Дом, семья, быт

Врубель выставка. Врубель в третьяковке. А. С. Пушкин и "Мир искусства"

«Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами? »

Николай Николаевич Ге.

Михаил Александрович Врубель - живописец, монументалист, скульптор, декоратор, основоположник русского живописного символизма и стиля модерн.

Автопортрет. 1905

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Санкт-Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Санкт-Петербург; и в 1870-м - в Одессу, где Михаил Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию. Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте Миша увлеченно рисовал, во время Санкт-Петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело.

По мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 оказался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880.

В Академии Михаил Александрович встретился с Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886.



В Академии молодой художник учился у Чистякова и Репина. Академию Врубель оставил в 1884, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.


"Гамлет и Офелия, как Демон и Тамара." 1888

Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 Врубель был отстранен от этой работы. В том же году он переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову.


Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства.


Фауст. Триптих. 1896
В 1896 прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти»

"Царевна-Лебедь". 1900

В 1890-е Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 Михаил Врубель потерял отца, которого преданно любил.

В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину - «Демон поверженный». Умер Врубель 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности» » и «вестником иных миров».

В 1955 в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И.Н.Введенского и Ф.А.Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля. Сегодня работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М.А.Врубеля в Омске.



"К Ночи". 1900
Андрей Кончаловский о Михаиле Врубеле

Имя Врубеля неразрывно связано с семьёй Кончаловских. Мой прадед, литератор, издатель и переводчик Петр Петрович Кончаловский (1839-1904) через Валентина Серова познакомился с Врубелем и пригласил молодого художника иллюстрировать лермонтовского «Демона» и «Героя нашего времени».

Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Демон летящий. Черная акварель. 1890-91

Рисунки Врубеля браковали, они проходили с трудом и только благодаря тому, что Кончаловский их отстаивал, они почти все вошли в юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова. И, наконец, Михаил Александрович был шафером на свадьбе моих бабушки и дедушки.

"Демон, смотрящий на танец Тамары." Золотая акварель. 1890-91
Еще интересное о Михаиле Врубеле - из книги моей мамы, Натальи Петровны.

«…Врубель появился в семье Кончаловских в 1891 году вместе с группой художников, приглашенных иллюстрировать юбилейное издание Лермонтова. Вел это издание Петр Петрович, руководивший к тому времени издательством Кушнарева и книжным магазином в Петровских линиях. В магазине помогала ему дочь Леля. Мальчики Кончаловские забегали туда после уроков, потолкаться среди интересной публики, попить чаю с горячими пирожками у Лели, в комнатке за шкафами, где постоянно бывали художники.
Иллюстрировали издание Лермонтова такие мастера, как Поленов, Суриков, Репин, Виктор Васнецов, а из молодых Петр Петрович привлек Серова, Врубеля, Коровина, Пастернака, Аполлинария Васнецова.
С Михаилом Александровичем Врубелем Кончаловские подружились очень тесно. Он умел разговаривать с детьми, как со взрослыми, всерьез, и за это мальчишки Кончаловские его обожали. Для них оригинальный талант Врубеля открылся, раньше, чем для окружающих взрослых.
Врубель снял комнату близ Чистых прудов, на углу Харитоньевского и Машкова переулков, в том же доме, где жила семья Кончаловских, этажом ниже, и стал ежедневно бывать у них, столовался там и постоянно находился в обществе молодых. Он поражал всех своей удивительной культурой и знаниями, с увлечением устраивал маскарады, игры, шарады, спектакли. Они ставили отрывки из «Горе от ума» Грибоедова и «Леса» Островского, и молодежь так увлекалась этим, что вскоре была готова выступать в платных спектаклях. В пользу учащихся той гимназии, где учились мальчики, был устроен спектакль. Врубель поставил «Севильского цирюльника» Бомарше. Вместе с Петей он написал декорации, сам занимался режиссурой. Макс играл Альмавиву, Петя — Фигаро, Вита — Розину. Остальные роли исполняли друзья молодых Кончаловских.
Врубель с увлечением придумывал разные варианты сцен, легко находил выходы из трудных положений. Макс, например, не обладал ни слухом, ни голосом, а по ходу действия ему следовало исполнять серенаду. Тогда Максу — Альмавиве Врубель предложил обратиться к Пете — Фигаро с такими словами: «Спой за меня, сегодня я не в голосе!» И Петя пел и за себя и за брата. Спектакль прошел с успехом…» (Из книги Н.П.Кончаловской «Дар бесценный»).

Государственного Русского музея открывается выставка "Михаил Врубель. Из собрания Русского музея". На экспозиции, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представлено около 200 произведений мастера. Это живописные и графические работы, скульптура, предметы , исполненные в технике .
В собрании находится более 250 работ (1856-1910). Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения как "Гамлет и Офелия" (1884), панно "Утро" (1897), "Богатырь" (1898), "Летящий демон" (1899), "Шестикрылый серафим" (1904). Все эти работы вошли и в состав нынешней экспозиции наряду с многочисленными портретами и автопортретами художника.
Однако, помимо знакомых всем картин, на выставке представлены и редко экспонируемые произведения Врубеля. Особое внимание уделено так называемому "петербургскому" периоду жизни и творчества мастера (1880-1883 гг.) В то время живописец учился в у , чьи уроки дали ему очень многое, общался с и нередко пользовался его советами, участвовал в собраниях кружка художников вместе с . На выставке представлены анатомические штудии, акварели костюмного класса, программы академической поры.
Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Обручение Марии с Иосифом" (1881), "Гамлет и Офелия" (1883), "Пирующие римляне" (1883). В неоконченной акварели "Пирующие римляне" зрителя завораживает острота ракурса, неожиданно поэтичный подход к изображению бытового сюжета. Вся сцена словно подернута призрачной дымкой. Еще со студенческих лет Врубеля привлекала , . Немало произведений было навеяно и собственными впечатлениями Врубеля от поездки в в 1884-1985 гг. (акварель "Итальянский рыбак" (1884-85), декоративное панно "Венеция" (1893)). Там он изучал средневековые и мозаики Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло, знакомился с произведениями Карпаччо, Чима де Конельяно, Джованни Беллини. Влияние этих мастеров раннего можно заметить в алтарных образах для Кирилловской церкви и в эскизах для Владимирского собора, созданных Врубелем в в середине и конце 1880-х гг.
Тогда же в его творчестве впервые появляется тема Демона, который был для Врубеля, по его словам, "олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Большинство ранних эскизов и набросков не сохранилось, но на выставке можно увидеть гипсовую "Голову Демона" (1890).
На выставке с максимальной полнотой представлены работы Врубеля, выполненные им в 1890-е годы в технике майолики. В 1891 году он возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С.И.Мамонтова в , где работал над скульптурами и , создал декоративное блюдо "Садко" (1899-1900). По выражению , с восхищением наблюдавшего за тем, как Врубель лепил в , он все делал "классически хорошо: кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра… все на месте". Можно убедиться в этом на примере маски льва - для ворот дома Мамонтова в Москве (1890-е гг.). Специально для нынешнего показа из 130 фрагментов вновь собран знаменитый камин "Вольга и Микула" (1899-1900), созданный Врубелем для Всемирной выставки 1900 года в .
В 1896 году неустроенный живописец, наконец, обретает свою пристань. Надежда Ивановна Забела - известная певица, с которой он познакомился в Частной опере Мамонтова - внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. Ее появление знаменует новую зарю творчества мастера. Врубель создает сюиту портретов своей супруги, среди которых "Портрет дамы лиловом" (1901). Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы ("Царевна Волхова" (1898). Посетители выставки могут увидеть уникальные архивные материалы из Отдела рукописей Русского музея: фотографии, письма, программы концертов, в которых принимала участие Н.И.Забела-Врубель, созданные по эскизам мастера.
Однако вскоре Врубель пережил глубокий душевный кризис: напряженный творческий поиск (изнуряющая работа над "Демоном") и семейная драма ("Портрет сына художника" (1902) приводят к болезни. Начались мучительные скитания художника по лечебным заведениям, где он, тем не менее, продолжал творить. Врубель рисовал портреты пациентов, врачей и санитаров ("Портрет В.А.Усольцевой" (1905), делал пейзажные наброски видов из окна, изображал простые предметы - кресло, брошенную на стул одежду, смятую постель (цикл "Бессонница" (1905), наполняя, казалось бы, обыденные сцены подлинным драматизмом. В моменты просветления Врубель создает удивительные картины ("Шестикрылый серафим" (1904), "Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок" (1904). Представлена на выставке и последняя работа художника - "Видение пророка Иезекииля" (1906) - которую Врубель писал, мучимый мыслями об искуплении и очищении, постепенно погружаясь во мрак физический и моральный.
"Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить", - сказал о Врубеле В.Я.Брюсов. Именно его портрет писал художник, когда слепота положила конец яркому и многотрудному творческому пути "мятежного демона" русской живописи.

Газета Завтра 217 (4 1998) Завтра Газета

[ВЫСТАВКИ] У ВРУБЕЛЯ

[ВЫСТАВКИ] У ВРУБЕЛЯ

В филиале Третьяковской галереи на Крымском валу до 31 января открыта выставка произведений великого художника Михаила Врубеля. Выставка посвящена 140-летию со дня его рождения и дает возможность публике ознакомиться с большым количеством рисунков мастера, ранее не выставлявшихся в Третьяковке. На выставке представлены также неосуществленные эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, так и оставшиеся в акварельных листах. Библейские сюжеты здесь решены с большой долей орнаментальности и налетом явно не православного мистицизма.

Тема мифологическая, тема договора человека с существами верхнего или нижнего духовного мира отражены в картинах “Принцесса Греза”, “Валькирия”, в панно на сюжеты из “Фауста”, выполненных художником для Саввы Морозова. Как символичен был для того времени образ доктора Фауста! Ученый заключил договор с дьяволом ради бесконечного познания вещей и явлений, ради бесконечного наслаждения земной жизнью. Этот образ был созвучен с эпохой блестящих технических открытий, колеблющих православное мировоззрение, и с эпохой ярких прожигателей жизни. Неслучайно и обращение Врубеля к скандинавскому эпосу, (“Валькирия”). Картина была написана очень быстро, всего за две недели, в имени и прекрасной Марии Тенишевой - в Талашкино. Картина уже несет в себе демонические мотивы, а композиция ее позже будет повторена в “Шестикрылом Серафиме”. Практически это портрет самой Марии в виде скандинавской богини Валькирии, в котором, впрочем, не ставилась задача сходства с оригиналом. Черты возвышенного образа утрированы: удлиненное лицо, строго сжатые маленькие губы, расширенные глаза. Сравните: “Валькирия” у Врубеля и “Полет Валькирии” Вагнера. Обращение композитора и художника к одному и тому же сюжету намекает на некоторую общность их взглядов. Вагнеровская статья “Искусство и революция” предвосхитила появление стиля модерн и содержала ряд идей на тему самоорганизации художников. Вагнер писал: “Искусство и его учреждения могут сделаться предвестниками и моделью для всех будущих коммунальных учреждений…” Идея об общественном устройстве по образцу художнических организаций переросла в социальную предпосылку нового стиля. Рубеж столетий стал временем устройства художниками разного рода колоний, кружков, обществ, сект, поддерживаемых при помощи меценатства.

Прекрасны трагической красотой врубелевские работы, посвященные лермонтовскому “Демону”. Если эти работы сравнить с прекрасными цветами, то это - цветы зла. Есть на выставке “Демон сидящий”, но нет “Демона поверженного”. С 1901 года Врубель работал над картиной “Демон поверженный”, работал неистово, по 10-12 часов в сутки, довел себя таким образом до полной бессонницы. Н. Забела-Врубель, жена художника, приходила в отчаяние от того, что он постоянно переписывал готовое полотно. А. Бенуа рассказывал об этом в своих воспоминаниях: “Каждое утро до 12 публика могла видеть, как Врубель “дописывал” свою картину… Каждый день мы находили все новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит, наоборот, становился все более и более фееричным”. Вскоре нервное напряжение и усталость Врубеля от подобных демонических усилий и разнообразных лишений, которые он претерпел, привели его в психиатрическую клинику. После первого приступа наступило облегчение, но болезнь не отпустила художника. Умер Врубель в 1910 году. Сильный человек, восставший на общество рабов и болтунов, прикоснувшись к демоническому, перешел грань возможного для смертного…

Нелепо сегодня в России, пребывающей под гипнотическим воздействием идей “свободного рынка”, ожидать революции. Шахтеры умирают под завалами, приторговывающий обыватель находится в спячке, госчиновники проституируют, на телевидении резвятся бабенки, а самолеты падают один за другим. Но кажется мне, что где-то далеко в северном небе уже начала свой высокий полет богиня Валькирия, дочь верховного Божества. Прекрасная дева сжимает в немерзнущих руках меч, сияющий холодным огнем, и готовится взмахнуть им над миром, погрязшим в беззакониях, нанести карающий Божий удар, очищая мир от скверны.

Олег КУЗНЕЦОВ

Из книги Газета Завтра 157 (49 1996) автора Завтра Газета

(ВЫСТАВКИ): БАТИКИ И ПЛАКАТЫ ТИТ Честное слово, - иной раз, оказавшись в просторном вестибюле главного московского Выставочного зала на Крымском валу, хочется иметь при себе настоящий гоночный многоскоростной велосипед. Хочется, протащив его вверх по лестнице, вскочить

Из книги Газета Завтра 195 (34 1997) автора Завтра Газета

ОТКРЫЛСЯ МУЗЕЙ [ ВЫСТАВКИ ] Олег КузнецовПоздравляем Александра Шилова и всех почитателей оного с открытием музея Шилова по адресу: Знаменка, 5. Год назад Госдума России почти единогласно приняла решение, которое было проведено в жизнь при содействии правительства Москвы

Из книги Газета Завтра 202 (41 1997) автора Завтра Газета

(ВЫСТАВКИ) ТИТСпешите в Дом Художника, что на Крымском валу! Там на прошлой неделе открылась потрясающе скандальная и удивительно актуальная выставка произведений московского живописца Сергея Бочарова. Прежде всего следует отметить тот факт, что художник Бочаров -

Из книги Газета Завтра 208 (47 1997) автора Завтра Газета

ОСОБО РУССКОЕ ИСКУССТВО [ ВЫСТАВКИ ] В этом сезоне в залах Центрального дома художника прошли две широкомасштабные (по количеству представленных работ) выставки живописи, организованные Союзом художников России. Одна из них была посвящена 850-летнему юбилею столицы,

Из книги Газета Завтра 253 (40 1998) автора Завтра Газета

ЭТО - ВЕРЕЩАГИНЦЫ [ ВЫСТАВКИ ] В Москве открылась и действует постоянная экспозиция Студии художников им. В.Верещагина МВД РФ, посвященная 200-летнему юбилею Министерства внутренних дел России. Ожидается, что экспозиция Студии, созданной в 1970 году, в самые что ни на есть

Из книги Дневник писателя автора

По поводу выставки Я заходил на выставку. На венскую всемирную выставку отправляется довольно много картин наших русских художников. Это уже не в первый раз, и русских современных художников начинают знать в Европе. Но все-таки приходит на мысль: возможно ли там понять

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

IX. По поводу выставки Я заходил на выставку. На венскую всемирную выставку отправляется довольно много картин наших русских художников. Это уже не в первый раз, и русских современных художников начинают знать в Европе. Но все-таки приходит на мысль: возможно ли там понять

Из книги Проблемы культуры. Культура старого мира автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. ДВЕ ВЕНСКИЕ ВЫСТАВКИ

Из книги Газета Завтра 269 (4 1999) автора Завтра Газета

Олег Кузнецов [ВЫСТАВКИ] НЕ ТОЛЬКО ЦЕРЕТЕЛИ В Музее архитектуры им. Щусева открыта небольшая, но очень интересная выставка работ современного архитектора и художника Михаила Филиппова. Малоизвестный широкой публике архитектор успел зарекомендовать себя достаточно,

Из книги Литературная Газета 6277 (№ 22 2010) автора Литературная Газета

Две выставки Александра Слюсарева Панорама Две выставки Александра Слюсарева ФИКСАЖ В «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре пришли фотомастера и теоретики фотоискусства на выставку, посвящённую памяти выдающегося фотографа Александра Слюсарева (9.XI.1944 – 23.IV.2010). В

Из книги Путешествие по Советской Армении автора Шагинян Мариэтта

Выставки и музеи Армении За четверть века до Октябрьской революциив Тбилиси работал геолог Ованнес Карапетян. Он обладал редким талантом - чувствовать и угадывать месторождение, и его нарасхват приглашали для экспертизы всевозможные крупные компании. Закавказье

Из книги Литературная Газета 6289 (№ 34 2010) автора Литературная Газета

Картинки с выставки достижений Искусство Картинки с выставки достижений ОТЗВУКИ Фестиваль РНО раскинул социальную сеть В Москве завершился Второй Большой фестиваль Российского национального оркестра. Актуальные, реабилитационные и раритетные программы с участием

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович

Памяти Врубеля Незаметно протекла среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности. Для немногих - странные рассказы о земных видениях Врубеля. Для тесного кружка людей - маленькое восковое

Из книги Газета Завтра 376 (7 2001) автора Завтра Газета

Памяти Врубеля <Первая редакция>В этот страшный год «смертей и болезней» мы хороним еще одного художника, гениального художника, Врубеля.Я никогда не встречал Михаила Александровича Врубеля и почти не слыхал о нем рассказов. И жизнь его, и болезнь, и смерть почти

Из книги Краткая история фотографии автора Беньямин Вальтер

Из книги автора

III. Гранвиль, или всемирные выставки Qui, quand le monde entier, de Paris jusqu’en Chine, О divin Saint-Simon, sera dans ta doctrine, L’ ?ge d’or doit rena?tre avec tout son ?clat, Les fleuves rouleront du th?, du chocolat; Les moutons tout r?tis bondiront dans la plaine, Et les brochets au bleu nageront dans la Seine; Les ?pinards viendront au monde fricasses, Avec des cro?tons frits tout au tour concass?s. Les arbres produiront des pommes en

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

Третьяковская галерея рассказывает о музе М. Врубеля

12 декабря 2016 года в зале М. Врубеля в Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве стартовала выставка «Н.И. Забела-Врубель в творчестве М.А. Врубеля». Лучшая коллекция русского искусства открыла свои запасники и показывает посетителям к 160-летию со дня рождения художника историю его любви, соединившую счастье и трагедию, музыку и живопись.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский художник, рисовальщик польского происхождения (фамилия происходит от wróbel - воробей), католик по вероисповеданию. Выпускник класса П. Чистякова Петербургской академии художеств. Основные работы – «Демон», «Гадалка», «Царевна-лебедь» и др. По художественной манере близок символизму, ярко выражены черты стиля модерн. Умер от психического расстройства, последние 4 года был слепым.

Надежда Забела стала женой Михаила Врубеля, когда ей было 30, а ему 40. Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, она была артисткой «голубой крови» и родственницей художника Николая Ге.

Их знакомство состоялось, когда Врубель по просьбе своего покровителя Саввы Мамонтова присоединился к оформлению декораций Панаевского театра в Петербурге (Частная опера) для работы над оперой немецкого композитора Гумпердинка «Гензель и Гретель», детской сказочной фантастикой на основе сказки братьев Гримм. Энгельберт Гумпердинк (нем. Engelbert Humperdinck) был последователем композитора-новатора Р. Вагнера.

Надежда пела партию Греты, и её «неземное» исполнение показалось ему не только прекрасным, но и родным. «Все поют, как птицы, – писал Врубель, – а Надя поёт, как человек». Так он встретил ту, без которой не мог уже обойтись до конца своих дней. Как вспоминала позднее Н. Забела-Врубель, он вбежал на сцену во время перерыва и стал бурно выражать ей свой восторг. Живописное свидетельство этого знакомства – парный портрет Надежды Забелы (Греты) и ей партнёрши Татьяны Любатович (Гретель), исполненный по просьбе невесты. Этот портрет стал условием принятия предложения руки и сердца и хранится в Третьяковской галерее.

Как рассказала куратор выставки Шуманова Ирина Викторовна, ст. научный сотрудник отдела графики XVIII – н. XX века ГТГ, образ жены отразился в разных ипостасях и образах Врубеля. Она стала его музой, серафимом, пророком…

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» – также жемчужина коллекции Третьяковской галереи. Платье из прозрачных шелков, в котором она предстаёт перед нами на портрете, сделано мужем. Так, портрет напоминает нам о том, что Врубель одевал любимую жену, сам готовил для неё наряды и создавал ей сценические образы.

Печален «Портрет сына» – Саввы Врубеля, единственного ребёнка четы Врубель, болезненного мальчика, прожившего всего лишь 2 года. Он также хранится в ГТГ.

Помимо этих портретов, Третьяковская галерея предлагает посетителям выставки прикоснуться к скульптурным произведениям Врубеля и более интимным вещам, связанных с его жизнью. Например, к эскизам одежды и зарисовкам Врубеля портретов жены, его автопортретов, рукописному листу воспоминаний о них, и многим другим мелочам, чрезвычайно дорогим сердцу многочисленных поклонников самобытного русского художника.


На открытии выставки, при помощи фонда «Грани» музей устроил погружение в звуки, которые так пленили Михаила Врубеля. В исполнении певцов Молодежной оперной программы Большого театра прозвучали арии, дуэты и фрагменты опер Н.И. Римского-Корсакова: «Садко», «Снегурочка» и «Царская невеста». Композитор высоко ценил талант певицы, видел в нем сочетание земного и неземного. Он также посвятит Забеле и Врубелю два романса: «Сон в летнюю ночь» и «Нимфа».

По словам ведущего музыкальной программы музыкального критика М. Сегельмана, «её век как певицы был недолог. Н. Забела-Врубель раскрылась в небольших театрах, в камерном исполнении». Дольше сохранился её образ, так обильно и талантливо запечатлённый в живописи мужа.

Источники:

Энциклопедия русской живописи.- М., «Олма-Пресс», 1999.

Д. Коган. Михаил Врубель. – М., Терра – Книжный клуб, 1999.

Третьяковская Галерея

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники


    Русский художник Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) продолжает влиять на умы спустя почти сто лет после ухода в мир иной. Но если при жизни это влияние…


    Испанский модернизм, часто именуемый импрессионизмом по причине связей движения с французскими живописцами рубежа XIX-XX веков, снова становится объектом интереса благодаря новому проекту фонда Aurea Cultura…


    Никас Сафронов – один из самых ярких представителей художественного сообщества современной России. Его творчество вызывает неоднозначные чувства, но каждый проект с его участием сопровождается повышенным…


    Крупный российский художник Николай Наседкин (род. 1954) представил свои нефтяные работы на выставке “Николай Наседкин. Нефть: личная история”, открывшейся в Государственной Третьяковской галерее на Крымском…


На этой странице мы будем отмечать знаковые важные выставки, в которых экспонировались произведения М. Врубеля

"100 лет русской графики" из собрания Вологодской картинной галереи
30.10.2007 - 20.01.2008
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. Москва, Пречистенка,19

30 октября 2007 года открылась выставка "100 лет русской графики". Рисунок и акварель второй половины ХIХ - первой половины ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи. Коллекция галереи 2-ой пол. ХIХ века представлена работами известных русских художников как академического направления, так и молодых мастеров, утверждающих позиции реализма. Среди произведений этого периода - ранний рисунок П. Чистякова "Старик с табакеркой", рисунки М. Клодта, акварели П. Соколова, иллюстрации К. Флавицого и другие. Широко представлена графика художников Товарищества передвижных художественных выставок: И. Шишкина , мастера "повествовательного рисунка" В. Маковского и других.

К последнему десятилетию ХIХ века относятся рисунки выдающихся представителей русской культуры М. Врубеля и В. Серова .

На выставке зритель имеет возможность увидеть произведения мастеров ведущих художественных объединений конца ХIХ - начала XX века. Среди них - первоклассные работы художников "Мира искусства": А. Бенуа, М. Добужинского, З. Серебряковой, А. Остроумовой-Лебедевой, Е. Лансере, . Кустодиева . Как талантливый иллюстратор представлен К. Петров-Водкин. Ярким примером стилистики русского авангарда может служить великолепная работа В.Ходасевич для театра "народной комедии" в Петрограде.


Неизвестный Айвазовский
3 января - апрель 2008г
Киевский музей русского искусства

В Киевском музее русского искусства открылась выставка картин Ивана Айвазовского, приуроченная к 85-летию музея и 190-летию со дня рождения живописца. Цель выставки - показать не общеизвестнные картины художника. На выставке представлены работы разного уровня. «Лунная ночь в Крыму», «Вид Босфора», «Гавань», «Шторм», «Море перед бурей», виды Египта. Есть совсем маленькие работы - размером с полуформатный лист. Они экспонируются впервые. Выставлена также «Волга у Жигулевских гор».

В середине марта музей планирует показать картины Михаила Врубеля, в июне - Максимилиана Волошина .

"Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича"

8 февраля - 20 мая 2005 г.

С 1 октября 2004 года по 9 января 2005 года выставка проходила в Риме (выставочный центр «Scuderie del Quirinale»). Концепция выставки явилась результатом длительного и плодотворного сотрудничества специалистов обеих стран, в котором принимали участие искусствоведы и историки архитектуры, руководители музеев и других учреждений культуры.

Экспозиция выставки делится на несколько разделов. Открывают ее памятники византийского искусства высокого художественного уровня. На выставке русская иконопись представлена произведениями разных школ и разных периодов, начиная с XIV и вплоть до XVII века. Важный раздел экспозиции составляет живопись итальянского Возрождения XV–XVI веков. Искусство Высокого Возрождения представлено творениями ведущих мастеров эпохи – Рафаэля, Леонардо да Винчи , Тициана, Микеланджело. Самые прославленные из них – «Донна Велата» Рафаэля и «Портрет Пьетро Аретино» Тициана (Палатинская галерея во Флоренции). С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств направляются на стажировку в Рим. Многие из них завоевывают признание в Италии. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает сенсацию не только в Италии, но и во всей Европе, не говоря уже о России. Если XVIII век – время непосредственного общения искусства и культуры России и Италии, то XIX столетие – период от романтизма до авангарда – можно охарактеризовать как время, когда русское искусство, сохраняя национальное своеобразие культурной проблематики, обретает, подобно итальянскому, общеевропейский масштаб. Одним из бесспорных шедевров данного раздела является знаменитая картина Врубеля «Демон» 1890 года из собрания Третьяковской галереи. Выставка завершается временем окончания Первой мировой войны, когда диалоги и споры в художественных салонах и оппозиционных объединениях постепенно угасали в обеих странах. В этом последнем разделе богато представлено творчество крупнейших итальянских и русских художников. Работы выдающихся мастеров – Джорджо де Кирико, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джорджо Моранди, Карло Карра, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича , Кузьмы Петрова-Водкина – наглядно демонстрируют широту творческих поисков художников обеих стран, которые, каждый на свой лад и одновременно в творческом контакте друг с другом, участвовали в создании нового художественного языка искусства XX века.

«Работая с Дягилевым»
11 декабря 2004 по 28 марта 2005 года
Гронингенский музей, Гронинген, Нидерланды

Сергей Дягилев (1872-1929) – один из величайших деятелей в области обновления искусства прошлого века. Он был первым, кто привлек художников к работе в союзе с композиторами и хореографами и совместному творчеству на сцене театра для большой публики. Всего на выставке было представлено более 230 полотен, декораций и костюмов, графических работ, которые позволили проявиться бесконечным художественным идеям Сергея Дягилева. Среди прочих работ на выставке « Работая с Дягилевым» были представлены работы Пикассо, Матисса , ди Чириго, Бакста, Бенуа, Головина , Серова , Врубеля, Гончаровой, Ларионова.

"Я Петербург люблю..." . К 300-летию Санкт-Петербурга
c 21 апреля по 17 августа 2003
Русский музей в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Московские зрители увидят здесь такие знаменитые картины, как "Медный змий" Ф. Бруни и "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной" К. Брюллова, "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" Г. Чернецова и "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" К. Маковского, "Утро" М. Врубеля и "Ида Рубинштейн" В. Серова . Работами К. Малевича , В. Кандинского, П. Филонова и других известных мастеров представлено крупнейшее в мире собрание русского авангарда - гордость Русского музея. Среди более чем 150 экспонатов выставки - известные произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди живописных произведений - работы О.А.Кипренского, А.Г.Венецианова, В.Г.Боровиковского, В.А.Тропинина.

Впервые увидят москвичи знаменитого "Медного змия"(1841), огромное полотно (площадь его поверхности 48 квадратных метров) художника академического направления Федора Антоновича Бруни. Еще одно значительное произведение - "Парад на Царицыном лугу" - самая знаменитая картина Г. Чернецова, одного из братьев-художников Чернецовых, запечатлевшая парад по случаю окончания польской кампании в 1832 году. На картине изображены представители самых разных слоев общества: император Николай I с семьей, аристократы, сановники, военные, купцы, актеры, музыканты и даже крестьян. Хрестоматийным стал фрагмент картины, изображающий А. С. Пушкина , В. А. Жуковского, И. А. Крылова и Н. И. Гнедича.

Тайные сокровища русского искусства
Русский музей Санкт-Петербурга в Сан-Марино
11 сентября 1999 г. - январь 2000 г.
Экспозиционные залы монастыря Санта-Кьяра. Сан-Марино

Эта необычайная по широте и уровню предсталяемых работ выставка познакомила западного зрителя со всеми основными этапами развития русского изобразительного искусства от икон до авангарда начала века и произведений XX столетия. В экспозиции среди прочих будут демонстрироваться работы А.Венецианова , Г.Семирадского, П.Федотова, И.Айвазовского, И.Крамского, И.Левитана , М.Врубеля, Н.Гончаровой, М.Ларионова, А.Лентулова. Вместе с живописными работами здесь также будет представлена большая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

А. С. Пушкин и "Мир искусства"

В 1998 г. в Петербурге, в залах Всероссийского музея А.С. Пушкина на Мойке, 12, проходила выставка «А.С. Пушкин и "Мир искусства"», посвященная 100-летию художественного объединения "Мир искусства" и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина . В июне 2000 г. аналогичная по тематике выставка, но уже под другим названием - "Золотой век в серебряном зеркале" - открылась и в Москве, в музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Были представлены произведения таких мастеров, как: М.А. Врубеля, А.Н Бенуа, И.Я. Билибина, А.Я. Головина , Н.С. Гончаровой, Б.Д. Григорьева, М.В. Добруджинского, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева , Е.Е. Лансере, К.С. Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, В.А. Серова , К.А. Сомова, Ф.Ф. Федоровского, В.И. Шухаева, К.Ф Юона.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении