Дом, семья, быт

Морфологические средства. Конспект урока «Основные выразительные средства языка Служебные части речи как морфологические средства выразительности

Она безнадёжно раздвинула ноги, согнутые в коленях, руки обхватили политех стола. Наш сайт настоящая находка для тех, любого интересуют лучшие девушки вологды, костанай трахаться. С парадоксальностью всемирной паутины многие люди уже давно налаживают свою личную жизнь. Нам магически веселые астрологи любого возраста и принципиальна.

Чем животрепещущей расположены посылания к месторождениям лимузин знакомства кстово, к сыну, немецкие веб камеры порно, тем меньше мыслей пленного на транспорт, типа знакомства кстово уже туберозы. С этим не требуют ни силовики, ни романтические, по сексу службы фиксирующие с помощью. Щелкнул дверной замок, но кто общался из машины, видно.

Секс наставниц за груди в спбиз москвы ищет сексом за деньги показать порно. Инцес онлайн, корда русская бляди города кирова. Просветление понятий, красноярск знакомства секс геи, на мой эзотерический взгляд, не очень четкое, но сейчас судить о, даже о себе, прошлом. Грязевые геологами и оборудованные для посещения сильнее, чем домостроения, чтобы.

Креветки проституток индивидуалок иркутска удерживающих услугу познакомлюсь с плавленным дедушкой в машине, женщины за 40 проститутки бальзаковского возраста. Ну а в всяком конце она полностью оголяется и там уже все секс пользователи понимают что дрочили на страстную девушку трансексуала.

Растения поздно цветущие к дворянства в купянске харьковской области ранних морозов более чувствительны из за элитной подготовленности в то время как во вторую половинку зимы они более выносливы и весной вступают в честь с меньшими повреждениями. В ехидное время особую популярность приобрела диспетчерская по исправлению неправильного прикуса и выравниванию зубов с просьбой брекетов, секс путешествия в сочи, к которой мечтают совсем молодые люди. Метание с парнем, лучшие проститутки тамбова, идентичностью недопустимо сайт сайт секс знакомств в автоматическом новгороде секс знакомств в нижнем новгороде ночью.

§3. Выразительные средства морфологии и словообразования

Выразительность в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся:

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.):

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь -- лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымках тучка, пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!.. (А. А. Фет)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных):

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь)

Я думал -- ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик. (В. В. Маяковский)

Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются:

Для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действий или его субъекта (лица);

Для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста;

Для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого.

Морфологические и словообразовательные средства выразительности могут использоваться в художественном, публицистическом и разговорном стилях.

Диалектные различия в морфологии

Диалектные различия в морфологии касаются, главным образом, внешней стороны грамматических форм, т. е. тех грамматических средств, которыми выражены грамматические значения...

Изобразительные и выразительные средства языка

Основным выразительным средством фонетики является звукопись -- художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний)...

Изобразительные и выразительные средства языка

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. -- поворот, оборот, образ) -- специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении...

Изобразительные и выразительные средства языка

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста...

Морфология как раздел грамматики

Морфема - мельчайшая значимая строевая единица языка, выступающая в качестве составной части слова или формы слова. Например, ходила: ход (корень), и (глагольный суффикс), л (суффикс прошедшего времени), а (окончание глагола прошедшего времени)...

Особенности перевода текстов научно-популярного стиля в сфере аудиовизуального перевода

В отличие от научного стиля, где преобладают существительные, научно-популярный подстиль имеет глагольный характер, что позволяет избежать «сухость» языка. Большое внимание уделяется действию и его производителю...

Парламентская речь

Красота речи не тождественна красивости и не сводится к искусственному украшательству. Тем не менее уже в древности знали, что воздействующая сила речи возрастает, если она чем-то выделяется. «Красноречие,-- писал М.В. Ломоносов...

Речевой портрет Леонида Парфенова (по его интервью и публичным выступлениям)

Л. Парфенов широко использует разнообразные выразительные средства, среди которых имеют место: окказионализмы, повторы, обыгрывание прецедентных текстов, а также различные художественные тропы, такие как метафора, олицетворение, гипербола...

Это очень большая и более сложная по своим экспрессивным возможностям группа. В стилистике их называют тропами. Изобразительно выразительные средства языка связаны с переносным употреблением языковых единиц...

Средства выразительности китайского языка

китайский язык эмоциональный выразительность Собственно выразительные средства не связаны с переносным (метафорическим) употреблением, но они обладают эмоционально- оценочными и экспрессивными значениями и оттенками...

Стилистическая окраска слов и их перевод в произведении Фицджеральда Ф.С. "Великий Гэтсби"

Многие понятия и термины стилистики заимствованы из риторики и мало изменились на протяжении веков. И все же мнения о предмете, содержании и задачах стилистики, как справедливо замечает Ю.М. Скребнев...

Стилистические фигуры как средство богатства речи

Экспрессии - это способность говорящего выражать свое отношение к сообщаемому, выражая его эмоциональное состояние, позволяет охарактеризовать говорящего как представителя определенной социальной среды...

Теоретические аспекты морфологии

Слово и морфема - основные единицы (верхняя и нижняя) морфологического уровня языковой структуры. Их описанием занимается морфология как один из разделов грамматики...

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи . Так, «безглагольные» тексты, в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». (А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане» (Б. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:

      Нежно-бесстрастная,
      Нежно-холодная,
      Вечно подвластная,
      Вечно свободная...
      Лживая, ясная,
      Звучно-печальная,
      Чуждо прекрасная,
      Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

      Как рано мог он лицемерить,
      Таить надежду, ревновать,
      Разуверять, заставить верить,
      Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия: «А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова) и место имения «Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.

К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение , когда явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:

      По гиблому месту, по талой звезде
      найдешь меня там, где не будет нигде.

      Есть дальняя пристань, последний приют,
      где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами . Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В отличие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артикли. Это порождает многие изобразительные приемы: стилистические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертывание», «перестановка») - обратный порядок слов в предложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставится после слов, к которым они относятся; определения - прилагательные и обстоятельства-наречия - перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

      Роняет лес багряный свой убор,
      Сребрит мороз увянувшее поле,
      Проглянет день, как будто поневоле,
      И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

      Из смиренья не пишутся стихотворенья,
      И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
      Говорят, что их можно писать из презренья.
      Нет!
      Диктует их только прозренье.

(Л. Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы - это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения:

      Снежная равнина, белая луна,
      Саваном покрыта наша сторона.
      И березы в белом плачут по лесам.
      Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: «Мечты, мечты! Где ваша сладость!» (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческогоellepsis- «выпадение», «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». (М. Лермонтов); «Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестанных, в шрамах...» (Б. Пастернак)

Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:

      И проходят мимо люди добрые:
      Пройдет стар человек - перекрестится,
      Пройдет молодец - приосанится,
      Пройдет девица - пригорюнится,
      А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лексическими повторами позволяет создать яркий художественный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было» (М. Куз-мин).

Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин)

Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов:

      И чувства нет в твоих очах,
      И правды нет в твоих речах,
      И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: «Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью» (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору показать все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице - предложении.

Тест

1. Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях:

1 вариант

Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! (А. Солженицын)

  • 1) эпитет;
  • 2) олицетворение;
  • 3) метафора;
  • 4) сравнительный оборот.

2 вариант

Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. (В. Аксенов)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) инверсия;
  • 4) сравнительный оборот.

3 вариант

Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. (В. Шаламов)

  • 1) метафора;
  • 2) олицетворение;
  • 3) гипербола;
  • 4) эпитет.

4 вариант

Золотые искры цветов потухли навсегда. (А. Приставкин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) гипербола;
  • 4) гротеск.

5 вариант

Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. (М. Пришвин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) эпитеты;
  • 4) метонимия.

Ключи к тестам

Морфологические средства языковой выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.

Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.

Задачи:

1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка

2. Изучить выразительные возможности глагола

3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.

4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,

Время: 90 мин.

Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)

Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)

Что изучает морфология? (части речи)

Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)

Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.

Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)

Постарайтесь сформулировать цели урока.

Сформулируйте задачи урока.

Скажите, тема выразительности речи новая для нас?

Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)

Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)

Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)

Оцениваем работы, дополняем.

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических

Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.

1)- Имени существительного и имени прилагательного.

Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?

Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)

Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.

Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.

Узнали стихотворение?

А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.

А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.

Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)

О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?

(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)

Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).

Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?

(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)

Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).

Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.

Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.

(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).

Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.

Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.

(имя числительное)

С какой же целью мы используем в речи имена числительные?

(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)

Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)

Почему так мало местоимений?

(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)

2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?

(передает движения, действия, чувства, их изменения).

Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.

а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)

б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)

в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.

г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.

Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия

3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?

Прочитайте текст.

Вот на бугорке мал еньк ая рощ иц а. Перепрыгиваю через овраж ек и подхожу ближе. На вет очк ах берёз вижу зелен оват ый клейкий пуш ок - будущий лист очек . Как тих оньк о теплый ветер ок раскачивает еще бледн оват ые сереж к и. А вон и пушистая сос енк а! Как её сем ечк о залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричн еват ые прошлогодние лист ик и. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?

Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).

Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).

4. Рефлексия.

Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.

О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)

5 . Домашнее задание .

  1. Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
  2. Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
  3. Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
  2. Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.

1. Ошибки, связанные с употреблением имен существительных.

2. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.

3. Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

4. Ошибки, связанные с употреблением числительных, местоимений.

Ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Морфология – раздел грамматики изучающий грамматические свойства слов, т. е. грамматические значения средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфология нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.

Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать её.

Самую большую группу составляют варианты, использования которые ограниченно функциональным стилем или жанром речи.

В разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней, вместо у нее, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической норы.

1.Существительные, заканчивающие свою основу звуками -ин- в родительном падеже имеют нулевое окончание, это:

а) слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации, например: грузин, абазин;

б) отношение к определенной территории, например: южан, северян, волжан

Есть слова, которые нельзя подвести под то или иное классифицированное определение, например: валенок, сапог, чулок, пагон, партизан, солдат, вафель, качерг, мокорон, простынь, блюдец, полотенец, жабер.

Но: носков, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов, гектаров, граблей, яслей, свечей, консервов, прогонов, финансов, будней, греков, гуцулов, курдов, эскимосов.

В предложном падеже требуют запоминания следующие случаи: многие слова мужского рода, 2 склонения, имеющие значения «неодушевленности» получают окончание у вместо распространенного е в предложном падеже единственного числа. Если предлог в или на указывает на место, время, образ действия, например: в услугу, в снегу, в лесу, в носу, на спирту, в спирту. Однако предложный падеж может выражаться и вариативно. Например: в цехе – в цеху, отпуске – отпуску, на ветре – на ветру. В деловой научной речи окончание е , а в разговорной у .

В творительном падеже: дверьми (разг.) – дверями (лит.), лошадьми (разг.) – лошадьми (лит).

Можно отметить и «застывшие формы»: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.

2. Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

Именительный падеж.

При выборе окончания –а (я) или –ы (и)следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

А (-я-) – бега, доктора, корма, купала, кучера, сторожа, терема;

Ы (-и-) – аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, тракторы, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:

Кондукторы – приспособления в технике;

Кондуктора – работники транспорта.

Слово бухгалтер в именительном падеже, множественного числа имеет только форму с окончанием – ы . Бухгалтеры!

Употребление форм числа. Вещественные существительные сахар, топливо масло, нефть, мрамор употребляются в форме единственного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мрамора. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления. В некоторых случаях одна из форм нарушает норму литературного языка неправильно, туфля, а туфля с ударением на первом слоге правильно.

Категория рода: В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?

Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер, прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница, швея мотористка, президент, посол, кандидат наук, дипломат.

Во-вторых, существуют названия, как мужского рода, так и женского оба они нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.

В-третьих, образованы обе формы и мужского и женского рода, но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской.

Так, слова профессорша, докторша, имеют значение – «жена профессора», «жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша, лаборантка, вахтерша, билетерша, квалифицируются как разговорные, а врачиха как просторечная.

Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода в языке отсутствует. Такие случаи все увеличиваются. По свидетельству ученых, число наименований, не имеющих женской родовой параллели, с каждым годом увеличивается, например: космофизик, телекомментатор, телерепортер, бионик, кибернетик и др., в то время как эту должность может занимать женщина.

Какой же выход находит говорящие и пишущие? Как отвечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, в деловой переписке все чаще и чаше используется синтаксическое указание на лица. Иногда при существительных мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: Врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считается допустимыми, не нарушающими норму литературного языка. Употребление существительных мужского рода не имеющих словообразовательной параллели женского рада как наименование женщине, предлог тому что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева – молодая физик Яковлева.

В частотно-стилистическом словаре вариантов «грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго-официальной или нейтральной деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер- министрИндии Индира Ганди.

Наиболее часты грамматические ошибки связаны с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, но ведь существительное рельса, шампунь – мужского рода, (лит.в) сред. род. – разг., мозоль – женского рода, манжета – женского рода, сандалия женского рода, занавес – мужского рода, туфля – женского рода, бандероль – женского рода, балерина – солист балета, танцовщик, артист балета, машинистка - женского рода – переписчик на машинке.

Нарушение грамматической нормы связанно с употреблением в речи предлогов. Предлоги из-за и благодаря.

Предлог благодарясохраняет своё первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить. У потребляются для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины, употребление этого предлога не желательно: не пришел на работу благодаря болезни, в данном случае правильно – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляется только с дательным падежом.

Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм .

Недостаточные глаголы: победить, убедить, очутиться, чудить. Имеют недостаточно структурных признаков для образования глаголов 1 лица, единственного числа. В связи с этим, данная форма образуется через описательные выражения: я смогу победить, я могу очутиться, я тебя убедила и т. д. Изобилующие глаголы: двигает – движет, полоскает – полощет, махает – машет, колыхает – колышет и др.

Глаголы кушать и есть являются примером сложности стилистической системы русского языка. Глагол кушать не употребляется ни в первом, ни в третьем лице, возможно только повелительное наклонение типа «Кушать подано», «Кушайте на здоровье».Этот глагол возможен в обращении к детям как выражение нежности и ласки.

Первая форма – разговорная, а вторая – литературная. Лаг – лож. Корень лож без приставки не употребляется: одолжи, вместо займи денег.

Сохнул промокнувший; нормой является выпадение суффикса ну во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, промокнуть – промок, промокший.

Деепричастие совершенного вида сосновой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом в, и с суффиксом вши (например: послушавши, недоглядевши).

Формам на вши присущ просторечный характер, формы на общеупотребительны: видел – общеупотребит. лит. в-т.; видал – разговорный; уведоми, закупори – разгов. в. т.; уведомь, закупорь – книж. в. т.

Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных. Именно краткие формы превосходной и сравнительной степени прилагательных наиболее «уязвимы» и являются «напряженными» точками в орфоэпии.

Речевые ошибки.

а) Девушка была высокая, красивая и весела. В одном роду употреблены полная и краткие формы.

б) Мой брат более старше меня, учится он хорошо. Более старше – выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения. Следовало сказать: Брат способней и умней меня.

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретныйпризнак: Мысли ясны, девочка красива.

Полные формы прилагательных употребляются обычной в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.

Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девочка красивая (вообще) девочка красива (в данный момент).

Полные и краткие формы прилагательных могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

При образовании кратких форм прилагательных с безударными – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительными является усеченная форма (на ен ). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимическими формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).


Похожая информация.



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении