Дом, семья, быт

Тесты по русскому языку на тему "обращение". Тест «Знаки препинания при обращении Тест по теме предложения обращениями

Задание 1.

Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

Задание 2.

С чем нельзя согласиться?

1) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

Задание 3.

Выберите ошибочное утверждение.

1) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4). Обращение может быть распространено определениями

Задание 4.

Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

Задание 5.

Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Светлана Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

Задание 6.

Найдите предложение, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде.

Задание 7.

Установите соответствие:

1) Подлежащее. 2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Задание 8.

Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - обращение Б. Гости - подлежащее. В. Князь - обращение.Г. Князь - подлежащее.

Задание 9.

Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и уточняющим обстоятельством.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и вводным словом.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

Задание 10.

Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

Задание 11.

Распространенным обращением осложнено предложение

1) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой.

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем!

4) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

Задание 12.

1) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру.

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое!

3) Отпусти меня родная, на простор широкий.

4) Вы, дядечка помолчите.

Задание 13.

Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон.

2) Дружная идешь, ты, с нами осень.

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость.

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава.

Задание 14.

Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

Задание 15.

I) Воротись, поклонися рыбке.

2) Зачем ты, Балда, к нам залез?

3) Постой, бабушка, постой немножко.

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

Задание 16.

В каком предложении нет обращения?

1) Ты, видимо, меня не услышал.

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ребята, вероятно, уже все в сборе?

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

Задание 17.

В каком предложении есть обращение?

1) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

2) Откуда ты идешь?

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

Задание 18.

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

Задание 19.

В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

Задание 20.

В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

    Итак, вы в Москве родные мои?

    Помоги мне, солнце красное.

    Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

4) Он был, о море, твой певец.

Список использованной литературы:

1. Дидактические карточки-задания по русскому языку: Пунктуация: 5-9 кл./ Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская, С.М.Бондаренко. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 – 478 с.

2. Учебник «Русский язык: 8 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык 8 класс.- М: Просвещение, 2013г.

Интернет – источники:

1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» http://rus.reshuege.ru/

1 вариант.

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа , одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. Укажите предложениЯ с обращением (знаки препинания не расставлены).

1. Вот тёмный тёмный сад!

2. Звени звени златая Русь, волнуйся неуёмный ветер!

3.Жизнь моя по-прежнему теки!

4.Жизнь моя ничуть не стала тише, громкий пульс в крови мы сберегли.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)

(Пушкин А.)

(Крылов И.)

4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)

4.Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

5. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ребята пошли на речку.

2. Мама купила мне книгу

Проверочная работа по теме «Обращение»

2 вариант

1. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

3.Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха.

Проверочная работа по теме «Обращение»

3 вариант

1. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

2.В каком предложении нет обращения?

1. Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2. Взвейтесь кострами, синие ночи!

3. Ты, видимо, Вася, меня не услышал.

4. Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

3.Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг.

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха.

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

4.Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. ()

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. ()

5.Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

Тест по теме «Предложения с обращениями».

5 класс

1. Выберите правильное определение:

Обращение – это…

а) слово, которое называет того, к кому обращаются;

б) слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся одному и тому же слову;

в) слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов;

г) слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию.

2. Найдите неверное утверждение:

а) после обращения ставится запятая, если оно стоит в начале предложения;

б) перед обращением ставится запятая, если оно стоит в конце предложения;

в) обращение не выделяется знаками препинания;

г) обращение с двух сторон выделяется запятыми, если оно стоит в середине предложения;

д) обращение может выделяться восклицательным знаком.

3. Найдите предложения с обращениями:

а) Девочки и мальчики идут по аллее.

б) Девочки и мальчики, идите по тропинке!

в) Ты, дорогая моя Русь, мила мне до глубины души.

г) Русь мила мне до глубины души.

4. Каким членом предложения является обращение в предложении

Учителя, вы в нашем сердце остаётесь навсегда!

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) обращение не является членом предложения.

5. В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) Дорогие мои родители, я очень вас люблю.

б) Иван Иванович! Поздравляем Вас!

в) Догорай, костёр дотла!

г) Господа, вы готовы к конференции?

6. Укажите предложение, которое соответствует схеме [О, …]?

а) Вы пойдёте в кино ребята?

б) Ребята не ходите по улицам в тёмное время суток.

в) Как вы ребята настроены на сегодняшний концерт?

г) Ребята вы хотите поучаствовать в конкурсе?

7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [ …, о, …].

(знаки препинания не расставлены)

а) Мама принеси мне воды.

б) Ну что дорогие друзья начнём беседу?

в) А теперь ты Дима нарисуй что-нибудь.

г) Я снова рад милые друзья.

8. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

а) Ветер споёт нам про дикие горы. – Ветер, спой нам про дикие горы.

б) Мой друг настойчиво добивается цели.

в) Бабушка рассказывает сказку на ночь.

г) Ребята пошли на речку.

д) Мама купила мне книгу.

е) Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Ответы:

1. а

2. в

3. б, в

4. г

5. в

6. г

7. в

    Мой друг, настойчиво добивайся цели.

    Бабушка, расскажи мне сказку на ночь.

    Ребята, пойдём на речку.

    Мама, купи мне книгу.

    Петя, сначала выучи уроки, а потом пойдёшь гулять.

Источники:

    Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2013.

    2. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф. Талалаева; под ред. А.Ю. Куполовой. – М.: Дрофа, 2013..

Тест по теме "Обращение"

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко."

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

1 вариант

А. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Б. Я вернусь к тебе Россия.

В. С чего начинается Родина?

Г. Жизнь моя иль ты приснилась мне?

Д. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает.

А. Друзья мои прекрасен наш союз.

Б. Товарищ, верь взойдет она, звезда пленительного счастья.

В. Отъезжающие в лагерь пройдите в автобус.

Г. Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины?

Д. Как хорошо ты о море ночное!

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в начале предложения и после него ставится запятая.

А. Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

Б. Распахни мне объятья твои густолистый развесистый клен.

В. Старушка милая как ты живешь?

Г. Отвори мой друг окошко.

Д. Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

А. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие!

Б. Для тебя единственная, ласковая я нашел хорошие слова.

В. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.

Г. Мы с тобою, ветер!

Д. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

2 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Жизнь моя по-прежнему теки!

Б. Пожелай мне доброго пути.

В. Жизнь моя ничуть не стала тише.

Г. Дорога нас в дальние дали зови.

Д. Куда меня знакомая дороженька ведет?

2. Найдите предложения с распространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. О жизнь моя как ты мне дорога!

Б. Сыпь ты черемуха снегом.

В. Распахни мне объятья свои густолистый развесистый клен!

Г. Мы старые друзья с тобою ветер!

Д. Пой гармоника вьюге назло.

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми.

А. Клен ты мой опавший клен заледенелый

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Б. Мать-земля родная наша

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

В. Или бури завываньем ты мой друг утомлена?

Г. И мы сохраним тебя русская речь великое русское слово.

Д. До того ль голубчик было?

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Люди мира, на минуту встаньте!

Б. Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира!

В. Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

Г. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

Д. Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

3 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Размахнись косою покажи свой пыл.

Б. Нынче друзья собрались за столом.

В. Споемте друзья перед дальней дорогой.

Г. Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою.

Д. Читайте книги серьезные.

2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Товарищ верь ты победишь.

Б. Любимый сын мой что с тобой?

В. Про родимый край баян сыграй.

Г. Ты прими мой друг товарищ мой

Это поздравление с весной.

Д. Ты и здесь мне мила Россия

Край суровый мой, край родной.

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в конце предложения и перед ним ставится запятая.

А. Тебе Кавказ я снова посвящаю стих небрежный.

Б. Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай поток седой.

В. Внимай мой друг как здесь прелестно

Журчит серебряный ручей.

Г. Здравствуй гостья-зима!

Д. Прости Тригорское где радость

Меня встречала столько раз!

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Степь широкая, степь безлюдная, что ты так смотришь пасмурно?

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Г. Вам бабушка и вам милые сестры я привез подарки.

Д. Прощай, прощай сияние небес!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении