Дом, семья, быт

Познание виды познания и характеристика. Виды и формы познания. пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)

С помощью этого урока мы изучим тему «Виды и формы познания». Поговорим о существующих видах познания (научное, ненаучное, социальное и самопознание), рассмотрим более подробно самое важное из них - научное сознание, каким оно обладает отличительными особенностями. Также сможем изучить основные формы сознания.

Тема: Человек

Урок: Виды и формы познания

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся на двух соперничающих теориях познания. В основе типологии, которую мы будем изучать сегодня, лежат различные цели и способы познания.

Можно выделить научное, ненаучное, социальное познание и самопознание (рис. 1).

Рис. 1. Виды познания

Научное познание, конечно, представляет для нас главный интерес. Отличия научного познания от других видов познания – стремление к объективности, праксеологизм, использование специально разработанных методов.

Позже вы будете говорить о том, что такое наука, и узнаете, что наука как отдельный вид познания появилась не раньше XVII века, потому что до этого времени не существовало специальных научных методов. Всё знание, которое существовало до этого, называется донаукой, преднаукой или философией. Преднаука – ранний этап формирования научного знания, характеризуемый отсутствие специальных методов.

Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит здорового, идущего по бездорожью.

Все методы познания можно разделить на три группы – всеобщие (или философские), общенаучные и частные (рис. 2).

Рис. 2. Методы научного познания

К числу всеобщих относят исторический и логический методы.

Общенаучные методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, моделирование) и теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Ведется в соответствии с определенными познавательными задачами.

Эксперимент – испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Необходимо выделить изучаемое явление в чистом виде. Возможно многократное повторение эксперимента.

Моделирование – материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Может быть чувственно-наглядным и абстрактным (логико-математическим).

Понятия «наблюдение» и «эксперимент» очень схожи.

Моделирование представляет собой особый метод, когда изучение объекта идет без его реального восприятия.

Обратимся к методам рационального познания. Они составляют пары: первая пара – анализ и синтез – и вторая – индукция и дедукция.

Анализом называют метод исследования, который состоит в разделении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Анализ и синтез используются для изучения разных сторон объектов. Анализ крови. Отсутствие трудового коллектива. Сломанные часы.

Вторую пару методов составляют индукция и дедукция. Индукцией называют метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт и имеющих большое количество фактов. Полная индукция – когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению (у всех треугольников сумма внутренних углов равна двум прямым углам). Неполная индукция – отсутствие полноты, случаи, когда число случаев или явлений неизвестно или неисчерпаемо велико (достаточно одного «коварного» примера, чтобы опровергнуть такое обобщение: до открытия Австралии считалось, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящи).

Дедукция – метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному. Чаще используется в теоретических науках.

Наконец, существуют еще и частные методы. Каждая наука имеет собственные методы исследования, которые не подходят для большинства других наук. Методы анализа текста в литературе и спектральный анализ в физике.

У научного знания есть собственные формы, которые также называют ступенями научного познания. Это вопрос, проблема, гипотеза, теория и концепция (рис. 3).

Рис. 3. Ступени научного познания

Вопросом в философии называют некое природное или социальное явление или ситуация, причины которого или связи которого с другими явлениями неясны.

Проблема – совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Недостоверное знание.

Теория – система основных положений, в которых обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Достоверное знание.

Концепция (парадигма) – система фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и одобряемая научным сообществом и объединяющая большинством ее членов.

Концепция (парадигма) может быть научной, религиозной, философской. В философии есть две парадигмы – материалистическая и идеалистическая.

Парадигмы иногда меняются. Креационизм сменил эволюционизм (теории Дарвина, Ламарка), а геоцентрическая концепция мироздания уступила место гелиоцентрической. Процесс смены парадигм называется научной революцией. Разговор об этом пойдет в теме «Наука».

Вернемся к видам познания. Вторым (после научного) видом познания является ненаучное (рис. 1).

Формами ненаучного познания являются миф, опыт, здравый смысл, паранаука и искусство.

Наука и паранаука. Понятие лженауки.

Социальное познание и его особенности – совпадение субъекта и объекта, подключение к факту и интерпретации оценки.

Самопознание – социальное познание в миниатюре. Больший субъективизм самопознания.

Говоря о различных видах познания, нельзя не сказать несколько слов о познавательных процессах. Мы с вами разберем два из них – это внимание и память.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, причем объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве. Виды внимания – непроизвольное (реакция на раздражитель), произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на объекте) и послепроизвольное (вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память непроизвольная и произвольная (механическая, логическая, образная, мнемотехническая). Память сенсорная (до 0,5 сек.), кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная (до конца дня).

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с человеком и его деятельностью в обществе. Человек действует во всех четырех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной и духовной (рис. 4).

Рис. 4. Сферы общественной жизни

Начиная со следующего урока, мы обратимся к анализу конкретных сфер общества. А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

Шерлок Холмс называл свой метод расследования преступлений дедуктивным. На самом деле в рассказах и повестях о великом сыщике встречаются упоминания как об индуктивном, так и о дедуктивном методе.

В рассказе «Скандал в Богемии» Холмс говорит: «У меня пока нет никаких данных. Теоретизировать, не имея данных,- значит совершать грубейшую ошибку. Незаметно для себя человек начинает подгонять факты к своей теории, вместо того чтобы строить теорию на фактах».

Тем самым Холмс подчеркивает важность эмпирического познания, так как именно оно дает факты, необходимые для дальнейших рассуждений.

Давайте проанализируем диалог Холмса и Ватсона в рассказе «Желтое лицо»:

«- Что вы скажете об этой гипотезе?

В ней все предположительно.

Зато она увязывает все факты. Когда нам станут известны новые факты, которые не уложатся в наше построение, тогда мы успеем ее пересмотреть».

Здесь речь идет о неполной индукции. Те данные, которые Холмсу удалось собрать на данный момент, укладываются в данную теорию, но появление противоречащих ей фактов не исключается.

О том же Холмс говорит в рассказе «Вампир в Суссексе»: «Видите ли, обычно сочиняешь себе пробную гипотезу и ждешь, пока время или полное знание вещей не разобьет ее вдребезги. Дурная привычка, мистер Фергюсон, что и говорить, но слабости присущи человеку».

Почему же тогда метод Холмса называют дедуктивным? Дело в том, что он не только собирает факты, но и делает из своих общих посылок конкретные выводы.

Рассмотрим пример об отставном сержанте.

Все люди, на руке которых есть татуировка в виде якоря,- моряки; все люди, имеющие военную выправку,- военные; наконец, ни один отставной офицер не стал бы работать посыльным. Вывод: это моряк, отставной сержант.

Из этого не следует, что Холмс отрицает индукцию. Просто именно дедуктивные выводы позволяют ему раскрывать преступления.

Флуктуации внимания

Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.

Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.

Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.

Уникальная память

Мнемотехника, или «искусство памяти», возникает как специфическая практика в античную эпоху. Согласно легенде, на пиру, устроенном фессалийским аристократом Скопасом, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за общим столом. В результате был сформулирован принцип упорядочивания информации по методу мест (loci), а Симонид около 477 г. до н. э. получил приз хора в Афинах как изобретатель системы вспоможения памяти.

Л. С. Выготский демонстрировал перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов, используя для этой цели схему бассейна реки Волга и связывая каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал.

Уникальной памятью обладал живший в СССР журналист Соломон Шерешевский. Его жизнь и психика были описаны в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти».

Нейрофизиолог У. Пенфилд в 1959 году в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды, и электрическая стимуляция височных долей мозга приводила к тому, что пациенты, которые находились в сознании, сообщали о необычайно ярких воспоминаниях, ранее не доступных им (чаще всего это были сцены из раннего детства).

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Текстовые сноски

Тема: Человек

Урок: Виды и формы познания

1. Введение

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся на двух соперничающих теориях познания. В основе типологии, которую мы будем изучать сегодня, лежат различные цели и способы познания.

Можно выделить научное, ненаучное, социальное познание и самопознание (рис. 1).

Рис. 1. Виды познания

Научное познание, конечно, представляет для нас главный интерес. Отличия научного познания от других видов познания – стремление к объективности, праксеологизм, использование специально разработанных методов.

Позже вы будете говорить о том, что такое наука, и узнаете, что наука как отдельный вид познания появилась не раньше XVII века, потому что до этого времени не существовало специальных научных методов. Всё знание, которое существовало до этого, называется донаукой, преднаукой или философией. Преднаука – ранний этап формирования научного знания, характеризуемый отсутствие специальных методов.

Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит здорового, идущего по бездорожью.

Все методы познания можно разделить на три группы – всеобщие (или философские), общенаучные и частные (рис. 2).

Рис. 2. Методы научного познания

К числу всеобщих относят исторический и логический методы.

Общенаучные методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, моделирование) и теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Ведется в соответствии с определенными познавательными задачами.

Эксперимент – испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Необходимо выделить изучаемое явление в чистом виде. Возможно многократное повторение эксперимента.

Моделирование – материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Может быть чувственно-наглядным и абстрактным (логико-математическим).

Понятия «наблюдение» и «эксперимент» очень схожи.

Моделирование представляет собой особый метод, когда изучение объекта идет без его реального восприятия.

Обратимся к методам рационального познания. Они составляют пары: первая пара – анализ и синтез – и вторая – индукция и дедукция.

Анализом называют метод исследования, который состоит в разделении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Анализ и синтез используются для изучения разных сторон объектов. Анализ крови. Отсутствие трудового коллектива. Сломанные часы.

Вторую пару методов составляют индукция и дедукция. Индукцией называют метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт и имеющих большое количество фактов. Полная индукция – когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению (у всех треугольников сумма внутренних углов равна двум прямым углам). Неполная индукция – отсутствие полноты, случаи, когда число случаев или явлений неизвестно или неисчерпаемо велико (достаточно одного «коварного» примера, чтобы опровергнуть такое обобщение: до открытия Австралии считалось, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящи).

Дедукция – метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному. Чаще используется в теоретических науках.

Наконец, существуют еще и частные методы. Каждая наука имеет собственные методы исследования, которые не подходят для большинства других наук. Методы анализа текста в литературе и спектральный анализ в физике.

У научного знания есть собственные формы, которые также называют ступенями научного познания. Это вопрос, проблема, гипотеза, теория и концепция (рис. 3).

Рис. 3. Ступени научного познания

Вопросом в философии называют некое природное или социальное явление или ситуация, причины которого или связи которого с другими явлениями неясны.

Проблема – совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Недостоверное знание.

Теория – система основных положений, в которых обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Достоверное знание.

Концепция (парадигма) – система фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и одобряемая научным сообществом и объединяющая большинством ее членов.

Концепция (парадигма) может быть научной, религиозной, философской. В философии есть две парадигмы – материалистическая и идеалистическая.

Парадигмы иногда меняются. Креационизм сменил эволюционизм (теории Дарвина, Ламарка), а геоцентрическая концепция мироздания уступила место гелиоцентрической. Процесс смены парадигм называется научной революцией. Разговор об этом пойдет в теме «Наука».

Вернемся к видам познания. Вторым (после научного) видом познания является ненаучное (рис. 1).

Формами ненаучного познания являются миф, опыт, здравый смысл, паранаука и искусство.

Наука и паранаука. Понятие лженауки.

Социальное познание и его особенности – совпадение субъекта и объекта, подключение к факту и интерпретации оценки.

Самопознание – социальное познание в миниатюре. Больший субъективизм самопознания.

Говоря о различных видах познания, нельзя не сказать несколько слов о познавательных процессах. Мы с вами разберем два из них – это внимание и память.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, причем объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве. Виды внимания – непроизвольное (реакция на раздражитель), произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на объекте) и послепроизвольное (вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память непроизвольная и произвольная (механическая, логическая, образная, мнемотехническая). Память сенсорная (до 0,5 сек.), кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная (до конца дня).

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с человеком и его деятельностью в обществе. Человек действует во всех четырех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной и духовной (рис. 4).

Рис. 4. Сферы общественной жизни

Начиная со следующего урока, мы обратимся к анализу конкретных сфер общества. А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

Шерлок Холмс называл свой метод расследования преступлений дедуктивным. На самом деле в рассказах и повестях о великом сыщике встречаются упоминания как об индуктивном, так и о дедуктивном методе.

В рассказе «Скандал в Богемии» Холмс говорит: «У меня пока нет никаких данных. Теоретизировать, не имея данных,- значит совершать грубейшую ошибку. Незаметно для себя человек начинает подгонять факты к своей теории, вместо того чтобы строить теорию на фактах».

Тем самым Холмс подчеркивает важность эмпирического познания, так как именно оно дает факты, необходимые для дальнейших рассуждений.

Давайте проанализируем диалог Холмса и Ватсона в рассказе «Желтое лицо»:

«- Что вы скажете об этой гипотезе?

В ней все предположительно.

Зато она увязывает все факты. Когда нам станут известны новые факты, которые не уложатся в наше построение, тогда мы успеем ее пересмотреть».

Здесь речь идет о неполной индукции. Те данные, которые Холмсу удалось собрать на данный момент, укладываются в данную теорию, но появление противоречащих ей фактов не исключается.

О том же Холмс говорит в рассказе «Вампир в Суссексе»: «Видите ли, обычно сочиняешь себе пробную гипотезу и ждешь, пока время или полное знание вещей не разобьет ее вдребезги. Дурная привычка, мистер Фергюсон, что и говорить, но слабости присущи человеку».

Почему же тогда метод Холмса называют дедуктивным? Дело в том, что он не только собирает факты, но и делает из своих общих посылок конкретные выводы.

Рассмотрим пример об отставном сержанте.

Все люди, на руке которых есть татуировка в виде якоря,- моряки; все люди, имеющие военную выправку,- военные; наконец, ни один отставной офицер не стал бы работать посыльным. Вывод: это моряк, отставной сержант.

Из этого не следует, что Холмс отрицает индукцию. Просто именно дедуктивные выводы позволяют ему раскрывать преступления.

Флуктуации внимания

Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.

Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.

Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.

Уникальная память

Мнемотехника, или «искусство памяти», возникает как специфическая практика в античную эпоху. Согласно легенде, на пиру, устроенном фессалийским аристократом Скопасом, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за общим столом. В результате был сформулирован принцип упорядочивания информации по методу мест (loci), а Симонид около 477 г. до н. э. получил приз хора в Афинах как изобретатель системы вспоможения памяти.

Л. С. Выготский демонстрировал перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов, используя для этой цели схему бассейна реки Волга и связывая каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал.

Уникальной памятью обладал живший в СССР журналист Соломон Шерешевский. Его жизнь и психика были описаны в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти».

Нейрофизиолог У. Пенфилд в 1959 году в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды, и электрическая стимуляция височных долей мозга приводила к тому, что пациенты, которые находились в сознании, сообщали о необычайно ярких воспоминаниях, ранее не доступных им (чаще всего это были сцены из раннего детства).

Мировоззрение

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – рациональное познание . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Познанием, так или иначе, сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом.

«Познание - это обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».

Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и рационального (логического) познания.

Объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть - явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, некоторые категории наук и т.д.)

Субъект познания - это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.

Понятие “предмет познания” - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией).

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное (познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида).

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.).

«Ощущение - это результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущению человек способен чувствовать холод, тепло, боль, давление».

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие.

Восприятие - синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит от самих объектов, от прошлого опыта, от психологического состояния здоровья человека. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти рождает представление.

“Представление” - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты). Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов.

Эту ограниченность снимает рациональное познание.

К рациональной (логической) ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.

Рациональное (логическое) мышление - способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений, как к основным формам мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».

Понятие - это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов. Возникновение «понятия» - это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами, т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека как деятельность по выработке нового - есть духовное творчество. Центральный момент творчества - озарение, интуиция.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

* неожиданность решения;

* неосознанность путей и средств решения;

*«непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов».

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д. Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная, а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Воля - способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению - двигательный механизм человеческого познания».

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках. Обыденное познание представляет собой знания, полученные из повседневной жизни, практики. Обыденное познание «стихийно», основанное в основном на чувственном познании. Формы проявления обыденного познания - это пословицы, поговорки, сказки, традиции и т.д.

Научное же познание характеризуется такими признаками, как точность, строгость, упорядоченность, систематизация и выражается в научных гипотезах, понятиях, законах и научных теориях. В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается «в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным -- общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений».

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий.

В последние годы возможности науки возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении