбардировщик, который нашёл себе могилу на дне Псковского озера.

Горячими были Июль - Август 1941 года в ленинградском небе. Лётчики полка совершали по 5 - 7 вылетов в день. Вместе с боевыми друзьями Сергей продолжал успешно сражаться с врагом. К осени 1941 года он сбил уже 6 вражеских самолётов.

В суровые дни Октября 1941 года о Сергее Литаврине не раз писали газеты, и многие ленинградцы узнали из них о его подвигах. Они присылали лётчику письма, в которых благодарили за мужество в боях, делились новостями. Письма эти доставляли много радости Сергею, придавали ему новые силы. Особенно взволновало Сергея письмо Арсения Коршунова, электросварщик Металлического завода, где ремонтировалась боевая техника. В ответном письме Сергей пригласил его в гости. Вскоре состоялась их встреча. Приняв приглашение лётчика, Коршунов приехал на аэродром, где базировался полк Литаврина. Не один, а со своим другом Иваном Григорьевым.

Сергей Литаврин был очень дружен с лётчиком Ильей Шишканем. Их всегда видели вместе. И вот теперь два фронтовых друга принимали двух ленинградских рабочих. Они провели их по аэродрому, где в укрытиях стояли "Ястребки", познакомили со своими товарищами - лётчиками, рассказали о славных делах истребительного полка, который начал боевую деятельность с первого дня Великой Отечественной войны. А потом ленинградских рабочих пригласили в столовую и угостили фронтовым обедом. Через несколько дней Сергей и Илья побывали в Ленинграде на заводе в гостях у Арсения и Ивана.

Между лётчиками и рабочими завязалась дружба. Они поддерживали между собой постоянную переписку, не раз приезжали друг к другу в гости. Рабочие сообщали о том, как они трудятся для фронта, лётчики - о новых победах.

А у Сергея счёт этих побед постоянно возрастал. На борту его самолёта выстроились в ряд нарисованные звёздочки, по числу сбитых самолётов. В Мае 1942 года Сергея приняли в члены партии, а уже в следующем бою он одержал очередную победу в схватке пятёрки наших истребителей с 12 "Мессерами".

29 Мая, защищая Волховскую ГЭС шестёрка Литаврина одержала новую победу - теперь в бою с 18 бомбардировщиками и 12 истребителями врага. Три "Юнкерса" и два "Мессера" были уничтожены. Два "Юнкерса" сбил Литаврин.

Среди лётчиков Ленинградского фронта Сергей приобрёл славу искусного охотника за бомбовозами. Его никогда не смущали ни численное превосходство врага, ни мощное прикрытие истребителей. Друзья Литаврина отмечали, что в нём прекрасно сочетались расчетливость зрелого воина и высокое мастерство пилота с дерзостью и отвагой. Бои, проведенные Литавриным, становились хрестоматийными для молодых лётчиков, служили убедительным примером, чего можно добиться, если к проведению воздушного боя относиться как к искусству. Именно это позволяло Сергею Литаврину одерживать блестящие победы.

Однажды группа из 9 истребителей под командованием Литаврина навязала бой 40 "Юнкерсам" и "Мессершмиттам" и сбила 8 машин, не потеряв ни одной. В другой раз Литаврин со своей девяткой атаковали ещё более многочисленную группу из 60 самолётов и сбили 5 из них.

Август и Сентябрь 1942 года, пожалуй, были самыми активными месяцами воздушных боёв на Ленинградском фронте.

Ясным солнечным утром, в 9 часов, послышался зловещий гул моторов. В небе показалось огромное количество чёрно - серых бомбардировщиков. "Этажом" выше, маневрируя и кружась, точно в вихре, носились "Мессеры" - постоянные спутники бомбардировщиков.

Вскоре появились и наши истребители. Их было явно меньше. Расстояние между воздушной армадой противника и нашими эскадрильями с каждой секундой сокращалось. То, что произошло дальше, даже трудно передать. В мгновение всё перепуталось, смешалось и закружилось. Лишь, обременённые тяжестью груза, продолжали "спокойно" лететь бомбардировщики. Правда, их чёткий строй скоро нарушился. Отдельные машины, преследуемые советскими асами, раньше времени начали снижаться и, не переходя в пике, сбрасывать бомбы. Но вот загорелись одна, затем вторая, потом третья тяжёлая машина со свастикой и, резко снижая скорость, пошли вниз, таща за собой хвост огня и чёрного дыма. Некоторые "Юнкерсы" падали иначе - сначала вспыхивали, как факел, затем разламывались и тут же по частям летели вниз. Показались в воздухе и купола парашютов. Это спускались лётчики, успевшие покинуть горящие машины. А бой всё не прекращался. Казалось, ему не будет конца...

"Ожесточённый 7-часовой воздушный бой" - на следующий день гласили заголовки ленинградских газет. А под ними ремарки: "Наши лётчики рассеяли 8 эшелонов вражеских бомбардировщиков и уничтожили 21 самолёт". В одной из корреспонденций этот бой был описан так:

"Пытаясь вернуть занятые нашими частями рубежи, противник бросил вчера на наши передовые позиции свыше 120 самолётов. Вражеские бомбардировщики шли эшелонами под прикрытием истребителей. За несколько километров от цели их встретили истребители подразделений Павлова, Мищенко и Боговещенского. Одна группа наших лётчиков на большой высоте взяла в железные клещи истребители противника, а другая ринулась в атаку и врезалась в первый эшелон бомбардировщиков, завязав с ними ожесточённый бой. В первые же минуты воздушной схватки отличились истребители командира подразделения Павлова.

Лётчики Старших лейтенантов Литаврина и Плеханова встретили 10 бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождали и прикрывали истребители, и немедленно пошли в атаку. Лейтенант Шестаков сбил "Юнкерс", но сам был атакован Mе-109. Удачным маневром Шестаков вышел из угрожаемого ему положения и с короткой дистанции поджёг напавший на него самолёт. Старший лейтенант Плеханов, отогнав из строя, поджёг два Ju-88. Лётчики Высоцкий, Головач, Литаврин уничтожили по одному "Юнкерсу". Старший лейтенант Кудрявцев, выйдя из боя с истребителями, настиг два неприятельских бомбардировщика и сбил их. Так в течение 50 минут первый эшелон противника был разгромлен...

Но вскоре начали появляться следующие эшелоны воздушных пиратов. Их встретили наши истребители. Лётчик Мищенко в паре со Старшим лейтенантом Карповым сбил 2 бомбардировщика. Капитан Жидов расстрелял 2 Mе-109. Пять самолётов, которыми командовал Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан, были атакованы 10 Mе-109. Умело маневрируя и прикрывая друг друга, наши лётчики вырвались из кольца вражеских самолётов и немедленно бросились на фашистские бомбардировщики. Пидтыкан уничтожил Ju-88. Четыре наших самолёта под командой Капитана Оскаленко вступили в бой с 4 "Юнкерсами", когда те пикировали на передний край нашей обороны. В результате один Ju-88 был подожжён, другой, преследуемый старшиной Бачиным, расстрелян с короткой дистанции пулемётным огнем. Старший лейтенант Занин, несмотря на тяжёлое ранение, полученное в схватке, благополучно привёл свой самолёт на аэродром".

Сражаясь с большими группами вражеских самолётов, Литаврин со своей эскадрильей мог не только успешно вести бой, но и одерживать без потерь такие победы, которые были по плечу не каждому опытному воздушному бойцу. А прославленных асов на Ленинградском фронте было немало. К концу 1942 года на счету у Сергея было 10 сбитых лично им самолётов, в основном бомбардировщиков.

12 Января 1943 года мощная артиллерийская подготовка возвестила о начале наступления наших войск под Ленинградом. Залпы сотен орудий слились в единую канонаду. Войска Ленинградского и Волховского фронтов устремились навстречу друг другу, чтобы разорвать вражеское кольцо блокады.

И вот Литаврин снова в воздухе. Ему предстояло провести разведку и выявить, как ведёт себя противник за линией фронта. Вместе с Сергеем на задание отправились ещё трое: опытные воздушные бойцы Григорий Богомазов и Сергей Деменков и молодой лётчик - истребитель Аркадий Морозов.

В полёте на Литаврина неожиданно свалились два вражеских истребителя. Ведомые начеку и прикрыли командира. Атака врага сорвалась. Сергей заметил, что немецкие самолёты не похожи по внешнему виду на известные ему Ме-109. А по силе огня превосходят их. Это были новые истребители FW-190.

Наши лётчики энергично контратаковали их, но немецкие истребители стремительно пошли вверх, в редкие облака. Литаврин и его ведомые бросились за "Фоккерами" в белесую пелену облаков, старались не отстать от них. Вслед врагу понеслась пушечно - пулемётная очередь... вторая... третья... Литаврин со своими друзьями стрелял метко. И вот уже один FW-190 клюнул носом и стал заваливаться набок. Потом из - под крыла повалил чёрный дым. Вражеский истребитель вошёл в штопор.

Второй "Фоккер", часто маневрируя, чтобы спастись от огня, стал тянуть на запад. Но далеко не ушёл. Литаврин с ведомыми так потрепали его, что он не смог продолжать полёт и плюхнулся на лёд Ладожского озера недалеко от берега, занятого вражескими войсками. Едва стемнело, группа наших храбрецов из аварийно - технической команды пробралась к самолёту и буквально под носом у врага утащила его с озера. Утром техники разобрали FW-190 и отправили в мастерские. Там "Фоккер" снова собрали, отремонтировали и облетали.

Новый немецкий истребитель, появившийся на Ленинградском фронте, стал предметом тщательного изучения в полку. Оказалось, что хотя он и новейшей конструкции, всё - таки особых преимуществ по сравнению с советскими машинами не имеет, от уязвимых мест не избавлен и его можно сбивать так же успешно, как и "Мессершмитты".

В дни боёв по прорыву блокады Ленинграда Литаврин не знал покоя. Лишь только позволяла погода, он поднимал своих ведомых в воздух, расчищал небо от вражеских самолётов, штурмовал вражеские войска, подавлял огонь батарей.

Наступление наших войск завершилось прорывом блокады города. Страна и особенно ленинградцы праздновали победу. Отмечали её и лётчики. А у Сергея прибавилась ещё одна большая радость. 28 Января 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Весна принесла Сергею очередные победы над врагом. Там, 23 Марта 1943 года четвёрка истребителей 158-го авиаполка во главе с Капитаном С. Г. Литавриным в районе Красный Бор - Пушкин Ленинградской области перехватила 9 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 6 истребителей. Наши лётчики, несмотря на численное превосходство врага, смело вступили в бой. Они уничтожили 3 вражеских самолёта и обратили противника в бегство.

С наступлением лета 1943 года немецкая авиация стала предпринимать массированные налёты на Ленинград и важнейшие объекты Ленинградского фронта. Один из самых крупных был совершён 30 Мая: 47 бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей пытались прорваться к городу. Путь им преградили наши лётчики.

Первый в самый сильный удар по врагу нанесла восьмёрка Сергея Литаврина. Она смело врезалась в строй бомбардировщиков и внесла замешательство. Этим воспользовались идущие за Литавриным другие группы советских истребителей. Отгоняя в сторону Ме-109, они дружно ударили по бомбардировщикам. Атаки следовали одна за другой. В небе появились клубы дыма - несколько вражеских машин падало на землю. Беспорядочно сбрасывая бомбовый груз, "Юнкерсы" повернули обратно. Но не всем удалось добраться до своих аэродромов - 31 вражеский самолёт нашёл бесславный конец на подступах к героическому городу. Немецкая группа потеряла почти половину состава.

В те дни в сообщениях Советского Информбюро часто упоминалась Новая Ладога, которая находилась на пути между Большой землей и Ленинградом. Этот район превратился в арену ожесточённых воздушных сражений. Командование Люфтваффе, не добившись успеха в налётах на Ленинград, попыталось прервать движение на коммуникациях, по которым шло снабжение осаждённого города.

4 Июня 1943 года 6 истребителей 158-го авиаполка под командованием Капитана С. Г. Литаврина произвели вылет на перехват бомбардировщиков противника в районе Колпино - Красный Бор. По радио группа была перенацелена в район города Мга. Здесь она вступила в бой с вражескими самолётами. Несмотря на 10-кратное превосходство, противник был вынужден повернуть обратно, потеряв при этом 6 бомбардировщиков.

На следующий день, 5 Июня в район Новой Ладоги устремилось около 100 самолётов врага. Бомбардировщики шли эшелонами, по несколько десятков машин в каждом. Их сопровождали истребители. Почти со всех аэродромов, расположенных неподалеку от Ладожского озера, были подняты наши истребители для отражения этого налёта.

Шестёрку Литаврина направили в район Волховстроя. И вовремя. Там Сергей встретил группу из 40 Не-111, которые шли под прикрытием 20 Ме-109 и FW-190. Противник имел многократное преимущество, а победили наши лётчики. Шестёрка Литаврина сбила 7 бомбардировщиков "Хейнкель-111" и 1 истребитель "Фокке - Вульф - 190", не потеряв ни одного самолёта.

18 Июня лётчиками 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО было сбито на подступах к Ленинграду 12 самолётов противника. В этот день особенно отличились в воздушных боях Майор И. П. Неустроев, Капитаны Г. Н. Жидов и С. Г. Литаврин.

24 Июня группа истребителей под командованием Сергея Литаврина провела бой с вражескими бомбардировщиками в районе города Колпино Ленинградской области и не допустила противника к охраняемым объектам. В этом бою Капитан С. Г. Литаврин уничтожил 14-й по счёту вражеский самолёт.

За умелое руководство боевыми операциями и личное мужество Сергей Литаврин в Июне 1943 года был награждён орденом Александра Невского. Немало замечательных побед одержали и другие лётчики полка, в котором сражался Сергей Литаврин. И вот 7 Июля 1943 года авиационному полку присвоено звание 103-го Гвардейского. А через день это звание получил и авиационный корпус ПВО, в состав которого входил полк.

13 Сентября 1943 года авиакорпусу вручали Гвардейское знамя. На одном из фронтовых аэродромов двумя ровными рядами выстроились истребители. Под лучами солнца поблескивали нарисованные на бортах звёздочки. Каждая из них означала сбитый вражеский самолёт. 15 звёздочек красовалось на борту истребителя Литаврина.

Слава о боевых подвигах Сергея Литаврина гремела по всему Ленинградскому фронту. Дошла она и до его родных мест. Жители города Липецка гордились своим земляком, писали ему письма, просили рассказать о боевых делах и фронтовой жизни. Литаврин отвечал. Сергей несколько раз ездил в отпуск домой, где жили его мать и сестра, встречался с земляками. Эти встречи доставляли много приятных минут прославленному лётчику. В начале 1944 года комсомольцы Липецка решили преподнести Литаврину подарок.

Комсомольцы и молодёжь города Липецка собрали и сдали в фонд обороны 100 000 рублей. На собранные деньги был построен самолёт Як-9 и передан отважному лётчику - земляку. Для получения именной машины Сергей вылетел на родину. В полк он вернулся 4 Февраля 1944 года на новом истребителе. На борту Як-9 красовались слова: "Герою Советского Союза Литаврину от комсомольцев и молодёжи города Липецка".

Наступил период временного затишья. Враг был отброшен от южных окраин Ленинграда. Линия фронта отодвинулась к Эстонии, туда же перебазировались и истребительные авиаполки. А полк Литаврина охранял воздушные подступы к Ленинграду. Немцы особой активности не проявляли. Лишь изредка на больших высотах над Ленинградом появлялись одиночные самолёты - разведчики. Наши лётчики получили передышку, которая закончилась в Июне 1944 года. В это время войска Ленинградского фронта перешли в наступление на Карельском перешейке.

Большие группы наших бомбардировщиков наносили мощные удары по долговременной обороне врага. Их сопровождение на время стало "профессией" Сергея Литаврина. Правда, к этому времени вражеская авиация уже не господствовала в воздухе. И финские истребители типа "Брустер" не решались атаковать наши группы, когда они шли в строю и выходили на цель. Разве что лишь при солидном численном превосходстве. Но это бывало редко. "Брустеры" нападали на одиночные самолёты в тот момент, когда те выходили из атаки и ещё не успевали занять свое место в строю. Вот здесь и надо было зорко следить, чтобы не прорвались "Брустеры". Сергей неплохо овладевал новой "профессией".

18 Июня 1944 года Литаврин повёл свою эскадрилью на сопровождение группы из 27 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые бомбили вражеские войска в районе Хиитола. Пикировщики успешно справились с заданием. Оборонительные укрепления противника были перемешаны с землей. Над позициями стлался густой чёрный дым. А когда "Петляковы" легли на обратный курс, их пытались атаковать 16 "Брустеров". Литаврии был начеку. Он быстро разделил эскадрилью на группы, коротко объяснил план действий, а сам стал набирать высоту, чтобы удобнее руководить боем.

В долгом и упорном бою наши лётчики сбили 5 финских истребителей. Все наши бомбардировщики благополучно возвратились на аэродром, выполнив боевую задачу. И хотя в этом бою сам Сергей не сбил ни одной вражеской машины, его умелое руководство группой сделало своё дело. Победа осталась за нами.

Закончились бои на Карельском перешейке. Техник нарисовал на борту самолёта Литаврина 19-ю звездочку. Как оказалось - последнюю. Хотя война ещё не закончилась, но для Сергея и его друзей наступили мирные дни. Враг над Ленинградом больше не появлялся.

За годы войны Сергей Гаврилович Литаврин совершил 462 успешных боевых вылета, участвовал в 90 воздушных боях, сбил 19 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами, уничтожил 2 аэростата - корректировщика.

После окончания Великой Отечественной войны Сергей Гаврилович, занимая ряд командных должностей, продолжал службу в Военно - Воздушных Силах. В 1957 году Гвардии Полковник С. Г. Литаврин трагически погиб при исполнении служебных обязанностей.

Память об отважном лётчике - истребителе свято хранят и в Ленинграде - городе, который он мужественно защищал в годы войны, и в липецком селе Двуречки, и в самом Липецке, где прошли его детство и юношеские годы. Именем Героя названа одна из улиц Липецка. В средней школе № 5 на улице Зегеля установлена мемориальная доска, на которой имя Литаврина указано вместе с другими питомцами школы, совершившими в годы войны героические подвиги. А в селе Двуречки на мемориальной доске фамилия Литаврина написана рядом с фамилиями земляков - командира первой ракетной батареи Капитана И. А. Флерова и других героев Великой Отечественной войны.

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

6 февраля - день памяти знаменитого летчика, генерала-лейтенанта авиации в отставке, дважды героя Советского Союза Виталия Попкова. На своем одномоторном истребителе Ла-5ФН он совершил 475 вылетов и провел 113 воздушных боев, включая один таран. По разным данным, Попков имел от 40 до 60 побед: он по праву входит в число признанных асов Великой Отечественной. Кстати, именно он стал прообразом для двух героев знаменитого фильма "В бой идут одни старики" - "Маэстро" Титаренко и "Кузнечика" Александрова.

Мы собрали факты о советских асах, сбивших наибольшее количество вражеских машин.

Виталий Попков

Дважды герой Советского Союза, сбил лично 47 самолетов противника и 13 - в группе.

Попков закончил летное училище в "звездном" выпуске: вместе с будущими асами - Кожедубом, Лавриненковым, Боровых, Лихолетовым. На фронт молодого человека отправили в 1942 году. Он попал в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Рассказывают, что добравшись до аэродрома на перекладных, Попков не смог удержаться и забрался в незнакомый ему самолет ЛаГГ-3, где и был обнаружен часовым. Командир предложил шустрому парню летать ему на подсменку.

Первую победу Попков одержал в июне 1942-го, окрестностях города Холм - все на том же ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Незадолго до этого он нарушил летную дисциплину, проявил себя как лихач и был назначен вечным дежурным по кухне. В тот день над аэродромом появились два Do-217 и два прикрывавших их Ме-109. Попков, прямо в фартуке, вскочил в самолет и, с первого же захода, сбил один "Дорнье». Командир полка только и сумел сказать: "Что же ты еще и "Мессеров" не прихватил?". Так молодому летчику вновь открыли дорогу в небо.

Попков вспоминал, что в августе того же года он сбил одного из известнейших фашистских асов. Это было под Сталинградом. Герман Графа, ас Люфтваффе, на тот момент имел 212 побед. Он провел несколько лет в советских лагерях и вернулся в Германию убежденным антифашистом.

Иван Кожедуб

Трижды герой Советского Союза, имеет в послужном списке 64 победы. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ил-2, МиГ-3. Первый воздушный бой Кожедуб провел на Ла-5 в марте 1943 года. В паре с ведущим, он должен был охранять аэродром, но взлетев, летчик потерял из вида второй самолет, получил повреждения от противника, а затем попал еще и под свою зенитную артиллерию. Кожедуб с трудом посадил самолет, в котором насчитали более 50 пробоин.

После неудачного боя летчика хотели перевести в наземную службу. Однако он твердо решил вернуться в небо: летал связным, изучал опыт прославленного истребителя Покрышкина, у которого перенял формулу боя: "Высота - скорость - маневр - огонь". В своем первом бою Кожедуб потерял драгоценные секунды на распознавание напавшего на него самолета, поэтому он много времени потратил на запоминание силуэтов воздушных судов.

Получив назначение заместителем командира эскадрильи, Кожедуб принял участие в воздушных боях на Курской дуге. Летом 1943 года он получил свой первый орден Боевого Красного знамени. К февралю 1944-го количество сбитых Кожедубом самолетов превысило три десятка. Летчику присвоили звание героя Советского Союза.

Рассказывают, что Кожедуб очень любил свои самолеты, считал их "живыми". И ни разу за всю войну не покинул свою машину, даже горящую. В мае 1944 года ему передали особый самолет Ла-5 ФН. Пчеловод сельхозартели "Большевик" Бударинского района Сталинградской области Василий Викторович Конев перечислил свои личные сбережения в Фонд обороны и попросил построить на них воздушное судно имени своего погибшего племянника - летчика-истребителя, героя Советского Союза Георгия Конева. На одном из бортов самолета написали: "Имени подполковника Конева", на втором - "От колхозника Конева Василия Викторовича". Пчеловод попросил передать воздушное судно самому лучшему летчику. Им оказался Кожедуб.

В феврале 1945 года ас сбил немецкий реактивный истребитель Ме-262, а последние вражеские воздушные суда атаковал в апреле. В общей сложности Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев.

Александр Покрышкин

Трижды герой Советского Союза, сбивший лично 59 вражеских самолетов и шесть воздушных судов - в группе. Летал на МиГ-3, Як-1, P-39, "Аэрокобре".

Гений летного дела получил боевое крещение в первые дни войны. Тогда он был замкомандира эскадрильи 55-го авиаполка. Произошло недоразумение: 22 июня 1941 года Покрышкин подбил советский ближний бомбардировщик Су-2. Самолет приземлился на фюзеляж в поле, пилот выжил, но погиб штурман. Покрышкин позднее признавался, что просто не опознал самолет: "Сухие" появились в военных частях прямо перед войной.

Но уже на следующей день летчик отличился: сбил, во время разведывательного полета, истребитель Мессершмитт Bf.109. Это была первая боевая победа Покрышкина. А 3 июля его сбила над Прутом зенитная артиллерия. К тому времени летчик одержал не менее пяти побед.

Будучи в госпитале, Покрышкин начал делать заметки в тетради, которую озаглавил "Тактика истребителей в бою". Именно в ней была описана его наука побеждать. Многие боевые и разведывательные вылеты Покрышкина были уникальными. Так, в ноябре 1941 года он, в условиях ограниченной видимости (кромка облаков опустилась до 30 метров), добыл сведения о танковых дивизиях в районе Ростова. Накануне наступления 1942 года летчика удостоили ордена Ленина. Тогда он уже был дважды сбит и имел 190 боевых вылетов.

В воздушном сражении на Кубани весной 1943 года Покрышкин впервые широко применил боевой порядок "Кубанская этажерка", который позже распространили во все истребительные авиаподразделения. У летчика было много оригинальных тактик, позволяющих победить в бою. Например, он придумал выход из-под удара противника на вираже нисходящей "бочкой", с потерей скорости. Противник после этого оказывался на прицеле.

К концу войны Покрышкин был самым известным на фронтах летчиком. Тогда была распространена фраза: "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!". Немцы на самом деле оповещали пилотов о полетах русского аса, предупреждая о том, что нужно быть осмотрительными, набрать высоту, чтобы не рисковать. До конца войны знаменитый летчик был единственным трижды героем Советского Союза: третью "Золотую звезду" ему вручили 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед. Георгий Жуков стал трижды героем 1 июня, а Иван Кожедуб - 18 августа 1945 года.

К концу войны Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и принял участие в 156 воздушных боях. По неофициальным данным, побед у аса было больше - до ста.

Николай Гулаев

Дважды герой Советского Союза. лично сбил 57 вражеских самолетов и четыре воздушных судна - в группе. Летал на самолетах Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, P-39, "Аэрокобре".

В начале войны Гулаева направили на противовоздушную оборону одного из промышленных центров, расположенных далеко от линии фронта. Но в марте 1942-го его, в числе десяти лучших летчиков, отправили на оборону Борисоглебска. 3 августа Гулаев принял первый бой: взлетел без приказа, ночью, сбил немецкий бомбардировщик "Хейнкель". Командование объявило летчику взыскание и тут же представило к награде.

В феврале 1943-го Гулаева направили в 27-й истребительный авиаполк, в составе которого за год он сбил более 50 вражеских самолетов. Он был на редкость результативным: в день сбивал до пяти самолетов. В их числе были двухмоторные бомбардировщики 5 Не-111 и 4 Ju-88; корректировщики FW-189, пикировщики Ju-87. У других же летчиков фронтовой авиации в послужных списках были, главным образом, сбитые истребители.

На Курской дуге, в районе Белгорода Гулаев отличился особо. В первой своей схватке, 14 мая 1943 года, летчик в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали четыре Ме-109. На малой высоте Гулаев сделал "горку" и сбил с первой очереди сначала ведущего, а затем еще одного бомбардировщика. Летчик попытался атаковать третий самолет, но у него закончились патроны. И тогда Гулаев решился идти на таран. Левое крыло Як-1, на котором он летел, ударило по плоскости Ju-87. Немецкий самолет развалился. Як-1, потеряв управление, вошел в штопор, но Гулаев смог его выровнять и посадить. Свидетелями подвига были пехотинцы 52-й стрелковой дивизии, которые вынесли раненого, как они думали, летчика из кабины на руках. Однако Гулаев не получил ни царапины. В полку он ничего не рассказал - о том, что он сделал, стало известно спустя несколько часов, после донесения пехотинцев. После того, как летчик посетовал, что остался "безлошадником" ему выдали новый самолет. А позже наградили орденом Красного Знамени.

Последний боевой вылет Гулаев совершил с польского аэродрома Турбя 14 августа 1944 года. Три дня подряд накануне он сбивал по одному самолету. В сентябре аса в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-воздушную академию. В авиации он прослужил до 1979 года, пока не вышел в отставку.

Всего Гулаев совершил 250 боевых вылетов и 49 воздушных боев. Его производительность считалась рекордной.


Дважды Герой Советского Союза летчик Николай Гулаев. Фото:РИА Новости www.ria.ru

Кстати

Советские асы составляли примерно три процента от общего количества летчиков. Они уничтожили треть самолетов противника. 27 летчиков были удостоены звания дважды и трижды герой Советского Союза. Во время войны они одержали от 22 до 62 побед и сбили, в общей сложности, 1044 воздушных судна.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении