Дом, семья, быт

Хроника Сталинградской битвы детскими глазами. Классный час "Юным героям Сталинградской битвы посвящается…" Сталинградская битва рассказ для детей

Г. Камышлов

Судьбы детей военного Сталинграда

Сталинградская битва глазами детей

1а группа

– преподаватель истории

1. Воспоминания детей о

2. Подвиги детей военного Сталинграда

Сталинград – это боль, это муки,

В Сталинграде лишь плач матерей.

Вот берет мать дите свое в руки

И несется сквозь пули быстрей.

Реки крови и свист пулеметов

Не забудет дитя никогда.

Горы трупов умерших солдатов

Крики помощи, но в никуда…

Царапкина Анна

Сталинград! Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась судьба не только Советского государства. Здесь решалась судьба всего человечества. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? На этот вопрос должны были ответить сражения, развернувшиеся у Дона и Волги. Но самое страшное – это те, страхи, горе, голод и боль перенесли Дети военного Сталинграда. По воспоминаниям многих «детей военного Сталинграда», воскресенье 23 августа 1942 года было теплым и солнечным. В центре города – большое оживление - работали магазины, рынки, в парках отдыхали горожане; на центральных улицах работали военные и милиционеры, подготавливая место для прохода военной техники… Через несколько минут после обращения начальника штаба по противовоздушной обороне Сталинграда об ожидающемся массивном налете немецкой авиации, над центром города появился разведывательный самолет «рама». Он выбросил огромное количество листовок и повернул обратно.

В 16 часов 18 минут, как утверждали очевидцы, послышался нарастающий гул. Большими группами, в строгом порядке летели немецкие самолеты. Из воспоминаний Ю. Аникина (в то время 13-и летний школьник): «Стоя на трамвайном кольце я своими глазами видел, как фашистские стервятники нагло летели вдоль города по направлению к заводам, группами, с интервалом в несколько минут. Фугасные и зажигательные бомбы (по 25 штук в самораскрывающихся ящиках), куски рельсов, пустые железные бочки с отверстиями сыпались на город, создавая устрашающий визг, вой, грохот. Мощные взрывы тяжелых бомб постоянно сотрясали землю и воздух».

Охваченные ужасом люди, по их рассказам, пытались спрятаться в первых попавшихся укрытиях. Спасались в наспех вырытых небольших землянках, окопах, щелях, подвалах. Стало гореть все кругом: дома, улицы, город. Горели и стоящие на берегу нефтеперерабатывающие заводы, из-за горящих нефтяных пятен, казалось, что Волга горела тоже.

В надежде на спасение, люди пытались пробраться на переправу через Волгу, но попав туда, многие поворачивали обратно, поняв, что эвакуироваться просто невозможно. Небольшой участок переправы использовали военные, редко переправляли раненых и детей. Попасть на баржу можно было только пройдя адскую давку. «Народ валом, давя друг друга, стал карабкаться на баржу по сходням. А когда рухнул под нами причал, то я машинально вцепилась руками в брючины впереди идущего мужчины, который держал на руках маленького ребенка, но сам он успел одной рукой держаться за сходню. Потом как-то изловчился, достал из кармана перочинный ножик и вырезал те места брюк , за которое я держалась. С этими лоскутами в руках, потеряв от страха сознание, я пошла ко дну…очнулась я на берегу среди таких же «утопленников», как и я…уже взобравшись на крутой берег мы услышали гул самолета… А когда посмотрели в сторону Волги, то та самая баржа горела ярким пламенем, как и люди с нее, барахтаясь в разлившейся нефтяной луже», - вспоминала.

Некоторые пытались перебраться самостоятельно, но под постоянным обстрелом и бомбежками почти все погибали. Так, главный путь к эвакуации был отрезан. Дети и взрослые возвращались обратно, в кошмар 23 августа.

Над головой был непрекращающийся поток самолетов, вокруг ад: пожары, копоть, пыль, смрад от сгоревших человеческих тел…Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг.

Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей (по подсчетам советского командования), в этот день закончилось детство тысяч сталинградских детей…

Как и взрослым, детям пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и все это в таком малом возрасте. А они не только держались, но и делали все, что было в их силах, ради выживания, ради победы. Вот как об этом вспоминают они сами…

Подвиги детей военного Сталинграда

Тушение "зажигалок"

«…Однажды наша группа, среди которой находился и я, услышала нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре - и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами. От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши. Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора.

Были потом на моем счету и другие укрощенные зажигалки, но ту, первую, запомнил особенно. Прожженные ее искрами штаны с гордостью показывал дворовым мальчишкам…»

Поимка лазутчиков

« … В конце июля где-то около двенадцати часов ночи после объявления воздушной тревоги, когда по небу метались ослепительно белые лучи прожекторов, мы стояли на перекрестке улиц, у смирновского магазина. Неожиданно, из-за дома напротив, шипя, в небо ввинтилась ракета. Описав дугу, она упала где-то в районе переправы. Не сговариваясь, мы рванули в темный двор. Убегающего в сторону водокачки человека увидели сразу. Наиболее легкий на ноги Юра настиг ракетчика первым и сбил его с ног. Этого мгновения хватило, чтобы мы с Колей оказались тут как тут.

Оседлали вражеского лазутчика всем составом патруля. Обыскав его, ничего не нашли: по всей вероятности, успел избавиться от лишних улик. Связав задержанному руки брючным ремнем, повели его в милицию. Всю дорогу молчали, каждый думал о своем. Только Юрка все никак не мог успокоиться и бесконечно повторял: «Ну и гад!… Ну и фашист проклятый!».

Но 23 августа перечеркнуло все. Всем было не до наград. И все же они появились. Но позже, через два года, когда мы семнадцатилетними ушли на фронт. Только Коли среди нас не было, он погиб на пятый день после бомбежки ».

Труд на производстве

« … Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился. Вместо положенных двух лет обучения уже через десять месяцев я оказался на тракторном заводе. О сокращенном обучении мы не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять не только другие, но и мы, подростки.

Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Работал я тогда фрезеровщиком и очень этим гордился. Но были среди нас и такие(особенно средимальчишек – токарей), которые, чтобы стоять за станком, подставляли под ноги ящики и еще что-либо».

Спасение людей на катере

« …Наша семья в то время была «на плаву». Дело в том, что папа работал механиком на небольшом катере «Леваневский». Накануне начала бомбежки города начальство направило судно в Саратов за военным обмундированием и одновременно разрешило капитану и моему папе взять свои семьи, чтобы там и оставить. Но едва мы отплыли, как началась такая бомбежка, что пришлось возвратиться назад. Потом задание отменили, мы же так и остались жить на катере.

Но это была совсем иная, нежели раньше, жизнь – военная. Мы грузили боеприпасы и продовольствие и доставляли его в центр. После этого забирали на борт раненых бойцов, женщин, стариков, детей и переправляли на левый берег. На обратном пути наступала очередь действовать « гражданской» половины команды катера, то есть жене капитана с сынишкой и нам с мамой. Двигаясь по покачивающейся палубе от раненого к раненому, мы поправляли им повязки, давали пить, успокаивали бойцов с тяжелыми ранениями, прося их немного потерпеть, пока мы не достигнем противоположного берега.

Все это приходилось делать под огнем. Немецкие самолеты сбили нам мачту, много раз пропарывали нас пулеметными очередями. Нередко от этих смертельных стежек гибли взятые на борт люди. Во время одной такой ходки были ранены капитан и папа, но на берегу им оказали срочную помощь, и мы вновь продолжали наши опасные рейсы.

Вот так нежданно – негаданно оказалась я в числе защитников Сталинграда. Правда, немного мне лично удалось сделать, но если впоследствии выжил хотя бы один боец, которому я чем-то помогла, то я – счастлива».

Участие в боевых действиях

Когда началась бомбежка, у Жени Моторина - коренного сталинградца, погибли мать и сестра. Так четырнадцатилетний подросток был вынужден какое-то время находиться вместе с бойцами на передовой. Они пытались эвакуировать его через Волгу, но из-за постоянных бомбежек и обстрелов это не удавалось. Настоящий кошмар Женя испытал, когда во время очередной бомбежки, шедший с ним рядом боец закрыл мальчика своим телом. В итоге солдата буквально изорвало осколками, но Моторин остался жив. Пораженный подросток долго бежал от того места. А остановившись в каком-то полуразрушенном доме, понял, что стоит на месте недавнего боя, окруженный трупами сталинградских защитников. Неподалеку лежал автомат, схватив который Женя услышал винтовочные выстрелы и длительные автоматные очереди.

В доме напротив шел бой. Через минуту, по спинам заходивших в тыл нашим солдатам немцев, ударила продолжительная автоматная очередь. Спасший воинов Женя, стал с тех пор сыном полка. Солдаты и офицеры позднее называли парня «сталинградским Гаврошем ». А на гимнастерке юного защитника появлялись медали: «За отвагу», «За боевые заслуги».

Разведка

Бесчаснова (Радыно) Людмила Владимировна

« …Меня направили в детприемник на Клинскую улицу. Многих малышей брали в семьи, а мы ждали отправки в детские дома .

Положения на фронте было тяжелым. Враг подошел к Дону, и до Сталинграда оставались десятки километров. Взрослым пройти рубеж от Дона до станиц было сложно, так как выжженные поля очень хорошо просматривались, и всех взрослых задерживали. Командование попробовало послать ребят в разведку. В детприемнике отобрали шестерых ребят.

Шесть дней нас готовили для разведки. По альбомам знакомились с техникой врага, обмундированием, знаками различия , условными обозначениями на машинах, как быстро сосчитать количество солдат в колонне (по 4 человека в ряд – рядов – взвод , 4 взвода – рота и т. п.). Еще большая ценность, если бы удалось случайно посмотреть в солдатской или офицерской книжке цифры на 1 и 2 страницах, и все это держать в памяти, ничего нигде не записывая. Даже кухня могла рассказать о многом, так как количество полевых кухонь, обслуживающих определенный участок, говорило о приблизительном количестве солдат, находящихся на данном участке. Мне все это очень пригодилось, так как сведения были более полными и точными. Конечно, немцы не спешили показывать свои документы. Но иногда удавалось расположить немцев к себе и попросить показать фотографии фрау и киндер, а это слабость всех фронтовиков. Фотографии хранились в карманах френчей, где рядом лежали и книжки. Конечно, не все разрешали даже открыть книжку, но иногда все же удавалось. При переходе линии фронта не всегда было очень гладко. И ловили, нас и допрашивали.

Мое первое задание было за Дон в районе Кумовки. Фронтовая разведка подыскала участок высадки, и нас, с (по легенде моя мать) на лодке переправили на берег, занятый врагом. Мы ни разу не видели живых немцев, и нам было не по себе. Было раннее утро. Солнце только всходило. Мы немного свернули, чтобы не было заметно, что идем от берега Дона. И вдруг, неожиданно оказались рядом с дорогой, на которой стояла колонна мотоциклистов. Мы крепко сжали друг другу руки и, делая беспечный вид, прошли сквозь ряды, вернее между мотоциклистами. Немцы не обратили на нас никакого внимания, а мы, со страху, не могли произнести ни одного слова. И только пройдя значительное расстояние, облегченно вздохнули и рассмеялись. Крещение было пройдено и стало почти не страшно. Впереди показались патрули, нас обыскали и, отобрав сало, строго-настрого запретили ходить здесь. Обращались с нами грубо, и мы поняли, что должны всегда быть начеку и возвращаться обратно другим путем. Мы должны были вернуться через день – два к месту высадки и тихо произнести «черный ворон». Кто был на тихой реке ночью, тот знает, как далеко разносится даже легкий всплеск…

В станицах солдат не было, а были созданные из казаков патрули, и в одном из домов жил староста. Пить из своих колодцев нам не разрешали. Хлеб пекли во дворе на капустных листьях, но с посторонними не делились. Дома стояли добротные и не разрушенные. Сведения, которые нам удалось собрать, давали возможность возвратиться в срок и доложить обстановку на этом участке. Небольшая заминка произошла на пути следования, которая изменил мою дальнейшую судьбу: мы возвращались домой, и вдруг начался обстрел. Мы забежали в землянку, где были старики и дети. Все молились. Гляди на Елену Константиновну, я тоже стала молиться, но делала это впервые и, по-видимому, неправильно. Тогда старик наклонился ко мне и тихо сказал, чтобы я не молилась, и что это не моя мама. Мы возвратились и рассказали все об увиденном и услышанном. Больше меня ни с кем не посылали и изменили легенду. Она была почти правдоподобна. Я, мол, потеряла маму, ищу ее и ухожу подальше от бомбежки. Я приехала из Ленинграда. Это зачастую помогало достать пищу и пройти охраняемые участки. Еще шесть раз ходила на задание».

«… Вскоре после приезда в Сталинград умерла от тифа мать, а я попала в детский дом. Те, кто пережил войну в детстве, помнят, как безошибочно по звуку, по силуэту научились мы разделять системы артиллерийских орудий, танков, самолетов, воинские знаки различия гитлеровской армии. Все это помогло и мне, когда я стала разведчицей.

В разведку я ходила не одна, была у меня напарница, двенадцати летняя ленинградка Люся Радыно. Не раз нас задерживали гитлеровцы. Допрашивали. И фашисты, и предатели, бывшие на службе у врагов. Вопросы задавали «с подходом », без нажима, чтобы не напугать, однако, мы уверенно старались держаться своей «легенды»: «Мы из Ленинграда, потеряли родных».

Держаться «легенды» было легко, потому, что не было в ней вымысла. И слово «Ленинграда» произносили мы с особой гордостью.

Навсегда запомнила июльскую ночь 1942 года. Меня с моим напарником Ваней направили с левого лесистого берега Дона и оставили одних на территории, занятой врагом.

И встретились. На дороге нас нагнали два немецких солдата на велосипедах . Остановили. Обыскали. Не найдя ничего кроме хлеба, отпустили.

Так состоялось мое первое боевое крещение. То, первое задание, разведотдела 62-й армии, принимавшей участие в боях за Сталинград, не принесло видимого успеха: во время 25-километрового рейда в тыл врага ни немецкая техника, ни войска – и все равно, оно было самым трудным, потому, что первым. Последнее мое задание было в октябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои за Сталинград. Севернее тракторного завода я должна была пройти полосу земли, занятой немцами. Два дня бесконечных попыток не принесли желаемого успеха: каждый сантиметр той земли был пристрелен точно. Лишь на третий день удалось попасть на тропинку, которая привела к немецким окопам.

На подходе меня окликнули, оказалось, я вышла на минное поле. Немец провел меня через поле и сдал начальству. Неделю держали меня за прислугу, едва кормили и допрашивали. Затем лагерь военнопленных. Потом - перевод в другой лагерь, из которого (вот счастливая судьба) отпустили».

« … На спуске со стороны Рабоче-Крестьянской стоял подбитый наш танк. Я приготовился переползти к нему, и вот у самого танка я попал к нашим разведчикам. Они расспросили, что я видел на своем пути. Я сказал им, что только что прошла немецкая разведка, она пошла под Астраханский мост. Меня они взяли с собой. Так я попал в 130 зенитно-минометный дивизион. Решили с первой оказией отправить за Волгу. Но я «прижился» сначала у минометчиков, а потом и у разведчиков, так как хорошо знал этот район.

… В дивизионе мне, как местному приходилось несколько раз переходить одному через линию фронта. Получаю задание: под видом беженца пройти от Казанской церкви через Дар-Гору, станции Садовая. Если удастся, пройти до Лапшина сада. Не записывать, не зарисовывать, только запоминать. Многие местные жители уходили из города через Дар-гору, станцию Воропоново и дальше.

В районе Дар-горы, недалеко от 14 школы я был задержан немецкими танкистами по подозрению, что я еврей. Следует сказать, что по отцовской линии моя родня – поляки. Я отличался от белобрысых местных мальчишек, тем, что был черноволос, как смола. Танкисты передали меня эсесовцам-украинцам то ли из Галичины, то ли из Верховины. А те, не мудрствуя, решили просто повесить. Но тут же я сорвался. Дело в том, что у немецких танков пушки очень короткие, и веревка соскользнула.

Только начали второй раз вешать, и …тут начался минометный обстрел нашим дивизионом. Это страшное зрелище. Не дай Бог, снова попасть под такой обстрел. Моих палачей, словно ветром сдуло, а я, как был с веревкой на шее, так и бросился бежать, не глядя на разрывы.

Отбежав порядочно, я бросился под настил пола разрушенного дома и набросил на голову пальто. Дело было в конце октября, то ли в начале ноября, и я был в зимнем пальто. Когда я встал после обстрела, то пальто было похоже на «царскую мантию»,- из синего пальто всюду торчала вата».

Детям, вместе со взрослыми, приходилось терпеть все горести немецкой оккупации. Немногие тогда, в сентябре, знали, что их ждет. : «О том, как ведут себя немцы на захваченной территории, я читала в газетах еще в начале войны. Честно скажу, восприятие было двойственным – и верилось, и не верилось. Но когда немцы в сентябре вошли в наш окоп, все мои сомнения были повергнуты…».

Фашисты воплотили в жизнь самые страшные людские кошмары, и, судя по воспоминаниям детей военного Сталинграда, даже получали от этого удовольствие. «Вместе с появлением немецких танков начались кровавые расправы. Под мелодии губных гармошек, под маркой борьбы с партизанами немцы вешали людей. Почти на каждом сохранившемся столбу висели мужчина или женщина. Врываясь в подвалы, погреба, щели, фашисты грабили, насиловали. Пьяные оргии продолжались несколько дней. Каждый такой день мог стать для любого из нас последним»,- .

Говоря о негуманном отношении немцев к советским людям, нельзя не вспомнить признания генерал-майора Леннинга: «Город Сталинград официально предназначен открытому грабежу из-за его удивительного сопротивления». Из показаний майора Шпайтелья: «Немецкие войска в городе Сталинграде проявили грабеж и насилия над советским населением, забирали у местных жителей теплые вещи, хлеб и продукты, изымали столы, стулья, посуду, ценности», а также по воспоминаниям самого населения, становится понятно, что в Сталинграде размеры производимых немцами грабежей превзошли все, что имело место в других(подобных) оккупированных ими городах Советского Союза.

И, конечно же, это не могло обойти стороной детей. Ведь отбирали их хлеб, их вещи, их надежду на выживание…

Так, сами того не осознавая, сталинградские дети стали «заложниками войны».

Список литературы:

http://art. *****

http://detistalingrada. *****

Цель. Познакомить детей с историческими событиями Великой отечественной войны: оборона Сталинграда.

Задачи:

  • Дать детям представления о мужестве и героизме защитников Сталинграда.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, чувство сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры.
  • Формировать бережное отношение к истории своей страны.
  • Развивать наблюдательность внимание, память, мышление.
  • Дать понять детям, что такое мужество, мемориал, обелиск, орда, орава.

Материал: Иллюстрации по теме о Сталинградской битве.

Песни: «Вечный огонь», «На мамаевом кургане тишина», «Священная война».

Ход занятия. Ты хочешь Мира?
Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне

Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, слова В. Лебедев – Кумач.

Весной вся наша страна будет отмечать 70 лет Великой победы.

Давным-давно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг – германские фашисты. Над страной нависла смертельная опасность. Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали стариков детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор ещё не было. Более 20 миллионов жизней унесла война. Весь народ встал на защиту своей Родины. В те дни повторяли слова:

Вставай страна огромная

Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною

С проклятою ордой.

Поэтому так важна была для народа первая победа над фашизмом - победа под Сталинградом.

1943 год Сталинград! (Показ иллюстрации начало военных действий.)

Мы говорим – мужество, а подразумеваем – Сталинградскую битву.

Мы говорим - Сталинградская битва, а подразумеваем мужество. Умирали от пуль от гранаты, замерзали насмерть порой.

Гибли, гибли наши солдаты, в Сталинграде, под Курском, Москвой. Великий подвиг Сталинграда золотыми буквами вписан в историю нашей Родины. Именно от стен этого города началась поступь Великой Победы весны 1945 года!!!

Активные наступления немецких войск вынудило, войска юго – западного фронта, с тяжелыми боями отступить за Дон, к Сталинграду. Превосходство в силах и средствах было на стороне врага. К событиям, развернувшимися на берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской Армии, остановит ли фашистское нашествие?

За Днепр и Волгу шли солдаты в бой

Сражался каждый, за край родной.

22 августа вражеская авиация нанесла массивный удар по Сталинграду с воздуха, совершив 2 тысячи самолётовылетов.

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.

А.Сурков.

Город подвергся страшным разрушениям, целые кварталы были превращены в руины: или же по попросту стёрты с лица земли.

Показ иллюстрации немецких самолётов и разрушенных зданий.

Дети читают стихи.

1. Волгоград – Сталинград!

Души павших солдат

Всё горит, просто некуда деется

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

2. Волгоград – Сталинград!

Рядовой и комбат.

Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча, люди стоят

Журавли пролетят

И курлыканье, как отпеванье.

Можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину?

Какими словами можно назвать людей защищавших Сталинград?

А как вы думаете, сумела бы Красная армия победить, если бы небыли дружны между собой?

Помните: и нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.

Давайте встанем в круг возьмёмся за руки и проговорим такие слова:

«Главное вместе. Главное дружно!

Главное с сердцем, горящим в груди!

Нам, равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

- ЭТО БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ, ТО, ЧТО МЫ ВМЕСТЕ МЫ НЕПОБЕДИМЫ!!!

Каждый приближал победу, как мог. И везде с взрослыми рядом были дети. Дети Сталинграда, были первыми помощниками в госпиталях, Они носили воду, стирали бинты (потому что бинтов не хватало для раненых), помогали раненым: пели им песни, читали книги, одевали и другое.

Показ иллюстраций.

Дети читают стихи.

Под Сталинградом шли бои

Герои не сдавались

Потери были велики

Солдаты кровью истекали.

Врачей так мало, места не

А раненых все больше, больше

И каждый полон лазарет

Казалось, сил не хватит больше.

И дед с оравою - ребят

Решили очень быстро

Медсёстрам надо помогать

Водой снабдить их чистой!

Не уставали целый день

Носили воду дети.

Когда судьбу Сталинграда, а может быть, и судьбу войны и победы, решали уже не часы, а минуты, прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду и шли в рукопашную на врага гвардейцы 13-й стрелковой дивизии генерала Родимцева. Через два дня смертельных боев они штурмом взяли Мамаев курган.

Это было в феврале – самом снежном, самом белом месяце русской зимы. Но земля Мамаева кургана была тогда черной. Черным был снег, перемешанный взрывами с землей, покрытой сплошным слоем рваного, искореженного, обгоревшего металла.

Тихое время заката

В Волгу спустило крыло

Ах вы, ребята, ребята!

Сколько вас здесь полегло.

В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется «МИНУТА МОЛЧАНИЯ». Прошу всех встать.

В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боёв стал Мамаев Курган. Защитники Сталинграда назвали его высотой России. Здесь они дали клятву «Ни шагу назад! Стоять, на смерть! За Волгой для нас земли нет!».

Был город суровым и твёрдым

Он выстоял наш Сталинград

Остался на веки нам дорог

Родной Сталинград – Волгоград!

100 дней и ночей фашисты рвались за эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все осталось в руках ее защитников.

Слушание песни «На Мамаевом кургане тишина» А. Репина.

«По всей России обелиски, как души, рвутся из земли» Р. Казакова

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли

По всей России обелиски

Как души рвутся из земли

…..Они прикрыли жизнь собою, -

Жить начинавшие едва

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

2 февраля является Днём воинской славы России и отмечается у нас в стране, как день разгрома советскими войсками немецко – фашистких войск в Сталинградской битве (1943 год).

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в истории мужества и героизма.

«Имя Сталинграда» золотыми буквами навечно вписано в историю нашего народа.

К 70- летию разгрома советскими войсками фашистских войск, в Сталинградской битве, родители подарили нам все те иллюстрации, которые вы видели на занятии, и ещё фото обелисков на мамаевом кургане - для создания альбома - «Уроки мужества».

Павшим

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни. Не потому ли я живу, что умерли они? Была б кощунственной моя тоскливая строка о том, что вот старею я, что, может, смерть близка. Я мог давно не жить уже: в бою, под свист и вой, мог пасть в соленом Сиваше иль где-то под Уфой. Но там упал ровесник мой. Когда б не он, как знать, вернулся ли бы я домой обнять старуху мать. Кулацкий выстрел, ослепив, жизнь погасил бы враз , но был не я убит в степи, где обелиск сейчас. На подвиг вновь звала страна. Солдатский путь далек. Изрыли бомбы дочерна обочины дорог. Я сам воочью смерть видал. Шел от воронок дым; горячим запахом металл запомнился живым. Но все ж у многих на войне был тяжелее путь, и Черняховскому - не мне - пробил осколок грудь. Не я - в крови, полуживой, растерзан и раздет,- молчал на пытках Кошевой в свои шестнадцать лет. Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни. Не потому ли я живу, что умерли они? Чем им обязан - знаю я. И пусть не только стих, достойна будет жизнь моя солдатской смерти их.

1948 Степан Щипачёв

УРОК МУЖЕСТВА «Сталинградская битва. Защитники Отечества»Содержательная часть

Учитель

Сегодня у нас необычный урок – Урок Мужества.

О ком говорят, что «они мужественные, доблестные, смелые, отважные…»?

(О героических людях, о защитниках Родины, о воинах.)

Как вы думаете, о каких праздничных датах можно говорить на Уроке Мужества?

– Более 90 лет как отмечается этот праздник, правда, ранее праздник назывался «День Советской Армии и Военно-Морского Флота» и 67 лет празднуем Великую Победу.

Ребята, мы с вами проделали большую поисковую работу и на уроке подведем итог того, что узнали о Сталинградской битве, о героях в годы войны и в мирное время.

Значит, будем говорить о чувстве патриотизма и о патриотах нашей Родины. Кто же такие «патриоты»?(Люди, горячо любящие свою Родину, которые берегут, защищают и преумножают ее богатства.)

Рассказ о Сталинградской битве.

Ученик

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе

Тобою начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье, твердили мы:

Мужайся, Сталинград!

Сквозь наше сердце шло твое страданье.

Сквозь нашу кровь струился горячо

Поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось стать к плечу плечом

И на себя принять хоть часть ударов.

Библиотерарь

В директиве Гитлера №41 от 5 апреля 1942 года целью ставилось: овладеть промышленным городом – Сталинградом, предприятия которого выпускали военную продукцию (заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», «Тракторный»); выйти к Волге, по которой в кротчайший срок можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю – к 25 июля 1942 года.

С 14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена Указом Президиума Верховного Совета СССР на осадном положении.

Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что это город-символ, носящий имя Сталина, играет ключевую роль в патриотическом сознании народа.

Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоящих на смерть 200 дней и ночей, сказавших себе и другим «За Волгой для нас земли нет», сломивших фашистский натиск, получил огромный резонанс в мире, стал началом конца гитлеровской Германии.

10 января 1943 года советские войска начали операцию по уничтожению противника. К 26 января 1943 года они расчленили немецко – фашистскую группировку на две части. И 31 января 1943г. Паулюс сдался в плен вместе со своим штабом. 2 февраля 1943г. сложили оружие остатки немецкой группировки под Сталинградом.

Всего было взято в плен 91тыс. немецких солдат, захвачено 5762 орудия, 1312 минометов, 1666 танков.

В сражении под Сталинградом вермахт понес невосполнимые потери в 1,5 млн. человек, в том числе 19 ноября1942г. 800тыс. солдат и офицеров, до 2тыс. танков и штурмовых орудий, свыше 10тыс. орудий и минометов, около 3тыс. самолетов. Впервые в плен попал фельдмаршал германской армии. По всей Германии был объявлен 3-х дневный траур.

Победа под Сталинградом – коренной перелом в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.

- «Говорит Москва, в последний час наши войска полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда…наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда и вынудили его сложить оружие…2февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

IV.О героях Сталинградской битвы.

1 ученик

ЯКОВ ФЕДОТОВИЧ ПАВЛОВ

Родина высоко оценила героизм защитников «Дома Павлова», их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов. Все они были удостоены правительственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Показ слайда

2 ученик

МАТВЕЙ МЕФОДИЕВИЧ ПУТИЛОВ

В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба Матвей Мефодиевич Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

Показ слайда

3 ученик

МИХАИЛ ПАНИКАХА

Героический подвиг совершил М.А. Паникаха. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попавшей пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж.

Показ слайда

V.Дети читают стихи.

1 ученик

СТАЛИНГРАД

Солдаты и генералы, летчики и танкисты,

Снайперы и разведчики – всех не перечислишь.

«Ни шагу назад!» – был их девиз.

Каждый шаг вперед – был шагом героев.

Каждый из них, не задумываясь,

Совершил этот великий шаг,

От которого зависела судьба Сталинграда,

Судьба страны…

2 ученик

СТАЛИНГРАД

С. Орлов

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся принял бой,

Встал фронтом поперек России-

И всю ее прикрыл собой!

3 ученик

ОН ЗАЩИЩАЛ СТАЛИНГРАД

А. Сурков

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград…

VI.Рассказ о землячке Вале Заикиной .

Учитель

Разбирая архивы вермахта после войны писатель Овидий Горчаков наткнулся на документы допроса гестапо наших разведчиков, попавших в плен под Сталинградом.

1 ученик

Его поразила стойкость и мужество молодых людей, с которой они держались на допросах гестаповцев. Их расстреляли на рассвете. Это была разведгруппа «МАКСИМ», среди которых находилась наша землячка молодая 19-летняя девушка Валентина Заикина. Валя Заикина родилась в селе Владимировка Астраханской области (ныне город Ахтубинск), училась в школе№2, Валя закончила 10 классов и после выпускного бала узнала, что началась война.

2 ученик

В городе Астрахани для подготовки партизан была организована спецгруппа, в которой обучалось 450 человек. Молодые ребята учились прыжкам с парашюта, владению различными видами оружия, подрывному делу, искусству захвата «языка», радиоделу и другим специальностям.

3 ученик

Многое из этой учебы пригодилось впоследствии молодым партизанам в боях под Сталинградом, в боях на подступах к Астрахани, в Калмыкских степях. Из этой спецшколы в тыл врага было отправлено 12 отрядов партизан. Одним из этих отрядов была группа «МАКСИМ», которая вела разведывательную работу и передавая по рации о передвижении немцев к Сталинграду, а также вела активные боевые действия в тылу врага.

Показ фото. Они были в группе « Максим».

4 ученик

Группа «МАКСИМ» и другие партизанские группы, обученные в Астрахани, наводили страх на врага. Группа «МАКСИМ» состояла из 15 человек, проявив мужество и отвагу героически погибла. Среди них был астраханец Коля Хаврошин, ребята-волжане Степа Киселев, Ваня Сидоров и наша землячка Валя Заикина и ее товарищ Коля Кулькин.

5 ученик

Героической партизанке Вале Заикиной, схваченной и замученной фашистами, установлен памятник в городе Ахтубинске перед ее бывшей школой. Ее имя носит школа№2 и одна из улиц города. На перекрестке улиц Сталинградской и Пушкина стоит дом с мемориальной доской, в котором жила Валя Заикина.

Пораженный героизмом молодых людей писатель Овидий Горчаков написал книгу «Максим не выходит на связь».

6 ученик

«Вы в бронзе и камне застыли

Сквозь время взирая на нас,

Вы жизнью своей заплатили,

За то, чтоб мы жили сейчас».

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

А.Твардовский

Показ фото у памятника Вали Заикиной.

Учитель

Звучит аудиозапись песни «День Победы»

Слова В.Харитонова

Музыка Д.Тухманова

VII.Показ фильма о героях- ахтубинцах «Город устремленный в небо».

Учитель

- Только ли во время войны надо беречь и защищать свою Родину?

(Ответы учащихся)

- Давайте посмотрим видеофильм о защитниках Отечества в мирное время.

« На Волге есть много мест, удивляющих своей красотой и каким-то неповторимым очарованием. Одно из таких мест в Астраханском крае на берегу тихой речушки Ахтуба – замечательный город Ахтубинск. Городок маленький, но известен всем людям увлеченным российской авиацией.

Ахтубинск – город авиаторов. Здесь в мирное время проходят испытания авиационной техники и подготовка летчиков – испытателей. Люди отдают свои силы и энергию, а порой и жизнь служению Российской авиации.

Одним из любимых мест ахтубинцев является мемориальный комплекс Крыло Икара – это памятник погибшим испытателям.

Названия улиц – живая история города. Они носят имена людей, которые оставили глубокий след в истории авиации и летно – испытательного института

В Ахтубинске проходили службу 5 дважды Героев и более 100 Героев Советского Союза, 16 Героев России, 6 из которых служат в настоящее время.»

Учитель

Почему людей называют героями?

Какие люди прославили наш город Ахтубинск?

Помнят ли жители города их имена?

Ахтубинск – наша малая родина. Мы гордимся своим городом и бережно храним его историю!

VIII.Итог.

Кого можно назвать защитником Отечества?

Только ли во время войны нужно защищать свою Родину?

Каким должен быть защитник?

(Преданным, храбрым, мужественным, отважным, сильным, смелым, должен любить свою Родину.)

Как называется человек, которому присущи качества личности, которые вы назвали?

(Патриот.)

Я думаю, что каждый человек должен любить, беречь и охранять свою Родину – значит быть ее патриотом.

К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.

В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков.

Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. (командующий - маршал Тимошенко, с 23 июля - генерал-лейтенант Гордов).

Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов.

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. Далее хроника событий развивалась следующим образом.

Оборонительный этап Сталинградской битвы

23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.

В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.

В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. Фашисты осознавали слабость своих флангов, но не предполагали, что советскому командованию удастся собрать нужное количество войск.

19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. В течение недели с 23-го ноября усилия советских войск были направлены на укрепление блокады вокруг врага. С целью снятия этой блокады немецким командованием была сформирована группа армий «Дон» (командующий - генерал-фельдмаршал Манштейн), однако и она была разгромлена.

Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта (командующий - генерал К.К. Рокоссовский). Так как немецкое командование отвергло ультиматум о прекращении сопротивления, советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы.

Итоги Сталинградской битвы:

Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.

Значение Сталинградской битвы

Значение Сталинградской битвы трудно переоценить. Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать. Итог этой битвы вызвал замешательство в странах Оси (гитлеровской коалиции). Наступил кризис профашистских режимов в странах Европы.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Войну начинают взрослые и сильные мужчины. А расплачиваются женщины, старики и самое страшное и нелепое - дети. (Слайд 2)

Мужеством советского народа наполнены страницы Великой Отечественной войны. (Слайд 3)

Высочайшей вершиной мужества стала битва на Волге, Сталинградская битва . (Слайд 4)

Продолжалась она 200 дней и ночей. Мы много знаем о Сталинградской битве, о героизме и мужестве ее участников, знаем имена солдат, отдавших свои жизни за Сталинград.

Мы низко кланяемся всем героям той великой битвы

Мы помним ваши имена
Храним их в памяти всегда
Про подвиг твой, наш Сталинград,
Мы не забудем никогда

Нас с вами сегодня волнует вопрос: Как пережили это страшное время дети Сталинграда, что было с ними в дни Сталинградской битвы, как отразилось это время на судьбах детей, как они пережили весь этот ад? (Слайд 5)

Глаза девчонки семилетней. (Слайд 6)
Как два померкших огонька
На детском личике заметна
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней, - молчит в ответ
Как будто ей не семь, не восемь
А много, много горьких лет

Кто возвратит детство детям Сталинграда, что помнят они, что могут рассказать, что могли понять, увидеть, запомнить? Многое... (Слайд 7)

Ученики 7 класса:

1. Олег Назаров. 5 лет. Когда немец стал сильно бомбить Сталинград,мы сидели в разрушенном доме, вся семья: мама и папа, дедушка, бабушка, я и сестренка. Маму убило, папа ушел с красноармейцами, дедушка и бабушка умерли от голода. Сестренку взяла тетя, а меня военный дядя привез, где было много детей, в Дубовский детский дом.

2. Лида Орешкина. 5 лет . Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мы пошли с ней за хлебом, из ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна. Маму куда-то угнали и я ее больше не видела.

3. Ваня Васильев 5 лет. Мы жили в Бекетовке. Папа пошел воевать с немцами, мама поехала в город. Когда немецкий самолет бросил бомбу, то попал в вагон, где была мама, и ее убило. У меня была сестренка, но я не помню, куда она делась.

4. Гурий Хватков. 13 лет . Наш дом сгорел. Отец и мать схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось. Мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно.

Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города.

Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! (Слайд 8)

5. Борису Усачеву было в ту пору пять с половиной лет , когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать, и мальчик стал уже осознавать, что он единственный, кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и маленький Борис подтаскивал солому, чтобы мама было легче лежать на промерзшей земле, собирал колосья и кукурузные початки. Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу - холодный сарай в хуторе. Малыш по обледеневшему склону спускался к проруби, чтобы принести воды, собирал дрова, чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка.

Учитель:

Оказывается и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью. (Слайд 9)

6. Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти , вспоминает, как она, больная, с высокой температурой лежала в доме, где хозяйничали фашисты. “ Помню, как один немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, нос, грозя отрезать их,

если я буду стонать и кашлять ”. В эти страшные мгновения, не зная чужого язык, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то, что крикнуть: “Мама”. Галина вспоминает, как они выжили, находясь в оккупации:

“От голода у нас с сестрой заживо гнила кожа, ноги распухали. По ночам мама выползала из нашего убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки.

Когда после перенесенных страданий девочку впервые искупали, то увидели в ее волосах седину. Так с пяти лет она с седой прядью и ходила.

Учитель: (Слайд 10)

Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну улицу за другой, улицы Сталинграда. Крепких мужчин и женщин загоняли в вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону. Как они выживал, видит только бог. Большую помощь детям оказывала солдаты, защищавшие Сталинград . Многие полки, сражаясь в руинах города, оказывались на скудном пайке, но, увидев голодные глаза детей, бойцы делились с ними последним. (Слайд 11)

Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы “помочь сражающейся Родине”, как ни высокопарно это звучит сегодня. Вот какими были юные сталинградцы! Они проявляли чудеса мужества и героизма. (Слайд 12)

Ученики 7 класса.

7.Миша Романов. Мальчик 13-ти лет. Воевал он вместе с отцом в партизанском отряде. Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты.

Неизвестно, что стало с матерью и сестренкой. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемет отца. Миша остался один. Он встал во весь рост на краю окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпу окруживших его гитлеровцев. Раздался взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, пионер Миша Романов.(Слайд 13)

8. Ваня Цыганков, Миша Шестеренко, Егор Покровский . Эти ребята вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей и их огневых точек. Они помогли освободить группу советских военнопленных, совершив дерзкую диверсию. Дорогу, где продвигались фашистские автоколонны, устлали дощечками с гвоздями. Более 50 таких дощечек разместили на расстоянии 50 м. одна от другой.

Таким образом, движение остановилось. Враги долго искали и затем, вышли на ребят. Замученные, они погибли, не склонив головы. Старшему из них было 15 лет . (Слайд 14)

9. Леня Кузубов. 12-летним подростком убежал он на фронт на третий день войны. Разведчиком участвовал в боях под Сталинградом. Дошел до Берлина, трижды ранен, расписался штыком на Рейхстаге. (Слайд 15)

10. Саша Филиппов. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. Невысокий, подвижный, находчивый он свободно ходил по городу. Действуя в тылу врага. Саша 12 раз переходил линию фронта. Он добывал важные документы, сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в него гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили фашисты и повесили вместе с другими партизанами.(Слайд 16)

11. (Слайд 17)

Юные безусые герои

Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина
Благодарность вечная вам всем
Маленькие стойкие мужчины
Девочки, достойные поэм.

Ах, война, что ты сделала подлая.. За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали ее ужасы. Война каждый день, каждую секунду и так на протяжении почти четырех лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. А сколько детей погибло в годы войны, этого не знает никто. Очень хочется, чтобы нам никогда не пришлось испытать ужасов войны.

Пусть всегда над нами будет мирное небо.

Сегодня у нас ещеодин гость, замечательный человек Антонов Антон Антонович. Его детство “опалено войной”. В дни Сталинградской битвы ему было 6 лет.

Прошло 70 лет, но Антон Антонович с огромной болью вспоминает, то страшное время. Поприветствуем Антона Антоновича. (учащиеся приветствуют аплодисментами, вручают цветы)

Ребята, учащиеся 7 класса проведут интервью с Антоном Антоновичем, зададут ему несколько вопросов.

Маша: Антон Антонович, мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Расскажите нам, пожалуйста, где вы родились, каким был ваш родной хутор?

Антон Антонович: Я родился в хуторе Белявском, что в 5 км. от Серафимовича. Хутор был настоящим райским уголком. На взгорке хуторок, а ниже сады, лес, река

Дон. Я посвятил своей родине стихотворение:
Моя родина – хутор Белявский.
Мне милее в мире нет.
Здесь был райской природой обласкан,
Материнской любовью согрет.

Юля: Сколько было детей в вашей семье?

Антон Антонович: В нашей семье было пятеро детей. Когда началась война, старшему брату было 12 лет, младшей сестре было всего 2 месяца.

Маша: Как вы пережили дни Сталинградской битвы?

Антон Антонович: Было очень страшно, первыми в хутор вошли румыны. Начался переполох. Румыны ловили кур, гонялись за мелкой живностью

Как-то утром проснулся от страшного грохота, мама плачет. Комсомольский батальон переправился через Дон и хотел занять наш хутор, артиллерийским залпом их накрыло. На Гульнин бугор согнали ребятишек-комсомольцев. В живых никого не осталось. После войны, когда пахали бугор, повсюду были человеческие кости.

Через несколько дней ночью немцы выгнали всех из хутора и погнали степью, балками: гнали несколько дней. Нас у мамы было 5 человек. Младшей сестренке 2 месяца. Я с валенками под мышкой держался за подол матери.

Старший брат погнал степями корову. Оказались мы в хуторе Средняя Царица. Брат, как не странно, пригнал корову, которая и спасла нас от голода. Жили в доме из 2 комнат. В одной жили 3 семьи, в том числе и мы с мамой, в другой жили румыны. Когда возвратились домой, была зима Дом наш был пуст. Не было еды, дров, посуды, одежды, не чем было кормить корову. Начался голод. Ели все, даже чакан и желуди.

Когда сошел снег, стало легче. Выливали сусликов, рыли коренья, варили ракушки. Жили очень дружно. Часто приходилось ходить побираться, люди подавали. Отец после войны не вернулся, жить было очень трудно.

Есть нечего, одеть тоже, а надо было учиться.
Война отняла мое детство,
А тяжкие годы войны
Оставили в память наследство:
Кошмарные, жуткие сны.

Юля: Антон Антонович, как сложилась ваша жизнь после войны?

Антон Антонович: После окончания школы работал трактористом, бригадиром, слесарем. Затем поступил в Михайловское педагогическое училище. Стал учителем начальных классов. 33 года учил ребятишек в х. Майоровский. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне дала мне такую профессию. У меня очень хорошая жена. Мы воспитали троих детей, сейчас у нас восемь внуков.

Не оседлал жемчужного коня,
Но на судьбу роптать не смею,
Ведь жизнь моя зависит от меня,
А право быть собою я имею.

Маша: Антон Антонович, мы знаем, что вы пишите стихи. Очень просим, прочитайте нам хотя бы одно из своих стихотворений.

Антон Антонович: Я прочитаю одно из своих любимых стихотворений. Оно называется “Моей милой маме”.

Когда Антон Антонович читал стихотворение, у многих ребят на глазах были слезы.

Юля: Антон Антонович, большое вам спасибо за то, что вы пришли к нам в гости. Мы желаем вам здоровья.

Антон Антонович, ученица нашей школы написала стихотворение, которое посвятила всем детям военного Сталинграда, и лично вам, нашему земляку, которого мы все любим и уважаем. Послушайте его, пожалуйста. Мы дарит вам это стихотворение от всей души.

Стихотворение “Мой Сталинград”.

Мой Сталинград.

Я родился в Волгограде,
Мне этот город так знаком!
Люблю его аллеи, парки,
Родную школу, отчий дом.
Люблю по городу гулять,
О чем-то думать и мечтать.
Летом в Волге я купаюсь,
Теплом и солнцем наслаждаюсь.
Хорошо мне в мирном городе моем!
Любовь к нему все крепнет
С каждым днем.

А Сталинград?
Сталинграда я не знал,
Его не видел, по нему я не гулял,
Но слово это гордое
С рождения со мной.
Город Сталинград – Герой,
Это тоже - город мой!

42-й. Самый страшный год.
Гитлер по России с победами идет.
У стен родного Сталинграда
Сказал твой прадед или мой:
“Родной свой город защитим
И никому не отдадим!”
И стали грозною стеною,
Сплотились в дружбе, как один:
Грузин, русский, узбек,
Таджик, казах и армянин.
За каждый дом, за пядь земли
Солдаты жизни отдавали,
И свой родной и милый край
Большой ценой, но отстояли.

Великим подвигом героев
Гордится русская земля,
Гордится каждый в ней живущий,
Гордятся все мои друзья.
На Мамаевом кургане
Низко головы склоняем,
Солдатам битвы Сталинградской
Достойно жить, мы обещаем.
Не удалось грозным фашистам
Вас победить, ваш дух сломать.
Мы, внуки, правнуки героев
О том не будем забывать.
Про подвиг твой, мой Сталинград,
Я сыну, дочке расскажу.
Тропинку памяти народной
И к их сердцам я проложу.

Я родился в Волгограде,
Сталинград в сердце храню.
Защитников земли родной
За счастье жить благодарю.

Учитель: (Слайд 18)

Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким – детям. Как детской головкой понять, почему так часто плачет мама, почему нечего кушать, почему выгоняют из родного дома, почему вокруг так много горя, боли, смертей. Пусть никогда больше война не придет на нашу священную землю, пусть всегда над нами будет мирное небо! (Слайд 19)

Песня “Солнечный круг, небо вокруг” (Слайд 20)

Эта человеческая трагедия почти затерялась на фоне грандиозной битвы

Вышедшая в свет книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны.

В Сталинград война ворвалась внезапно. 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону, почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день, пополудни, все в одночасье рухнуло. 4-я немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. Сотни самолетов, совершая один заход за другим, планомерно уничтожали жилые кварталы. История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета. В городе тогда не было скопления наших войск, так что все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения.

Никто не знает - сколько тысяч сталинградцев погибло в те дни в подвалах обрушившихся зданий, задохнулось в земляных убежищах, сгорело заживо в домах.

«Из своего подземного убежища мы выбежали наружу, - вспоминает Гурий Хватков, ему было 13 лет. – Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река… Мы бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы поднялись по трапу, как пароход отошел. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города».

Сотни немецких самолетов, низко спускаясь над Волгой, расстреливали жителей, пытавшихся переправиться на левый берег. Речники вывозили людей на обычных прогулочных пароходах, катерах, баржах. Фашисты поджигали их с воздуха. Волга стала могилой для тысяч сталинградцев.

В своей книге «Засекреченная трагедия гражданского населения в Сталинградской битве» Т.А. Павлова приводит высказывание офицера абвера, которого взяли в плен в Сталинграде:

«Мы знали, что русских людей надо уничтожать как можно больше, с тем, чтобы предотвратить возможность проявления какого-либо сопротивления после установления нового порядка в России».

Вскоре разрушенные улицы Сталинграда стали полем сражения, и многих жителей, чудом оставшихся в живых во время бомбардировок города, ожидала тяжелая участь. Они были захвачены немецкими оккупантами. Фашисты выгоняли людей из родных мест и бесконечными колоннами гнали по степи в неизвестность. По пути те срывали обгоревшие колосья, пили воду из луж. На всю жизнь, даже у малых детей, остался страх – только бы не отстать от колонны – отставших пристреливали.

В этих жестоких обстоятельствах происходили события, которые впору изучать психологам. Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! Борису Усачеву в ту пору было всего пять с половиной лет, когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать. И мальчик стал уже осознавать, что он – единственный, кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и Борис подтаскивал солому, чтобы маме было легче лежать на подмерзшей земле, собирал колосья и кукурузные початки. Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу - остаться в холодном сарае в хуторе. Малыш по обледеневшему склону спускался к проруби, чтобы принести воды, собирал дровишки, чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка…

Оказывается, и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью… Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой, лежала в доме, где хозяйничали фашисты: «Помню, как один молодой немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, носу, грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять». В эти страшные мгновения, не зная чужого языка, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то чтобы крикнуть: «Мама!»

Галина Крыжановская рассказывает о том, как они выживали, находясь в оккупации. «От голода кожа у нас с сестрой заживо гнила, ноги распухли. По ночам мама выползала из нашего подземного убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки, кишки…»

Когда после перенесенных страданий девочку впервые искупали, то увидели в ее волосах седину. Так с пяти лет она с седой прядью и ходила.

Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну за другой улицы Сталинграда. И новые колонны беженцев под охраной оккупантов тянулись на запад. Крепких мужчин и женщин загоняли в вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону…

Но в Сталинграде находились и семьи, которые остались в расположении наших сражающихся дивизий и бригад. Передний край проходил через улицы, руины домов. Застигнутые бедой, жители укрывались в подвалах, земляных убежищах, канализационных трубах, оврагах.

Это тоже неизвестная страница войны, которую раскрывают авторы сборника. В первые же дни варварских налетов были разрушены магазины, склады, транспорт, дороги, водопровод. Прекратилось снабжение населения продовольствием, не было воды. Я, как очевидец тех событий и один из авторов сборника, могу свидетельствовать, что нам за пять с половиной месяцев обороны города гражданскими властями не было выдано ни каких-либо продуктов, ни одного куска хлеба. Впрочем, и выдавать было некому - руководители города и районов сразу эвакуировались за Волгу. Никто не знал, есть ли жители в сражающемся городе и где они находятся.

Как же мы выживали? Только милосердием советского солдата. Его сострадание к голодным и измученным людям спасало нас от голода. Каждый, кто выжил среди обстрелов, взрывов, свиста пуль, помнит вкус мерзлого солдатского хлеба и варево из пшенного брикета.

Жители знали, какой смертельной опасности подвергались бойцы, которые с грузом продовольствия для нас отправлялись, по собственной инициативе, через Волгу. Заняв Мамаев курган и другие высоты города, немцы прицельным огнем топили катера и лодки, и только редкие из них доплывали по ночам до нашего правого берега.

Многие полки, сражаясь в руинах города, оказывались на скудном пайке, но, увидев голодные глаза детей и женщин, бойцы делились с ними последним.

В нашем подвале под деревянным домом укрывались трое женщин и восемь детей. Выходили из подвала за кашей или водой только старшие дети, которым было по 10-12 лет: женщин могли принять за разведчиц. Однажды в овраг, где стояли солдатские кухни, поползла и я.

Пережидала обстрелы в воронках, пока добралась до места. Навстречу мне шли бойцы с ручными пулеметами, коробками с патронами, катили орудия. По запаху я определила – за дверкой блиндажа находится кухня. Я топталась, не решаясь открыть дверь и попросить каши. Передо мной остановился офицер: «Откуда ты, девочка?» Услышав про наш подвал, он повел меня в свою землянку в откосе оврага. Поставил передо мной котелок с гороховым супом. «Зовут меня Павел Михайлович Корженко, - сказал капитан. – У меня сын Борис – твоего же возраста».

Ложка дрожала у меня в руке, пока я ела суп. Павел Михайлович смотрел на меня с такой добротой и состраданием, что душа моя, скованная страхом, обмякла и затрепетала от благодарности. Еще много раз я буду приходить к нему в землянку. Он не только кормил меня, но и говорил о своей семье, читал письма от сына. Случалось, рассказывал о подвигах бойцов дивизии. Мне он казался родным человеком. Когда я уходила, он всегда давал мне с собой брикеты каши для нашего подвала… Его сострадание на всю жизнь станет для меня нравственной опорой.

Тогда по-детски мне казалось, что война не может погубить такого доброго человека. Но после войны я узнала, что Павел Михайлович Корженко погиб на Украине при освобождении города Котовска…

Галина Крыжановская описывает такой случай. В подпол, где укрывалась семья Шапошниковых, – мать и трое детей, прыгнул молодой боец. «Как же вы здесь жили?» – удивился он и сразу снял свой вещевой мешок. Положил на топчан кусок хлеба и брикет каши. И сразу выскочил наружу. Мать семейства бросилась за ним, чтобы сказать ему спасибо. И тут на ее глазах бойца насмерть сразила пуля. «Если бы не задержался, не стал бы с нами делиться хлебом, может быть, успел бы проскочить опасное место», - сокрушалась она потом.

Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы «помочь сражающейся Родине», как ни высокопарно сегодня это звучит. Но такими были юные сталинградцы.

После оккупации, оказавшись в глухом селе, одиннадцатилетняя Лариса Полякова вместе с матерью пошла работать в госпиталь. Взяв медицинскую сумку, в мороз и пургу каждый день Лариса отправлялась в неблизкий путь, чтобы принести в госпиталь медикаменты и перевязочные средства. Пережив страх бомбежек и голод, девочка нашла в себе силы ухаживать за двумя тяжелоранеными бойцами.

Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Офицеры, заметив огневые точки врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги, где находились артиллерийские батареи. Однажды, когда фашисты предприняли очередную атаку, взрывом разорвало телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые один за другим пытались восстановить связь. Фашисты были уже в десятках метров от КП, когда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Толик со своими родными был в нашем подвале, и я была свидетелем того, как капитан, передав матери буханки хлеба и консервы, благодарил ее за воспитание такого отважного сына.

Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.

В подвалах, земляных норах, подземных трубах – всюду, где прятались жители Сталинграда, несмотря на бомбежки и обстрелы, теплилась надежда – дожить до победы. Об этом, вопреки жестоким обстоятельствам, мечтали и те, кто был угнан немцами из родного города за сотни километров. Ираида Модина, которой было 11 лет, рассказывает о том, как они встречали бойцов Красной Армии. В дни Сталинградской битвы их семью – мать и троих детей фашисты загнали в барак концлагеря. Чудом они выбрались из него и на другой день увидели, что немцы сожгли барак вместе с людьми. От болезней и голода умерла мать. «Мы были полностью истощены и напоминали ходячие скелеты, - написала Ираида Модина. – На головах – гнойные нарывы. Мы с трудом двигались… Однажды наша старшая сестра Мария за окном увидела всадника, на шапке которого была пятиконечная красная звезда. Она распахнула дверь и упала в ноги вошедшим бойцам. Я помню, как она в рубашке, обхватив колени одного из бойцов, сотрясаясь от рыданий, повторяла: «Спасители наши пришли. Родные мои!» Бойцы кормили нас и гладили наши обстриженные головы. Они казались нам самыми близкими людьми на свете».

Победа в Сталинграде стала событием планетарного масштаба. В город приходили тысячи приветственных телеграмм и писем, шли вагоны с продовольствием и строительными материалами. Именем Сталинграда назывались площади и улицы. Но никто в мире не радовался победе так, как бойцы-сталинградцы и жители выстоявшего в сражениях города. Однако в печати тех лет не сообщалось, насколько тяжелой оставалась жизнь в разрушенном Сталинграде. Выбравшись из своих убогих убежищ, жители еще долго ходили по узким тропкам среди бесконечных минных полей, на месте их домов стояли обгорелые печные трубы, воду носили с Волги, где еще оставался трупный запах, пищу готовили на кострах.

Весь город был полем сражения. И когда стал сходить снег, на улицах, в воронках, заводских корпусах, повсюду, где шли бои, обнаруживались трупы наших и немецких солдат. Надо было предать их земле.

«Мы вернулись в Сталинград, и мама пошла работать на предприятие, которое находилось у подножия Мамаева кургана, - вспоминает Людмила Бутенко, которой было 6 лет. – С первых дней всем рабочим, в основном это были женщины, надо было собирать и хоронить трупы наших солдат, погибших при штурме Мамаева кургана. Надо только представить, что испытывали женщины, одни ставшие вдовами, а другие, каждый день ожидавшие весточек с фронта, тревожась и молясь за своих близких. Перед ними были тела чьих-то мужей, братьев, сыновей. Мама приходила домой усталая, подавленная».

Трудно такое представить в наше прагматичное время, но всего через два месяца после окончания боев в Сталинграде появились бригады добровольцев-строителей.

Начиналось это так. Работница детского сада Александра Черкасова предложила своими силами восстановить небольшое здание, чтобы поскорее принять детишек. Женщины взялись за пилы и молотки, сами штукатурили, красили. Именем Черкасовой стали называть добровольные бригады, которые безвозмездно поднимали разрушенный город. Черкасовские бригады создавались в разбитых цехах, среди руин жилых домов, клубов, школ. После своей основной смены жители еще два-три часа работали, расчищая дороги, вручную разбирая развалины. Даже дети собирали кирпичи для своих будущих школ.

«В одну из таких бригад вступила и моя мама, - вспоминает Людмила Бутенко. – Жители, еще не оправившиеся от перенесенных страданий, хотели помочь восстановлению города. Они шли на работу в отрепье, почти все босиком. И удивительно – можно было услышать, как они пели. Разве можно забыть такое?»

Есть в городе здание, которое называют Домом Павлова. Находясь почти в окружении, бойцы под командованием сержанта Павлова 58 дней защищали этот рубеж. На доме осталась надпись: «Мы отстоим тебя, родной Сталинград!» Черкасовцы, пришедшие восстанавливать это здание, добавили одну букву, и на стене было начертано: «Мы отстроим тебя, родной Сталинград!»

По прошествии времени этот бескорыстный труд черкасовских бригад, в которые входили тысячи добровольцев, представляется поистине духовным подвигом. И первыми зданиями, которые сооружались в Сталинграде, были детские сады и школы. Город заботился о своем будущем.

Специально для Столетия


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении