Дом, семья, быт

Илья Резник: «Я русский человек: люблю русский язык, а не иврит, не синагогу – мне нравятся храмы. Русский человек – кто он? Папа грек а я русский человек

Такой вот пассаж родился в ходе дискуссии на одном из блогов, при обсуждении вопроса: кто такой русский ? "Папа - турок, мама - грек, а я ". Если человек чувствует себя культурно и морально-психологически русским – значит, он русский - ничего более угрожающего для этнической идентичности русского народа не придумаешь...

Вдруг выяснилось, что совершенно не возможно однозначно ответить на этот вопрос. Все настолько запутано в головах , что кому-то нужно срочно начинать разбираться с этим непростым вопросом. Ведь дальнейшее игнорирование этой темы на уровне общества и государства приведет к тому, что русские могут окончательно утратить свою народную и этническую идентичность - они банально при встрече по внешним, поведенческим и другим признакам.

Русские могут окончательно утратить свою народную и этническую идентичность.

Основная проблема в этом вопросе заключена в том, что в современное понятие "русский" вкладывается смысл слова "советский" , как собирательное понятие всех народов проживающих в границах России и акцентируется внимание на факте совместного формирования отдельных этапов истории. К этому добавляется неразбериха с официальным понятием "русский народ - цемент ". В такой понятийной каше не представляется возможным однозначно ответить на вопрос: кто такие русские и какими признаками они обладают.

С чего начать

Я бы предложил начать с доимперских времен. То есть с тех времен, когда Петр l еще не привез на Русь (в Россию) много иностранцев и не допустил их к государственным должностям на которых решались судьбы империи и его народа. Именно , который должен служить отправной точкой для начала формирования имиджа русского человека. Основные территориальные завоевания и ассимиляционные достижения были совершены именно в тот период. Русские люди из Русского Царства сформировал ядро, базу русского народа , к которому затем присоединялись все остальные.

Русские люди из Русского Царства сформировал ядро, базу русского народа.

Ценность доимперского периода истории России заключается еще и в том, что нужно обязательно помнить - русские это славяне. То есть русские являются аккумулирующим понятием основанном на славянских этносах. Без славянского подхода к теме русской идентичности сохранить в истории все прекрасные качества народа не удастся. Без славянской основы, русские станут "свалкой из национальностей" .

Стоит также не забывать, что Петр l строил Российскую Империю на основе русского живого материала из центральных областей России. И этот "русский живой материал " был сформирован вокруг славянского ядра, к которому приливались татарские, фино-угорские и сибирские крови.

Почему многие хотят быть русскими

Потому, что быть русским выгодно . Русские - ОЧЕНЬ раскрученный бренд , сопричастность ко всему русскому дает человеку большой заряд самоуважения и позиционирует его во внешнем мире как представителя самой большой страны, с богатейшей историей побед, достижений, завоеваний и открытий. С тысячелетней историей созидательности. С русским балетом, русскими штыками и гордой фразой "Русские - не сдаются!".

Быть русским выгодно. Русские - ОЧЕНЬ раскрученный бренд...

Разумеется, не стоит забывать о том, что в памяти людей осталось советское прошлое, а тогда иметь русский считалось очень выгодным и ее получали всеми правдами и неправдами.

Позиция государства

Государству глубоко наплевать на тему русской самоидентификации . Если сейчас одномоментно вывезти с территории России всех русских и завезти "умных негров и азиатов", то государственная машина как работала так и будет работать. Просто на буровых и заводах будут чернокожие рабочие руки.

Какая разница менеджеру, целью которого является прибыль, кто стоит у станка? Какая нафиг разница чей палец будет давить на кнопку пуска ракет - славянский или монгольский?

Государству даже удобно максимально , ибо именно те русские, чьи корни уходят глубоко в историю могут сказать: это моя нефть, это мой газ, это моя территория. И скажут они это на том простом основании, что земля России обильно полита потом и кровью их предков, которые ведут свои рода от доимперских русских и тех кто рыл руками канавы для осушения болот вокруг будущего Санкт-Петербурга и чьи кости лежат в его основании. Этот город построен на костях русских мужиков из центральной России , а вот турок, греков, евреев, армян и грузин там сотые доли процента.

Санкт-Петербург построен на костях русских мужиков из центральной России.

Государственную машину вполне устроит, что русским может быть кто угодно, лишь бы мало-мальски русскоговорящий и немного русскокультурный. Ибо это открывает широчайшие возможности по импорту "новых русских" и их быстрому технологичному обрусению - проблемы с рождаемостью и демографией отпадут сами собой.

Эффект Макаревича

Или по-другому - предательство известных людей . Тех людей чье имя на слуху и к чьему мнению прислушиваются широкие массы. Может кому-то слово "предательство" покажется слишком сильным, но суть явления именно такая: люди вместо того, чтобы поддержать тему исторического подхода к пониманию русскости формируют понятийный фон на основе популистских вбросов. Тем самым они еще больше размывают тему и еще сильнее усложняют возможность ответа на вопрос: кто такие русские?

Большинство наших соотечественников - доверчивые люди, которые солидно сказанное слово от известного человека воспринимают как истину в первой инстанции. А это опасно!

"Элита общества" имеет минимальный процент русскости в составе своего Я.

Если спросить: почему "элита" общества так делает, то ответ будет найден достаточно быстро - эта самая элита . Говоря совсем грубо и напрямки - эти люди метисы, полукровки не чувствующие личностной и духовной связи с историей Руси = папа-турок, мама-грек, а я русский человек. У таких людей связь с русской историей - выученная по книжкам, а не впитанная с молоком матери и нравоучениями отца. Многие из таких людей в далеком прошлом меняли свои истинные имена и фамилии на русские.

Папа-турок, мама-грек и Баба Яга против

Гарантировано будут люди, которые предпримут все усилия для того, чтобы затроллить тему, то есть помешать или направить суть процесса в выгодное им русло.

Так же гарантировано будут люди, которые в одночасье впадут в ступор задав себе вопрос: а , если под понятие русский я не попадаю ? Это будет коллапс личностных ориентиров. И именно этот пункт русской идентификации будет самым сложным. Я пока не могу на него ответить, но обязательно придумаю решение.

У русских национальность передается по мужской линии.

Беда многих людей произрастает именно из-за советского подхода к формированию единого многонационального народа в СССР: смешение кровей отца и матери автоматически позволяло относить себя к русским. Хотя у русских национальность передается по мужской линии.

Почти заключение

Извечный русский вопрос: кто виноват и ? Для того чтобы на него ответить, надо сначала разобраться в хитросплетениях из понятий этноса, этнической общности, нации, национальности и, наконец, народа. И ответить однозначно, кто такие русские с точки зрения этих антропологических понятий.

Так же, нужно договориться о том, что нет такого понятия – «национальность» . Говорить нужно конкретно об этносе (происхождении), народе (совокупности этносов) и нации (принадлежности к национальному государству). Если мы будем правильно употреблять эти три категории, мы сможем избежать конфликтов во время дискуссий на тему кто такие русские.

Говорить нужно конкретно о... народе (совокупности этносов) ...

Как вам такой казус: вполне можно сказать русский грузинского происхождения, русский армянин, русский с чеченскими кровями, но нельзя сказать русский русского происхождения, русский русский, русский с русскими кровями. Почему спросите вы, а все просто: у русских-славян кто-то когда-то отобрал этнос, ну или этот этнос "случайно" потерялся...

А если ничего не делать?

Тогда через 20-30 лет переснимут фильмы "Садко" и "Морозко", где соответственно Садко будет темнокожим афрорусским, а Аленушка будет таджичкой с турецкими жесткими волосами. Как уже сделали с "Тихим Доном", где казака Григория играл гомосексуалист-метросексуал.

Русский человек – кто он?

Михаил Самарский: Русский человек - кто он?


Русский человек может выглядеть как угодно, хоть негром кудрявым, хоть монголом узкоглазым, да хоть индейцем американским. Это не имеет ровным счетом никакого значения. Главное в русском человеке что-то другое.

27 декабря все причастные отметили день рождения легендарного Дяди Васи - генерала ВДВ Василия Филипповича Маркелова, который любил повторять: «Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай…» Кому адресованы эти слова? Только ли солдату-десантнику? Да нет, я думаю, они адресованы каждому русскому.

О русском человеке в двух словах не расскажешь. Да и в две-три фразы тоже трудно будет уложиться. Впрочем, что там слова и фразы… В книгу не уместишься, в библиотеку целую.

А все потому, что русский человек - это не просто вам какой-то там хомо эректус или сапиенс, это вселенная, причем вселенная таких размеров, что астрономы предпочитают говорить о ней только шепотом. Просто вслух говорить страшно.

Сколько написано о русском человеке, сколько сказано, сколько песен спето, сколько поэм сложено. Кто в мире не знает княгиню Ольгу, Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Назвали варягами - Рюриковичи, мол, они, иностранцы. А ведь все они были русскими. Никто не призывал на княжение иноземцев. Михайло Ломоносов еще в свои годы противился этой теории, да Петру I этот вариант нравился больше.

А давайте вспомним, как у нас немка Екатерина II стала великой русской царицей? Здесь не только земля русская, здесь русскость везде - в реках, озерах, морях, здесь даже небо русское. Здесь по-другому нельзя, не получится. Давайте возьмем пример из современной жизни: Рамзан Кадыров заявил, что он считает себя русским чеченцем.

Какие знатоки русского слова потрудились, описывая русского человека: Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Набоков, Бунин… Да разве всех перечесть?

Некоторые подозрительные исследователи копаются в родословной русского человека, выискивают какие-то особые капли крови, другие пристально рассматривают цвет кожи, третьи вглядываются в разрез глаз.

А какое это имеет значение для русского человека? И цвет волос, и глубина глаз, и крепость голоса - это все от Бога! Если можно было бы уложить «русскость» во все эти надуманные параметры, человечество давно уже и забыло бы, кто такие русские. Нет же!

Русский человек может выглядеть как угодно, хоть негром кудрявым, хоть монголом узкоглазым, да хоть индейцем американским. Это не имеет ровным счетом никакого значения. И жить он может в любой точке планеты. Главное - он должен думать по-русски, должен любить Русь, должен быть верным сыном своей матери - земли русской.

При этом русский человек может ночь напролет критиковать Родину свою, Русь необъятную, ругать ее самыми последними словами, но, услышав наутро о ней от кого-то слово худое, тут же, не раздумывая, съездит обидчику по харе. А если тот продолжит настаивать на своем, так русский будет биться с ним за Русь святую до последней капли крови, но ни за что не согласится с его мнением. Да, русский может попенять на Родину, иноземец - не моги. Мы сами с усами, сами разберемся, кто тут у нас прав, кто виноват.

Мифов о русском человеке сложено немало. Самый распространенный - о якобы русском беспробудном пьянстве. А на деле оказалось, что русские употребляют алкоголя на душу населения гораздо меньше, чем граждане других стран.

Недавно некоторые граждане пророчили нам, что, мол, Россия скоро вымрет. А оно вон как вышло - рождаемость превысила смертность, и рост рождаемости неуклонно ползет вверх. Средняя продолжительность жизни так увеличилась, что невольно стали задумываться о повышении пенсионного возраста. А как тут не задумаешься?

Если без истерик, закатывания глаз и ломаний пальцев, давайте рассуждать логично. Нынешний пенсионный возраст был принят, когда средняя продолжительность жизни в нашей стране не превышала 35-40 лет, а теперь - около 70 лет. И что же делать? Вопрос сложный. А потому и президент, и правительство не торопятся с решениями, чтобы дров не наломать.

Но отвлекся я! О русском человеке было сказано, что он медленно запрягает, да быстро едет. То есть не суетной он человек. Ну что толку, если ты портки скоро на себя напялишь, а от медведя все равно не убежишь? Потому русский и говорит: не суетись, брат, одевайся медленно, беги быстро.

Русский человек почитает заповеди Христа, может подставить и другую щеку под удар - вдруг человек случайно ударил тебя. Извинится - и дело с концом, всяко ведь бывает. Но если забияка осмелится и по второй щеке вдарить, тут, малый, держись, пощады не будет - собирать тебе зубья придется по всей дороге.

А ежели ты думаешь, что русский перед тобой хилый и не справится с задирой, тут большая ошибка, брат. У нас на Руси на размер кулака не смотрят. Ерунда все это.

Вон, возьми бычка молодого да резвого, каким бы огромным ни казался, а в банку из-под тушенки загоняют. То же самое и со всякого рода здоровяками, покусившимися на честь и достоинство русского человека. Даже если один будет, не сможет в лоб, то изловчится и положит ворога сзади, меча не будет - палкой забьет.

Посмотришь, в других странах, чуть богач разорился, тут же в петлю полез. А русский человек рассуждает иначе: «Как пришло, так и ушло!» Если не может богатства нажить, так и говорит: «Не жили богато, неча и начинать!» Русский человек по своей натуре милосерден, бесстрашен, но в то же время богобоязнен. Известно всем, нищий отдаст нищему последнюю рубашку, голодный поделится последним куском хлеба.

Мы не злопамятны. Казалось бы, еще не остыли до конца поля сражений Великой Отечественной, а мы уже принимаем у себя в гостях и сами ездим в гости к немцам. С татарами так и вовсе стали братьями.

Чем силен русский человек? Тем, что православие в его душе не гибнет, оно живет в русском сердце вечно, оно фундамент его души, на котором зиждется его вера и будущее его потомков. Когда пришла на русскую землю красная смута, когда стали рушить храмы и жечь иконы, убивать священников, православие оказалось необоримым. Оно осталось бы даже на выжженной и обезлюженной земле.

Как подметил Николай Васильевич Гоголь: «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится». Я хочу добавить: даже если вороги и хутор последний сотрут с лица земли, все равно земля останется русской и на ней возродится русский человек, ибо это как раз тот случай, когда «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»!

Русский человек никогда не верит в собственное поражение, такой самоотверженности не знает ни один народ. Одно из глубиннейших свойств русского характера - не жалеть себя и не пускать сопли по собственной доле. Все, что ни случится - это судьба: слово, произошедшее из словосочетания «суд Бога», а с Богом русский человек в тяжбу не вступает.

И что бы ни сочиняли наши нынешние враги и противники, главным достоинством русского человека является совесть. А там, где совесть, там и правда, и победа, и жизнь. Так что выдюжим, выживем, и передадим нашу святую землю, нашу веру, надежду, любовь нашим потомкам.

С Новым годом, русские. С новым счастьем, братья!

"В заключение чиновник рассказал исторический анекдот, произошедший с гостем из Франции маркизом Астольфом де Кюстином , посетившим Россию для изучения страны и оказавшимся на балу у императора.

Любознательный визитер спрашивал у самодержца о посетителях бала, пришедших в разнообразных ярких костюмах, и всякий раз оказывалось, что это представители нерусских народов, включая, в частности, финнов.

«А где же русские?» - вопросил напоследок недоумевающий гость.
«А все вместе это и есть мои русские» , - ответствовал император"

"Когда мне было девятнадцать, Родина обула меня в кирзачи, сунула в руки автомат, посадила на броню и сказала: "езжай". И я поехал. "Восстановление конституционного строя" - так эта война называлась тогда.
Когда мне было двадцать два, я пришел в военкомат и уже сам, добровольно, записался в армию и поехал на войну второй раз.

Мой дед, Лаврентий Петрович Бабченко, стопроцентный запорожский козак...
Его жена, Елена Михайловна Купцова (по первому мужу, настоящей её фамилии я не знаю, потому что бабушка тщательно её скрывала - еврейка, да)...
Моя прабабка по фамилии Бахтиярова (частично татарка, ага)...
Дед моей жены, Петр Горьканов, чистокровный мордвин* ...
Мой тесть, прапорщик, чистокровный мордвин* ...

Все это время я, моя семья, мои предки и мои родственники, были для моей страны вполне себе русскими.
Когда надо было гореть на Халхин-голе, за нищенскую зарплату тянуть космос, голодать по подвалам, делать йодоформ для фронта, бомжевать с детьми по казармам, погибать в Таджикистане, кормить вшей в Чечне, усыновлять брошенных детей - мы были русскими.

Теперь я стал для Родины евреем, хохлом, бандеровцем, пятой колонной и национал-предателем.
На "жидобандеровском фашистском" Майдане никто ни разу никогда нигде ни при каких обстоятельствах не спросил меня о моей национальности".

Повторю, что уже писал раньше:
Все русские, особенно пассионарные русские, -это "русские в первом поколении" различной этнической принадлежности.
Максимум- во втором-третьем поколениях.

Если копнуть дальше, то каждый, кто знает хоть что-то реальное о своей родословной, выяснит, что и в его семье ещё несколько поколений назад русский язык не был родным.
Начиная с "чухны и мордвы" Путинов, Гундяевых, Чапаевых, Матвиенко(Тютиной) и прочих несть им числа, кончая армянами Лавровыми, Кургинянами, евреями Задорновыми,Леонтьевыми, Соловьевыми, Фроловыми,Стрелковыми-Гиркиными, чеченцами Сурковыми, булгарами Матросовыми, хохлами Деникиными-Дейнеками, Будэнными, Навальными, Дугиными, Лановыми,Сенчиными - и далее по всему списку национальностей всего бывшего СССР.

Удивляться тут не надо, потому что русские- это с самого начала сообщество такое. Особое. На других принципах, не на национальных, по сей день собираемое.
Именно потому "умом Россию не понять" тем, кто упорно пытается понять русских как народ/нацию, поверив в распространяемое самими русскими заблуждение, что "русские" это такой же этнический народ, как и все остальные народы.
Именно поэтому в этом сообществе так боятся слова национализм, как в доме повешенного слова верёвка.
Потому, что они сами не составляют не этническую, не гражданскую/политическую нацию, а народ в смысле сообщество янычаров империи, собираемое заново с каждым новым поколением из всех этносов эту империю населяющих. В самом что ни на есть Ордынском смысле.
Есть среди них, конечно, и потомственные янычары, янычары во втором-четвертом поколении, но не они среди русских сегодня большинство. Слишком быстро за последние столетия расширялся круг обрусевших (увеличивалось количество записавшихся русскими) и поэтому не они, а именно неофиты составляют его костяк.

Знаете как в Османской империи делали янычар?
Со всех пределов Империи насильно забирали детей у разноплеменных родителей, обращали их в ислам и воспитывали, воспитывали, воспитывали.

И были они лучшими воинами Империи против всех, кто не отрёкся от роду своего по отцу и матери как они, и в этом была сила Османская.
Потому что не были они этническим народом, а тюркоязычной сборной рабов Империи и "родиной" для янычаров было государство.

Знаете как в Российской Империи делали русских?
Со всех пределов Империи разноплеменные родители сами отдавали своих детей в русские школы, крестили их в московское "православие" и воспитывали, воспитывали, воспитывали.
В духе верности Имперской идее, и чтоб "пох" им была их малая Родина.
И есть они лучшими воинами Империи против всех, кто не отрёкся от роду своего по отцу и матери как они, в этом сила Российская.
Потому что не есть они этническим народом, а русскоязычной сборной рабов Империи и "родиной" для русских есть государство.

Пока каждый член этой Орды маскирующейся под народ дует в общую имперскую дудку поддерживая рашизм, то он для остальных русский с большой буквы.
Как только охладел, к общей идее, то уже "россиянин".
Но как только он сказал что-то поперек, так ему остальные "уже русские" сразу припомнят.
И не только еврейство, как многим из тех, кто жизнь положил на создание русской культуры (именно такой, с врожденной имперскостью и потаённым антисемитизмом, какой мы её знаем сегодня) , как крымчанину Эскину , но и "хохла"- как "Старшинезапаса" Бабченко .
Кстати- те оба искренне негодуют- а нас-то за что?
Мы же столько лет верой и правдой?

Вот, не выдержала душа ещё одного русского- Доренки:

Да я хохол, в конце концов! Как это может быть?
Могу еще добавить, что я родился в Керчи. ..
Все мои родители родились на Украине, все мои деды и бабки родились на Украине.
И я в конце концов украинец.

P.S.
Но сентиментов к украинцам от Доренки не ждите.
Не для того и он сам и ещё его КГБшные родители по капле (как раба по Чехову) всю жизнь выдавливали из себя украинство, чтобы наконец стать совсем русскими.
Призывающий убивать украинцев русский профессор Дугин тоже говорил, что он украинец.

Янычарам их происхождение никогда не мешало зверски, огнем и мечём, уничтожая соотечественников не пожелавших стать янычарами, приносить на своих штыках на земли их предков Империю.
Русским тоже. Но османы янычаров хотя бы благодарили и не только словами и не дурили их, что они этнический народ "янычарские".
Когда была в истории России хоть какая-то власть от которой русские не страдали бы?
А никогда.
Когда при королеве Виктории Англия владела половиной Мира - быть англичанином в английской империи было денежно и престижно.
Когда при нацистах у немцев был Рейх (слава Богу что недолго) - быть лояльным к Гитлеру немцем было тоже почетно, денежно и комфортно не только для этого немца, но и для членов его его семьи. Он был спокоен, что никакой "черный воронок" внезапно за ним не приедет.
И хотя за всю историю России (Московии, Рос Империи, СССР, РФ) русским в этой стране никогда не было лучше инородцев, но они до сих пор за это государство себе и жопы рвут и им гордятся. Гордятся гордостью раба империи.
А не было им лучше, потому что не для того правители создавали себе сообщество служивых людей империи, чтобы они жили в своё удовольствие.
И то, что сегодня они вместо скомпроментированного историей слова "империя" придумали эвфемизм "Русскій Мір", сути не меняет.
Конфликт в Украине -это не конфликт между двумя народами, а старый конфликт народа защищающего себя и свою страну, с хищной денационализированной имперскостью, подло мимирирующей под "братский народ".

Кстати- именно в этом сегодня проблема многих украинцев (и не только этнических украинцев) живущих в Украине.
Всю сознательную советскую и постсоветскую жизнь они выдавливали из себя кто украинство, кто болгарство, кто еврейство, чтобы стать такими же русскими как Доренко, и тут вдруг, после Майдана, оказалось, что всё коту под хвост.
Что не они в Украине большинство.

Вести с полей:



*
Для тех русских кто до сих пор не в курсе национальности своих предков, объясняю:
Как нет в природе ни народа укробелов или белукров , как нет в природе ни укробельского ни белукрского языков, а есть два отдельных народа украинцы и беларусы , и два похожих но отдельных языка украинский и беларусский ,
так нет в природе ни народа мордва , ни мордовского языка , хоть и республика такая в РФ есть.
Чухной и мордвой их презрительно обозвала Москва.
Троцкий с Лениным, сначала вообще хотели назвать "Чухонская республика", но поняли, что это вообще будет перебор, Потому назвали "мордовская", чтоб и привычно и не заморачиваться.
Есть 2 родственных, коренных для этих мест финно-угорских народа: эрзя и мокша.
И 2 языка - похожих, но разных - эрзянский и мокшанский.
Был ещё третий народ - меря, но свой язык он потерял к 1730-м годам, и к нашему времени весь полностью записался в русские.

Например - актер Седойкин, модель Водяднова, - эрзя (как и Кирилл /Гундяев, чья фамилия получилась не от того, что предок у него был гундявый, "гундяй-кундяй" по эрзянски- земляк, так что его фамилия переводится на русский как Земляков). И якстере армиянь ушмодей ЧЕПАЕВ (красной армии командир Чапаев, правда чуваши говорят, что мать его частично чувашка) , и Лидия Русланова (Лейкина) и Надежда Кадышева и Мазаев (от мазый=красивый) и многие другие русские.
Мокша, например, Василий Шукшин.

maximus101 в Папа - турок, мама - грек, а я русский человек

И. Данилевский о происхождении русский князей раннего периода истории Руси.

Действительно, очень интересно происхождение Малуши - матери Владимира Святославича. К какому этносу принадлежала Малуша неизвестно, но очень вероятно, что ее предки были связаны с хазарской аристократией и по вероисповеданию она была иудейкой.
Так как имена Малуши (Малка), ее отца Малка Любечанина и даже древлянского князя Мала созвучны титулу правителя славян - свиет-малик (по Ибн Русте), который в свою очередь может восходить к хазарскому титулу мелех (князь, царь). Видимо, она имела знатное происхождение, была сестрой Добрыни - соправителя ее сына кагана Владимира Святославича.

Добрыня по традиции русов и хазар должен был быть беком (шадом и/или возможно тоже мелехом), князем с военными функциями, в то время как сам каган Владимир в том числе выполнял ритуальную функцию "живого бога" - священного кагана русов и хазар, об этом косвенно свидетельствует фиксация внимания летописцев на его многочисленном гареме.

Отрывок из передачи "Час Истины" - "Народы Древней Руси"

ПС. От себя (ИП) добавлю , что этот пост хорошо показывает, почему название этнической принадлежности - "русский" - прилагательное, а не существительное.
В отличие от "немцев", "поляков", "турок" и т.п. мы - русские. Самая близкая аналогия, которая была у европейцев в свое время, это британская империя. Все подданные британской королевы были british вне зависимости от национальности и т.п. Но где теперь та британская империя, над которой не заходило солнце? То, что сейчас переживает Евросоюз - это проблема идентичности личности в суперэтносе. Созданные изначально как национальные, европейские государства объединились в полинациональное супергосударство. И теперь сами не могут понять, кем они после этого стали. От этого все их игры с "толерантностью" и т.п. Все это не более, как поиск формы взаимодействия различающихся друг от друга частей в едином целом.
Мы на Руси это пережили и освоились с этим уже давным давно.
Поэтому для нас все происходящее в Европе по поводу национального вопроса представляется чем то вроде утренника в детском саду в отсутствие воспитателя.
Самое парадоксальное в этом то, что вместо того, чтобы спросить у "взрослых", а как оно на самом деле надо, "дети" постоянно пытаются нас учить, как нам решать национальные проблемы. Обычное дело, дети не слушающиеся родителей - родители всегда кажутся подросткам "устаревшими", "несовременными", "отсталыми" от прогресса.
Что с них взять, онижедети...

С корифеем советской и российской эстрады Ильёй Резником мы встретились во дворе одного из ялтинских храмов после воскресной церковной службы. Илья Рахмиэльевич ел дыню, пил кофе, обнимал любимую жену Ирину, слушал песни под гитару, читал свои новые стихи и казался абсолютно свободным и счастливым человеком. А на груди под светлой летней рубашкой у него виднелся православный крест. О бедности и голодном детстве, о вере и вдохновении, о книгах и деньгах - в эксклюзивном интервью «Крымскому журналу ».

Детство

Я блокадный ребёнок. До сих пор для меня немыслимо оставить крошки на столе, выбросить корку, ведь я ел дуранду, жмых, лебеду, суп из крапивы. Меня спасли, вывезли по Ладоге. Помню трап, по которому на катерок поднимались. У меня есть цикл блокадных стихотворений, и стихи об этом спасении называются «Исход»: «И шли мы по двое, ступая осторожно»… Боженька нас спас. Мы попали на Большую землю, в Свердловске с мамой жили на мельнице, она там работала. В комнате нас было трое - я, мама и тётя Фрося. Спали на одной кровати, я между ними. Фрося была большая такая… Помню детский сад, как я танцевал матросский танец, как был влюблён одновременно в одну девочку и воспитательницу. Потом папу к нам в Свердловск привезли в 1944-м. У него было два ранения в лёгкое, развилась скоротечная чахотка. Он скончался 15 апреля. А мы осенью того же года вернулись в Питер.


Отрочество, юность

Откуда я знаю, как рождаются мои стихи! Я в школе сочинил две строчки - «дядя Федя съел медведя». Всё! По русскому у меня была четвёрка. Правда, в 9 классе я написал несколько стихотворений - о какой-то кобыле:

…Хвостиком махала,

Отгоняла оводов и слепней-

нахалов.

Слушай, ты, животное,

животное,

Животное, послушай,

Тебе ведь есть хочется,

И я хочу покушать.

Погоди немного, немного

погоди,

Кончается дорога, уже

конец пути.

Я тогда очень голодный был, жили бедно. Мечты были разные: в четвёртом классе - Нахимовское училище, в седьмом - артиллерийское, потом в хоре пел, в Первый медицинский институт поступал - туда не приняли, четыре года подряд поступал в театральный. Поступил.


Бард

Из артиста в поэты я перетёк через театр. На втором курсе Саша Городницкий пришёл к нам в театр работать, я тогда только-только научился на гитаре играть - для спектакля надо было. (И сейчас могу иногда сыграть что-нибудь, на концертах пою два-три романса, сам себе аккомпанирую.) Я с Городницким ездил по концертам и пел его песни - «Атланты», «Кожаные куртки», «Снег, снег», через него попал в ленинградский клуб «Восток», куда приезжали знаменитейшие Визбор, Кукин, Клячкин - все барды той эпохи. И сам начал сочинять под гитару - «Балладу о французской дуэли», «Тараканку»… Так я стал, оказывается, популярным бардом в Питере, меня приглашали на различные вечера, у меня было 20 или 30 песен. Потом я это всё забыл. И когда уже стал заниматься эстрадой, когда появились знаменитые песни «Золушка», «Толстый Карлсон», от Ленконцерта меня с Людой Сенчиной послали в этот самый «Восток», в клуб пищевой промышленности. Там я начал исполнять эстрадные песни, и в зале установилась полная тишина. Приходит записка: «Илюша, мы вас так любили, когда вы были бардом, ну что вы делаете?» Тут мне стыдно стало, я вспомнил одну пародию на популярного тогда Рождественского и прочёл её, меня эта пародия спасла от провала.


Петербург и Москва

Я в своё время уехал из Петербурга в Москву - и правильно сделал. Когда у меня в 1973 году был первый творческий вечер с Ириной Понаровской, Сергеем Захаровым, Эдитой Пьехой - потрясающие исполнители! - так моё имя даже на афише не разместили, а просто написали: «Эстрадный концерт». А Москва мне открыла все двери. Даже сейчас я зашёл в питерский театр Комиссаржевской, которому отдал много лет, и предложил провести творческий вечер совершенно бесплатно. Не захотели.


Метод

Я стихи не сажусь писать, а ложусь. Старым дедовским способом, на сложенных листах А4. Сегодня написал, например, два псалма - 123 и 112, переложил их с церковнославянского на русский. Ночью ко мне всё приходит, прямо блоками. Ясность мысли в темноте потрясающая. Когда свет включаю - пропадает. Главное, эти блоки запомнить, а потом торшер включить и записать. Наутро переписываю и правлю, но главный выхлоп происходит ночью - и очень быстро. Я не понимаю людей, которые пишут одно стихотворение два или три месяца.


Песни и слова

Мои многие замечательные стихи погублены посредственной музыкой или исполнением. В песне важно всё - и стихи, и музыка, и исполнение, и аранжировка, и атмосфера в стране, и дыхание публики: все эти компоненты должны совпасть, чтобы получился хит.

Меня песни сегодня не интересуют, уже всё написано - оно осталось и звучит, это архив. А новое что? Пишут сейчас «приходил вчера»… или о рюмке водки. У меня в 1992 году была песня о рюмке водки.

Рюмка водки, рюмка водки

Разожжёт огонь в крови.

Нашей жизни век короткий,

Ещё меньше у любви.

Так что то, что сейчас пишут, уже всё написано.

Я включил на канале «Ностальгия» подборку песен 1976 года. 22 песни. Все - шедевры! А сейчас пока новые песни оплачиваются, они звучат отовсюду, а потом… Я серьёзно к ним не отношусь, слушаю джаз и классику, о радио речи нет: если включаю его, во мне тут же начинает говорить редактор - здесь нет рифмы, тут слово корявое, там не то ударение…

Чтением отвлекаюсь. Люблю зарубежные детективные истории. Вот прочёл детектив «Мотылёк» - «Папийон». Какая насыщенная, гениальная книга! И после этого «Мотылька» пробовал читать новые зарубежные романы, но переводы такие бывают ужасные - не то слово, не тот стиль. Я за чистоту языка, у меня есть «Гимн русскому языку», его исполняют в День славянской письменности на площадях по всей стране.


Публика и автор

На улице меня всегда узнают. Мне это не утомительно, мне приятно. Притворяться недотрогой не нужно. Больше всего на свете не люблю завистников, зло держащих и неулыбчивых людей.


Книги и деньги

Мои мечты связаны только с творчеством. Я так люблю запах вновь изданных книг! Всегда вижу впереди новую книгу. Недавно у меня вышла детская - «Тяпа не хочет быть клоуном», а сейчас печатается «Моё ленинградское детство». О том, что я пишу для детей, мало кто знает, потому что я не пиарюсь и книги свои зачастую не продаю. Есть такая традиция: если достаю деньги на авторский концерт, то сразу часть их идёт на тираж моей книги, их мы раздаём зрителям бесплатно при выходе из зала - такое своеобразное продолжение концерта. Поэтому в Москве мы живём в съёмном доме, на своё жильё так и не накопили. А при советской власти авторы песен были богатыми людьми - Рождественский, Дербенёв, Танич… Мы все получали по 5-8 тысяч рублей в месяц.


Дети

Детская тема сейчас основная. Мой ансамбль «Маленькая страна» приехал в знаменитый «Артек», нам дали 33 бесплатные путёвки, а у нас почти 90 деток. Это замечательно. А почему не всем путёвки - кого-то родители не отпустили, и, опять же, у нас с 2-3 лет дети занимаются, а в «Артек» принимают с 8. Но маленькие артисты не только отдыхать едут - будем давать в Крыму концерты.

Молитвы и псалмы

Моё второе основное занятие сейчас - это молитвы и псалмы, их стихотворное переложение с церковнославянского на русский язык. Патриарх Кирилл очень поддерживает меня и говорит, что на эти переводы вся надежда, потому что молодёжь не понимает церковно-славянский язык. Лучший день в жизни для меня - это каждое утро, когда я пишу молитву.


О вере

В прошлом году крестился в Ялте, в Нижней Ореанде, в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Решился на этот шаг, потому что по сути я русский человек: люблю русский язык, а не иврит, не синагогу - мне нравятся храмы. Летом мы с женой в Ореанде живём. В прошлом году в здешнем храме я все новые молитвы читал. Здесь мне очень хорошо - душевная такая атмосфера. Люблю паству, все эти посиделки, трапезы воскресные после литургии. Настоятеля храма в Ореанде отца Нестора я готов каждый день видеть и говорить с ним - он почти святой!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении