Дом, семья, быт

Дуальное образование: опыт Германии и внедрение в России. Дуальное обучение Дуальное обучение в вузе

В своей статье хочу рассказать о все более становящейся популярной в Германии системе получения высшего образования – речь пойдет о так называемом дуальном обучении. На хабре я не нашла ни одного упоминания про это, а т.к. система очень интересная и практически незнакомая для жителей России и стран СНГ, я решила написать про нее подробно, т.к. в свете последних событий эмиграционные настроения становятся все более популярными возможно, кто-то заинтересуется и захочет попробовать. Я сама учусь по такой системе на специальности прикладная информатика, закончила на данный момент 4 семестра, так что все написанное будет из личного опыта.

Концепт

Итак, что же это – дуальное обучение? Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, вам за это платят деньги. Но обо всем по порядку. Видов дуальной учебы в Германии на самом деле очень много и про такое обучение часто говорят в контексте получения среднего профессионального образования (Ausbildung), нас это интересовать не будет, т.к. визу иностранцу под Ausbildung получить практически невозможно. Мы сконцентрируемся именно на получении высшего образования.
«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория – это классические занятия в университете, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в университете: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику вы проходите на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение. При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, всюду суя свой нос и поучаствовать во внутренних проектах. Цель – научить вас действительно что-то делать.
В идеальном мире на практике вы активно применяете полученные в университете теоретические знания, на самом деле выполнить это на 100% не всегда получается, однако теоретические знания, как известно, никогда не бывают лишними. Практика длится также в среднем 3 месяца, затем она сменяется теорией и так далее, по кругу. Как правило, особенно это распространено в крупных фирмах, во время практических семестров вы работаете не только в одном отделе, а проходите несколько, в зависимости от плана вашей учебы.
По окончании 3-годичного обучения у вас будет диплом бакалавра (B. Sc, B.A., B.Eng – в зависимости от специальности), с 210 ECTS кредитами а также определенный практический опыт в наличии, что существенно облегчит вам жизнь как новоиспеченному выпускнику: предприятию впоследствии не нужно будет тратить время на вашу «вработку». Кроме того, как правило, фирмы заинтересованы в перенятии вас на постоянную ставку сразу же после учебы – иначе зачем им нужно было бы тратить столько денег на ваше обучение?
Кстати, затрагивая финансовую сторону. Вся учеба, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием, на котором вы работаете. Зарплата очень сильно зависит от фирмы-партнера, но, как правило, в области IT она очень достойная(естественно, по студенческим меркам) и растет вместе с годом обучения. За счет очень плотного графика обучения каникул у дуальных студентов как таковых нет, но зато есть оплачиваемый отпуск, который можно взять во время практической части. У меня он составляет 30 рабочих дней в году.

Учеба в дуальном университете

Дуальную учебу предлагают несколько университетов в Германии, здесь речь пойдет об одном из наиболее крупных и популярных дуальных университетов с несколькими филиалами на юге Германии - Duale Hochschule Baden-Württemberg (DHBW) , а конкретнее о DHBW города Mannheim, в которой я, собственно, и учусь. Полный список специальностей с пометкой о том, где конкретно они преподаются можно посмотреть

Моя специальность называется Angewandte Informatik (прикладная информатика) со специализацией International Business Competence. Вот так выглядит наш учебный план (ахтунг, немецкий!). За счет специализации многие лекции у нас преподаются на английском языке - его знание подразумевается изначально. Кроме того, не могу сказать, что какая-то область у нас преподается в большем/меньшем объеме, на мой взгляд, присутствует оптимальный баланс и теоретической, и практической, и технической информатики и прочих дисциплин.
В то время как моя специализация предполагает дальнейшее развитие в области консалтинга и работу в интернациональных проектах, на нашем факультете также есть направления в Mainframe Computing и Betriebliches Informationsmanagement (что-то вроде управления информационными процессами на предприятии). Кроме того, в DHBW Mannheim преподается Informationstechnik – информационная техника (более техническое направление, ближе к электротехнике) и Wirtschaftsinformatik - экономическая информатика, которая, несмотря на небольшой перевес в области IT, официально относится к факультету экономики.

Также, что вообще характерно для всего университета, помимо классических преподавателей лекции у нас читает большое количество работающих специалистов, т.е. те, у кого есть большой практический опыт, но нет постоянной ставки в университете. Этот момент должен быть оценен двояко, на мой взгляд, и может быть сравнен с лотереей – качество лекций и преподаваемого материала очень сильно зависит от личности человека, т.к. действительно умело передавать свои знания удается не всем. Однако в любом случае, это несомненный плюс, что люди делятся знаниями и опытом применения технологий, которые активно используются на практике, а не были описаны в учебниках несколько десятков лет назад.
Другой пункт, который характерен как минимум для нашей специальности – это присутствие в учебном плане очень большого количества групповых/проектных работ, которые должны развивать навыки работы в команде. Групповые проекты несомненно присутствуют и в классических университетах, но не в таком количестве. За прошедшие 4 семестра мы сделали больше 10 совместных проектов, при этом группы каждый раз формировались по-новому, в среднем от 2 до 6 человек в группе. Часть из проектов шла вместо обязательного экзамена в конце семестра, часть – просто как дополнение к экзамену.

Кстати по поводу экзаменов. Специфика учебы в DHBW, естественно, накладывает отпечаток на проведение экзаменов. За счет жесткого предопределенного учебного плана на экзамены выделяют одну-две недели в конце семестра. В течение этого времени может быть написано от 5 экзаменов и выше, причем некоторые из них – модульные, т.е. по сути вы пишете не один, а сразу два или три экзамена в один день друг за другом. Некоторые модули сдаются лишь в конце учебного года – в мае мы писали сдвоенный экзамен по прикладной математике и статистике, преподавать которую начали еще в сентябре прошлого года, т.е. в начале 3-го семестра. Нередки случаи, когда в конце нечетного семестра студенты пишут 3-4 экзамена, зато в конце четного вас поджидают все 10 и больше. Бесспорно, учеба очень напряженная и некоторые не выдерживают и либо уходят сами, либо же вылетают, не сдав экзамены. Любой экзамен можно пересдать один раз. Третий, последний, шанс дается всего лишь один раз в учебный год и только по одному предмету, в этом случае экзамен сдается устно. На данный момент нашем курсе осталось 36 человек из первоначальных 42. На курсе на год младше нас ситуация еще печальнее, к концу первого года там осталось чуть больше половины студентов. И это при том, что «случайных» студентов за счет жесткого отбора у нас практически не бывает. This is spartaaaaaaaa!!

Так, теперь к практике. Четкого и конкретного плана для проведения практического семестра университетом не предусмотрено, есть лишь общие требования, чтобы студентов не использовали для варки кофе или же копирования ненужных документов, а давали задания, соответствующие уровню подготовки. Вообще каждая компания решает индивидуально чем она будет занимать студента в зависимости от текущих проектов и интересов студента.
Я работаю на предприятии, фокус деятельности которого напрямую вообще не связан с IT, но где же в наше время без информационных технологий? Во время моих предыдущих практик я работала в отделе технической инфраструктуры – сервера, сети, телекоммуникации и т.д. За это время поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься в последствии. В следующие практики буду менять отдел. Кстати, большущий плюс дуальной учебы заключается в том, что во время практического семестра можно примерить на себя будущую сферу деятельности и посмотреть «твое» это или нет и при необходимости скорректировать специализацию так как нравится. Для молодых зеленых студентов, слабо представляющих, что их потом ждет на работе, мне кажется, это очень актуально.
Кроме того, во время практик студенты пишут отчеты, которые они позже сдают в университете в рамках учебного плана. В общем и целом, как уже было описано выше, практика тесно интегрирована в университетскую программу.
Очень часто, при наличии зарубежных филиалов, компании предоставляют своим студентам возможность провести одну из практик за границей. В данный момент я прохожу практику в филиале нашей компании в США, дотягиваю свой английский до приличного уровня.
В целом впечатление от учебы положительное. Учиться нелегко, но при наличии достаточной мотивации и стараний вполне возможно получать хорошие оценки.

Поступление

Для тех, кто заинтересовался, привожу наиболее существенные условия для поступления:

1.Наличие права на получение высшего образования в Германии(Abitur)
Первым пунктом является наличие допуска к высшему образованию в немецких университетах. Из-за разницы количества лет в обучении в немецких и российских школах простое наличие аттестата зрелости вкупе со сданным ЕГЭ не приравнивает автоматически выпускников российских школ к немецким абитуриентам. Минимум, необходимый для признания вашего права учиться в ВУЗе в Германии, это два законченных курса университета. Уже полученное в России/СНГ высшее образование приравнивается, как минимум, к немецкому абитуру и дает право на изучение любой специальности с нуля.
Конечно, как и везде, здесь есть свои нюансы и исключения, После одного законченного курса университета, вы имеете право поступать в немецкий колледж предвузовской подготовки (Studienkolleg) и проучившись там год, получить допуск на определенные специальности – технические, экономические, языковые и т.д. Попасть в такой колледж, минуя курс российского университета, могут и выпускники школ, получившие золотую или серебряную медаль.
2. Контракт с фирмой-партнером DHBW
Контракт на обучение также является одним из определяющих факторов при поступлении в DHBW. При его наличии зачисление в университет является формальностью, при этом вся необходимая работа выполняется предприятием, заключившим с вами договор.
В общем, самый главный отбор будущих студентов проводится непосредственно предприятиями-партнерами. Их спектр очень разнится – начиная от никому не известных маленьких и средних фирм, известных только в определенных кругах, и заканчивая крупнейшими мировыми концернами, такими как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens и т.д. Куда вас возьмут и возьмут ли вообще, зависит целиком и полностью от вашего таланта и умения себя подать. Шансы попасть на крупные предприятия есть у каждого, «по блату» просто так никуда не возьмут.
3. Знание немецкого языка на уровне, позволяющем учиться в немецком университете (B2-C1)
Естественно, для учебы в Германии необходимо знать немецкий (кэп передает привет). Наиболее распространенными сертификатами, подтверждающими владение языком являются TestDaf и DSH . Для тех, кто не владеет немецким языком в достаточной мере, существует возможность учиться на так называемом интернациональном факультете. Вот
и есть несколько примеров специальностей. Возможно, в других отделениях DHBW список таких предложений шире. Обучение проводится полностью на английском языке, плюс в программу входит обязательное изучение немецкого. Предприятий, предлагающих такой интернациональный вариант учебы гораздо меньше, но они есть. И судя по тому что написано на их страницах там уже учатся ребята из России и стран СНГ.

Дуальная учеба престижна и популярна в Германии, однако и конкурс на нее стабильно высокий. Однако лишь недавно (с 2010 года) иностранцы получили официально подтвержденное право учиться в этом университете, ранее требовалось получение согласия биржи труда и разрешения на трудовую деятельность. У меня были долгие и нудные разбирательства с ведомством по делам иностранцев по этому поводу, в конце концов моя настойчивость взяла верх.
Если вы планировали эмиграцию обучение в немецком университете, как вариант можно рассмотреть дуальную учебу, формально по статусу иностранные студенты «обычных» вузов ничем не отличаются от дуальных студентов-иностранцев, единственное, что за счет контракта с фирмой вам будет гораздо проще решать вопрос с подтверждением финансового обеспечения.

Буду рада, если моя информация будет вам полезна.

Дуальное обучение для Казахстана - новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.

Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения

Дуальное образование - тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.

Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:

  1. Длительное время учебные заведения технического и гуманитарного профиля руководствовались исключительно теми стандартами обучения, которые определяло государство. При этом у будущего работодателя не спрашивали, какого специалиста он ожидает.
  2. Предприятия стали частными, и взаимосвязь «вуз (колледж) - производство» была нарушена.

Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.

К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.

Путь решения этой проблемы - дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?

Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям - теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 - отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве - обучающем предприятии.

Главная цель - подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).

Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:

  • изучить передовой опыт дуального обучения;
  • создать экспериментальные площадки для ДО;
  • определить особенности подготовки в системе дуального образования в разных областях, регионах Казахстана, а также сферах экономики.

Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:

  • в нормативных актах закреплено понятие «дуальное обучение». В первую очередь это касается Трудового кодекса;
  • на законодательном уровне утвержден баланс теории и практики в системе обучения в техникумах и колледжах. Часы распределяются так - 40% к 60%;
  • утверждены правила реализации таких программ в учебных заведениях технического и профессионального образования;
  • тому, кого обучают по этой системе, засчитывается трудовой стаж;
  • заключены договоры с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.

Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане - это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.

Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.

На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.

Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.

Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.

Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:

  1. Недостаточно разработана законодательная и нормативная база, которая регламентирует такую систему подготовки специалистов.
  2. Действуют устаревшие образовательные стандарты.
  3. Отсутствуют инвестиции (большинство предпринимателей не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов).

Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:

  • разработать нормативную базу;
  • выработать национальную модель подготовки специалистов по таким программам;
  • создать инфраструктуры для реализации дуального обучения (центры переподготовки и сертификации специалистов, учебные пункты на предприятиях);
  • разработать систему мониторинга эффективности действия программы ДО.

Решить эти задачи - значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.

Дуальное обучение: зарубежный опыт

Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.

Считается, что дуальное обучение - это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.

На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, - выпускники таких колледжей.

В чем особенность такой формы обучения в Германии:

  1. Колледжи готовят специалистов, контактируя с производством. Учебные планы составлены таким образом, что 1 или 2 дня в неделю студент проходит теоретическую подготовку, а 3 или 4 дня - работает на предприятии.
  2. Студент получает от фирмы или завода заработную плату, социальные льготы.
  3. По завершении обучения выпускник сдает своеобразные государственные экзамены.

Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум - через 2–3 года.

Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.

Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.

Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.

Дуальное обучение - перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.

Такие работники - движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.

Первостепенная задача правительства Казахстана - заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.

Образование >> Билингвизм

«Партнер» №9 (240) 2017г.

Дуальное образование в Германии: плюсы и минусы

Дуальное образование: плюсы и минусы

Высшее образование

Наталия Куделя (Гейдельберг)

Дуальное образование - это вид обучения, при котором студенты приобретают теоретические знания в университете, а практические - на рабочем месте на предприятии. Всего в Германии существует около 1.500 дуальных программ, что соответствует примерно 4% всех специальностей в стране. Предпосылкой поступления на дуальную программу является один из следующих документов, удостоверяющих получение среднего школьного образования: Abitur, Fachhochschulreife, fachgebundene Hochschulreife, в некоторых случаях Meisterprüfung.

Существуют два вида дуального образования: Studium mit vertiefter Praxis (называют также praxisintegrierend) и Verbundstudium (или ausbildungsintegrierend). В первом случае выпускники получают степень бакалавра и практический опыт работы. Во втором случае студенты еще дополнительно приобретают профессию (Berufsausbildung), сдав экзамен при торгово-промышленной или ремесленной палате (IHK/HWK) во время учебы.

Дуальная система имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной учебой в вузе, поэтому ее популярность все время растет. В этой статье мы рассмотрим как плюсы, так и минусы дуального образования.

Ограниченный выбор дуальных программ

Далеко не каждую специальность можно изучать дуально. Предложение диктует индустрия: чем выше нехватка специалистов в определенной области, тем больше дуальных специальностей по данному направлению. По этой причине невозможно изучать, например, германистику или историю дуально. Больше всего предложений можно встретить в сфере инженерии, информатики, бизнес-администрирования. Последнее время появляется также все больше предложений в социальной сфере и сфере здравоохранения (например, эрготерапия, гериатрия). Наиболее популярные сайты, на которых представлены все дуальные специальности это duales-studium.de ; http://wegweiser-duales-studium.de и ausbildungplus.de .

Дуальные специальности больше всего распространены в федеральных землях Бавария, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия. В поисках подходящей дуальной программы стоит обратить внимание на предложения университетов прикладных наук (Hochschule für angewandte Wissenschaften), так как классические университеты (Universität) предлагают дуальное обучение весьма редко. Студенты, интересующиеся какой-то конкретной специальностью, могут посмотреть на сайте выбранного вуза, с какими компаниями кооперирует данный университет. Или же наоборот, имея интерес в какой-либо конкретной фирме, можно узнать, предлагает ли она дуальную программу и с какими вузами кооперирует. Начинать нужно с подачи резюме в компанию, и после подписания рабочего контракта можно подавать документы в вуз.

Высокая конкуренция

Дуальное образование довольно популярно в Германии, и получить место не так просто. Особенно предстоит побороться за место у больших известных компаний, так как конкуренция у них очень высокая. Например, в 2016 году в фирме Адидас на одно дуальное место претендовали 113 соискателей. Подавать заявку необходимо за год до окончания школы. Быстро получить место можно только на маленьких и средних предприятиях.

Небольшие фирмы представляют собой тоже хороший вариант, ведь многие из них имеют международную направленность и часто являются мировыми лидерами в своей области деятельности. После получения места и подписания договора можно подавать документы на выбранную специальность в вузе. Здесь следует быть внимательным, так как требования и сроки подачи документов в университет разнятся от вуза к вузу.

Зарплата с первого учебного дня

Дуальные студенты получают зарплату с первого рабочего дня, причем как во время практики, так и во время теоретического обучения в вузе. Размер зарплаты зависит от величины компании, специальности и отрасли промышленности. Так, большие концерны платят, как правило, более высокую зарплату, чем средние предприятия. Учащиеся на экономических специальностях зарабатывают больше, чем студенты технических и социальных направлений. В сфере торговли зарплаты выше, чем в сфере здравоохранения.

В среднем в первый год учебы зарплата составляет 700-1.000 евро в месяц. Студенты, которые учатся ausbildungsintegrierend, получают столько же, как и обычные Auszubildende. Зарплата растет с каждым годом обучения.

Практический опыт работы

Дуальные студенты приобретают во время обучения в вузе не только теоретический багаж знаний, но и практический опыт. В общей сложности как минимум 12 месяцев приходятся на практику на предприятии, в некоторых случаях практическая часть составляет 18 месяцев и больше. Время практики может распределяться совершенно по-разному. В некоторых случаях студенты ходят 2 дня в неделю на лекции, а остальные 3 дня работают на предприятии, а завершив Ausbildung, дальше ходят только на лекции. Иногда нужно сначала пройти 12-месячный Ausbildung, затем следует теоретическая часть и заканчивается учеба снова работой на предприятии в течение 10 месяцев. Существует также вариант, когда студенты 3 месяца учатся, а затем 3 месяца работают, и так поочередно проходит вся учеба. В целом учеба длится 4-5 лет.

За время всей учебы дуальные студенты имеют возможность приобрести опыт во многих отделах компании. Благодаря этому к концу обучения они уже точно знают, работа в каком отделе их заинтересовала больше всего и где именно они хотят работать по завершении образования. Это огромное преимущество перед недуальными студентами, которым зачастую бывает сложно определиться с будущей специализацией.

Дуальные студенты должны учиться и работать одновременно, и это непросто. Во время работы они обязаны соблюдать дресс-код, выполнять поручения руководства, отчитываться за проделанную работу - всё, как у обычных наемных сотрудников. Во время теоретической части студентам тоже не удается расслабиться, так как учеба в вузе проходит по строгому плану. К тому же часто предприятие находится в другом городе, не там, где университет, и тогда много времени уходит на ежедневную дорогу к месту практики. В целом нагрузка очень высокая - на работу и учебу нередко уходят значительно больше, чем 40 часов в неделю.

Мало отдыха и во время каникул: вместо 6-месячных каникул у дуальных студентов есть только отпуск; он составляет 24-30 дней в году. Чтобы справиться с такой нагрузкой, студентам не обойтись без таких личностных качеств как высокая мотивация и самоорганизация. С другой стороны, дуальные студенты имеют довольно стабильный образ жизни на протяжении всей учебы: им не нужно искать подработку, как другим студентам; им известно, какую зарплату они получат в конце месяца, а также когда и сколько дней в году у них отпуск - всё это изначально оговаривается в рабочем контракте.

Отличные карьерные перспективы

Компании, вложившие финансовые и временные ресурсы в обучение дуальных студентов, заинтересованы в том, чтобы выпускники остались у них работать после завершения учебы. Иногда работодатели даже обязуют своих выпускников отработать какое-то время после учебы. Студенты, нарушившие этот пункт контракта и покинувшие фирму раньше оговоренного времени, обязаны выплатить фирме денежную компенсацию.


Чаще всего выпускники тоже заинтересованы в том, чтобы их рабочий контракт продлили. Ведь в этом случае им не придется тратить время на поиски другой работы, а затем осваивать новые должностные обязанности и привыкать к новому коллективу. В среднем свыше 70% всех выпускников дуальных программ остаются в компании, в которой они проходили дуальное обучение. По статистике консалтинговой фирмы Deloitte, в 2015 году 7% дуальных студентов не только остались работать в «своей» компании, но и сразу получили должность руководителя отдела.

Если же фирма не заинтересована перенять дуального студента после окончания учебы, такой выпускник легко находит другую работу благодаря приобретенному практическому опыту. Кроме того, выпускники могут продолжить обучение на магистратуре, но это происходит редко, так как дуальное образование имеет изначально другие цели.

Резюмируя, хочется подчеркнуть, что дульная система подходит, прежде всего, людям с очень высокой степенью целеустремленности, организованности и гибкости и требует большой выдержки и мотивации на протяжении всего обучения. Но пройдя этот нелегкий путь, можно рассчитывать на достойный оклад и отличное развитие карьеры.

Терещенкова Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарноэкономический институт», г.Волгоград[email protected]

Дуальная система образования как основа подготовки специалистов

Аннотация.В статье рассматривается опыт дуального образования в Германии, а также актуальность, перспективность и преимущества такого образования в России. Кроме того, обобщены отличия между дуальной и традиционной системами обучения. Предложены возможные источникифинансирования дуальнойформы образования в Российской Федерации.Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная подготовка специалистов, принципы дуальной системы образования, финансирование дуального образования.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Радикальная трансформация социокультурногои экономического пространстваРоссии неизбежно оказывает влияние на образование, в том числе и профессиональное. Именно новый подход к системе профессионального образованияпозволит обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов будущего. Жесткие профессиональные критерии требуют и повышенияуровня подготовленности квалифицированных кадров в различных областях жизнедеятельности. В настоящее время высшие учебные заведения России ощущают острую необходимость в решении проблемы модернизации и реформирования вузовского образования. Внедрениесистемы дуальной подготовки специалистов открывает новые дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.

Обеспеченность кадрами в той или иной отрасли следует, на наш взгляд, изучать в качественном и количественном аспектах. Мы полагаем, что необходимо акцентировать внимание на качественном аспекте, и предпримем попытку рассмотрения возможных траекторий совершенствования образовательного уровня специалистов, каким условиям отвечает дуальная система образования. Опыт развития образовательных систем таких стран,как Швеция, Великобритания, Германия, Япония,указывает на необходимость интеграции образовательного процесса и практики, которая служит основой высококачественной подготовки квалифицированных специалистов. Германия стала первой страной, использующей принципы дуальной системы образования (данная система используется более 15 лет). Осуществление учебного процесса идет путем синтеза производственной деятельности в качестве стажера (ученика) и изучения теоретической части в учреждении образования. Кроме того, происходит поэтапное усложнение учебных и практических задач. Известно, что профессиональное образование Германии хотя и является децентрализованным, однаковыстраивается в соответствии с определенным стандартом. В Германии с 1981г. действуют такие законодательные акты,как «О содействии профессиональному образованию» (описывает инструменты регулирования в вопросах планирования и статистических данных профессионального образования), «Закон об охране труда молодежи» (обосновывает меры защиты для обучающейся молодежи), «Договор о профессиональном обучении».Профессиональное обучение строго соответствуетПеречнюпрофессий, который в настоящее время сократился с 600 (по данным на 1971г.) до 380 профессий. Сокращение количества профессий произошло в связи с интеграцией подготовки специалистов по схожим направлениям деятельности. Следует отметить, что название профессий, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения обучающимся по каждой профессии, а также типовой учебный план и итоговые аттестационные требованияразрабатываются и согласуются министром образования и науки совместно с министромконкретной отрасли промышленности. Разработанные документы являются правовой основой и носят обязательный характер. Кроме того,государство старается компенсировать затраты предприятия на профессиональное образование. Финансовые инвестиции в систему дуальной подготовки специалистов в Германии составляют приблизительно тридцать миллиардов евро. Большинство предприятий с помощью дуального образования обеспечивают себя квалифицированными кадрами, которые соответствуют конкретным требованиям и запросам работодателей, что позволяет экономить на расходах при поиске, подборе, адаптации сотрудников.Проведя анализ различной литературы по дуальному обучению, мывыявилидостаточно большое число возможных преимуществ такого образования. Совокупность возможных преимуществ мы представили на рис. 1.

Рис.1.Совокупность возможных преимуществ дуального образования

При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноухау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух учебных заведениях: университетах и институтах –теоретическую часть, а на производстве –практическую. Дуальная системав качестве отличительнойхарактеристики от традиционнойпредполагает во время всего периода обучениячередование теории и практики, что приводит к результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков. От профессионального школьного обучения система дуального образования отличается еще и тем, что большая часть учебной недели посвящена практике на предприятии, а меньшая (1–2 дня) –вузу .Как правило, дуальная система образования используется в техническойи социальноэкономической областях, охватывая также строительное, инженерное направления. Дуальная система неплохо зарекомендовала себя и в социальном менеджменте, менеджменте туристического дела. ПреимуществаОценивание стажера непосредственно потенциальным работодателемБольшой процент трудоустройстваМаксимальное приближение к запросам производстваОтрабатывается практический навык решения производственныхзадачВысокая степень мотивации к получению знанийСнижение нагрузки на бюджетВ последние десятилетия дуальная система образования стала приемлема и в области информационных технологийблагодаря постоянной модернизации подготовки высококлассных специалистов. Практический опыт реализации дуальной системы образования в Германиипоказывает, что большая часть направлений подготовки будущих специалистов регламентируется соглашением между социальными партнерами, регионами и государством. Подготовка специалистов того или иного профиля базируется на запросах и требованиях кадрового рынка, что позволяет обеспечить молодежи профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Период обучения варьируется до 3 лет. Стажеры (ученики), проходящие практическую часть обучения на предприятии, получают заработанную плату. Система финансируется за счет государства и предприятий. Компетенцией государства является обучение на предприятии, а в компетенцию региона входитобучение в профессиональном вузе. Предприятие полностью обеспечивает процесс обучениясовременным оборудованием, отвечающим требованиям техники. Большие предприятия и организации могут позволить себе обучение в собственных лабораториях и мастерских, мелкие –на рабочих местах.Начальная стадия обучения непосредственно связана с прохождениемпроизводственной практики, и,как следствие,выпускник высшего учебного заведения способен продемонстрировать потенциальному работодателю многолетний практический опыт деятельности по выбранному профессиональному профилю. Обучающийся по дуальной системе финансово наиболее независимв силу того, чтоимеетзаработную плату уже в период обучения, хотяи небольшую. Однакоследует отметить, что он затратил на изучение теориименьший период времени, чем те, кто обучался по традиционной системе профессионального образования. Как нам думается, для дуального образования в Россииследует рассматриватьвозможность финансирования из нескольких источников;бесспорно, что львиную долю расходов должно взять на себя государство. Основным назначением источника негосударственного финансирования должно стать создание новейших учебных лабораторий, площадок, мастерских с высоким уровнем технического и ресурсного оснащения для обучения. Мы обобщили возможные источники финансирования на рис. 2.

Рис.2.Возможные источники финансированиядуального образования в России

Источники финансированияНегосударственныеГосударственныеБюджет предприятийБюджет альянса работодателейБюджет профсоюзовМуниципальный бюджетРегиональный бюджетФедеральный бюджетДля работодателей необходимо разработать некий стимулирующий комплекс, предусматривающий адресную помощь либо компенсацию за высокие результаты работы, возможность получения налоговых льгот, возможность создания директории ресурсного обеспечения и др. Следует отметить и тот факт, что маленькая группа также может претендовать на дуальное обучение, при этом возможно добиться устойчивых высоких мотивов получения знаний, за счет чего и формируется индивидуальноличностная профессиональная траектория будущего специалиста. К сожалению, российское государство постоянно готовит квалифицированных специалистов либо за счет собственного финансирования, либо за счет обучающихся в высших учебных заведениях. Организации, фирмы, предприятия не способны и не готовы тратить средства на образование. Бесспорно, что отечественные направления систем дуальной подготовки специалистов не сильно будут отличаться от зарубежных, однако определение перечня направлений подготовки и выбор соответствующего ему содержательного наполнениядолжныбазироваться на прогностическом анализе и учитывать российские реалии, российскую специфику .

На наш взгляд, к серьезным недостаткам дуальной системы образования относится то, что в учебном плане на углубление дисциплин отводится недостаточное количество часов по причине интенсивной организации обучения.Каникулярное время у обучающихся отсутствует, однакоим предоставляется определенное число дней в счет отпуска. Мы под дуальной системой подготовки специалистовпонимаем некую инновационную траекторию организации высшего профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем. К основным принципам, лежащим в основе системы дуального образования, относят: паритетность гуманистических и ценностных ориентиров, компетентностный подход, становление иразвитие профессиональной деятельности и социальнопрофессиональных отношений. Необходимо отметить и различия между дуальной и традиционной системами подготовки, которыемы представили в виде таблицы(см. табл.). Кроме того, при реализации дуальной подготовки специалистов следует учесть, что в российских вузах слабо развит индивидуализированный подход к организации обучения, который предусматривает разработку образовательной траектории для конкретного обучающегося студента4. Процесс обучения выстраивается с опорой на группустудентов,следовательно, мы считаем, что для использования индивидуализированной системы дуальной подготовки необходимо:задействовать дистанционное обучение (что поможет индивидуализировать учебный процесс);

сформировать группы обучающихся студентов, которые изучают в данный временной период одноименные дисциплины.

Отличия дуальной и традиционной систем подготовки специалистов

Дуальная системаподготовкиТрадиционная системаподготовкиСокращение аудиторных занятий до 30%Большая часть обучения (до 70%) проходит в стенах учебного заведенияОбъем производственной практики увеличен до 60–70%от объема учебного планаПроизводственная практика составляет всего 25–30%времени обученияПроизводственная практика основанана индивидуальном подходе и максимально приближена к реальным условиям предприятияПроизводственная практика не отвечает необходимым запросам предприятийработодателейПриобретение важных практических навыков по выбранному профилю подготовки Навыки описаны в стандарте профиля подготовкиНепосредственное прохождение практики на современном производственном оборудованииВероятность прохождения практики на современном производственном оборудовании составляет около 10%Ознакомление с корпоративной культурой, работа в командеЗа короткий период практики невозможно познакомиться с обычаями и традициями предприятияОбеспечение стипендией от предприятия на весь период обучения, доставка с места работы до домаПодготовка ведется за счет государства или самого студентаТематика курсовых и выпускных квалификационных работ ориентирована на потенциальные нужды предприятийработодателейТематика курсовых и выпускных квалификационныхработ не отражает спецификипроизводстваОсуществляется мониторинг,и определяется конкретный перечень специальностей, востребованных конкретными предприятиями регионаМониторинг потребностей в специальностях отсутствуетВозможность стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятииПривлекаются специалистыпрактики

Таким образом, на основании всего сказанного выше, следует констатировать, что основная содержательная концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных заведений. Однакопри реализации дуальной подготовки следует помнить о принципиальных изменениях,необходимых при организации учебной деятельности, необходимости адекватного интегрирования и чередования теоретической и практической составляющих во время всего периода обучения. Кроме того, дуальная система образования, на наш взгляд, является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.

Ссылки на источники1.Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии //Alma mater.–2012.–№3. –C.67–68.2.МисиковБ. Современный вуз: дуализм целей //Высшее образование в России. –2006. –№11. –С. 167–168.3.Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога// Образовательные технологии. –2010. –№ 2. –С. 68–96.4.Терещенкова Е. В. Кoммуникативнaя компeтентность пeдагога: профессиональный аспект // Концепт. –2014. –№ 02 (февраль). –ART 14038. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14038.htm.Elena Tereshchenkova,Candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the “Management”chair in the Volgograd branch of the Moscow humanitarian and economic institute, [email protected] dual system of education as a basis of training of specialistsAbstract. The article considers the dual education in Germany, as well as the relevance, perspectives and advantages of such education in Russia. In addition, summarizes the differences between the dual and the traditional systems of education. The possible sources of financing of the dual form of education in the Russian Federation.Keywords:professional education, the dual training of specialists, the principles of the dual system of education, the financing of the dual education.References1.Anikeev, A. A.andArturov, E.A. (2012) “Sovremennaja struktura obrazovanija v Germanii”, Alma mater, № 3, pp . 67–68 (in Russiаn).

2.Misikov, B. (2006) “Sovremennyj vuz: dualizm cele"j”, Vysshee obrazovaniev Rossii, № 11, pp. 167–168(in Russiаn).3.Poljanin, V.A. (2010) “Obrazovatel"naja sistema dual"nogo formata i professional"noe samoopredelenie pedagoga”, Obrazovatel"nye tehnologii, № 2, pp. 68–96 (in Russiаn).4.Tereshhenkova, E.V. (2014) “Kommunikativnaja kompetentnost" pedagoga: professional"nyj aspect”, Koncept,№ 02 (fevral"),ART 14038.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14038.htm(in Russiаn).


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении