Дом, семья, быт

Ян гус и его роль в истории. Жизнь Яна Гуса. Борьба и верность Ян гус чехия

Проповедник

В году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса проклятие и интердикт . Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехал в Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Осуждение и казнь

В г. Гус был вызван на Констанцский собор , имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству . Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета . Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны . Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходил с по 8 июня . После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

Сожжение Гуса. Миниатюра из хроники Шпицера

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд; в частности, он якобы воскликнул «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!) старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, и предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера). Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский , один из его сподвижников.

Наследие

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн , которые вели его сторонники (гуситы) против Габсбургов и их сторонников. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в

Сообщение о Яне Гусе, чешском религиозном реформаторе, национальном герое Чехии, расскажет Вам его краткую биографию и некоторые интересные факты из его жизни. Информация доклада поможет Вам в подготовке к занятиям.

Ян Гусс краткая биография

Будущий реформатор появился на свет около 1370 года в Юго – Западной Чехии в семье крестьян. Приблизительно в 1390 году Ян поступил в университет Праги, который закончил в 1393 году со степенью магистра. Решив связать свою жизнь с духовностью, Гус в 1400 году принял сан священника. А через 2 года деятель получил должность проповедника в пражской Вифлеемской часовне.

Ян Гус занялся изучением схоластического спора между сторонниками реализма и номинализма. В стране началась ожесточенная национальная и религиозная борьба. И данные вопросы сильно интересовали молодого реформатора. Одновременно с работой проповедника Гус занимался должности ректора и декана факультета искусств Пражского университета. С 1403 года по наставлению своего ученика и Пражского архиепископа Збынека Зайчика Ян Гус стал проповедовать на соборах и съездах в Праге перед духовенством.

За что Ян Гус критиковал католическую Церковь?

Деятельность Яна Гуса была направлена на обличение недостатков духовенства, осуждение роскоши и богатства Церкви. Он хоть и считал себя сыном католической церкви, но придерживался 2 протестантских тезисов – считал, что Священное Писание авторитетнее, чем решение соборов и папы и поддерживал учение и взгляды Августина Блаженного. Его проповеди привлекали большое количество слушателей, а вот духовенство, в особенности немецкое, выявляло недовольство ими.

Наконец в 1403 году немецкая партия решительно выступила против Яна Гуса. В Пражском университете состоялся диспут, на котором большим количеством голосов духовенство запретило ему проповедническую деятельность на съездах Церкви, а после и священствовать. В 1409 году был собран Пизанский собор, занимавшийся вопросами Великого раскола между чешским и немецким духовенством. В 1410 году было выдвинуто новое обвинение бывшему священнику. Приговор Яну Гусу церковным собором звучал следующим образом: ему запретили даже любую преподавательскую деятельность в университете и отлучили от церкви.

В тот период Папа Иоанн XXIII объявил о крестовом походе против короля Владислава Неаполитанского, который поддерживал антипапу Григория XII. Григорий XII выдал буллу об индульгенции тем, кто встанет на его сторону. Гус выступил с осуждением индульгенций, и обратился к королю Вацлаву, но поддержки не получил. В октябре 1412 года он удаляется в замок Козийградек к своему другу, продолжая тайно проповедовать. В замке был написан трактат по-латыни «О Церкви» и другие произведения на чешском языке.

Католической церкви и король Чехии Вацлаву не нравилась возрастающая популярность Яна Гуса и за ним постоянно следили, вставляли палки в колеса. Поэтому деятелю приходилось скрываться. Известно, что в 1412 году бывший священник жил в окрестностях Праги, а вот где именно не знал никто. Двумя королями Вацлавом и Сигизмундом был устроен заговор против него – Гуса пригласили в 1414 году на очередной церковный собор. Его друзья отговаривали от посещения данного мероприятия, но реформатор все же поехал отстаивать истинность верований. Какой приговор был вынесен Яну Гусу на этом соборе? Его арестовали, лишили возможности защищать свои работы. В тюрьме деятель болел, духовенство постоянно склоняло к отречению от своих учений. А король Сигизмунд выдал указ о казни чешского героя, суд над которым длился много месяцев.

Последнее судовое заседание 6 июля 1415 года приговорило Яна Гуса к смертной казни через сожжение живьем на костре. И даже будучи привязанным к столпу, посреди разжигающего огня, реформатор не потерял веры и продолжал произносить гимны и молитвы во имя Бога.

  • В студенческие годы любил посещать бани.
  • Согласно прижизненным изображением Гус был лысым, толстым и безбородым.
  • В Чехии Ян Гус является национальным героем.
  • Во время обучения в Пражском университете ему постоянно не хватало денег на еду. И чтобы растянуть «удовольствие» от пищи, Гус из хлеба делал ложечку и ел им гороховый суп.
  • Когда реформатор занимался проповеднической деятельностью, то строил дома бедным людям и студентам.

Гус (Hus) Ян (1371 - 1415) идеолог чешской Реформации. Окончил Карлов университет в Праге , профессор, ректор университета. За открытую защиту учения Уиклифа, осуждение торговли индульгенциями был отлучен от церкви. В проповедях на чешском языке Гус осуждал церковные богатства, симонию (покупка и продажа церковных должностей), обличал католическое духовенство, требовал преобразования церкви по образцу раннехристианских общин. Гус считал сохранение власти у господствующих классов допустимым лишь при условии соблюдения ими «закона божьего», развивал учение о неповиновении неправедным властям, реформацию церкви и общества надеялся провести с помощью королевской власти. В 1414 году на Констанцском церковном соборе Гус отказался отречься, был осужден и сожжен как еретик. Гус боролся за национальные права чешского народа , чешскую культуру и язык, его учение создало идеологические основы движения гуситов, оказало влияние на формирование идеологии немецкой Реформации.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 85.

Ян Гус (1369-1415), великий чешский реформатор.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Гус (Hus) Ян (1370, местечко Гусинец в Богемии - 6 июля 1415, Констанца, сожжен) - чешский религиозный реформатор. Образование получил в Пражском университете, где в 1394 ему была присвоена степень магистра «свободных искусств». В 1401 становится деканом теологического факультета, а затем (до 1403) - ректором университета в Праге. В 1402 был назначен проповедником при Вифлеемской часовне, свою задачу видел в призыве чешского народа к благочестивой жизни и в обличении нравов духовенства. В университете Ян Гус познакомился с сочинениями Дж. Уиклифа, оказавшими на него большое влияние: в отличие от Англии, где работы Уиклифа были осуждены в начале 15 века, в Праге они пользовались большой популярностью. Не все взгляды Уиклифа Гус разделял (в частности, им отрицалась идея о транссубстанциации, пресуществлении); его внимание было в большей степени сосредоточено на церковно-политических вопросах. Наиболее приемлемыми для него были аргументы Уиклифа к проведению церковных реформ (прежде всего сокращение церковной власти в пользу светской). Так же как и Уиклиф, Гус был сторонником предестинационизма и выступал против церкви, присвоившей себе право отлучения еретиков - ведь только Богу, в конечном итоге, известно, насколько грешен человек, и только Он предопределяет праведников ко спасению. Папская схизма, начавшаяся с 1378, привела к обострению отношений между королевской и церковной властью в Чехии; Пражский университет встал на сторону короля. В 1409 Ян Гус вновь - ректор университета в результате изменений устава и ухода из университета немецких профессоров и студентов. 1412 год был отмечен резким выступлением Гуса против продажи индульгенций, сопровождавшимся народными выступлениями; по просьбе короля он покинул Прагу. Два следующих года ознаменованы большой литературной активностью Гуса: он написал рад трактатов, в т. ч. по-чешски, самый известный из которых «De ecclesia» («О церкви»). По настоянию короля Сигизмунда в 1414 Гус прибыл в Констанц, где был арестован. В 1415 собор осудил учение Уиклифа, а вместе с ним - и «его последователя» Яна Гуса.

Последователи Гуса, гуситы, продолжили его дело: их выступления привели к возникновению в Европе гуситского движения, а впоследствии - к гуситским войнам, продолжавшимся 11 лет. Вслед за Уиклифом Ян Гус считается предшественником Реформации.

О. В. Голова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 572.

Ян Гус и его борьба с католической церковью

Ян Гус родился в 1371 г. в местечке Гусинце (Южная Чехия) в бедной семье. Первоначальное образование он получил в приходской школе. В 1394 г. Гус окончил Пражский университет со степенью бакалавра, а в 1396 г. ему была присвоена учёная степень магистра «свободных искусств». С 1398 г. Гус стал преподавать в университете и в том же году выступил на публичном диспуте в защиту учения Виклефа. В 1403 г. Ян Гус стал ректором Пражского университета. К этому времени он имел также сан священника и был проповедником Вифлеемской часовни.

Став ректором университета, Гус старался обеспечить в нём руководящую роль чешских учёных. В 1409 г. король Вацлав IV был вынужден предоставить чехам в управлении университетом 3 голоса, а немцам - только один. Потеряв своё господствующее положение в университете, немцы ушли из него и создали свой собственный университет в Лейпциге. Имя Гуса приобрело популярность в самых широких кругах чешского общества. На первых порах проповедь Гуса встречала одобрение не только бюргеров и земанов, но и крупных светских феодалов и даже самого короля Вацлава IV, охотно поддерживавших мысль о том, что церкви надлежит вернуться к «евангельской простоте» и отказаться от огромных земельных владений.

Католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, выступило против Гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, в распространении еретических учений. Гус и его сторонники были отлучены от церкви. Но Гус продолжал выступать с проповедями в Вифлеемской часовне. Ряды его сторонников росли, всё более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами Чехии» Наконец, архиепископ наложил на Прагу интердикт. Однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей Чехии и ещё больший подъём реформационного движения.

Расширение реформационного движения, острота конфликта между Гусом и католической церковью, а особенно появление в проповеди Гуса антифеодальных идей и прежде всего идеи о том, что не следует повиноваться «неправедным властям», напугали короля и крупных феодалов, и они перешли от прежней политики нейтралитета к репрессиям. В 1412 г. Гус выступил против объявленной папой Иоанном XXIII публичной продажи индульгенций в Чешском государстве. Иероним Пражский, близкий друг Гуса, обратился к народу с призывом организовать манифестацию протеста. Состоялось шествие, участники которого предали папские буллы сожжению. Это открытое выступление сторонников Гуса немедленно вызвало карательные меры со стороны властей: они приказали казнить трёх участников антипапского выступления. Сам Гус был вынужден по приказу короля оставить Прагу и поселиться вблизи Козьего Замка, неподалёку от того места, где возник впоследствии город Табор.

Сформулированное в ряде трактатов учение Гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников. Гус не только объявил католическую церковь «нехристианской», не только отвергал всё, что не находило подтверждения в «священном писании», но и признал право каждого верующего руководствоваться в делах веры собственным толкованием этого писания. По характеру требований проповедь Гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране Гус критиковал католическую церковь всё более остро и непримиримо.

В самом общем виде его учение заключало в себе и требования плебеев, и требования крестьян. По мере же того как интересы эксплуатируемых всё дальше отходили от умеренных стремлений бюргерства, сам Гус всё более приближался к массам. Одновременно с Гусом в Праге имелись и проповедники, непосредственно выражавшие интересы плебса. Так, Николай и Пётр из Дрездена требовали, чтобы церковные земли были немедленно конфискованы и розданы бедноте. Революционную пропаганду вели также безвестные проповедники народно-еретических сект, деятельность которых никогда не прерывалась.

Собор в Констанце. Расправа с Гусом

Реформационное движение в Чехии вызвало тревогу среди духовенства и светских феодалов других государств Европы. Католическое духовенство и государи опасались, что удар, нанесённый в Чехии, потрясёт основы церкви и подорвёт её авторитет также и в других странах. Особенно большую тревогу вызвали успехи чешской Реформации среди немецких князей и у германского императора, для которых католическая церковь являлась орудием порабощения соседних славянских народов. «Чешский вопрос» приобрёл большое международное значение. Император Сигизмунд пригласил Гуса прибыть в имперский город Констанц на церковный собор, созванный там в конце 1414 г., при этом Гус получил охранную грамоту императора, гарантировавшую ему полную безопасность. Одним из главных вопросов, стоявших на соборе, был вопрос о «гуситской ереси» Уверенный в своей правоте, Гус принял приглашение и отправился в Констанц. По дороге Гуса приветствовало население не только чешских, но и многих немецких сёл и городов. Реформационное учение Гуса, направленное против богатств и привилегированного положения католического духовенства, было понятно и близко народным массам Германии.

По прибытии Гуса на собор ему были предъявлены обвинения в ереси, а вслед за этим его предательски схватили и бросили в тюрьму, заковав в кандалы. Собор потребовал от Гуса отречения от его взглядов. Однако Гус оставался непреклонным. 6 июля 1415 г. собор постановил сжечь все сочинения Гуса, а его самого, как нераскаявшегося и непримиримого еретика, передать в руки светской власти для «наказания». В тот же день Гус мужественно принял смерть на костре. 30 мая 1416 г. был сожжён и Иероним Пражский, который отправился в Констанц, чтобы помочь своему другу.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 699-701.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Чехословакии (указатель имен).

Правители Чехословакии (указатель имен).

Чехия (хронологическая таблица).

Сочинения:

Послания магистра Яна Гуса. М., 1903.

Литература:

Серебрянский Н. Ян Гус, его жизнь и учение. Псков, 1915;

Кратохвил М. В. Ян Гус. М., 1959;

Matthew Spinka. John Hus" Concept of the Church, 1966.

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»

Так что же проповедовал и чего требовал этот человек, изменивший религиозную жизнь средневековой Европы? Это была идеология духовного пробуждения и религиозной реформы.

Ян Гус требовал преобразования католической церкви по образцу ранних христианских общин, осуждая симонию (торговлю церковными должностями), торговлю индульгенциями, церковное землевладение, практику платы за обряды и другие злоупотребления духовенства. Выступая против превращения духовенства в отдельное, привилегированное сословие, Гус настаивал на участии в обряде причастия как священнослужителей, так и мирян под двумя видами (хлеб и вино), что стало одним из главных лозунгов его последователей. Ян Гус требовал, чтобы богослужения осуществлялось понятным, народным языком. Основой общественной жизни он считал Закон Божий, а если представители власти его нарушают, подчинённые должны слушаться больше Бог, чем человека. Он считал, что нельзя брать плату за таинства и продавать церковные должности, а священнику достаточно небольшой платы, чтобы удовлетворить свои необходимые жизненные потребности. Чтобы распространить своё учение, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены своей церкви рисунками на библейские сюжеты, составлял песни, которые стали народными, провёл реформу чешского правописания, сделав книги понятными для простого народа. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 6. Средневековое христианство. 1294-1517 г. по Р.Х. / History of the Christian Church: Volume VI: Medieval Christianity: From Boniface VIII to the Protestant Reformation: A. D. 1294-1517. - М.: Библия для всех, 2009. - 528 с.

Нужно отметить, что Ян Гус не пытался покуситься на общественные основы тех времён: он признавал деление общества на три части и допускал сохранение власти в руках господствующего класса при соблюдении Закона Божьего. В своих размышлениях о жизни, об истине Ян Гус опирался на Библию и считал, что каждый человек должна руководствоваться Законом Божьим, который познаётся не только сердцем, но и разумом. Он не отвергал авторитета Библии, но утверждал, что евангельский авторитет и авторитет церковных иерархов не одно и то же; евангельскую истину опровергнуть нельзя - так как Божество не может ошибаться, а папа и даже целый собор могут ошибаться.

На Гуса, как мы знаем, значительное влияние оказало учение английского реформатора Джона Уиклифа, произведения которого стали известными в Чехии около 1398 г. при посредничестве чешских студентов в Оксфорде. Контакты между Англией и Чехией были очень тесными вследствие брака сестры Вацлава ІV Анны с королём Англии Ричардом ІІ. Уиклиф отрицал религиозные практики - поклонение святым и реликвиям, целибат, иерархию, монашество - и провозгласил Библию единым источником веры. Много трактатов Уиклифа в Чехию привёз Иероним Пражский, ближайший друг и союзник Яна Гуса. Их охотно читали и изучали Ян Гус и другие чешские профессора.

Джон Уиклиф в своем политико-правовом учении:

Настаивал на независимой от Рима английской церкви;

Был против принципа непогрешимости пап;

Выступал против вмешательства Церкви в дела государства;

Защищал частную собственность;

Отстаивало распределение общества на классы. При этом доказывал, что все это дано людям от Бога. Соколов В.А. Реформация в Англии / В.А. Соколов. - М.: Книга по требованию, 2011. - 546 с.

Ян Гус поддерживал учение Джона Уиклифа, но высказал и свои взгляды: главным образом против привилегий дворянства и церковных богатств. Его взгляды совпали с мотивами национально-освободительной борьбы масс Чехии против немецких феодалов.

Но помимо английского «еретика» определенное влияние оказывали и европейские гуманисты того времени: в 1356 г. в Праге побывал Ф. Петрарка, который нашёл здесь единомышленников и друзей, а потом состоял в переписке с некоторыми из них (например, с Яном из Стршеда, 1310-1380). Автор известной, написанной на латыни «Чешской истории» (1458) итальянский гуманист Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини (1405-1464) приезжал в Чехию с дипломатической миссией и обрёл здесь друзей среди культурных деятелей. Чешский гуманист Ржегорж Грубый (1460 -1514) перевёл на чешский язык «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского, а его сын Зигмунд Грубый из Елени (1497-1554) поддерживал связи с голландскими гуманистами. Произведения отдельных итальянских гуманистов пользовались популярностью в Чехии, чешскому читателю известные были «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др. От гуманистов Ян Гус почерпнул идеи высокого человеческого достоинства как Творения Божьего и идеала добродетели, противопоставленного царившей аморальности, особенно среди высшего католического духовенства и немецкой знати. Это было смутное время, когда священник мог придаваться пьянству и разврату, А сам папа Римской мог оказаться разбойником и насильником, как это было с Иоанном XXIII (1410-1415). Гивишвили Г.В. Философия гуманизма / Г.В. Гивишвили. - М.: Поколение, 2009. - 496 с. гуситский чешский реформаторский религиозный

Идеи гусизма: отмена непонятной латыни, служба и проповедь народным языком, упрощение культа, отказ духовенства от избыточных привилегий, обряд причастия мирян под двумя видами, участие светской общины и братские организации - вызвали значительный резонанс.

Эти положения были приняты неоднозначно, но не везде враждебно, например, к ним очень позитивно отнеслись определённые общественные круги Речи Посполитой. Показательным является тот факт, что во время суда над Яном Гусом в Констанце именно польские делегаты оказали ему поддержку. Возможно, это было связанно и с тем, что славянские народы, стремились преодолеть немецкую политическую, культурную и социально-экономическую экспансию. Чешское и польская интеллигенция и мещанство стали основными приверженцами идей Гуса - этих первых реформационных призывов. Не зря же идеи Виклифа и Гуса получили название «бюргерских ересей» (от нем. «бюргер» - мещанин). Рипарелл Э. Христианские ереси. Вчера и сводня / Э. Рипарелли. Пер. Григорьевой Т. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 128 с.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении