Дом, семья, быт

Гибель школьника на уроке физкультуры. На старт, внимание, смерть! Почему дети гибнут на уроках физкультуры. Пока крайним будет учитель физкультуры, у нас и будет запретительная педагогика, чтобы ничего не случилось

Рассказывает врач выс-шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами - как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет-ским садом) и 6-7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования - эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование - суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем - 3-5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант - взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу - состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема - особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд-це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно - сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Какое давление у детей - норма?

Давление нужно измерять в спокойной обстановке через час после еды и физических нагрузок.

Что должно насторожить родителей

  1. Посинение носо-губного треугольника и области вокруг глаз - это признак ухудшения венозного оттока и недостаточного насыщения крови кислородом.
  2. Боли в области сердца, лопатки, в левой руке.
  3. Стойкая гипотермия - пониженная температура тела.
  4. Одышка, которая возникает из-за застоя крови и кислородного голодания.
  5. Холодные ладони и стопы.
  6. Усталость после физической нагрузки - ребёнок присаживается, вздыхает, жалуется на сердцебиение.
  7. Обмороки.

Рассказывает профессор, доктор медицинских наук, заведующая отделением детской кардиологии Детской городской клинической больницы им. Башляевой Инна Трунина :

С каждым годом становится всё больше детей-гипертоников. В группе риска находятся подростки, у которых родители страдают артериальной гипертензией, и дети с болезнями почек и эндокринными заболеваниями, при которых происходит выброс адреналина, повышающего давление. Повышенное давление также чаще отмечается у тревожных, ответственных детей. Среди прочих факторов риска - алкоголь и курение (в РФ курят 40% юношей и 7% девушек).

Нужно помнить, что гипертония редко протекает бессимптомно. Дети жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, пелену или мушки перед глазами. У детей-гипертоников часто резко снижается зрение. Очень важно не списывать эти жалобы на переутомление, а вовремя обратиться к врачу. Начальные формы детской гипертонии выправляются немедикаментозно. Результатов можно добиться, если нормализовать вес ребёнка, режим дня (школьнику нужно высыпаться, он не должен уставать, перевозбуждаться) и питание. Очень важно подобрать подходящие физические нагрузки. Самые хорошие результаты дают кардиотренировки (быстрая ходьба - ежедневно 30-40 минут, плавание, равнинные лыжи, велосипед).

А вот силовые тренировки детям с гипертонией абсолютно противопоказаны. Если эти меры не дают результатов - назначаются препараты, дозы которых подбираются индивидуально, а отменяются только врачом.

Наиболее часто повышение артериального давления беспокоит детей в подростковом возрасте (13-16 лет). Нормы давления у детей варьируются в зависимости от возраста, веса (у полных детей давление выше), роста (у невысоких детей давление ниже) и пола (у мальчиков давление выше, чем у девочек). У детей до 14 лет в среднем давление не должно превышать 120/80 мм рт. ст., у более старших - 135/85 мм рт. ст.

«Занимайся физкультурой!» – призывал Владимир Маяковский в своем известном лозунге. И был прав.

Крепкая сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развитые мышцы, хорошее кровообращение и обмен веществ, сильный иммунитет – все это заслуги небольшого комплекса упражнений, которые следует выполнять регулярно.

И чем раньше начнешь, тем эффективнее и полезнее для организма. Не случайно в российских школах общая физподготовка начинается с 1 класса и длится до 11- планомерное увеличение нагрузки, подвижные игры, сдача нормативов в зале и на свежем воздухе. Но при неправильном подходе уроки «для здоровья» превращаются в уроки «от здоровья» и имеют зеркально противоположный эффект.

Один из последних случаев, обернувшихся трагедией, произошел 17 октября в Красноярске. Скорая помощь увезла с урока физкультуры четвероклассника, которому стало плохо во время беговых упражнений. По словам очевидцев, ребенок бежал, потом притормозил и упал. Прибывшим на место медикам не удалось реанимировать школьника.

В Волгограде подобный случай произошел в 2014 году - в колледже Тракторозаводского района скончалась студентка 3 курса. 18-летняя девушка потеряла сознание и буквально упала замертво. Учитель пытался привести ее в чувства, но пульс не прощупывался, сердце не билось. Приехавшие врачи зафиксировали смерть.

Почему организм детей и даже подростков не выдерживает нагрузки? Министр образования Ольга Васильева видит проблему в защите персональных данных.

Сегодня в образовательных учреждениях нет медицинских карт и доступа к ним. Из-за этого педагоги не знают, чем болен ребёнок и что может угрожать его жизни. С главой Минобрнауки соглашается и бывший директор одной из школ волгоградского региона:

Врач не имеет право раскрывать персональные данные ребенка. Связь с поликлиниками, диспансерами у школ сейчас очень плохая. Раньше школьники ходили на плановые осмотры в физдиспансер, ставили диагноз по здоровью, и если были проблемы, назначали спецгруппу или выдавали справку об освобождении. В сложившейся ситуации остается надеяться только на родителей – подсуетятся они или нет.

Только мамы и папы заняли в этом вопросе странную позицию. Порой они намеренно умалчивают о недугах чада. Наш собеседник вспоминает пример из собственной педагогической практики:

В моей школе был случай, когда родители не хотели говорить, что их сын - эпилептик. Это выяснилось случайно. Долгое время взрослые подвергали собственного ребёнка опасности, а всё ради того, чтобы сохранить диагноз в тайне. Родители опасались, что эта информация навредит ребёнку в процессе учёбы и в последующем, поскольку попадет в медкарту и личное дело. Но учитель должен знать о таких проблемах, хотя бы для того, чтобы быть готовым к ситуации и суметь в случае чего своевременно оказать ученику помощь.

Сын волгоградки Анны (по просьбе девушки имя изменено) – ученик начальных классов. С детства занимается спортом, ходит в секцию восточных единоборств и показывает хорошие результаты. Недавно, во время очередного осмотра, врач предупредил о риске астмы, выписал заключение.

Эта справка сейчас лежит у меня дома, в документах. Я ее никуда не понесла. Мы наблюдаемся, проходим обследования регулярно. А заносить вот так этот диагноз сразу в личное дело – зачем портить мальчику будущее? У нас папа военный, планируем, что сын пойдет по его стопам. А эта «вероятность астмы» - пятно на всю жизнь.

Порой такие действия «во благо» наносят непоправимый вред. Даже обычная простуда, перенесенная на ногах, чревата серьезными осложнениями, и какой жизненно важный орган попадет под удар – предугадать сложно.

Вирус ослабляет организм - есть температура у ребенка или только насморк и кашель. В этот период изменения в организме происходят серьезные, поэтому ни в коем случае при первых признаках инфекций нельзя давать ребёнку серьёзные физические нагрузки. Отмечу, что сроки у каждого заболевания свои, поэтому переболевшие дети освобождаются от физкультуры на период от 2 недель до нескольких месяцев.

Он может отправить школьника в подготовительную, специальную группу по физкультуре или вовсе написать освобождение и запретить заниматься. Проводить осмотр ребенка медики советуют раз в год, чтобы следить за динамикой заболевания.

Диагностика сердечно-сосудистой системы, проверка пульса, давления, снятие ЭКГ, посещение офтальмолога, несколько анализов крови – это минимум. С помощью него можно понять, как себя чувствует растущий организм, все ли в порядке, нет ли отклонений. Если что-то смущает педиатра, он продолжает искать причину, направляя к другим медикам. Ольга Гуро, главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический центр медицинской реабилитации»

Многие думают, что на уроках физкультуры детей попросту перегружают, мол, ходи – не ходи к докторам, а такое даже здоровый организм не выдержит. Педагоги в ответ открещиваются – нормативы те же, что и раньше. При этом сегодня ребенка на спортивных занятиях холят и лелеют – кому нужны лишние скандалы и проблемы на работе? Вот, например, что нам рассказала Екатерина, молодой преподаватель физической культуры одной из волгоградских школ:

Случайно вывихнул ученик палец от удара по футбольному мячу – такие расследования начинаются. Прокуратура, проверки… Еще родители накручивают, жалобы пишут, компенсации требуют. От степени травмы и ситуации, в которой она получена, может дойти вплоть до уголовной ответственности, и, конечно же, увольнения. В итоге - учителя всего боятся. Никаких технических средств не используется на уроках - канат, козел, брусья и т. д... Хотя почти во всех школах сегодня установлено новое спортивное оборудование. У некоторых дети в резиновый мяч играют, он практически невесомый и безопасный.

Работники сферы образования в голос твердят: нынешнее поколение детей и подростков слабее предыдущих. Сказываются многочасовые посиделки за компьютером, неограниченный просмотр телевизора, привязанность к гаджетам, сидячий образ жизни.

Медики призывают: дети должны гулять, проводить время на природе, на свежем воздухе, бегать, играть. Ребенок должен получать норму физиологической активности, только тогда он будет меньше болеть и хорошо учиться.

Спорта не нужно бояться. Надо помнить формулу: заинтересованность медиков плюс заинтересованность родителей плюс заинтересованность учителей равно «спорт во благо». Ольга Гуро, главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический центр медицинской реабилитации»

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили , прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

«Креативная» физкультура

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

КСТАТИ

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

Во вторник, 17 октября, еще один ребенок умер на уроке физкультуры. В Красноярске во время бега стало плохо 10-летнему мальчику, и он скончался предположительно от сердечной недостаточности. Это уже как минимум третий случай в начавшемся учебном году. В прошлом, согласно данным Минобрнауки, на уроках физвоспитания погибли 211 школьников. Об этом на прошлой неделе сообщила глава ведомства Ольга Васильева.

Проблема вышла на федеральный уровень, однако внятных механизмов ее решения пока предложено не было. Поэтому НСН провела 17 октября пресс-конференцию, в которой приняли участие глава Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля Москвы, Наталья Назарова, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова и сопредседатель Национального родительского комитета Юрий Оболонский.

ВИНОВАТЫ УЧИТЕЛЯ?

Эксперты назвали несколько уровней проблемы детской смертности на уроках физкультуры. Это и нехватка высококвалифицированных преподавателей, и завышенные требования к учащимся с точки зрения физической подготовки, и отсутствие во многих школах штатного медработника, который бы следил за здоровьем детей, и несоответствие требованиям безопасности спортивных снарядов. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова также обратила внимание на личную ответственность учителей.

«Мы требуем, чтобы учителя несли ответственность за жизнь и здоровье наших детей. Что бы ни случилось с ребенком в школе, виноват либо учитель, либо директор», — подчеркнула она в ходе пресс-конференции в НСН , оговорившись, что спрашивать с педагогов можно лишь в том случае, если они располагают всей полнотой информации о здоровье детей.

По словам Мишоновой, на Западе перед зачислением ребенка в образовательное учреждение его родители «заполняют пятистраничный формуляр», сообщая педагогам все необходимые сведения.

В России подобная практика наталкивается на положения закона о защите личных данных. Наличие юридического казуса уже осознали в парламенте, заверил НСН зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс . По его словам, он и его коллеги уже «начали думать в этом направлении».

«Учителя физкультуры не имеют данных о здоровье детей. Нужно решить этот вопрос, чтобы не было разглашения персональных данных. Но при этом, чтобы учитель мог работать. Прежде, чем учителя обвинять, мы должны дать ему в руки все, чтобы он работал с открытыми глазами. Чтобы он подбирал индивидуальные программы сообразно здоровью каждого ребенка. Сейчас таких данных нет, поэтому учителя просто выполняют нормативы», — посетовал сенатор.

ВОПРОС С ВРАЧАМИ

Коллега Кресса, первый зампред того же комитета Совфеда Лилия Гумерова считает, что выходом из правовой коллизии может стать возвращение в учебные заведения врачей, которые бы по согласованию с родителями представляли в школах интересы детей. Она напомнила, что похожая практика имела место в советское время.

«Была школьная медицинская сестра, был школьный врач. Возвращение врача в школу, в крайнем случае, детского фельдшера — это требование времени. Пока ребенок в школе, педагог вполне может представлять его интересы с согласия родителей. В начале года родитель мог бы подписывать документы, в которых бы предупреждал об особенностях развития своего ребенка. Когда ребенок прикреплен, он делается по-настоящему родным. А сейчас мы не видим состояния здоровья детей, все это — секретная информация», — пояснила собеседница НСН .


Кроме того, Гумерова считает, что школам можно доверить проведение некоторых видов медицинского обследования детей. Препятствием для этого сейчас выступает неопределенность статуса медработника, который работает в учебных заведениях. По словам сенатора, сейчас врачи неохотно идут в школы, потому что теряют часть льгот.

«Чтобы исправить это, даже законодательство менять не нужно, надо поправить внутриведомственные нормативные акты. Чтобы врач оставался врачом, был прикреплен к медицинскому учреждению, просто свой функционал выполнял в школе. Врач, прикрепленный к поликлинике, мог бы работать в учебном заведении. С той же хорошей зарплатой, не теряя всех выслуг, всех льгот», — пояснила парламентарий.

Как указал НСН Виктор Кресс, ситуация усугубляется тем, что на таких медиков не распространяются и меры соцзащиты, полагающиеся педагогам.

«Многие льготы, которые есть у учителей, не распространяются на медицинских работников», — отметил он, также высказавшись за возвращение врачей в образовательные учреждения.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Поддерживает возвращение врачей в школьные штаты и первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Был бы в школе медицинский работник, ребенок мог бы обратиться, попросить освобождение от физкультуры. Сейчас, чтобы получить освобождение, нужно попасть в поликлинику. Это сделать нелегко. Поэтому нужно вернуть медицинских работников в школы. Они бы и текущие вопросы решали, и занимались бы профилактикой, и, кстати, следили бы за режимами нагрузки детей — возрастными и по здоровью», — рассказал он в беседе с НСН .


Отдельной проблемой, добавил депутат, выступает в целом невысокий уровень здоровья школьников. «У нас все дети в школе делятся на три группы здоровья. Так вот на первую, здоровых и практически здоровых, приходится меньше 20 процентов», — отметил Онищенко.

В силу состояния здоровья дети не выдерживают требований для сдачи нормативов, признала Лилия Гумерова.

«Нужно посмотреть нормативную базу, которую дети должны выполнять. Нам пора признать, что значительно изменилось состояние здоровья детей. Для многих их них не под силу выполнить требования, чтобы иметь «четыре», «пять» по физкультуре. Почему у нас огромное число детей всеми правдами-неправдами пытаются взять освобождение от физкультуры. Очень многие дети имеют пограничное состояние здоровья, без инвалидности, но с хроническими заболеваниями. Это категория ограниченных возможностей. Дети боятся физкультуры. Они не хотят идти на физкультуру. Первое, что нужно сделать — это пересмотреть программу проведения уроков физкультуры», — подчеркнула сенатор.

Также она призвала пересмотреть требования к подготовке преподавателей, пересмотреть методику преподавания физической культуры, которая должна быть интересной. По словам Гумеровой, все эти предложения в ближайшее время станут предметом обсуждения профильного комитета верхней палаты совместно с представителями Минобрнауки и Минздрава.

А придумывать какие-то новые формы ответственности, наказания педагогов необходимости нет. Как резонно отметил в беседе с НСН Геннадий Онищенко, ответственность для них есть и так. И если произошла трагедия, должны разбираться следственные органы. «Они найдут, кого и за что наказывать», — заключил бывший главный санврач страны.

Сергей Подосёнов

Министр образования России винит закон о персональных данных, а эксперты заявляют о перегрузке школьников, из-за которой не выдерживает сердце

Министр образования России Ольга Васильева озвучила страшные цифры на заседании профильного комитета Совета Федерации: по ее словам, за 2016-й учебный год в стране на уроках физкультуры погибло более 200 детей. Причину смертей министр не назвала, но в новостях, в которые попадает каждый такой случай, чаще всего звучит «проблемы с сердцем». Васильева винит закон о персональных данных, не позволяющий медикам разглашать информацию о состоянии здоровья. Эксперты говорят о перегруженности школьников, чей рабочий день больше, чем у взрослого человека. Подробности - в материале «Реального времени».

Заучили до смерти: 211 детей умерло на «физре»

211 школьников погибли на уроках физкультуры за 2016-й год. Такие данные министр образования и науки России Ольга Васильева привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Эту ситуацию Васильева связывает с законом о защите персональных данных, из-за которого в образовательных учреждениях сегодня отсутствуют медицинские карты учащихся.

«У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. У нас 211 человек погибли в прошлом (учебном) году на физкультуре», - передает слова Васильевой «РИА Новости».

Как следствие, объяснила Васильева, педагог не в состоянии правильно распределять физическую нагрузку среди учеников.

По словам главы Миноборнауки, ведомство договорилось с медиками о том, чтобы вернуть существовавшие прежде группы здоровья. «Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - добавила она.

Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. Фото минобрнауки.рф

При этом Васильева отметила, что считает неправильным этот подход. Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. К примеру, в случае эпилепсии нужно знать, что делать.

Сразу после заявления Васильевой Минздрав РФ вышел с объяснением, что с 1 января 2018 года в силу вступит новый приказ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно ему, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах медработникам школы.

В то же время согласно приказу Минобрнауки №107 от 15.02.2012 предоставление медицинского заключения при приеме ребенка в школу остается прерогативой родителей или законных представителей.

«У старшеклассников нагрузка больше, чем у взрослых. В такой ситуации выжить трудно»

Эксперты причины смертей на уроках физкультуры видят не только в законе о персональных данных.

Причин несколько. Первая - это отсутствие достоверных сведений о состоянии здоровья детей в школе. Вторая - недостаточная квалификация педагога, далеко не все педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья. Часто не выдерживается срок восстановления после болезни. Например, после ангины ребенок две недели не должен заниматься физкультурой, но часто - он пришел в школу, считается здоровым и идет на физкультуру, и никакие нагрузки не дозируются. И третья причина - очень высокая перегрузка учащихся, - говорит директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Согласно изменениям в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года, недельная нагрузка для старшеклассников - 37 часов, и это только уроки, максимальное количество которых, согласно тому же СанПиНу, увеличено с 7 до 8 в день, плюс внеурочная деятельность - 10 часов. Кроме этого, дети делают домашнее задание, на которое по тем же нормам должно уходить не более 3,5 часа в день, посещают факультативы и репетиторов.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Фото mskobr.ru

У старшеклассников нагрузка более 50 часов в неделю - это больше, чем у взрослого человека. Нагрузка ребенка не должна быть больше и не должна быть такой же, как у взрослого, потому что организм школьника - это растущий организм, особо чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям. Учебная нагрузка - это тяжелейший труд. И в ситуации, когда организм напряжен или перенапряжен, или утомлен, любое добавление физической нагрузки может привести к трагическим последствиям. Следует еще учесть, а мы анализируем режим дня наших школьников, что практически все дети не досыпают, они не бывают на воздухе, у них нет ни минутки свободного времени, и в такой ситуации выжить трудно, - говорит «Реальному времени» Марьяна Безруких, обращая внимания, что трагедия при таком ритме жизни может произойти и со здоровым ребенком.

На те же грабли: в 2015-м году в школах умерли 37 детей. Рекомендации дали, но не исполнили

По словам директора Института возрастной физиологии РАО, и это подтверждается сводками новостей, чаще всего на уроках физкультуры гибнут не младшие школьники, а подростки. «Это период существенной функциональной перестройки, период полового созревания, когда организм особенно чувствителен к нагрузкам, тем более если они неадекватные и могут просто превышать функциональный ресурс ребенка».

Причины гибели 211 школьников Васильева в своем докладе Совфеду не озвучивала, но, судя по информации из новостных сообщений, а каждый такой случай является резонансным и попадает в сводки, обычно смерть наступает из-за проблем с сердцем. По словам эксперта «Реального времени», это «ожидаемая ситуация».

Мы о перегрузке говорим не первый год, потому что эмоциональные стрессы, помноженные на отсутствие двигательной активности, и высокая интеллектуальная нагрузка даже при небольшой физической нагрузке может дать срыв. Организм не адаптирован к этим нагрузкам, - говорит Марьяна Безруких.

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. Фото nspu.ru

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. По словам Безруких, Институт предоставлял исследования и рекомендации по оптимальной нагрузке школьников в Минобрнауки, «но СанПиН теперь разрабатывает Минздрав, и мне очень странно, что Минздрав разрешил такие СанПиНы, по нагрузке они совсем не соответствуют возрастной физиологии школьника», - говорит собеседник «Реального времени».

Правительство не первый раз обращает внимание на смерть детей на уроках. В 2015 году было поручение тогда еще вице-премьера Аркадия Дворковича, связанное с гибелью 37 детей в школах.

В 2015 году Институт делал исследование. Был разобран каждый случай, определена причина смерти, мы получили большую справку с разбором и
подготовили методические рекомендации, но дальнейшая судьба - дошли ли они до школ и были ли приняты меры - неизвестна.

«В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей»

Еще одна причина гибели детей на уроках физкультуры - это отсутствие информации о состоянии здоровья ребенка у учителей. Если родитель сам не изъявит желание сообщить педагогу о проблемах ребенка, то школа не имеет права требовать документы. Эти данные позволили бы распределить детей по группам с соответствующей физической нагрузкой.

Дети должны быть разделены на три группы: основная, подготовительная, в которую должны войти дети с функциональными нарушениям, хроническими заболеваниями в ситуации ремиссии или, например, дети после болезни, и третья группа - это специальная медицинская, отдельная система занятий. Но у нас, как правило, все дети занимаются в одной группе, - говорит Марьяна Безруких.

Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. Фото учисьучись.рф

Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. К примеру, в начальной школе практически повсеместно физкультуру преподает классный руководитель. Учителям начальных классов не хватает часов, и их догружают предметом не по профилю. Да и тот они часто заменяют «более важными» счетом и письмом.

«В 5-й класс приходят дети, совершенно неподготовленные к тем нагрузкам, которые им необходимо выполнять. А ведь в конце года практический экзамен, где надо бежать 2 км, подтягиваться… Видел, как проводят физкультуру учителя начальных классов. Чему может научить учительница, которая не может наклониться, присесть да еще и в юбке?» - пишут на форумах учителя физкультуры.

В среднем и старшем звене проблемы с квалификацией педагогов:

У нас не все педагоги имеют образование. Это может быть тренер: он может быть хорошим спортсменом, но не получил знания возрастной физиологии, он не знает технологию работы с детьми с разным состоянием здоровья, - говорит Марьяна Безруких. - В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей, - заключает эксперт.

Дарья Турцева


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении