Дом, семья, быт

Усадьба Голицыных на Волхонке: Пречистенский дворец, Московский эрмитаж, Институт философии, музей. Усадьба на Волхонке XVIII – XIX вв Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Старинная усадьба, давшая имя улице. Во второй половине XVII века в глубине двора были построены палаты князей Волконских. В XVIII веке за ними проходил переулок. Перепад рельефа улицы и переулка был таков, что первый этаж фасада палат по переулку закрыт землей. Стены и своды подклета выложены из белого камня, а основной этаж из орленого кирпича.

В середине XVIII века в палатах помещался питейный дом «Волхонка». В 1788 г. здание вновь стало жилым. По линии Волхонки был выстроен еще один дом, соединенный с палатами торцевым корпусом. Он получил классический фасад с фронтоном по центру над тремя окнами с полукруглыми сандриками. На рубеже XVIII-XIX веков владение принадлежало московскому вице-губернатору Ефиму Ефимовичу Ринкевичу. В 1802 г. здесь родился его сын Александр – декабрист, член Северного общества. В пожар 1812 г. владение очень сильно пострадало. Ринкевичу удалось получить государственную помощь в виде кирпичей с государственных заводов на восстановление усадьбы.

В середине XIX века владение перешло купцу первой гильдии, потомственному почетному гражданину и акционеру Российско-Американской компании, греку Христофору Дмитриевичу Спиридонову. В начале 1890-х годов дом снимало Общество искусства и литературы, основанное в Москве в 1888 г. , А.Ф. Федотовым, Ф.П. Комиссаржевским и Ф.К. Сологубом.

В начале XX века домом владела Оленина Ольга Алексеевна, а в 1910-е годы усадьбу купили владельцы соседней усадьбы Волхонка, д. 10 – «Торговый дом Г. Волков с сыновьями». Гаврила Волков, основатель известного банкирского дома, был крепостным помещиков Голохвастовых. Благодаря князю Н.Б. Юсупову он получил вольную. По легенде, книгоношей Гаврила пешком пришел в Москву и, перейдя реку, присел отдохнуть на крыльце дома на Волхонке. Позднее, разбогатев, он купил два дома на Волхонке в память о начале своей московской жизни. Один из его сыновей, Петр Гаврилович Волков, состоял ответственным комиссионером и оценщиком при Московской оружейной палате. В доме располагался писчебумажный магазин, книжная лавка и женское училище.

С 1927 по 1932 год в здании находился президиум Ассоциации художников революционной России (АХРР), самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов, предтечи Союза художников СССР. В него входили выдающиеся художники И. Бродский, А. Архипов, Ф. Малявин и др.

В 1934 г. дом хотели снести при прокладке тоннеля для первой ветки метро. Но жильцов было сложно так быстро выселить, и дом оставили. Теперь фундаментом дома является перекрытие тоннеля метрополитена.

В 2013-14 годах дом реконструирован, там открылась вторая очередь зданий Музея личных коллекций, входящего в состав Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ).

В последней четверти XVIII века Особняк на Волхонке входил в состав знаменитого Пречистенского дворца - временной резиденции императрицы Екатерины II в Москве. Поводом для ее приезда стало празднование мирного договора, заключенного с Османской империей 10 (21) июля 1774 года «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи ».

Пышные торжества по поводу окончания затяжной, но успешной Русско-турецкой войны (1768-1774), давшей, в том числе, право России иметь свой флот в проливах Босфор и Дарданеллы, должны были затмить тяжелые впечатления от военных потерь, страшной эпидемии чумы 1770-1772 гг., унесшей много жизней и связанного с этим чумного бунта, а также от ужасов пугачевского восстания - за две недели до приезда императрицы в Москве на Болотной площади был казнен Емельян Пугачев.

По разным причинам императрица Екатерина не желала останавливаться в Кремле. В письме от 6 августа 1774 года Екатерина обращается с вопросом к М.М. Голицыну:

"... нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома... или же... не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное строение".

В ответ М.М. Голицын, разумеется, предложил свой дом. Место это казалось подходящим по целому ряду параметров: вблизи находилось еще три крупных усадьбы и большая незастроенная территория, рядом - Калымажный двор, где можно удобно разместить лошадей и экипажи. Сам дом располагался недалеко от Кремля, на улице Волхонка, тогда носившей название Пречистенка. Императрица охотно согласилась вместе со своим двором разместиться в доме князя Голицына, взятом для этого в наем Дворцовым ведомством. Кроме дома Голицына в аренду был взят и соседний дом Лопухина, располагавшегося неподалеку, в котором в это время жила мать князя Потемкина - фаворита императрицы. Что же касается Особняка – в то время принадлежавшего семейству Долгоруковых, то незадолго до этого дом был выкуплен по приказу императрицы, заранее задумавшей сделать щедрый подарок графу Петру Румянцеву, получившему после победы в Русско-турецкой войне «проименование» Задунайского.

Выполнение проект дворца, названного впоследствии Пречистенским, было поручено молодому архитектору Матвею Казакову, для которого эта работа послужила началом блистательной карьеры.

«Я приказала Измайлову купить на Пречистенке дом князя Долгорукого и и оный по конфирмованному от меня плану переделать".

Пишет императрица князю М.Н. Волконскому. Такой план был действительно разработан молодым Матвеем Казаковым, подписавшимся на нем в должности «заархитектор», то есть помощник архитектора, но из-за крайне коротких сроков строительства Пречистенского дворца реализовать намеченную переделку дома не удалось: на общем плане дворца, разработанном тем же автором, конфигурация плана дома Долгорукова сохраняется прежней.

Территория вокруг усадьбы М.М. Голицына требовала масштабной перестройки. М.Ф. Казаков сделать обмеры всех арендованных зданий и сделал несколько планов перестройки, два из которых попали на стол императрицы. Первый из них был отвергнут, а второй Екатерина утвердила после приезда с Санкт-Петербург самого М.Ф. Казакова. Строительство Пречистенского дворца должно было завершиться в экстренно короткие сроки, поэтому были привлечены к работе над дворцом и другие архитекторы Алексей Баранов, Моисей Медведев, Иван Морщинов, Иван Веттер, Василий Яковлев, Кристиан Розберг, и ученики: Николай Матвеев, Алексей Ходов и Родион Казаков, который впоследствии стал главным архитектором Экспедиции Кремлевского строения. «Сделанием и укреплением на главном деревянном строении стропил» занимался архитектор Карл Бланк и его помощник Василий Михайлов. Строительством дворца руководил начальник экспедиции кремлевского строения М.М. Измайлов, убранством – шталмейстер И.М. Морсошников.

Основная композиционная идея Пречистенского дворца, согласно проекту Матвея Казакова, сводилась к застройке дворового пространства между главными домами трех крупных усадебных комплексов прямоугольным объемом дворцового сооружения, выполненного полностью, вплоть до свайных фундаментов из дерева, декорированного роскошно, но на скорую руку для временного пребывания и устройства праздничных приемов: дощатые стены были обтянуты парусиной, окрашенной масляной краской, парадная лестница была обита красным сукном. Протекавшую повсеместно крышу чинили постоянно, по мере появления течи. Внутренние дворы Пречистенского дворца были вымощены каменною мостовой. Проживание императрицы и ее двора предполагалось в главных усадебных домах - каменных капитальных сооружениях: так в доме Голицына располагались покои самой императрицы, а в доме, купленном у Долгоруковых, покои наследника и будущего императора Павла I. Каменные постройки соединялись с новым дворцом и, соответственно, между собой, холодными деревянными переходами. В состав временного сооружения входили: большой тронный зал, опоясанный колоннадой, дворцовая церковь во имя Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, зал для приема иностранных министров, а также большой зал.

Строительство продолжалось лето и осень 1774 года, отделочные работы продолжались и в 1775 году. О внешнем и внутреннем облике дворца отчасти можно судить по сохранившемуся в ГНИМА им. Щусева чертежу продольного разреза главного деревянного здания - здесь располагались парадные двусветные залы для приема послов и проведения балов. В левой части чертежа изображен фрагмент главного фасада дома Долгорукова – это первый достоверный вид Особняка на период XVIII века, выполненный М. Казаковым на основе точных обмеров здания.


Сохранился также рисунок иконостаса дворцовой церкви во имя Антония и Феодосия, дающий представление о богатстве внутреннего убранства и об архитектурный вкусах эпохи.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон так описывал Пречистенский дворец:

«Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты».

Во дворце был предусмотрен тронный зал с высокими окнами и троном под сенью. Все помещения, включая церковь, были двухсветными.
Несмотря на все старания архитекторов, выстроенный дворец императрице не понравился: зимой в помещениях было холодно, а летом в открытые окна врывались запахи Колымажного двора. Императрица раздражалась от того, что в своем кабинете ей приходится сидеть между «тремя дверями и тремя окнами». Свое отношение к постройке Екатерина выразила в письме барону Ф. Гримму:

«Вы хотите иметь план моего дома? Я вам пришлю его, но нелегка штука опознаться в этом лабиринте. Я пробыла здесь два часа и не могла добиться того, чтобы безошибочно находить дверь своего кабинета, это торжество путаницы. В жизни я не видала столько дверей; я уж полдюжины велела уничтожить, и все-таки их вдвое более, чем требуется».

Неприязнь к своей основной резиденции выразилась в том, что часть лета императрица и двор провели в Коломенском.
Во время пышных празднеств Екатерина осыпала милостями графа Петра Румянцева-Задунайского, отвоевавшего у турок Азов и часть Крыма: город Керчь и крепость Ени-Кале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже - в 1783 году) и обеспечившего России выход к Черному и Азовскому морям, к проливам Босфор и Дарданеллы. Кроме всего прочего, перед отъездом императрица пожаловала графу выкупленный с этой целью дом Долгоруковых и множество других подарков.
Несмотря на бытовые неудобства, Екатерина провела в Пречистенском дворце почти весь 1775-й год. Вскоре после отъезда Екатерины II дворец было решено разобрать, что, однако, было осуществлено только в 1779 г., когда семья Голицыных смогла вернуться в свой дом. Деревянное здание было перевезено на Воробьевы горы и поставлено на фундаментах старого Воробьевского дворца, построенного в XVI веке отцом Ивана Грозного - Василием Ивановичем.

Старый деревянный дворец на Воробьёвых горах. XVIII век. Из книги Н. Найдёнова «Москва Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений», том II (1886).

Это был деревянный дворец на белокаменном фундаменте. Петр Великий приказал разбить за дворцом березовую рощу, но место это так и не стало местом частого посещения коронованных особ, ко второй половине XVIII века дворец пришел в упадок и деревянную конструкцию разобрали. К концу 1770-х годов подклет также пришел в ветхое состояние. В 1778 году начальник экспедиции Кремлевского строения М.М. Измайлов по делу о переносе Пречистенского дворца на Воробьевы горы» рапортовал:

«... ни один подрядчик не взялся за эту работу, и будет она стоить по архитекторской смете до 50 000 рублей».

На новом месте дворец был полностью собран в 1780-х годах под наблюдением архитекторов Матвея Казакова и его однофамильца Родиона Казакова. Интересно, что разобранные конструкции Пречистенского дворца не перевозились, а сплавлялись на баржах по Москве-реке. Они проделали путь от Пречистенского спуска, где у Ленивого торга была пристань до Воробьевых гор.
Эти вновь построенные части Пречистенского дворца получили название Нового Воробьевского дворца, в память о Старом, и были впервые отмечены на генеральном плане Москвы 1789 года. Из дворца на Волхонке сюда был перенесен тронный зал, в котором снова могли устраиваться приемы послов.
Перемещение дворца из центра Москвы в село Воробьево не вдохнуло в него новую жизнь: Екатерина ни разу не останавливалась в нем после перестройки. С 1796 по 1800 годы в нем временно находились классы архитектурной школы М.Ф.Казакова.

Как давали названия московским улицам

Раньше эти места называли Чертольем по ручью Черторый, берущему начало из Козьего болота. Ручей протекал вдоль Пречистенского бульвара и впадал в Москву-реку. Наполняясь водой во время ливней весной и летом, Черторый пробил себе глубокий овраг. За это в народе его называли Чертороем, якобы черт рыл этот овраг. Поэтому и Волхонку в 1547 году назвали Чертольской (Черторьской) улицей.

В 1658 году царь Алексей Михайлович посчитал, что от кощунственного названия пора избавляться. Тогда Чертольские ворота и улицу переименовали в Пречистенские (по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской в Новодевичьем монастыре). Позже у улицы внутри Бульварного кольца появилось свое имя - Волхонка.

В 1565 году в этих местах устроили опричную часть Москвы. На правой стороне Волхонки появился царский Колымажный двор, а в начале улицы поселились стрельцы.

За XVIII век улицу наполнили аристократические усадьбы. Тогда же осушили Лебяжий пруд, а рядом с ним появился сначала двор князя А.Д. Меншикова, а с 1728 года - двор царевны Екатерины Ивановны. В 1742 он достался князю А.М. Черкасскому. А в 1774-1775 годах за Колымажным двором, рядом с усадьбой Голицыных, М.Ф. Казаков построил деревянный дворец для императрицы Екатерины II. Она прожила там почти год, но в 1776 дворец разобрали, а из его досок построили второй этаж старого каменного дворца на Воробьевых горах.

А еще на Волхонке сохранилась кремлевская заправка.

АЗС на Кропоткинской построили в 1930-х годах по проекту архитектора А. Душкина. Она работает до сих пор. Правда, заправляются там только ведомственные автомобили по путевому листу бесплатно. Поэтому на кремлевской заправке висят таблички «Не работает» и «Въезд запрещен».

В 2023 году в Москве откроется музейный квартал, который объединит в одно культурное и прогулочное пространство Волхонку, Пречистенку, площадь перед храмом Христа Спасителя и прилегающие переулки.

Пешеходную часть Волхонки расширят до 17-28 метров, а в новое мощение напротив Пушкинского музея вмонтируют латунную карту квартала. Она поможет ориентироваться среди музеев и достопримечательностей. А рядом с домом №6 на Волхонке и на пересечении улицы с Гоголевским бульваром появятся информационные стелы с картами.

Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался . Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка . В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района:

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG - «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым . В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни» .

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1960), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына» . Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук , которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию . Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры .

Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая , просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР , входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН

Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя

Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН

Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда

Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

XXI век: музей или институт?

В 1990-2000 годах особняк на Волхонке по-прежнему находился в собственности Института философии РАН. Некоторые помещения второго этажа были отреставрированы, в них разместились Библиотека, Красный зал, помещения научных секторов. Четвертый и пятый этажи были заняты научными секторами и другими подразделениями института. На первом и пятом этажах также располагались учебные аудитории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Эти стены помнят жаркие философские споры, выступления знаменитых ученых, религиозных и политических деятелей. «Наш философский дом», — так называли 80 с лишним лет этот особняк на Волхонке.

Однако в конце 2000-х годов встал вопрос о передаче бывшей усадьбы Голицыных в собственность Пушкинского музея, которому катастрофически не хватало помещений для размещения своих коллекций.

Зал Ученого совета Института философии РАН на 5-м этаже

Барельефы в Красном зале

Потолок в Красном зале

Потолок в Красном зале

Светильник в Красном зале

Потолок в одном из залов второго этажа

Первоначальный проект строительства «Музейного городка» по проекту британского архитектора сэра Нормана Фостера вызвал множество скандалов. Градозащитники опасались, что многие исторические усадьбы здесь будут перестроены, а их части, мешающие новому облику квартала, снесены вовсе. По недоразумению или чьему-то злому умыслу были противопоставлены интересы музея и сотрудников Института философии, этот конфликт продолжался несколько лет.

Наш сектор Восточных философий в день переезда

Тем не менее, в 2015 году Институт философии переехал в огромный особняк на Таганке (Гончарная улица, 12с1), а в главном доме усадьбы Голицыных разместилась выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук».

Городская усадьба Голицыных. План первого этажа.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении