Дом, семья, быт

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки Средства развития монологической речи дошкольников

  • § 4. Средства развития речи
  • Виды занятий по родному языку.
  • В зависимости от применения наглядного материала:
  • 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.
  • 2. Правильная организация занятий.
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • 1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
  • «Придумай рифму».
  • «Запрещенные слова».
  • 1. Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста?
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • В морфологии.
  • В словообразовании.
  • В синтаксисе.
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • 1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • 1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
  • Типичная структура занятий по пересказу:
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • 1. Раскройте содержание понятия «связная речь».
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • 1. Какие особенности восприятия литературного произведения характерны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • 1. Чем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

    В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

    На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

    На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»

    Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

    На следующем этапе можно рекомендовать совместное составление описания (СНОСКА: В раскрытии методики обучения описательной и повествовательной речи использованы исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С.Ушаковой).

    В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

    Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.

    На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

    В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

    Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

    В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.

    Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

    Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

    Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

    Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

    «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

    Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

    Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д.

    В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.

    Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.

    Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

    Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

    Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.

    Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

    На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой».

    Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят придумать подобный рассказ или сказку. Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.

    Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

    Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

    В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

    Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

    В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

    Аналогичное задание – последовательно описать игрушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организация занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе (мотивационная установка). Затем вызывают 3 – 4 детей (по количеству игрушек). Они должны открыть коробки и, не вынимая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой последовательности построить описание, закончив его оценочным суждением.

    Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно. Полезно использовать схемы описания (о них упоминалось при характеристике приемов обучения рассказыванию).

    Старшие дошкольники составляют рассказ по набору игрушек, которые либо предлагаются им, либо выбираются ребенком самостоятельно.

    Приведем пример рассказывания по сюжетной игровой обстановке «В гостях у Кати». Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сценок: «Катя школьница. Она научилась хорошо читать. К ней в гости приходят ее младшие подружки. Вот однажды стук в дверь. Кто это? Это пришли Таня и Оля. Таня в синем платье с белым воротничком и манжетами. На ногах белые босоножки. Оля пришла в белых брючках и красной блузке. На ногах белые носочки и черные туфли. Обе подружки нарядные, веселые. Поздоровались и сели за стол. Катя стала им читать сказку про волка и семерых козлят. А потом они рассматривали картинки. Так и время прошло. Пора домой идти. Молодец Катя! Любят ее маленькие детишки». Далее дети сами проводят драматизации.

    Изменив игровую обстановку, заменив книгу чайным сервизом, для предупреждения механического подражания, детям предлагают рассказать про Катю и ее друзей без образца, используя план: куда ушла мама? Чем занимались дети без мамы? Что она сказала, когда вернулась?

    Подобные драматизации целесообразно проводить вне занятий, а наиболее удавшуюся показать малышам. Такая мотивация вызывает у детей желание справиться с заданием. Следует обсудить коллективно, что лучше показать, дополнить драматизацию новыми сценками, провести репетицию.

    Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность заключается в том, что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов.

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки»

    Цели : развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет

    Задачи :

    связная речь : учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида ; Учить описывать игрушку , называть характерные признаки и действия; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

    словарь и грамматика : активизировать слова, обозначающие признак предмета (прилагательные) ;

    Образование форм множественного числа существительных.

    Зуковая культура речи

    Оборудование : игрушки : кукла, собака, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

    Ход занятия:

    1. Орг. момент.

    Воспитатель : - Скажите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки : кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

    Давайте назовём эти игрушки . (Воспитатель показывает игрушки , дети называют)

    2. Игра «Один - много»

    Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя предмет (игрушку ) в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт - самолёты)

    3. Игра «Из чего сделаны предметы?»

    Воспитатель : Из какого материала сделаны эти игрушки ? Дети отвечают по образцу : кубики из дерева - деревянные, лопатка из пластмассы - пластмассовая и т. д.

    4. Игра «Какой предмет?»

    Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос : «Какой?» Затем дети по очереди называют как можно больше признаков (имён прилагательных, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, кукла какая? Ответы детей : красивая, большая, пластмассовая, рыжеволосая и т. д.

    5. Игра «Составь предложение»

    Воспитатель называет предложение, а дети заканчивают, используя слово «потому что» .

    Кукла одета в тёплое пальто, потому что…

    Кубики разбросаны на столе, потому что…

    Мяч отскакивает от пола, потому что…

    6. Рассказывание об игрушках.

    Воспитатель просит рассказать, как можно играть с игрушками :

    С куклой (кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и т. д.)

    С машиной (нагружать, возить и т. д.)

    С кубиками (складывать картинку, строить башню и т. д.)

    7. Описание игрушки.

    Воспитатель раздаёт детям игрушки , и они составляют несколько предложений о ней (из какого материала сделана, как можно с ней играть и т. д.)

    *Отгадайте загадку :

    С хозяином дружит

    Дом сторожит

    Живет под крылечком

    А хвост колечком….(собака) .

    Затем дети рассматривают игрушку - собаку и отвечают на вопросы :

    Какая собака?

    Как зовут детенышей собаки?

    Собака большая, а щенки (маленькие) .

    Придумаем кличку собаке (Жучка, Дружок, Шарик….)

    Какие глаза у Дружка? Они темные, как… (угольки, бусинки) .

    А хвост как (колечко) .

    Что может делать Дружок? (Выполнять команду, ловить и приносить мяч, сторожить дом)

    Кто хочет рассказать про собаку описать , какая она?

    Дети с помощью воспитателя описывают игрушку :

    Это….(собака Шарик) . Шерстка у нее…. (черная, мягкая, пушистая, глаза….(темные, блестящие, хост….(колечком) .

    Шарик любит играть (с ребятами) .

    8. Рефлексия :

    О чем мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вам понравилось занятие ? Почему?

    Починская Евгения
    Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то»

    Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.

    Задачи:

    1. Развивать связную монологическую речь (составление рассказа-описания героев-животных).

    2. Учить детей представлять объект (животное) в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

    3. Показать возможности развития сюжета.

    4. Словарь: учить детей подбирать прилагательные к существительным.

    Оборудование: картинки с изображением различных животных (цыплёнок, щенок, котёнок, белочка, рыба, медведь, червяк, ёжик); картинки с изображением обычного летнего леса, дремучего леса, тёмного, сказочного леса; лесной полянки; водоёма, подземного царства.

    Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Педагог: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать небольшие сказочные сюжеты про животных, которые вы потом сможете рассказывать родителям и друзьям».

    Педагог предлагает детям: «Но для начала предлагаю разминку для ума, играть мы будем вот в какую игру: я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы будете отвечать на них. Эта игра позволит узнать, сообразительные вы или нет!» (Число вопросов должно быть равным числу детей в группе).

    Речевая разминка

    1. Какие две рыбы в русских сказках выполняют желания?

    2. Назови профессию Айболита?

    3. Как зовут сладкоежку, живущего на крыше в доме Карлсона?

    4. Кто лучший в мире крокодил?

    5. Как звали кота из сказки «Золотой Ключик»?

    6. У лисы – ледяная, а у зайца - ?

    7. Какая фамилия у Кощея?

    8. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

    9. Что в известной сказке было не простое, а золотое?

    10. В чём волшебная сила старика Хоттабыча?

    11. Воздушный транспорт ведьмы?

    12. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушел. Кто это?

    13. На чём путешествовал Емеля?

    14. Куда попала девочка в сказке «Бабушка Метелица»?

    15. Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку?

    16. Кто был ростом с пальчик?

    17. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена?

    II. Основная часть

    Педагог: «Вы много знаете о сказках. На прошлых занятиях мы говорили о том, что героями сказки может стать кто угодно. Вспомните, пожалуйста, какие герои встречаются в сказках?» (индивидуальные ответы детей).

    Педагог обобщает сказанное: «Героем сказки может стать девочка или мальчик, дедушка или бабушка, женщина или мужчина, любое животные - животные, которые живут на планете и несуществующие животные, которых можно выдумать самим».

    Педагог выкладывает на доске картинки: в одной части картинки с изображениями животных, в другой – с изображениями места, в которых могли бы оказаться эти герои.

    Сегодня мы будем придумывать сказочные сюжеты про обычных животных. Какие бывают животные? («Животные бывают домашними и дикими»).

    Игровое упражнение «Кто как ой»

    Цель: закрепление прилагательных в речи.

    Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных.

    медведь – косолапый, неуклюжий, большой, бурый;

    лиса – хитрая, рыжая;

    ёж – маленький, колючий, серый;

    белка – маленькая, проворная, быстрая, прыгучая;

    заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой;

    цыплёнок – маленький, пушистый, беззащитный, жёлтый;

    щенок – весёлый, быстрый, шустрый;

    рыба – маленькая, быстрая, подвижная.

    Слова рь: попросить нескольких детей объяснить слова «косолапый», «неуклюжий», «проворная», «бурый».

    Педагог: «Молодцы, ребята! Вот видите, сколько слов существует для того, чтобы описать героя! Когда вы будете сочинять свой сказочный сюжет, вы должны использовать эти слова описания своего главного героя».

    Игра «Отгадай, кто?»

    Педагог: «Вам нравится отгадывать загадки? (ответы детей). Что такое загадки? (индивидуальные ответы детей). Тогда слушайте, я называю действия животного, а вы должны догадаться, о ком идёт речь (когда дети отгадывают, педагог показывает картинку с изображением животного)».

    Плавает в воде (рыба).

    Бегает, играет, прыгает, мяукает, мурлычет, ловит мышей, лакает молоко, лижет лапку (котёнок).

    Прыгает, гуляет, бегает, лает, ест мясо (щенок).

    Прыгает по стволу, собирает шишки и шелушит их (белочка).

    Рычит, ходит вперевалочку, ворошит ульи, любит есть мёд (медведь).

    Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам»).

    Педагог: «В сказках герои-животные всегда попадают в какие-то места, где с ними что-то происходит. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» события разворачивались в лесу. Помните, как описывается лес в этой сказке? (По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица). Вспомните, в каких местах оказывались герои других сказок?» (ответы детей).

    Примерные ответы детей:

    В сказке «Колобок» события происходили в лесу.

    В сказке «Бабушка Метелица» все события происходили в подземелье.

    В сказке «О рыбаке и рыбке» все события происходили у берега моря.

    В сказке «Красная Шапочка» события разворачивались тоже в лесу.

    В сказке «Теремок» сюжет описывается в лесу.

    В сказке «Репка» события происходили на огороде.

    В сказке «Стойкий оловянный солдатик» все события происходят в комнате возле камина (в камине).

    Педагог: «Обычно в сказках с героями-животными все события происходят в лесу, потому, что дикие звери живут в лесу. А если сказка о домашних животных, какое место будет выбрано? («Двор возле дома, где живут все животные; курятник, клетка» и прочее). Когда вы будите придумывать свою сказку, не забывайте про то, что нужно обязательно выбрать место, где будет происходить событие».

    Сначала педагог сам составляет сказочный сюжет, показывая детям примерный образец. Педагог: «Ой! Я тоже захотела сочинить маленькую сказочку про цыпленка! Хотите послушать?».

    Сочинение сопровождается выставлением на доску соответствующих картинок по ходу изложения.

    Пример: Жил-был маленький, пушистенький цыплёнок. Но он был не как все цыплята на свете, он был необычным – он был голубого цвета! Звали его Пипи. Все смеялись над ним, и никто с ним не дружил. Как- то раз Пипи гулял в лесу и встретил червячка. Червяк тоже был необычным – он тоже был голубого цвета! Они долго играли и веселились. Так Пипи нашел друга.

    III. Итог занятия

    Педагог: «Чем мы сегодня занимались?» («Мы учились сочинять небольшой сказочный сюжет про животных»).

    Какие герои могут встретиться в сказке? (ответы детей).

    В каком месте может оказаться герой-животное в сказке? («Герой может оказаться в любом месте – в лесу, или в подземелье и так далее»).

    Оценка работы детей на занятии.

    Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе

    Цель: формирование у детей монологической речи

    Программные задачи:

    Обучающие:

    • Учить детей составлять описание игрушек, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.
    • Учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя.

    Развивающие:

    • Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.
    • Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    • Продолжать знакомить детей с термином «слово», закреплять произношение звука «с» в словах и фразах, вслушиваться в звучание этих слов.

    Воспитывающие:

    • Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

    Словарная работа:

    Шерстка, царапки, тропинка

    Методические приемы:

    показ, беседа, вопросы, загадки, рассматривание картины, игровая мотивация, художественное слово.

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций в картинках, чтение художественной литературы, загадывание загадок.

    Ход занятия.

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная часть

    Заранее расставить декорации (елочки, кустики, цветы).

    Ребята я приглашаю вас отправиться по сказочному лесу.

    (Звучит запись пение птиц, шум леса) – Ребята, а что это под елкой такое красивое лежит?

    По дорожке дети шли,

    Мешочек по пути нашли

    А мешочек не простой,

    Он волшебный – вот какой.

    Ой ребята, а он завязан, давайте его развяжем.

    Это нам волшебный лес приготовил сюрприз, мешочек развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки». Кто это?

    (добиваться точного ответа – это кошка) Достаю кошку.

    Дети идут по коврикам (имитация травки)

    Мешок

    Дети пытаются развязать мешок, но не могут

    Кошка

    Мотивация

    Сюрпризный момент

    Художественное слово

    Загадывание загадок

    Основная

    Ребята, кто это?

    Давайте хорошенько рассмотрим нашу кошку

    Опишите, какая кошка?

    Что есть у кошки?

    Посмотрите какие у кошки глаза?

    А какая у кошки шерстка?

    Какими словами можно сказать о кошке. Какая она?

    Что умеет делать кошка?

    Вы много слов сказали о кошке и все они звучат по-разному, послушайте кошка какая пушистая. Скажите вместе тихим голосом: кошка, затем индивидуально.

    Кошечка загрустила, ищет своего детеныша, как называется детеныш кошки? Кто у нее?

    Кошка большая, а котенок маленький. Давайте, вы превратитесь в маленьких котят, а я в маму – кошку.

    Физ. минутка. Танец котят под музыку .

    После физ. минутки предложить придумать кличку кошке.

    Как её зовут?

    Давайте, ребята, расскажем про кошку, опишем какая она?

    Это... кошка, её зовут … Мурка. Зеленые глаза у неё…, шерстка … мягкая, пушистая. Она любит лакать … молоко. Умеет … ловить мышей.

    Мне … она очень нравится.

    Чистоговорки

    К нашей кошке прилетела оса. Са – са – са, прилетела оса

    Кошка прогнала осу, су – су – су.

    Дети, а давайте я вас научу, как кошка ловит мышей. Я буду мама – кошка, а вы – котятки.

    Сначала котятки стерегут мышь - сидят тихо, прислушиваются, а потом подкрадываются к мышке и быстро делают прыжок (1 – 2р.)

    Ребята, а вы знаете, что в лесу живут разные зверята? (воспитатель из мешочка достает игрушки животных)

    Как одним словом назвать? (зайку, мишку и т.д.)

    Даша, пригласи свою игрушку к нам на прогулку. Как ты скажешь?

    Кошка

    Мягкая, белая

    Носик, глазки, ушки, лапки, хвостик

    Зеленые

    Мягкая, пушистая

    Пушистая, ласковая, ловкая, хитрая

    прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко

    дети хором проговаривают, индивидуально

    котенок, котята

    выполняют физминутку

    Мурка

    После рассказа воспитателя, 2-3 рассказа детей

    Дети повторяют громко, шепотом, хором и индивидуально

    Игра

    дети называют их, берут в руки.

    Игрушки

    Зайка, идем с нами на прогулку, мы будем вместе играть

    Вопросы

    Беседа

    Игра

    Рассказ воспитателя

    Рассказ детей

    Наводящие вопросы

    Игра

    Заключительная

    Давайте, дети, возвращаться назад в группу, по нашей тропинке.

    Ребята, кого мы с вами видели?

    Чем мы с вами занимались?

    Дети доходят до края тропинки и прощаются с гостями.

    Ответы детей

    Подведение итогов

    Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке.

    На тему: «Наблюдения за божьей коровкой»

    Цель.

    Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; Задачи:

    Развивающие:

    • развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение;
    • способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание) ;
    • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок;

    Обучающие:

    • учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой;
    • совершенствовать опыт употребления предлогов с пространственным значением посредством игры «Где спрятались насекомые? ».

    Воспитывающие:

    • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, на поляне;
    • воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому

    Материал и оборудование:

    игрушка «Божья коровка», бумажные «божьи коровки», бубен, выносной материал

    Словарная работа:

    Стрекочет, предостерегающая, подкрылья, тля

    Предварительная работа:

    Чтение природоведческой литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, схем, моделей, изготовление поделок из природного материала «божья коровка»

    Ход наблюдения

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная часть

    Ребята, где мы с вами находимся?

    Что мы здесь делаем?

    На территории нашего садика.

    На нашем веселом участке.

    Прыгаем, играем, веселимся, наблюдаем за насекомыми.

    Беседа

    Основная

    А вы, ребята, какие насекомые знаете? Назовите.

    Молодцы! Я буду загадывать загадки о насекомых, а вы отгадайте.

    1. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед.

    2 . Осенью в щель забьется, а весной проснется.

    Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

    Молодцы! Я проверю сейчас, какие насекомые вы знаете.

    Игра с мячом «Назови насекомое».

    Спасибо. Продолжаем отгадывать загадки. Вы готовы?

    3 . Я – зеленый конек, скачу вдоль и поперек!

    Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу.

    4. Черен, а не ворон,

    Рогат, а не бык,

    С крыльями, а не птица.

    Правильно! Много насекомых знаете. Отгадываем дальше.

    7 . Надевает эта крошка

    Платье красное в горошек.

    И лететь умеет ловко,

    Это…

    Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях (показ игрушки - поделки «божья коровка») .

    Узнаете? Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок.

    Какого она цвета?

    Воспитатель говорит о том, что божьи коровки бывают не только красными с чёрными пятнышками, но ещё и жёлтые с чёрными пятнышками, и оранжевые с белыми пятнышками.

    Сколько у нее ног?

    Из скольких частей состоит ее тело?

    Божья коровка- это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Окраска божьей коровки предостерегающая. Ярко одета, видно её из далека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что её съесть нельзя. Птицы знают, что насекомые с такой окраской - несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.

    У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, ножки тонкие маленькие. Может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

    Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Божьи коровки на обед и на ужин с удовольствием поедают огромное количество тли, любят угоститься червяками, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов, которые живут на садовых деревьях. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. Поэтому убивать их нельзя, их нужно беречь.

    На зиму божьи коровки прячутся под корой деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

    Давайте вспомним потешку-стишок про божью коровку

    Разминка

    Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко – «божьи коровки» летают, ветер подует – прячутся.

    Молодцы! Продолжаем играть.

    Следующая игра называется «Где спряталась божья коровка? ». Когда я скажу «Кто быстрее найдет божью коровку? », вы начинаете искать божьи коровки везде – на веточках деревьев, и кустиков. Если найдете – осторожно возьмите на руки. А когда зазвенит бубен – вернитесь на свои места, в круг.

    Ребята, давайте поищем, где спряталась божья коровка?

    А кто из вас знает, что означают точки на крылья у коровки?

    Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с пятью – пятиточечная и т. д.

    Ребята, чтобы наши божьи коровки жили на нашем участке и защищали наши деревья и кустики от вредных насекомых что нужно сделать?

    Спасибо! Молодцы! Сейчас я предлагаю вам вернуться в группу и нарисовать божьих коровок на выставку

    Дети называют насекомых

    Пчела

    Комар

    Играют

    Кузнечик

    Жук

    Божья коровка

    красного-с чёрными пятнышками

    Шесть

    Из трех частей: голова, грудь, брюшко.

    Божья коровка (ритмично покачивают ладонями)

    Улети на небо (делают взмахи перекрещёнными кистями рук)

    Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя)

    Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши)

    Только не горелого (грозят указательным пальцем)

    Дети, изображая полет, медленно бегают, плавно машут руками и жужжат

    Под (на, за, перед) листочками спрятаны «божьи коровки», сделанные из бумаги). Дети находят «насекомое», звенит бубен, ребята встают в круг, называют его и говорят, где оно спряталось: под (на, за, перед) листочком.

    Не прогонять их, не убивать

    Вопросы

    Загадывание загадок

    Игра

    Художественное слово

    Показ

    Беседа

    Рассказ воспитателя

    Художественное слово

    Беседа

    Вопросы

    Похвала

    Заключительная

    Ребята, за кем мы с вами наблюдали сегодня на прогулке?

    Что нового вы узнали?

    Ответы детей

    Подведение итогов

    Конспект НОД чтения природоведческой литературы в старшей группе К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».

    Цель:

    Формирование грамматический строй речи и развивать диалогическую речь.

    Задачи:

    Обучающие:

    • Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
    • Учить анализировать текст произведения.
    • формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием

    Развивающие:

    • Развитие навыков связной речи .
    • Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы.

    Воспитывающие:

    • Прививать детям доброту, честность, трудолюбие

    Обогащение словаря:

    Отчаяние, чулан, жестяная, кукан, вздуть, ливерной, тесовую, протоков, подпалинами, голенастый.

    Демонстрационный материал:

    Иллюстрации к рассказу

    Ход НОД:

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная

    Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

    Острые ушки, на лапках подушки,

    Усы, как щетинка, дугою спинка,

    Днём спит, на солнышке лежит.

    Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

    Первое слова в заголовке - кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота.

    Чтение первого и второго абзацев

    Кто внимательно слушал и догадался как полностью звали кота?

    Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского.

    Кот

    Кот – бандит, вор и т.д.

    Загадывание загадок

    Мотивация

    Основная

    Чтение произведения.

    Физкультминутка.

    Предложить детям показать кошек с разными характерами.

    Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?

    Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе?

    Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.

    Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

    Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?

    В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”.

    Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

    Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа

    Вопрос: Какой характер? Поведение?

    Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор?

    Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?

    Как же изменился кот?

    Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

    Какой он стал, ребята?

    Выполнение разминки

    Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза

    Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался,

    В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

    Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

    фыркал и терся головой об пол (означало веселье) мирно захрапел совершил благородный и неожиданный поступок дрожал от негодования передней лапой бил петуха ходил как хозяин и сторож

    требовал благодарности

    Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

    довольный, веселый, доверчивый, добрый

    Беседа по содержанию рассказа .

    Обобщение

    Беседа

    Заключительная

    - Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа?

    Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?

    Изменило кота – добро людей

    Подведение итогов

    Кот – ворюга

    Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

    Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

    Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

    Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

    Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

    Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

    Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

    Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

    Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

    Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

    Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

    Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

    Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

    Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

    Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.

    Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

    Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

    Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

    Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

    Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

    Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

    Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

    Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

    Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

    - Что же нам с ним делать?

    - Выдрать! - сказал я.

    - Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

    Кот ждал, зажмурив глаза.

    Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

    Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

    После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

    Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

    С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

    На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

    Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

    Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

    Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

    Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».

    Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

    После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

    С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

    Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

    Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.

    Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.


    Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017

    Актуальность проекта:

    Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.

    Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.

    Цели проекта:

    1. Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
    2. Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.

    Задачи проекта:

    • Развивать связную речь.
    • Составлять рассказы по предложенной картине.
    • Учить излагать связно, последовательно.
    • Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.

    Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.

    Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .

    Основные направления работы с детьми:

    1. Обогащение словаря.
    2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
    3. Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
    4. Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
    5. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
    6. Отличать рассказ от простого набора предложений.
    7. Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
    8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
    9. Инсценировка сюжета картины.
    10. Самостоятельная речевая деятельность детей.
    11. Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
    12. Создание речевых подарков в виде картины.

    Работа с родителями:

    1. Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
    2. Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .

    Методическое сопровождение:

    1. Конспекты занятий.
    2. Игры.
    3. Творческие задания.

    Этапы реализации:

    1. этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
    2. этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
    3. этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
    4. этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .

    Планируемые результаты от реализации проекта:

    Для воспитанников:

    • Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
    • Составляют рассказы.
    • Объясняют содержание картины.
    • Выражают своё отношение.

    Для педагогов:

    • Накопление педагогами практического опыта работы.
    • Составление картотеки дидактических игр.
    • Создание материала для педагогов и родителей.

    Продукты проекта:

    • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
    • Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.

    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении