Дом, семья, быт

ЕГЭ по литературе. Биографии. Сергей есенин Я все равно

Сергей Есенин (1895-1925)
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в семье крестья­нина Александра Никитича Есенина. Родители поэта долгое время жили врозь, и поэтому в детстве Сергей Есенин око­ло шести лет воспитывался в доме деда и бабки по матери, о которых он с любовью вспоминает в своих стихах и автобиографии. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Учился Есенин в сельской начальной школе, затем в за­крытой второклассной учительской школе церковно-семинарского типа в Спас-Клепиках. Весной 1912 г. Есенин при­езжает в Москву. Его отец в то время работал приказчи­ком в лавке замоскворецкого купца Крылова. Хозяин со­гласился взять сына приказчика в контору при лавке, но вскоре, поссорившись с хозяином, юноша уходит не только из лавки, но и от отца. В поисках своего пути в литерату­ре Есенин входит в московский литературно-музыкальный кружок имени Сурикова. Посещающие кружок рабочие ти­пографии Сытина помогают ему устроиться подчитчиком в корректорской. В 1913-1914 гг. Есенин посещает лекции в народном университете Шанявского, много читает (Белин­ского, Некрасова, Гоголя, Кольцова). За участие в стачечном движении типографских рабочих он попадает под надзор полиции. Осенью 1914 г. Есенин становится секретарем ре­дакции журнала «Друг народа», подготовленного суриковским кружком. Написана для журнала антивоенная поэма «Галки». Поэма была конфискована полицией еще в набо­ре. В первом и единственном номере «Друга народа» Есе­нин поместил стихотворение «Узоры». Еще ранее, в 1914 г., в детских журналах «Доброе утро» и «Мирок» появились его первые стихи.
Начинающий поэт стремится в Петербург, в «большую литературу». Приехав в столицу, прямо с вокзала он отправ­ляется со своими стихами на квартиру к Блоку. Блок вы­слушал Есенина, отобрал несколько стихотворений для печа­ти и познакомил его с С. Городецким, Н. Клюевым и другими. Есенин сблизился с кружком С. Городецкого, часто бывал в «Привале комедиантов», был благосклонно принят в сало­нах 3. Гиппиус и графини Клейнмихель, а также в подвалах артистов и библиоманов, в кабаках и фешенебельных ресто­ранах, за кулисами театров. В 1915 г. в журнале «Северные записки» было опубликовано первое по-настоящему «есенин­ское» стихотворение - «Русь» (1914), в котором наиболее полно отразилось художественное кредо молодого поэта.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
Уже в следующем, 1916 г. выходит в свет его первая книга стихов «Радуница».
Особенность таланта Есенина состояла не в каком-либо особом своеобразии темы и «народности» стиля, а в новиз­не мироощущения. Как поэт он вступил в непосредственные отношения с действительностью, вернул первоначальному ощущению бытия простоту и силу, утраченные поэзией декаданса, отгородившейся от мира мистическими, религи­озными, эстетическими теориями. Следует отметить, что мо­лодому Есенину не были чужды религиозные и этические концепции XX века, но воздействие их сдерживалось «кре­стьянской» природой, той народной традиционной русской культурой, которую Есенин усвоил еще с «молоком матери». Самобытное дарование Есенина будет не раз подвергаться искушению модных теорий и философий, однако он всегда будет возвращаться к своим природным корням.
Источником лиризма поэзии Есенина является прежде всего родная природа - в ней основа всего мироощущения, всего бытия поэта:
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
У Есенина почти нет завершенных пейзажей, картин природы, ему не присуща статическая определенность форм, очертаний, цвета. Он больше сосредоточен на процессе изменения форм и красок, на самой жизни природы, посто­янном обновлении ее облика.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Столь же подвижна природа в песенных зачинах («За­шумели над затоном тростники...»), в заимствованных из народной поэзии образах («А по двору метелица ковром шелковым стелется»). Лес, озеро, береза, роса, месяц, заря, начало дня и наступление вечера каждый раз видятся по-новому, выглядят по-иному. Образ природы в поэзии Есе­нина всегда художественно индивидуален благодаря его чувственной конкретности и удивительной точности в пе­редаче запаха, звука, цвета.
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес...
Сохнет стаявшая глина,

На сугорьях гниль опенок.
С наступлением весны «пахнет вербой и смолою», в летний вечер «вишнями и мхом», свой запах есть у дере­венского престольного праздника: «Пахнет яблоком и ме­дом По церквам твой кроткий Спас». Звуки природы вос­принимаются тонким слухом и поэтической душой. Сердце поэта как бы вмещает то великое единство природы, которое называется жизнью. Именно такое впечатление создалось у М. Горького, впервые услышавшего «Песнь о собаке»: «Пос­ле этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «пе­чали полей», любви ко всему живому в мире и милосер­дия, которое - более всего иного - заслужено человеком». И действительно, обилие олицетворений, образная вырази­тельность стиха в поэзии Есенина основаны прежде всего на глубокой гуманности его отношения к миру.
Словно белою косынкой
Подвизалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки.
В лирике Есенина обрели новую жизнь традиции русской классической поэзии XIX в., в первую очередь А. А. Фета.
Природа не является единственным предметом внимания в поэзии Есенина: он пишет о любви, о войне, о людях Рос­сии, использует исторические и фольклорные сюжеты, но она сопутствует всем событиям, героям, настроениям, духом род­ной природы постоянно исполнено лирическое «Я» Есенина, всегда пронизанное светом искренности: «Есенинское «Я» - совершенно особое, большое, глубокое, озаренное до последней капли, обнаженное с небывалой жесткостью к самому себе».
Тема родины, России, органично вошла в поэзию Есенина. В 1914 г., когда появились первые стихи Есенина о родине, эта тема волновала многих в связи с начавшейся войной, однако голос Есенина в общем хоре отличался неповтори­мостью и своеобразием. Его патриотическое чувство в ран­ний период было во многом стихийным, в какой-то мере оно оставалось таким на протяжении всей его жизни. Попытки поэта выйти из области чувства в сферу идейно-философ­скую рождали образ противоречивый, смутный.
Молодому Есенину Русь рисовалась богомольной, срод­ни «христовой невесте» Городецкого. Часто повторяющееся определение «кроткая» напоминает распространенное мне­ние о духовном смирении мира патриархальной деревни, взыскующей Бога. Покорно пахари уходят на войну, сми­ренно мать молится о сыне: «Родина, черная монашка, чита­ет псалмы по сынам». Есенину были с детства знакомы хри­стианские обряды и обычаи, семейная и календарная об­рядность русской деревенской жизни. Он свободно владел книжно-церковной образностью и архаическим велеречием. Есенин не подражал «народному православию» - это было собственное мироощущение поэта, воспитанного в традици­ях народной культуры, поэтому мы часто находим у него мотивы и сравнения, восходящие к православной образнос­ти: «хаты - в ризах образа», «рощи - в венчиках икон­ных», поля, как святцы; ивы - кроткие монашки и т. п.
Наряду со стихами, овеянными религиозными настрое­ниями, он пишет и такие произведения, как «Устал я жить в родном краю...», «За темной прядью перелесиц...», «Я снова здесь, в семье родной...», отражающие внутренний разлад, борьбу противоречивых чувств в душе поэта:
О, сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Характерно, что и в буйстве своем, и в тоске («Но и я кого-нибудь зарежу под осенний свист»; «Уйду бродягой и вором»; «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь») Есенин по-русски народен. «Со времени Коль­цова, - напишет позднее о творчестве Сергея Есенина другой поэт, его современник, Борис Пастернак, земля Рус­ская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею».
Душевный конфликт в лирике Есенина - не только от­ражение интимных переживаний, но и отголосок того круп­ного исторического конфликта, который окрасил все сферы русской жизни предреволюционных лет. Социально-исто­рическая основа лирики Есенина обусловлена глобальным кризисом в Российской империи 1905 - 1917 гг., неизбежно­стью разрушения старого мира и появления нового.
Есенин принял революцию 1917 г.: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Не случайно в этот период он сотрудничает в изданиях, представляющих интересы партии эсеров. Там печатаются его поэмы «Преображение», «Окто­их», «Инония». Он искренне отрекается от «кротости» и «смирения» и прочих ценностей христианства и пытается обрести новую веру, поскольку, и в этом парадокс, не верить Есенин не может. Более того, свой новый символ веры в 1918 г. он формулирует при помощи именно христианских тек­стов и образов:
Слава в вышних богу
И на земле мир!
Месяц с синим рогом
Тучи проводил.
Кто-то вывел гуся
Из яйца звезды,
Светлого Исуса
Проклевать следы.
Кто-то с новой верой,
Без креста и мук,
Натянул на небе
Радугу, как лук.
Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера - в силе.
Наша правда - в нас!
(«Инония»)
Предельная искренность была присуща Есенину на про­тяжении всей его жизни. И тогда, когда он, «последний поэт деревни», возглавил в 1918 г. в Москве группу имажинистов, и тогда, когда, «прослыв хулиганом и скандалистом», влю­бился в сорокалетнюю американскую танцовщицу-босоножку А. Дункан (ставшую впоследствии женой Есенина) и вместе с ней уехал путешествовать по странам Западной Европы и Америки (1922-1923). Он был искренним, ког­да, вернувшись в Советскую Россию, почувствовал себя «еще более влюбленным в коммунистическое строительство». В нем противоборствовали, а подчас и органично сосуще­ствовали две разнонаправленные силы. Одна влекла к тому, что строилось, преображалось, утверждало жизнь, - Есенин верил, что это преображение таится именно в советском строе: «через каменное и стальное вижу мощь я родной страны». Светлое, жизнеутверждающее начало, имеющее также два лика - героический и лирический, воплощено в таких его произведениях, как «Анна Снегина», «Персидские мотивы», «Поэма о двадцати шести», «Русь советская», написанных примерно в одно время - в первой половине 1920-х гг. Вто­рая сила, в конечном итоге приведшая Есенина к трагичес­кому саморазрушению и появлению «Черного человека» (1925), была сродни бунтарской стихии самосожжения, сти­хии анархической; она владела душой поэта, когда он писал своего «Пугачева» (1921), «Исповедь хулигана» (19211), «Москву кабацкую» (1924). После смерти Есенина Алексей Толстой написал несколько строк, которые свидетельствуют о том, что в последние месяцы жизни разлад в душе Есени­на достиг трагической вершины: «Умер великий нацио­нальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами... Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) - поэт.

Родился Есенин в крес­тьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, со­ставлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), кото­рый он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, при­рода средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классичес­кая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есе­нин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 -1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэти­ческом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима - аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции . Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начи­нают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжаете Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница» , в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910- 1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа По­садница», «Ус», «Исус-младенец», «Голубень» и др.). Осно­вой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира леса­ми и болотами.

Герой лирики Есенина молится «дымящей земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной боль­шой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве ».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая «праздники побед­ные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила» (1916) поэт зовет Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере», которой теперь при­вержен он сам. В стихотворении «Тучи с ожереба...» (1916) поэт как будто предсказывает революцию - «преображе­ние» России «через муки и крест» и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий мета­морфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечива­ет природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916), «Запели тесаные дроги» (1916). Но уже отчетливей просту­пают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапи­ва» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то «нежный отрок», «сми­ренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем» и т.д. («Наша вера не погасла» (1915), «Разбой­ник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творче­стве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоцен­ки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает «буйственную Русь» и славит «красное лето» («Товарищ» (1917), «Певущий зов» (1917), «Отчарь» (1917), «Октоих» (1918), «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иордан­ская голубица» (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник «Голубень », вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт вы­пускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 году вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, при­несшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ . Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с челове­ком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэ­зии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян про­никнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебристая дорога...», «Песни, песни, о чем вы кричите?», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...» и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому ми­роощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («», «Отговорила роща золотая.. .», «Мы теперь уходим понемного... » и др.).

«Не жалею, не зову, не плачу... » (1922) - одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникну­то лиризмом, предельной душевной открытостью, изоби­лует «земными» образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское, народно-человеческое «буйство глаз и половодье чувств». Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно­временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью») - образ мифологический, символичес­кий - образ розового коня. Розовый конь - символ вос­хода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего живого.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и недели­ма; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Со­рокоуст» (1920), сборники стихотворений «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

Поэма «Анна Снегина» (1925) стала во многом итого­вым произведением, в котором личная судьба поэта осмыс­лена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Автор вспоминает свою прошлую жизнь, ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдёт в чужие края. Родина ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам. Автор подчёркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не может пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и мёда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая ещё не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность. «Не надо рая, дайте родину мою», - этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. Хорей. Гой ты, Русь моя родная!..» -1914

3 слайд

Описание слайда:

С первых же строчек поэт признается бывшей возлюбленной: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Он хочет доказать самому себе, что больше не испытывает к ней волнующих и ярких чувств, что она постепенно стирается в его памяти, уступая место новым впечатлениям и сердечным привязанностям. Тем не менее, со своею возлюбленной Есенин расстаётся, испытывая тоску и душевную боль. Даже несмотря на то, что её «имя тонкое растаяло, как звук», память всё еще хранит «запах мёда от невинных рук», а также воспоминания о гибком стане и хрупких плечах девушки. Поэт признается, что его избранница была «как снег, лучиста и светла», и этот мягкий свет до сих пор озаряет его жизнь, наполненную бурными событиями. Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Прямого указания на то, что героиня его произведения погибла, нет. Однако Есенин прощается с нею так, словно бы девушки уже нет в живых. Он хоронит её мысленно, понимая, что с Анной Сардановской у него не может быть ничего общего. Но выходит, что в своём стихотворении автор прощается с девушкой по-настоящему, точно зная, что больше никогда её не увидит и не сможет сказать те заветные слова, которые ещё совсем недавно были готовы сорваться с губ поэта, который искренне восхищается красотой своей возлюбленной. Хорей. Не бродить, не мять в кустах багряных…» - 1916

4 слайд

Описание слайда:

Поэту с присущей ему образностью и романтизмом удалось запечатлеть смену времен года и показать, как неслышной поступью приходит красавица-осень. Она нетороплива и изысканна в своем совершенстве, и с каждым мгновением окружающий мир буквально преображается, наполняя вечернюю тишину новыми звучанием. «Осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору», - отмечает поэт, восхищаясь опускающимися на землю сумерками, которые дарят непривычную свежесть и прохладу. Дни ещё по-летнему тёплые, однако вечера приносят с собой первые запахи осени. «Обняв трубу, сверкает по повети зола зелёная из розовой печи», - эта строчка указывает на то, что ночи уже холодны, и крестьяне вынуждены протапливать избы. Жизнь в селе идет своим чередом, и уже мало кто вспоминает того светловолосого парнишку, который когда-то долгими осенними вечерами любил сидеть перед окном и наблюдать за «галочьей игрой». Однако сам сорванец, давно уже превратившийся в известного поэта, не только помнит то счастливое время, но и сожалеет ото, что уже не может ничего вернуть. «Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы», - с грустью констатирует Есенин, понимая, что детство прошло, а взрослая жизнь оказалась совсем не такой радостной, какой рисовал её себе вчерашний сельский мальчишка. В отсутствие автора жизнь в Константиново продолжает течь размеренно и спокойно, словно бы ничего и не произошло. Все так же «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров», а в лесу «тягучий вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв нахохленной совы». Ямб. «О красном вечере за думалась дорога» - 1916

5 слайд

Описание слайда:

Пронизано духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, отмечая: «Перед этим сонмом уходящих я не в силах скрыть свою тоску». Автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире. Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, отмечая: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил». Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом отмечает: «Знаю я, что не цветут там чащи». Перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет её очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл. Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности, понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей. Хорей. «Мы теперь уходим понемногу» - 1924

6 слайд

Описание слайда:

Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несёт в себе оттенок вековой русской печали. Поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов. Миниатюрная зарисовка из жизни вчерашнего учителя, который вынужден был добираться до дома на телеге, наполнена теплотой и легкой грустью. Путь лежит через сельские кладбища с полуразрушенными часовнями, и автор, считающий себя атеистом, отмечает, что «на известку колоколен невольно крестится рука». На фоне печали, которая является верной спутницей Есенина, постепенно пробуждается ещё одно сильное чувство, и поэт, обращаясь к родной земле, признается: «Люблю до радости и боли твою озерную тоску». Автор подчеркивает, что сейчас он очень далеко от любимых мест, и его жизнь течёт совсем в ином русле, чем прежде. Казалось бы, в повседневной суете тоска по родине должна постепенно исчезнуть, уступив место радости от собственных успехов на литературном поприще. Однако Есенин преклоняется перед русской землей и утверждает, что «не любить тебя, не верить – я научиться не могу». Для него нет ничего дороже, чем слышать, как «звенят родные степи молитвословным ковылем», и как «малиновое поле» Руси, бескрайнее и безграничное, преображается под воздействием легкого ветерка, который поэт именует «овсяным». Хорей. «Запели тёсаные дроги» -1916

7 слайд

Описание слайда:

Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось». Мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно. Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что. Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком. Хорей. «Письмо матери» - 1924

8 слайд

Описание слайда:

Это стихотворения можно расценивать как прощание поэта с тем, что для него было особенно дорогим и близким. Автор мысленно обращается к «свинцовой свежести» полыни, плачущим вербам и шепчущим тополям, так знакомым и милым ему с раннего детства. При этом Есенин отмечает, что ему уже не суждено стать тем босоногим сельским мальчишкой, который когда-то приехал в Москву, чтобы стать знаменитым поэтом. Это время для него безвозвратно утеряно, однако теперь, когда «новым светом» окрашена его жизнь, он все равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». При этом автор испытывает сожаление о том, что теперь по любимым лугам и полям бегают совсем другие босоногие мальчишки, у которых в жизни все еще впереди. И им невдомек, что радость от пережитых ощущений останется с ними на долгие годы, став одним из самых ярких и теплых воспоминаний. Есенину грустно оттого, что он может вернуться в свое прошлое лишь мысленно. Ведь теперь он – известный поэт, который, тем не менее, не может чувствовать себя счастливым под бременем славы. Но, в то же время, и в селе, где прошла его юность, он никому не нужен. Этот удивительный мир, наполненный ароматами свежескошенных трав и шумом весеннего дождя, потерян для него безвозвратно. На своей жизни поэт действительно поставил крест, поэтому простит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!». Эти слова оказываются пророческими. Хорей. «Спит ковыль» - 1925

9 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» написано в форме любовного послания, в котором автор не только признаётся в своих чувствах главной героине, которая является прообразом всех восточных женщин, но и рассказывает ей о себе, своих мыслях и желаниях. Построено это произведение на ярком контрасте Севера и Востока, который автор очень тонко и умело использует для того, чтобы провести грань между двумя мирами, показать их отличия. Восхищаясь Кавказом и своей любимой Персией, Сергей Есенин осознает, что восточные страны притягивают его своей таинственностью, сказочностью и непредсказуемостью. Однако стоило ему лишь окунуться в незнакомый мир, которым поэт грезил во сне и наяву, как у него появляется чувство тоски по дому, такому далекому и бесконечно дорогому. Поэтому, обращаясь в своем стихотворении к Шаганэ, Сергей Есенин хочет рассказать ей о своей родине. Подчеркивая, что он родом с Севера, автор не утруждает себя описанием достопримечательностей Востока, считая, что его истинной жемчужиной является робкая и застенчивая Шаганэ. Однако поэт не жалеет красок на то, чтобы рассказать, какова его родная сторона, потому что «луна там огромней в сто раз», а «волнистая рожь» напоминает цвет его волос. Как рефреном в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» звучит фраза «я расскажу тебе поле», которая умышленно построена с ошибкой, но при этом очень созвучна с выражением «я распахну тебе душу». Таким образом, поэт словно бы намекает на то, что его славянская душа так же широка и необъятна, как русское поле, и так же щедра, как земля, дающая богатый урожай. При всем своем восхищении Востоком Сергей Есенин отмечает, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Но, находясь далеко от дома, поэт просит Шаганэ не волновать его память воспоминаниями, которые причиняют боль. В финале автор признается, что там, на севере, тоже есть девушка, которая удивительно похожа на Шаганэ и, возможно, в эту минуту думает о поэте. Эта неожиданная мысль наполняет его сердце нежностью и теплотой, которая адресована восточной красавице. Тем не менее, стихотворение, наполненное острой и какой-то болезненной любовью к России, помогает Сергею Есенину развеять миф о загадочном Востоке. Поэт удовлетворил своё любопытство, и теперь мечтает о том, чтобы вернуться домой, сохранив воспоминания о красоте восточных женщин и сказочном очаровании Кавказа. Анапест. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» - 1924

10 слайд

Описание слайда:

Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам, отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль». Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни. Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места. «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» - этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения. Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта. Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик. Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны. Последнее четверостишье произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком». Ямб. «Отговорила роща золотая» -1924

11 слайд

Описание слайда:

Стихотворение начинается со строчки, в которой поэт заявляет, что ни о чем не жалеет. Однако сам же себя и опровергает, так как это произведение пронизано грустью и осознанием того, что у автора нет возможности исправить собственные ошибки и хоть что-нибудь изменить. Он не винит в этом себя либо других, а лишь констатирует факт, что «увяданья золотом охваченный, он « не буду больше молодым». Трактовать это фразу можно по-разному. Однако, вероятнее всего, поэт имел ввиду то, что время менять что-то в своей жизни уже прошло. Пройдя через непростые жизненные испытания, по собственному признанию, «скупее стал в желаньях». Поэт разочаровался во многих аспектах жизни, включая творчество, способность восторженно воспринимать окружающий мир и преклоняться перед женщинами. Автор отмечает, что даже дух бродяги, присущий ему с рождения, все реже и реже заставляет своего обладателя совершать поступки, достойные истинного поэта. Оглядываясь на свою недолгую жизнь, Есенин пребывает в некотором недоумении и замешательстве, считая, что она больше напоминает сон либо мираж, сквозь который он «проскакал на розовом коне». И именно это полузабытое ощущение, вернуть которое поэт уже не в силах, заставляет его по-новому смотреть на собственную жизнь, утверждая, что молодость закончилась, а вместе с нею ушло то удивительное ощущение счастья и беззаботности, когда Есенин принадлежал самому себе и был волен поступать так, как считает нужным. Нет, поэта не гнетут обязательства и условности общества. Более того, он прекрасно осознает, что «все мы в этом мире тленны». Анапест. «Не жалею, не зову, не плачу…» - 1925

12 слайд

Описание слайда:

Вернувшись на родину, поэт был поражён тем, что среди односельчан практически не осталось ни одного знакомого ему человека. «Но некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приюта», - отметил поэт. Его отчий дом оказался сожжен и превратился в груду золы, однако никто не обратил внимания на дорого одетого человека, который зачем-то остановился возле пепелища, и никто не узнал в этом одиноком страннике поэта, который большинство своих произведений адресовал этим простым и малограмотным людям, стремящимся к лучшей доле. Называя себя гражданином села, Есенин осознает, что его родное Коснтантиново только тем и будет знаменито, что когда-то баба родила здесь «скандального российского пиита». Но, по мнению автора, никто никогда не вспомнит, с какой любовью и теплотой он относился к родному краю, и сколько замечательных стихов было посвящено удивительно русской природе, которая вдохновляла поэта на творчество, когда он вынужден был жить в шумной, пыльной и суетной Москве. Теперь же так любимые поэтом клены и тополя вместе с восторженными местными жителями внимают рассказу «сонного красноармейца», который живописует, как бил «буржуя энтого» в Крыму. Наблюдая за этой картиной, Есенин чувствует, что выглядит достаточно жалко и смешно. Он отмечает, что «язык сограждан стал мне как чужой, в своей стране я словно иностранец». Наблюдая за тем, как деградирует село, превращаясь в единую комсомольскую ячейку, поэт задается вопросом: «Какого ж я рожна орал в стихах, что я с народом дружен?». Те крестьяне, которых он видит в своем селе, чужды Есенину. Он не понимает их языка, образа мышления и, главное целей, ради которых они вот так запросто отказались от своего прошлого, той исконно русской культуры, на которой и держалось все общество. Поэтому поэт просит у своей родины прощения и отмечает – «приемлю все, как есть все принимаю». Поэт готов смириться с революцией, с обязательными майскими и ноябрьскими праздниками, которые пришли на смену Пасхе и Рождеству, однако отмечает: «но только лиры милой не отдам». Этой фразой он подчеркивает, что никогда не откажется от воспевания в своих стихах той, исконной Руси, которая под влиянием времени вдруг превратилась в бутафорию и некую пародию на родину поэта, но от этого не перестала быть любимой и дорогой для Есенина. «Русь советская» - 1924

15. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

В данном стихотворении Есенина лирический герой, стоя у памятника Пушкину, восхищается им. При этом он обращается непосредственно к поэту, будто бы ведя с ним разговор в реальной жизни. Также он сравнивает себя с ним, отмечая, что оба они повесы. Лирический герой Есенина надеется, что так же, как хулиганские поступки Пушкина не повлияли на его славу, так же и он войдет в историю своим творчеством, хоть и понимает, что это мечта, к которой нужно будет долго идти. Именно в этом выражается особенность темы поэтического памятника в стихотворении «Пушкину».

16. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению?

К литературным предшественникам и современникам обращались в своих стихотворениях такие поэтессы, как А.А. Ахматова в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и М.И. Цветаева в стихотворении «Имя твое – птица в руке…».

В стихотворении Ахматовой, как у и Есенина, лирическая героиня обращается к Пушкину. Она с нежностью и теплом пишет о том, как слышит его «шелест шагов», замечает его образ в деталях: «Здесь лежала его треуголка / И растрепанный том Парни». Лирические герои обоих произведений будто чувствуют рядом с собой дух Пушкина, его присутствие.

Блок, которому посвящено стихотворение Цветаевой, был одним из любимых поэтов писательницы. Она пишет: «В легком щелканье ночных копыт / Громкое имя твое гремит». Лирическая героиня стихотворения, как и у Есенина, понимает недосягаемость поэта: «Имя твое – ах нельзя!». Тем не менее, и Пушкин, и Блок вызывают у лирических героев очень сильное чувство восхищения.

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

2. Шаганэ ты моя, Шаганэ… – стихотворение входит в цикл «Персидские мотивы» (1924-1925).
«Попытка обрести согласие с самим собой и с миром нашла творческое выражение в „Персидских мотивах“. Стихи цикла написаны с осени 1924 по август 1925 года. Сам романтический сюжет о любви северянина и дикарки-южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. В 1924 году он написал стихотворение „На Кавказе“, в котором любовный сюжет увязан с душевным кризисом поэта:
Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
„Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной“.
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.
Есенин сам создавал „Персидские мотивы“, „тоску леча“ и „душой своей опальной“, сам пытался „забыть ненужную тоску“ „прекраснейшей поэмой“. Его стихи о любви к персиянке органично входят в контекст русской классической литературы и продолжают ее традиции. Стихи писались на Кавказе, однако выбор поэта пал на страну Саади - на Персию, чему был ряд причин. Но прежде всего на темы, сюжеты, тональность, а главное, на сам образ любви „Персидских мотивов“ повлияли персидские лирики. Любимая в персидской поэзии превосходит своей красотой саму природу, она исключительна, а лирический герой подмечает в любовном страдании нюансы, невидимые другим.
В этом цикле Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия , он творил образ ласкового и шафранного рая. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с голубой страной, т. е. страной-идеалом, мужицкой мечтой. После революции голубой цвет почти исчез из его лирики. Если в 1916 году Россия ассоциировалась с образами вроде: „Голубеет небесный песок“, „В голубой купается пыли“, в 1924 году Россию поэт рисовал иными красками: „Закат обрызгал серые поля“, „Принакрытые сереньким ситцем. Этих северных бедных небес“. Теперь выдуманная Персия соответствовала идеалу, именно там поэт стремился обрести покой . (


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении