Дом, семья, быт

Это интересно. Орбитальная станция "МИР". Мир (космическая станция)

Космическая станция «Мир» (Салют-8) является первой в мире орбитальной станцией с пространственной модульной схемой. Начало работы над проектом следует считать 1976 год, когда НПО «Энергия» были разработаны Технические предложения по созданию усовершенствованных орбитальных станций, предназначенных для долговременной эксплуатации. Запуск космической станции «Мир» состоялся в феврале 1986 года, когда на околоземную орбиту был выведен базовый блок, к которому в течение последующих 10 лет были добавлены еще 6 модулей различного назначения. На космической станции «Мир» было установлено множество рекордов, начиная от уникальности и сложности конструкции самой станции, заканчивая длительностью пребывания на ней экипажей. Начиная с 1995 года станция, по сути, становится международной. Её посещают международные экипажи, в составе которых находились космонавты Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобретании, Германии, Канады, Словакии, Сирии, Франции, Японии. Космическими кораблями, обеспечивающими сообщение космической станции «Мир» с Землей был пилотируемый «Союз» и грузовой корабль «Прогресс». Кроме того, была предусмотрена возможность стыковки с американскими космическими кораблями. Согласно программе «Мир - Шатл» было организовано 7 экспедиций на корабле «Атлантис» и одна экспедиция на корабле «Дискавери», в рамках которой станцию посетили 44 космонавта. Всего же на орбитальной станции «Мир» в разное время работало 104 астронавта из двенадцати стран. Несомненно, что этот проект, опередивший в орбитальных исследованиях на четверть века даже США, был триумфом советской космонавтики.

Орбитальная станция «Мир» - первая в мире модульная конструкция

До того, как в космосе появилась орбитальная станция «Мир», модульность использовалась, как правило, писателями-фантастами. Несмотря на эффективность объемной модульной конструкции, на практике осуществить эту задачу было чрезвычайно сложно. Ведь ставилась задача не просто продольной стыковки (такая практика уже имелась), а стыковки в поперечном направлении. Это требовало сложных маневров, при которых стыкуемые модули могли повредить друг друга, что в космосе является смертельно опасным явлением. Но советские инженеры нашли блестящее решение, снабдив стыковочный узел специальным манипулятором, который обеспечивал захват стыкуемого модуля и плавную стыковку. Передовой опыт орбитальной станции «Мир» в дальнейшем был использован в Международной космической станции (МКС).

Практически все модули (кроме стыковочного узла), из которых состояла станция, были выведены на орбиту с использованием ракеты-носителя «Протон». Состав модулей космической станции «Мир» был следующий:

Базовый блок был доставлен на орбиту в 1986 году. Визуально он напоминал орбитальную станцию «Салют» . Внутри модуля располагалась кают-компания, две каюты, рабочий отсек со средствами связи и централизованным постом управления. Базовый модуль имел 6 стыковочных портов, портативную шлюзовую камеру и 3 панели Солнечных батарей.


Модуль «Квант» был выведен на орбиту в марте 1987 года и пристыкован к базовому модулю в апреле этого же года. Модуль включал в себя комплекс приборов для астрофизических наблюдений и биотехнологических экспериментов.


Модуль «Квант-2» был доставлен на орбиту в ноябре, а состыкован со станцией в декабре 1989 года. Основным предназначением модуля являлось обеспечение дополнительного комфорта космонавтов. В состав «Квант-2» входило оборудование жизнеобеспечения космической станции «Мир». Кроме того, модуль имел 2 солнечные батареи с поворотным механизмом.


Модуль «Кристалл» являлся стыковочно-технологическим модулем. На орбиту был выведен в июне 1990 года. Пристыкован к станции в июле этого же года. Модуль имел разноплановое назначение: исследовательские работы в области материаловедения, медицинские и биологические исследования, астрофизические наблюдения. Отличительной особенностью модуля «Кристалл» являлось его оснащение стыковочным механизмом для кораблей массой до 100 тонн. Предполагалось проведение стыковки с космическим кораблем в рамках проекта «Буран».


Модуль «Спектр» предназначался для геофизических исследований. Пристыкован к орбитальной станции «Мир» в июне 1995 года. С его помощью выполнялись исследования земной поверхности, океана и атмосферы.


Стыковочный модуль имел узконаправленное назначение и предназначался для возможности стыковки со станцией американских космических кораблей многоразового использования. Модуль был доставлен кораблем «Атлантис» и пристыкован в ноябре 1995 года.


Модуль «Природа» содержал в себе оборудование для исследования поведения человека в условиях длительного полета в космосе. Кроме того, модуль использовался для наблюдения за поверхностью Земли в различном волновом диапазоне. На орбиту был выведен и пристыкован в апреле 1996 года.


Почему затопили космическую станцию «Мир»

В конце 90-х годов XXI века на станции начались серьезные проблемы с оборудованием, которое массово стало выходить из строя. Как известно, было принято решение станцию вывести из эксплуатации, затопив в океане. На вопрос, почему затопили космическую станцию «Мир», официальный ответ связывался с неоправданной дороговизной дальнейшего использования и восстановления станции. Однако впоследствии выяснилось, что для такого решения были более веские причины. В частности, причиной массовых поломок оборудования стали мутировавшие микроорганизмы, которые расселились в самых разнообразных местах станции. Они то и выводили из строя проводку и различное оборудование. Масштаб этого явления оказался настолько большим, что, несмотря на различные проекты спасения станции, было принято решение не рисковать, а уничтожить её вместе с непрошенными обитателями. В марте 2001 года станция «Мир» была затоплена в Тихом океане.

20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории. И сегодня мы расскажем про самые знаменательные факты и события, касающиеся орбитальной станции «Мир» .

Орбитальная станция Мир – всесоюзная ударная стройка

Традиции всесоюзных строек пятидесятых-семидесятых годов, во время которых были возведены крупнейшие и самые значимые объекты страны, продолжились и в восьмидесятых при создании орбитальной станции «Мир». Правда, трудились над ней не низко квалифицированные комсомольцы, свезенные из разных уголков СССР, а лучшие производственные мощности государства. Всего над этим проектом работало около 280 предприятий, функционирующих под эгидой 20 министерств и ведомств. Проект станции «Мир» начал разрабатываться еще в 1976 году. Она должна была стать принципиально новым рукотворным космическим объектом – настоящим орбитальным городом, где могли бы подолгу жить и трудиться люди. Причем, не только космонавты из страны Восточного блока, но и из государств Запада.


Станция Мир и космический челнок Буран.

Активные работы по строительству орбитальной станции начались в 1979 году, но в 1984 были на время приостановлены – все силы космической индустрии Советского Союза шли на создание челнока «Буран». Однако вмешательство высших партийных чиновников, планировавших запустить объект к XXVII съезду КПСС (25 февраля – 6 марта 1986), позволили в сжатые сроки завершить работы и запустить «Мир» на орбиту 20 февраля 1986 года.


Структура станции Мир

Впрочем, 20 февраля 1986 года на орбите появилась совсем не та станция «Мир», которую мы знали. Это был лишь базовый блок, к которому со временем присоединилось несколько других модулей, превративших «Мир» в огромный орбитальный комплекс, соединяющий жилые блоки, научные лаборатории и технические помещения, в том числе, и модуль для стыковки российский станции с американскими космическими челноками «Шаттл». В конце девяностых годов орбитальная станция «Мир» состояла из следующих элементов: базовый блок, модули «Квант-1» (научный), «Квант-2» (бытовой), «Кристалл» (стыковочно-технологический), «Спектр» (научный), «Природа» (научный), а также стыковочный модуль для американских челноков.


Планировалось, что сборка станции «Мир» закончится к 1990 году. Но экономические проблемы в Советском Союзе, а затем и распад государства помешал осуществлению этих планов, и в итоге последний модуль был присоединен лишь в 1996.

Назначение орбитальной станции Мир

Орбитальная станция «Мир» — это, в первую очередь, научный объект, позволяющий проводить на нем уникальные эксперименты, недоступные на Земле. Это и астрофизические исследования, и изучение самой нашей планеты, процессов, происходящих на ней, в ее атмосфере и ближнем Космосе. Важную роль на станции «Мир» играли эксперименты, связанные с поведением человека в условиях длительного пребывания в невесомости, а также в стесненных условиях космического корабля. Здесь изучалась реакция человеческого организма и психики на будущие полеты к другим планетам, да и вообще на жизнь в Космосе, освоение которого невозможно без такого рода исследований.


И, конечно же, орбитальная станция «Мир» служила символом российского присутствия в Космосе, отечественной космической программы, а со временем, и дружбы космонавтов из разных стран.

Мир – первая международная космическая станция

Возможность привлечения к работе на орбитальной станции «Мир» космонавтов из других, в том числе, несоветских стран была заложена в концепцию проекта изначально. Однако осуществились эти планы лишь в девяностых годах, когда российская космическая программа испытывала финансовые затруднения, а потому было принято решение пригласить к работе на станции «Мир» иностранные государства. Но первый иностранный космонавт попал на станцию «Мир» намного раньше – в июле 1987 года. Им стал сириец Мухаммед Фарис. Позже на объекте побывали представители Афганистана, Болгарии, Франции, Германии, Японии, Австрии, Великобритании, Канады и Словакии. Но больше всего иностранцев на орбитальной станции «Мир» были из Соединенных Штатов Америки.


В начале 1990-х у США не было собственной долговременной орбитальной станции, а потому они решили присоединиться к российскому проекту «Мир». Первым американцем, оказавшимся там, стал 16 марта 1995 года Норман Тагард. Случилось это в рамках программы «Мир-Шаттл», но сам полет осуществлялся на отечественном корабле «Союз ТМ-21».


Уже в июне 1995 года на станцию «Мир» прилетело сразу пятеро американских астронавтов. Они добрались туда на шаттле «Атлантис». Всего же представители США появлялись на этом российском космическом объекте пятьдесят раз (34 разных астронавта).

Космические рекорды на станции Мир

Орбитальная станция «Мир» и сама по себе является рекордсменом. Изначально планировалось, что она просуществует всего пять лет и будет заменена объектом «Мир-2». Но сокращение финансирования привело к тому, что срок ее службы растянулся на пятнадцать лет. А время беспрерывного пребывания на ней людей исчисляется 3642 днями – с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999, почти десять лет (МКС побила это достижение в 2010 году). За это время станция «Мир» стала свидетелем и «домом» для множества космических рекордов. Там было осуществлено более 23 тысяч научных экспериментов. Космонавт Валерий Поляков, будучи на ее борту, провел в Космосе непрерывно 438 суток (с 8 января 1994 по 22 марта 1995), что до сих пор является рекордным достижением в истории. И там же был установлен подобный рекорд для женщин – американка Шеннон Лусид в 1996 году задержалась в космическом пространстве 188 дней (уже побит на МКС).



Еще одним уникальным событием, произошедшим на борту станции «Мир», стала 23 января 1993 года первая в истории космическая художественная выставка . В ее рамках были представлены две работы украинского художника Игоря Подоляка.


Вывод из эксплуатации и спуск на Землю

Поломки и технические проблемы на станции «Мир» фиксировались с самого начала ее ввода в эксплуатацию. Но в конце девяностых годов стало понятно, что дальнейшее ее функционирование будет затруднительным – объект морально и технически устарел. Тем более что еще в начале десятилетия было принято решение о строительстве Международной Космической Станции, в котором принимала участие и Россия. А 20 ноября 1998 года РФ запустила первый элемент МКС – модуль «Заря». В январе 2001 года было принято окончательное решение о будущем затоплении орбитальной станции «Мир», несмотря на то, что появились варианты ее возможного спасения, в том числе, и покупка Ираном. Однако 23 марта «Мир» был затоплен в Тихом океане, в месте, которое называют Кладбищем космических кораблей – именно туда отправляют на вечное пребывание отслужившие свой срок эксплуатации объекты.


Жители Австралии в тот день, опасаясь «сюрпризов» от давно ставшей проблемной станции, в шутку размещали на своих земельных участках прицелы, намекая, что именно туда может упасть российский объект. Однако затопление прошло без непредвиденных обстоятельств – «Мир» ушел под воду примерно в том районе, где и следовало.

Наследие орбитальной станции Мир

«Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять множество других элементов, необходимых для выполнения тех или иных функцией. Это дало толчок к новому витку освоения космического пространства. И даже при будущем создании постоянных баз на планетах и спутниках, долговременные орбитальные модульные станции все равно будут основой для человеческого присутствия за пределами Земли.


Модульный принцип, отработанный на орбитальной станции «Мир», теперь используется и на Международной Космической Станции. На данный момент, она состоит из четырнадцати элементов.

Еще в начале XX века К.Э. Циолковский, мечтая об устройстве «эфирных поселений», наметил пути создания орбитальных станций.

Что же это такое? Как видно из названия, это тяжелый искусственный спутник, длительное время совершающий полет по околоземной, окололунной или околопланетной орбите. От обычных спутников орбитальную станцию отличают, прежде всего, ее размеры, оснащенность и универсальность: на ней можно проводить большой комплекс разнообразных исследований.

Как правило, она не имеет даже своей двигательной установки, поскольку коррекцию ее орбиты производят с помощью двигателей транспортного корабля. Зато на ней гораздо больше научного оборудования, она просторнее и уютнее, чем корабль. Космонавты прилетают сюда надолго - на несколько недель или даже месяцев. На это время станция становится их космическим домом, и для того чтобы сохранять в течение всего полета хорошую работоспособность, они должны чувствовать себя в ней комфортно и спокойно. В отличие от пилотируемых кораблей орбитальные станции не возвращаются на Землю.

Первой в истории орбитальной космической станцией стал советский «Салют», выведенный на орбиту 19 апреля 1971 года. 30 июня того же года к станции пристыковался корабль «Союз-11» с космонавтами Добровольским, Волковым и Пацаевым. Первая (и единственная) вахта продолжалась 24 дня. Затем некоторое время «Салют» находился в автоматическом беспилотном режиме, пока 11 ноября станция не закончила свое существование, сгорев в плотных слоях атмосферы.

За первым «Салютом» последовал второй, затем третий и так далее. В течение десяти лет в космосе отработало целое семейство орбитальных станций. Десятки экипажей провели на них множество научных экспериментов. Все «Салюты» представляли собой космические многоцелевые исследовательские лаборатории для продолжительных исследований со сменным экипажем. В отсутствие космонавтов все системы станции управлялись с Земли. Для этого использовались малогабаритные ЭВМ, в память которых были заложены стандартные программы управления операциями полета.

Самым крупным стал «Салют-6». Общая длина станции составляла 20 метров, а объем - 100 кубических метров. Масса «Салюта» без транспортного корабля - 18,9 тонны. На станции помещалось много разнообразной аппаратуры, в том числе крупногабаритные телескоп «Орион» и гамма-телескоп «Анна-111».

Вслед за СССР свою орбитальную станцию запустили в космос США. 14 мая 1973 года на орбиту" была выведена их станция «Скайлэб» («Небесная лаборатория»). Основой для нее послужила третья ступень ракеты «Сатурн-5», которая использовалась в прежних лунных экспедициях для разгона корабля «Аполлон» до второй космической скорости. Большой водородный бак был переоборудован в бытовые помещения и лабораторию, а меньший по размерам кислородный бак превращен в контейнер для сбора отходов.

«Скайлэб» включала в себя собственно блок станции, шлюзовую камеру, причальную конструкцию с двумя стыковочными узлами, две солнечные батареи и отдельный комплект астрономических приборов (в его состав входило восемь различных аппаратов и цифровая вычислительная машина). Общая длина станции достигала 25 метров, масса - 83 тонны, внутренний свободный объем - 360 кубических метров. Для ее выведения на орбиту использовалась мощная ракета-носитель «Сатурн-5», способная поднимать на околоземную орбиту до 130 тонн полезного груза. Собственных двигателей для коррекции орбиты «Скайлэб» не имела. Ее осуществляли с помощью двигателей космического корабля «Аполлон». Ориентация станции изменялась с помощью трех силовых гироскопов и микродвигателей, работавших на сжатом газе. За время функционирования «Скайлэб» на ней побывали три экипажа.

По сравнению с «Салютом» «Скайлэб» был значительно вместительнее. Длина шлюзовой камеры составляла 5,2 метра, а ее диаметр — 3.2 метра. Здесь в баллонах высокого давления хранились бортовые запасы газов (кислорода и азота). Блок станции имел длину 14,6 метров при диаметре 6,6 метров.

Российская орбитальная станция «Мир» была выведена на орбиту 20 февраля 1986 года. Разрабатывал и изготавливал базовый блок и модуль станции Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, а техническое задание готовила ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Общая масса станции «Мир» - 140 тонн. Длина станции — 33 метра. Станция состояла из нескольких относительно самостоятельных блоков - модулей. По модульному принципу построены также отдельные ее части и бортовые системы. За годы эксплуатации в состав комплекса дополнительно базовому блоку были введены пять крупных модулей и специальный стыковочный отсек.

Базовый блок по размерам и внешнему виду подобен российским орбитальным станциям серии «Салют». Его основу составляет герметичный рабочий отсек. Здесь расположены центральный пост управления и средства связи. Позаботились конструкторы и о комфортных условиях для экипажа: на станции были две индивидуальные каюты и общая кают-компания с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи, беговая дорожка и велоэргометр. На наружной поверхности рабочего отсека размещались две поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета.

Перед рабочим отсеком - герметичный переходный отсек, который мог служить шлюзом для выхода в открытый космос. Там пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями. За рабочим отсеком располагался негерметичный агрегатный отсек с герметичной переходной камерой со стыковочным узлом, к которому впоследствии был подсоединен модуль «Квант». Снаружи агрегатного отсека на поворотной штанге установили остронаправленную антенну, обеспечивающую связь через спутник-ретранслятор, который находился на геостационарной орбите. Подобная орбита означает, что спутник висит над одной точкой земной поверхности.

В апреле 1987 года к базовому блоку был пристыкован модуль «Квант». Он представляет собой единый герметический отсек с двумя люками, один из которых служил рабочим портом для приема транспортных кораблей «Прогресс-М». Вокруг- него располагался комплекс астрофизических приборов, предназначенных преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских звезд. На наружной поверхности космонавтами были смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батареи. Элементы конструкции международной станции - две крупногабаритные фермы «Рапана» и «Софора». На «Мире» они проходили многолетние испытания на прочность и долговечность в условиях космоса. На конце «Софоры» размещалась выносная двигательная установка крена.

«Квант-2» был пристыкован в декабре 1989 года. Другое название блока - модуль дооснащения, поскольку в нем было расположено оборудование, необходимое для работы систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта для ее обитателей. В частности, шлюзовой отсек использовался как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.

В модуле «Кристалл» (был пристыкован в 1990 году) размещалось преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования технологии получения новых материалов в условиях невесомости. К нему через переходной узел присоединялся стыковочный отсек.

Аппаратура модуля «Спектр» (1995) позволяла вести постоянные наблюдения за состоянием атмосферы, океана и земной поверхности, а также проводить медико-биологические исследования и т д. «Спектр» был оснащен четырьмя поворотными солнечными батареями, дающими электроэнергию для питания научной аппаратуры.

Стыковочный отсек (1995) - это сравнительно небольшой модуль, созданный специально для американского космического корабля «Атлантис». Он был доставлен на «Мир» американским многоразовым пилотируемым транспортным космическим кораблем «Спейс Шаттл».

В блоке «Природа» (1996) располагались высокоточные приборы для наблюдения за земной поверхностью. В состав модуля входило также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека во время длительного космического полета.

25 июня 1997 года во время эксперимента по стыковке со станцией «Мир» с помощью дистанционного управления беспилотный грузовой корабль «Прогресс М-34» своими семью тоннами повредил солнечную батарею модуля «Спектр» и пробил его корпус. Воздух из станции стал вытекать. При таких авариях предусмотрено досрочное возвращение экипажа станции на Землю. Однако мужество и грамотные согласованные действия космонавтов Василия Циблиева, Александра Лазуткина и астронавта Майкла Фоула спасли для работы станцию «Мир». Автор книги «Стрекоза» Брайан Берроу воспроизводит обстановку на станции во время этой аварии. Вот отрывок из этой книги, частично опубликованной в журнале «ГЕО» (июль 1999 года):

«...Фоул выбирается из отсека "Союза", чтобы направиться к базовому блоку и выяснить, в чем дело. Вдруг появляется Лазуткин и начинает возиться с люком "Союза". Фоул понимает, что начинается эвакуация. "Что я должен делать, Саша?" спрашивает он. Лазуткин не обращает внимания на вопрос или не слышит его; в оглушительном вое сирены трудно расслышать даже собственный голос. Обхватив, как борец на арене, толстую вентиляционную трубу, Лазуткин разрывает ее пополам. Он размыкает одно за другим соединения проводов, чтобы освободить «Союз» для старта. Не произнося ни слова, один за другим выдергивает штекеры. Фоул молча смотрит на все это. Через минуту" все соединения разомкнуты - кроме трубы, которая отводит конденсированную воду из «Союза» в центральную цистерну. Лазуткин показывает Фоулу, как отвинчивается эта труба. Фоул пробирается в «Союз» и начинает изо всех сил торопливо орудовать ключом.

Только убедившись, что Фоул все делает правильно, Лазуткин возвращается в "Спектр". Фоул по-прежнему считает, что утечка произошла в базовом блоке или в "Кванте". Но Лазуткину гадать ни к чему - он наблюдал, как все случилось, через иллюминатор и потому знает, где искать пробоину. Он ныряет головой вперед в люк «Спектра» и сразу же слышит свистящий звук - это воздух вытекает в космическое пространство. Невольно Лазуткина пронзает мысль: неужели все, конец?...

Чтобы спасти "Мир", нужно как-то закрыть люк модуля "Спектр". Все люки устроены одинаково: сквозь каждый проходит толстая вентиляционная труба, а также кабель из восемнадцати белых и серых проводов. Чтобы разрезать их, нужен нож. Лазуткин возвращается в основной модуль, где, как он помнит, были большие ножницы, -к Циблиеву, который как раз выходит на сеанс связи с Землей. И тут Лазуткин с ужасом видит, что ножниц нет. Находится только небольшой нож для зачистки проводов ("которым впору" не кабель резать, а сливочное масло", - вспомнит он впоследствии), Фоул, справившись наконец с трубой, выходит из «Союза» и видит, что Лазуткин работает с люком "Спектра". "Я был абсолютно уверен, что он перепутал люк, -рассказывал потом Фоул. - И решил, что пока не буду вмешиваться. Но все время думал: не следует ли остановить его?". Однако лихорадочность, с которой работал Лазуткин, подействовала на Фоула. Он схватил свободные концы отрезанного кабеля и стал связывать их резиновым жгутом, который нашел в базовом блоке. "Зачем мы отсоединяем „Спектр"?- прокричал он Лазуткину в самое ухо, чтобы тот услышал его сквозь вой сирены. - Чтобы перекрыть утечку, нужно начать с..Кванта"!" "Майкл! Я сам видел -пробоина в..Спектре1"". Лишь теперь Фоул понимает, почему Лазуткин так торопится: он хочет изолировать разгерметизированный "Спектр", чтобы успеть спасти станцию. Всего за три минуты ему удается разъединить пятнадцать из восемнадцати проводов. У трех оставшихся нет никаких разъемов. Лазуткин пускает в ход нож и обрезает кабели датчиков. Остался последний. Лазуткин принимается изо всех сил кромсать ножом провод - в стороны летят искры, а его бьет током: кабель оказался под напряжением.

Фоул видит ужас на лице у Лазуткина. "Давай. Саша! Режь!" Лазуткин, кажется, не реагирует. "Режь быстрее!" Но электрический кабель Лазуткин резать не хочет...

В каком-то темном углу Лазуткин нащупывает соединительную часть электрокабеля - и, ориентируясь по ней, добирается до модуля "Спектр". Там он, наконец, находит разъем. Одним яростным рывком Лазуткин отсоединяет кабель.

Вместе с Фоулом они бросаются к внутреннему клапану "Спектра". Лазуткин хватается за него и хочет закрыть. Клапан не поддается. Причина ясна обоим: искусственная атмосфера станции, будто струя воды, с огромным напором вытекает сквозь люк и дальше, через пробоину, в космическое пространство... Конечно, Лазуткин мог бы перейти в «Спектр» и задраить клапан оттуда - но тогда он там навсегда останется и погибнет от удушья. Лазуткин не хочет героической смерти. Снова и снова вместе с Фоулом они пытаются закрыть люк «Спектра» со стороны станции. Но упрямый люк никак не поддается, не сдвигается ни на сантиметр...

Клапан по-прежнему не поддается. У него гладкая поверхность и ни одной рукоятки. Если закрывать его, схватившись за край, можно потерять пальцы. "Крышку! кричит Лазуткин. Нужна крышка!" Фоул сразу понимает, что. раз внутренний клапан модуля не поддается, придется закрывать люк со стороны базового блока. Все модули снабжены двумя круглыми, похожими на крышку от мусорного бака заслонками тяжелой и легкой. Поначалу Лазуткин хватается за тяжелую крышку, но она крепится множеством бандажей, и он понимает: времени все их перерезать уже нет. Он бросается к легкой крышке, держащейся лишь на двух бандажах, и перерезает их. Вместе с Фоулом они начинают прилаживать крышку к отверстию люка. Ее нужно закрепить скобами. И тут им везет - как только удается закрыть отверстие, перепад давления помогает им: воздушная струя намертво прижимает крышку к люку. Они спасены.. »

Так жизнь еще раз подтвердила надежность российской станции, возможность восстановить его функции при разгерметизации одного из модулей.

На станции «Мир» космонавты жили подолгу. Здесь они проводили научные эксперименты и наблюдения в реальных условиях космического пространства, испытывали технические устройства.

На станции «Мир» было установлено множество мировых рекордов. Самые продолжительные полеты совершили Юрий Романенко (1987-326 суток), Владимир Титов и Муса Манаров (1988-366 суток), Валерий Поляков (1995^437 суток). Самое большое суммарное время на станции у Валерия Полякова (2 полета - 678 суток), Сергея Авдеева (3 полета - 747 суток). Рекорды среди женщин - у Елены Кондаковой (1995-169 суток), Шеннон Люсид (1996-188 суток).

На «Мире» побывали 104 человека. 5 раз совершал полеты сюда Анатолий Соловьев, 4 раза - Александр Викторенко, 3 раза - Сергей Авдеев, Виктор Афанасьев, Александр Калери и астронавт США Чарлз Прекорт.

На «Мире» работали 62 иностранца из 11 стран и Европейского космического агентства. Больше других из США 44 и из Франции 5.

На «Мире» осуществлено 78 выходов в открытый космос. Больше других выходил за пределы станции Анатолий Соловьев - 16 раз. Общее время, проведенное им в открытом космосе, составило 78 часов!

На станции проведено множество научных экспериментов. «Разговоры о том, что в последние годы на «Мире» не занимались наукой обман,- говорит генеральный конструктор космической корпорации «Энергия» им. Королёва Юрий Семенов. -Поставлены блестящие эксперименты. "Плазменный кристалл" под руководством академика Фортова тянет на Нобелевскую премию. А также «Пелена» - обеспечение второго контура жизнеобеспечения. «Рефлектор» - новое качество телекоммуникаций. Выведение модуля в точку либрации для предотвращения магнитных бурь. Новый принцип холодильной установки в невесомости...»

«Мир» — уникальная орбитальная станция. Многие из космонавтов просто влюбились в нее. Говорит летчик-космонавт Анатолий Соловьев: «Пять раз летал в космос - и все пять раз на "Мир". Прибыв на станцию, ловил себя на мысли, что мои руки сами совершают привычные действия. Это подсознательная память тела, «Мир» вжился в подкорку. Отговаривала ли меня жена от полетов? Никогда. Сейчас могу признаться, что повод для ревности был: «Мир» забыть невозможно, как первую женщину. Стану стариком, но станцию не забуду».

«Мир» — советский (впоследствии - российский) пилотируемый научно-исследовательский орбитальный комплекс, функционировавший с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. На орбитальном комплексе «Мир» были совершены важнейшие научные открытия, реализованы уникальные технические и технологические решения. Принципы, заложенные при проектировании орбитального комплекса «Мир» и его бортовых систем (модульное построение, поэтапное развертывание, возможность выполнения оперативных ремонтно-профилактических мероприятий, регулярное транспортно-техническое снабжение), стали классическим подходом к созданию перспективных пилотируемых орбитальных комплексов будущего.

Головной разработчик орбитального комплекса «Мир», разработчик базового блока и модулей орбитального комплекса, разработчик и изготовитель большинства их бортовых систем, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» - Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева. Разработчик и изготовитель базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», части их бортовых систем - Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева. В разработке и изготовлении базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», космических кораблей «Союз» и «Прогресс», их бортовых систем и наземной инфраструктуры также принимали участие около 200 предприятий и организаций, в том числе: Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Конструкторское бюро общего машиностроения им. В. П. Бармина, Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения, Научно-исследовательский институт точных приборов, Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Российская академия наук. Обеспечение управления орбитальным комплексом «Мир» осуществлялось Центром управления полетами Центрального научно-исследовательского института машиностроения.

Базовый блок - основное звено всей орбитальной станции, объединяющее её модули в единый комплекс. В базовом блоке находились оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа МИР-Шаттл На протяжении 1995 - 1998 годов на станции "Мир" велись совместные российско-американские работы по программе "Мир - Шаттл", "Мир - НАСА". Орбитальная станция и шаттл станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоял из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы "штырь-конус".

Модуль "Квант" был предназначен для проведения астрофизических и других научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащённого двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имел два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, - активный и пассивный. В автономном полёте пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль "Квант" был пристыкован к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приёмном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11-12.04.1986.

Модуль "Квант-2" был предназначен для дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из трёх герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль "Квант-2" и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля "Квант-2" в составе станции "Мир" - ось Y.

Модуль "Кристалл" был предназначен для проведения технологических и других научных исследований и экспериментов и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащёнными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоял из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имел три стыковочных агрегата: осевой активный - на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа - на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль "Кристалл" до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля "Спектр" (ось -Y). Затем он был переведён на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на своё штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведён на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблём "Атлантис" STS-71, 17.07.1995 возвращён на штатное место (ось -Z).

Модуль "Спектр" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) был предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы "Спейс Шаттл" со станцией "Мир" без изменения её конфигурации, доставлен на орбиту на американском корабле "Атлантис" STS-74 и пристыкован к модулю "Кристалл" (ось -Z).

Модуль "Природа" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля "Природа" в составе станции "Мир" - ось Z.

Технические характеристики

Видео

Орбитальный комплекс «Союз ТМ-26»-”Мир”-”Прогресс М-37″ 29 января 1998 года. Фотография сделана с борта МТКК «Endeavour» во время экспедиции STS-89

«Мир» - пилотируемый научно-исследовательский , функционировавший в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.

История

Проект станции стал намечаться в 1976 году, когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции нового поколения, начались работы над базовым блоком, бортовым и научным оборудованием. Но к началу 1984 года все ресурсы были брошены на программу «Буран», и работы над станцией оказались практически заморожены. Помогло вмешательство секретаря ЦК КПСС Григория Романова, поставившего задачу завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС.

Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Конструкция станций серии «Салют» стала основой для создания орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента . Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет к нему, с помощью космического манипулятора Ляппа, один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей.

С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. Также на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 - международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.

В рамках программы «Мир - Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.

В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные существовавшие проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана.

Всего на орбитальной станции работало 104 космонавта из 12 стран. Выход в открытый космос совершили 29 космонавтов и 6 астронавтов. За время существования, орбитальная станция «Мир» передала на около 1,7 терабайта научной информации. Общая масса вернувшихся на Землю грузов с результатами экспериментов около 4,7 тонны. Со станции произведена фотосъёмка 125 миллионов квадратных километров земной поверхности. На станции проводились эксперименты над высшими растениями.

Рекорды станции:

  • Валерий Поляков - непрерывное пребывание в космосе в течение 437 суток 17 часов 59 минут (1994 - 1995 год).
  • Шеннон Лусид - рекорд длительности космического полёта среди женщин - 188 суток 4 часа 1 минута (1996 год).
  • Количество экспериментов - более 23 000.

Состав

Долговременная орбитальная станция «Мир» (базовый блок)

Седьмая долговременная орбитальная станция. Предназначена для обеспечения условий работы и отдыха экипажа (до шести человек), управления работой бортовых систем, снабжения электроэнергией, обеспечения радиосвязи, передачи телеметрической информации, телеизображений, приёма командной информации, управления ориентацией и коррекции орбиты, обеспечения сближения и стыковки целевых модулей и транспортных кораблей, поддержания заданного температурно-влажностного режима жилого объёма, элементов конструкции и оборудования, обеспечения условий для выхода космонавтов в открытое космическое пространство, проведения научных и прикладных исследований и экспериментов с использованием доставляемой целевой аппаратуры.

Стартовая масса - 20900 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 13,13 м, максимальный диаметр - 4,35 м, объём герметичных отсеков - 90 м 3 , свободный объём - 76 м 3 . Конструкция станции включала три герметичных отсека (переходный, рабочий и переходную камеру) и негерметичный агрегатный отсек.

Целевые модули

«Квант»

«Квант» - экспериментальный (астрофизический) модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для проведения широкого круга исследований, в первую очередь в области внеатмосферной астрономии.

Стартовая масса - 11050 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 5,8 м, максимальный диаметр корпуса - 4,15 м, объём герметичного отсека - 40 м 3 . Конструкция модуля включала герметичный лабораторный отсек с переходной камерой и негерметичный отсек научных приборов.

Запущен в составе транспортного корабля модульного экспериментального 31 марта 1987 года в 03:16:16 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Квант-2»

«Квант-2» - модуль дооснащения орбитального комплекса «Мир». Предназначен для дооснащения орбитального комплекса оборудованием и научной аппаратурой, а также для обеспечения выхода космонавтов в открытый космос.

Стартовая масса - 19565 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 12,4 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичных отсеков - 59 м 3 . Конструкция модуля включала три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой специальный.

Запущен 26 ноября 1989 года в 16:01:41 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Кристалл»

«Кристалл» - технологический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов, очистки биологически активных веществ в целях получения новых лекарственных препаратов, выращивания кристаллов различных белков и гибридизации клеток, а также для проведения астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.

Стартовая масса - 19640 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу -12,02 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичных отсеков - 64 м 3 . Конструкция модуля включала два герметичных отсека: приборно-грузовой и приборно-стыковочный.

Запущен 31 мая 1990 года в 13:33:20 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Спектр»

«Спектр» - оптический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, космического излучения, медико-биологических исследований, изучения поведения различных материалов в условиях открытого космоса.

Стартовая масса - 18807 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 14,44 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичного отсека - 62 м 3 . Конструкция модуля состоит из герметичного приборно-грузового и негерметичного отсеков.

Запущен 20 мая 1995 года в 06:33:22 ДМВ с пусковой установки № 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Природа»

«Природа» - исследовательский модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования поверхности и атмосферы Земли, атмосферы в непосредственной близости от «Мира», влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получения в условиях неве­сомости особо чистых лекарственных препа­ратов.

Стартовая масса - 19340 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 11,55 м, максимальный диаметр - 4,15 м, объём герметичного отсека - 65 м 3 . Конструкция модуля включала один герметичный приборно-грузовой отсек.

Запущен 23 апреля 1996 года в 14:48:50 ДМВ с пусковой установки № 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

Модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для обеспечения возможности стыковки МТКК «Space Shuttle».

Масса вместе с двумя доставляемыми и узлами крепления к грузовому отсеку МТКК «Space Shuttle» - 4350 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу - 4,7 м, максимальная длина - 5,1 м, диаметр герметичного отсека - 2,2 м, максимальная ширина (по концам го­ризонтальных цапф крепления в грузовом от­секе шаттла) - 4,9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера до­полнительной СБ) - 4,5 м, объём герметичного отсека - 14,6 м 3 . Конструкция модуля включала один герметичный отсек.

Был доставлен на орбиту Шаттлом Атлантис 12 ноября 1995 в ходе миссии STS-74. Модуль вместе с Шаттлом пристыковались к станции 15 ноября.

Транспортные корабли «Союз»

«Союз ТМ-24», пристыкованный к переходному отсеку орбитальной станции «Мир». Фотография сделана с МТКК «Atlantis» во время экспедиции STS-79



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении