Дом, семья, быт

Питер брейгель старший "охотники на снегу". Брейгель. Охотники на снегу Какая рама на картине охотники снегу

Произведение "Охотники на снегу" относится к свойственному для Брейгеля пейзажно-бытовому жанру и входит в серию из 6 работ (на сегодняшний момент сохранилось лишь 5), изображающих времена года. На картине представлена сцена возвращения охотников с собаками после безуспешного похода. Ученые использовали это изображение зимней сцены для подтверждения суровости малого ледникового периода (интервал времени с XV до конца XIX вв., характерный значительным похолоданием климата и наступанием ледников во многих горно-ледниковых районах мира), во время которого произведение было создано. Также время написания картины совпало с религиозной революцей в Нидерландах, и Брейгель представил нам мечту о том, как должна выглядеть жизнь в секуляризованной стране.

«Охотники на снегу» (нидерл. Jagers in de Sneeuw) - картина Питера Брейгеля Старшего . Написана маслом по дереву в 1565 году. Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

В цикле времен года картина соответствует декабрю-январю.

В картине Брейгель использовал приёмы, который ввёл в пейзаж Патинир – это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины.

Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.

Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Направление движения охотников и окружающих их тощих и озябших собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины – из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчёркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утёсов. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали. Да и копья охотников направлены так же.

Все детали картины тщательно прописаны, хорошо видны на льду даже тени далеко расположенных людей, хотя день не солнечный.
На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста – ловушка для птиц.

Слева гостиница, на ней вывеска с надписью "Dit is inden Hert" («У оленя») с изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Евстафий, покровитель охотников. Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

Лежащая внизу долина заполнена замерзшей рекой и искусственным прудом, видны деревеньки с остроконечными церквями, мельница с обледенелым колесом. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост. У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках, или играют в аналоги гольфа и кёрлинга.

Цветовая гамма на картине представлена тёмными тонами, какими написаны охотники и голые деревья, коричневыми домами, зелеными оттенками льда и неба и белизной снега.

Местоположение определить трудно. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. Скорее всего – это плод фантазии художника.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

А сегодня я хочу представить абсолютный шедевр моей личной искусствотеки - картину гениального нидерландского живописца Питера Брейгеля (Старшего) "Охотники на снегу". Репродукция этой картины висит на самом почетном месте у меня над рабочим столом.

«Охотники на снегу» (нидерл. Jagers in de Sneeuw) написана маслом по дереву в 1565 году. Является частью цикла из шести картин, изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). Этот цикл был задуман художником как иллюстрация к "Часослову". Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

В цикле времен года картина соответствует декабрю-январю.

В картине Брейгель использовал приёмы, который ввёл в пейзаж Патинир - это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины. Художник располагается как бы на пригорке у куста (где и стоит подпись Брейгеля: BRVEGEL. M.D.LXV), поэтому долина видна как на ладони.

Фрагмент картины Брейгеля

Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям.
Направление движения охотников и окружающих их тощих и озябших собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины - из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчёркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утёсов. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали. Да и копья охотников направлены так же. Все детали картины тщательно прописаны, хорошо видны на льду даже тени далеко расположенных людей, хотя день не солнечный. На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев - лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста - ловушка для птиц.

Слева гостиница, на ней вывеска с надписью "Dit is inden Hert" («У оленя») и изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Евстафий, покровитель охотников. Перед гостиницей семья, включая ребёнка, разжигает огонь, чтобы подпалить свинью. Лежащая внизу долина заполнена замерзшей рекой и искусственным прудом, видны деревеньки с остроконечными церквями, мельница с обледенелым колесом. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост. У моста из трубы дома валит огонь, один человек уже забрался на крышу тушить пожар, другие спешат с лестницами на помощь. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках, или играют в аналоги гольфа и кёрлинга.

Цветовая гамма на картине представлена тёмными тонами, какими написаны охотники и голые деревья, коричневыми домами, зелеными оттенками льда и неба и белизной снега. Местоположение определить трудно. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. Скорее всего - это плод фантазии художника.

Все в картине прекрасно - птицы, летающие в небе, люди, весело катающиеся по зимнему льду, охотники, возвращающиеся с охоты, кузнецы, раздувающие меха в кузнице. Для Брейгеля нет неважных деталей. Он считает, что все, что мы видим и чувствуем вокруг лишь отражение нашего внутреннего мира - либо покоя и умиротворения, либо хаоса и безобразия.

У Брейгеля эстетические критерии бытия доминируют над всеми другими его измерениями. Истина, Добро и Бог оказываются производными Красоты. Другими словами, Идеал для Брейгеля — Красота (конечно же, со своими ипостасями: Прекрасным, Великим, Трагическим, тенями и полутенями, безобразным, комическим, низменным, уродливым, болезненным). Пожалуй, от Брейгеля, через его творчество идет вечное: «Красота спасет мир», вернее, «красота творит мир». У Брейгеля не было ни предше ственников, ни последователей, если иметь в виду те основополагающие параметры пространства и времени, которые тольк о эстетически реальны, в пределах которых разворачивается и существует брейгелевский мир. Кстати, пространство и время произведений Брейгеля абсолютно статичны, как фотокадр под мгновенной вспышкой. Поэтому они (эти параметры эстетического бытия) предельно напряжены с очень четкими, до пестроты и ряби в глазах, контурами.

Брейгелевский мотив в фильме Тарковского
"Зеркало"



Картина Брейгеля стала одним из самых знаменитых шедевров живописи. Она вдохновляла и продолжает вдохновлять других художников в их творчестве. Картина показана в одном из эпизодов фильма Андрея Тарковского «Солярис» (в кают-компании космического корабля висит её репродукция). И стала визуальной основой одного из эпизодов его же фильма «Зеркало» (60-е минуты фильма). А также в одном из эпизодов фильма Ларса фон Триера «Меланхолия».



Тарковский в "Солярисе" сделал картину Брейгеля символом Земли и всего человеческого. Именно это становится повротным пунктом фильма, помогает "вочеловечиванию" Хари.

Да и живописцы не отстали от кинорежиссеров, создавая свои живописные аллюзии на этот шедевр.

Агнес Тайт. "Каток в Центральном парке"


Евгений и Оксана Осиповы "Владивостокский дворик"

Николай Зайцев "Ностальгия по Брейгелю"

О картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» говорят, что она особенная и её сложно забыть. Это произведение вдохновляло не только художников, но и других деятелей искусства. Например, картина «засветилась» в эпизодах фильмов «Солярис» Андрея Тарковского и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Брейгель, создавший «Охотников на снегу» почти пятьсот лет назад, раскрывает в этом произведении новые для своего времени возможности пейзажа как самостоятельного жанра.

О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами. Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162). В России работ художника нет.

«Охотники на снегу», 1565

В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ. До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.

Детали картины — мост и мельница

Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.

Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами. Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.

Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения. На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать. На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар. В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…

Биограф художника Карел Ван Мандер указывает, что заказчиком серии «Месяцы» был богатый купец Николас Йонгелинк из Антверпена. Но когда ему понадобилась крупная сумма денег, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог.

Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.

7 интересных фактов о Питере Брейгеле Старшем

1. О раннем периоде жизни Питера Брейгеля мало известно. В середине 1540-х он переехал в Антверпен, который в XVI веке был центром торговли и художественный жизни. Брейгель обучался в мастерской Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В 1551 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.

2. Считается, что большое влияние на творчество Питера Брейгеля оказали работы Иеронима Босха. Брейгель создал несколько собственных вариаций на темы великого художника, например, «Большие рыбы пожирают малых», цикл гравюр о семи человеческих пороках. Настолько эти работы напоминали Босха, что Брейгель даже получил прозвище «Второй Босх».

Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают малых», 1556

3. В 1552-1553 годах Питер Брейгель путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. Он познакомился с работами Рафаэля и других итальянских художников, которые также оказали влияние на его творчество.

4. Брейгель не писал обнаженных фигур и заказных портретов, хотя, наверняка, к нему обращались состоятельные заказчики. В произведениях художника вообще мало индивидуальных фигур, они стали появляться лишь в позднем творчестве живописца. Из таких примеров можно назвать «Голову крестьянки».

«Голова крестьянки», 1564

5. После женитьбы на Марии, дочери своего учителя Ван Альста, Брейгель с семьёй уезжает в менее шумный Брюссель. Позже здесь он застал кровавый режим испанского герцога Альбы, который уничтожил несколько тысяч нидерландцев. В одной из последних картин «Сорока на виселице» художник отразил атмосферу террора. Сорока символизирует сплетников. Эту картину Брейгель завещал жене.

«Сорока на виселице», 1568

6. У Питера Брейгеля было прозвище Мужицкий, чтобы его не путали со старшим сыном, тоже художником. А прозвище было связано с тем, что живописец рисовал простых людей и крестьян.

7. Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 года, ему было 40 с небольшим лет. Причина смерти неизвестна. Похоронили Брейгеля в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Жена художника осталась с двумя сыновьями и дочерью, старшему сыну было всего пять лет. Оба сына живописца Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, а также два внука и правнук тоже стали художниками.

Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу»
1565 г. Дерево, масло, 117х162 см.
Художественно-исторический музей, Вена

Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая.
Роясь пушинками, вновь первый снег идет
И по навесам крыш соломенных кладет
Свои подушечки, свисающие с края.
Эмиль Верхарн. «Зимой».

Надеюсь, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне - прекрасная девушка, по сути - фантом, порождение планеты Солярис. Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака… А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства. Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом - зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, - и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора. Как же добивается Брейгель того, что из мелких деталей быта складывается всеобъемлющая картина Бытия, что уголок заснеженной земли превращается в планету Земля и, словно капля воды, отражающая небосвод, вмещает в себя весь мир.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года» или «Месяцы». Брейгель работал над ним в 1565 году по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Картины цикла, скорее всего, первоначально предназначались для украшения дома, но заказчик распорядился ими иначе. Цикл еще не был завершен, а Ионгелинк уже передал всю свою коллекцию работ Брейгеля (по документам 16 произведений!) городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Ни сам художник, ни его современники больше не увидели этих картин. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище, а когда «Времена года» снова стали доступны публике, загадкам не было конца. Из всего цикла уцелело пять картин: «Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Возвращение стада» (все - Художественно-исторический музей, Вена), «Сенокос» (Национальная галерея, Прага) и «Жатва» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Сколько же всего картин написал Брейгель: шесть - на каждые два месяца по картине - или двенадцать? И соответственно, сколько работ утрачено: одна или (невыносимая мысль!) целых семь? А возможно, цикл и вовсе не был завершен? Ведь создать всего за год двенадцать сложнейших для исполнения крупноформатных картин - задача почти непосильная даже для такого мастера, как Брейгель!

Не одно поколение историков искусства пыталось реконструировать брейгелевский замысел, вглядываясь в каждую деталь пяти оставшихся картин. Подсказок более чем достаточно, ведь цикл Брейгеля продолжает средневековую традицию иллюстрированных календарей, в которых каждому месяцу года соответствует миниатюра с изображением характерных для этого времени занятий. Так, например, фигура косца обозначает июнь, жнеца - август, возвращающееся с дальних пастбищ стадо - ноябрь, сцена пира или охоты - январь. Кажется, что, сопоставляя сюжеты брейгелевских картин с миниатюрами из календарей, мы с легкостью проникнем в замысел художника. Но это далеко не так. Три картины - «Сенокос», «Жатва» и «Возвращение стада» - несомненно, соотносятся с месяцами июнем, августом и ноябрем. Это аргумент в пользу того, что картин было двенадцать. С «Пасмурным днем» все не так просто: мы видим здесь и сценку праздника масленицы (февраль) и людей, подрезающих деревья (традиционно - март). То же и с «Охотниками»! Обратите внимание на группу слева: крестьяне развели огонь, чтобы освежевать тушу свиньи. Подобный сюжет соответствует в календарях декабрю. Но главная сцена - зимняя охота - свидетельствует о том, что картина посвящена январю. Итак, каждая из этих картин, похоже, соответствует двум месяцам, а значит, правы историки искусства, убеждающие нас в том, что картин было лишь шесть. Точка в этом споре вряд ли будет поставлена, поэтому не удивляйтесь, когда один искусствовед будет уверенно называть картину «Охотники на снегу» открывающей цикл (январь), другой, не менее уверенно, - завершающей (декабрь), а третий - «открывающе-завершающей» (декабрь-январь).

Пасмурный день

Композиционно картины построены сходно: на переднем плане, в левом или правом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем - несколько крупных фигур. Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы.
Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами). Каждый из этих пейзажей хорош по-своему, но все же «Охотники» - наиболее значительное среди известных нам произведений цикла. Ощущение безграничного простора, которое присутствует во всех пяти работах, в «Охотниках» особенно сильно: пространство, открывающееся нам в этой картине, явственно ощущается как часть бесконечного целого. Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы. Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора.

Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины. Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем

Сенокос

Вся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели - увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед. Их движению в глубь картины вторит ритм чередования древесных стволов (здесь, кстати, тоже все не так просто с перспективой - деревья расположены довольно близко друг от друга, но перспективные сокращения очень резкие, как если бы между деревьями были гораздо большие расстояния). Линию деревьев продолжает дорога, манящая взор еще дальше - к альпийским пикам. Эту пересекающую картину слева направо основную диагональ поддерживает множество других линий: контуры заснеженных островерхих крыш, очертания пологих холмов и крутых горных склонов. Особенно важна перекличка «крыши - горы», связующая большой мир природы с малым миром людей.

Как это характерно для Брейгеля, «Охотники» - очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем. По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста, внизу справа притаился охотник на птиц, а слева от дороги, за церковью, тушат горящий дом. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы даже самых отдаленных фигур. Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, угадываем повадку и характер каждой из собак, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица. Сдержанный фон - белый снег и зеленовато-серый лед - подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки.

Жатва

В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку. Он мал, но ни в коем случае не мизерен, не ничтожен - ведь его повседневные заботы и радости сопряжены с величественной жизнью природы, с вековечной сменой времен года. Брейгель продолжает традиции средневековых календарей не только формально, но и в более глубоком смысле. В своем ставшем уже классическим труде «Категории средневековой культуры» Арон Гуревич описывает иллюстрированный календарь как «новый по своему смыслу жанр - земная деятельность человека совершается перед лицом небесного мира и как бы включается в единый гармонический ритм природы». Называя такое календарное восприятие времени «сельским» или «природным», Гуревич поясняет: «Человек эпохи Средневековья относился к природе как к продолжению себя самого, и, хотя он и не сливался полностью с природой, но и не противопоставлял себя ей».

Но позвольте, справедливо заметит читатель, ведь картина написана во второй половине 16-го века! Характерное для Средневековья единение человека и природы, малого и великого миров, подчиняющихся общим законам, воплотил в своей картине художник позднего Возрождения - эпохи, когда индивидуализм уже в полной мере выступил как великое созидательное начало. Ренессансный человек, осознавший свою самодостаточность, ощущал себя уже не частицей, а центром мироздания, и за это обретение собственного «я» расплачивался неминуемой утратой прежней гармонии. Естественное единение с природой сменилось активным, творческим к ней отношением: ее познают, изучают, раскрывают ее тайны, с ней соревнуются, наконец - ее преобразуют. Конечно, мы должны иметь в виду, что в Северной Европе, в том числе и в Нидерландах, культура Ренессанса сохраняла многое от Средневековья, но все же, как сочетаются в «Охотниках» следование средневековой традиции и ренессансное мировосприятие? В чем проявляется ренессансный дух картины?

Возвращение стад

Ответ - в присутствии авторского «я», в том особом взгляде, который отличает этого и только этого художника, в его отношении к изображаемому. Мы уже видели, как решительно Брейгель преобразует реальность в композиционном построении картины. Добавим к этому, что Брейгель, которого по праву считают одним из основателей пейзажного жанра в европейской живописи, смело осваивает новые для своего времени мотивы. Он открывает зрителю праздничную белизну свежего снега, дает почувствовать скромную прелесть северной зимы. Всем очевидна красота цветущего луга или усыпанного розами куста, но красоту тонких ветвей на фоне сумрачно-серого неба, готового обрушиться новым снегопадом, впервые запечатлел Брейгель. А кустик на переднем плане - в нем нет совершенно ничего примечательного, но художник превратил эти невзрачные древесные побеги в изысканный узор. Наконец, увидев четкий силуэт человека или собаки на чистом снегу, мы и сегодня восклицаем - да это же настоящий Брейгель!

Для того чтобы понять, как далеко ушел Брейгель от своих предшественников, еще раз сравним его «Времена года» с традиционными календарными миниатюрами. Обычно календарь входил в состав Часослова (богато иллюстрированного сборника молитв, приуроченных к определенным церковным службам) и имел ясное практическое назначение. В календаре указывались церковные праздники, сообщались сведения по астрономии и астрологии, а кроме того, счастливый владелец Часослова каждый месяц рассматривал новую «картинку». В брейгелевском цикле, каким он был задуман, все месяцы являются зрителю одновременно; картины складываются в грандиозную панораму вечно меняющегося ландшафта. Живописным календарем Брейгеля нельзя пользоваться, по нему нельзя сверять время, но, глядя на него, можно бесконечно размышлять о глубинных связях человека с природой.

Средневековый иллюстратор ощущал свою причастность к тому миру, где жить в согласии с природой было так же естественно, как дышать, где даже не возникала мысль о том, что может быть иначе. Брейгель - уже не просто искусный мастер, а художник - видит этот мир со стороны, сквозь призму своих чувств. Он любуется им, изображает его идиллически светлым и гармоничным, но уже не принадлежит ему. Он - сын иной эпохи, когда представления о месте человека на земле были уже вовсе не так очевидны, когда были поставлены многие мучительные вопросы, на которые мы ищем ответы до сих пор. И картина «Охотники на снегу» вселяет в нас надежду на то, что счастливое единение человека со всем сущим все-таки достижимо.

Сегодня я предлагаю к рассмотрению, пожалуй, самому знаменитую картину Питера Брейгеля Старшего - «Охотники на снегу». Для её анализа я воспользуюсь замечательным анализом картины, который уже провела для журнала Вокруг Света Наталия Овчинникова.

До наших дней из цикла «Месяцы» («Времена года») Питера Брейгеля сохранились пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и «Охотники на снегу» соответствуют декабрю и январю, то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи.

Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено». На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы. Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара…

Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта — художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.
Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.

Дальний план

1. Замерзший залив

2. Горы. Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: «Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна...»

3. Кто-то спешит помочь соседям потушить пожар

4. Хутор

5. Сборщик хвороста с повозкой

Среднйи план

6. Деревни. Такие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.

7. Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели

8. Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька.

9. Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Дети рядом играют в волчок, который у нас более известен как кубарь

10. Женщина несет хворост

11. Мужчина ломает хворост, а женщина тянет подругу на санках

12. Ловушка для птиц

13. Сорока. Её, кстати, часто принимают за орла. В европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину «Сорока на виселице», Брейгель неслучайно намекал на неких «сплетников» (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в «Охотниках...», лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.

14. Вывеска. Гостиница называется Dit is inden Hert («У оленя»). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.

Передний план

15. Костер. Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

16. Замерзшие собаки

17. Сами охотники

18. Охотничий инвентарь - силки и капканы

19. Лиса. С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча. Охоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январем

Совершенно психоделический и наиподробнейший разбор этого произведения на 200 страницах можно почитать или скачать


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении